!! Помогите! Надо написать сочинение на тему,, идеал человека по Горькому,, срочно.
Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввёл в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века. Образы Горького были написаны живо, яркими красками, что способствовало выделению какой-либо отдельной, самой главной черты в герое.
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям Горького. Главный мотив произведения – это жажда подвига во имя счастья людей. В этом писатель видит положительный идеал человека, поэтому главными героями в рассказе являются люди полусказочные.
Рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, легенды о Данко и повествования о жизни самой рассказчицы, Изергиль. Получается как бы «рассказ в рассказе».
Ларра, герой первой легенды-притчи, – сын женщины и орла. Он одержим гордыней, высокомерием по отношению к людям, с которыми он живет. Крайнюю степень эгоизма проявляет герой, когда убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним. Он, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в этом оскорбление своей чести.
Убивает юноша не из-за любви, а из-за эгоизма. Он видит в девушке только вещь, которая должна принадлежать ему, потому что ему так хочется. На вопрос жителей, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Я убил ее потому, мне кажется, что меня оттолкнула она… А мне было нужно её… Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще».
Собрались тогда люди, чтобы придумать казнь гордецу, достойную его поступка. Самый мудрый сказал: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Сначала Ларра (его имя означает «отверженный») громко смеялся, как ему казалось, над глупостью людей.
Многие годы герой ходил одиноким, смерть была не властна над ним, даже тогда, когда он сам захотел её: «… он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен молодой человек за гордость!»
Ларра отказывается от предоставленной ему свободы, пытается погибнуть, лишь бы освободиться от ненавистной воли. Жизнь становится для него каторгой.
В этой легенде автор хочет сказать, что человек должен быть свободным. Но свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода как величайшее благо имеет ценность только тогда, когда она связана с обществом.
Герой второй легенды – юноша Данко. Ради свободы своего племени идет на величайшую жертву, испытывая при этом счастье. Если от Ларры тень осталась блуждать на земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности.
Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады.
Юноше не страшна была собственная смерть – соплеменники показались ему жалкими и беспомощными, а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям»:
«- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям».
Горящее сердце юноши спасло людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».
Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в способности пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Идеал личности в раннем творчестве Горького
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где он живет и что за народ вокруг. Именно этот период жизни писателя нашел отражение в таких его ранних произведениях, как “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, и других.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им автор противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку.
Удалой молодец Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье — это свобода. Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей”. Свобода, толкающая на убийство? Парадокс, казалось бы, но и в других рассказах это понятие толкуется неоднозначно.
Среди гордых и свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки. Эта героиня, рассказывающая чудесные легенды и так любящая “красивых и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”. Она была подчинена этой ненасытной страсти, но не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал. “Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. И все же иногда в ее голосе звучит “рабская нота”. Откуда такой диссонанс в, казалось бы, цельном образе? Может быть, ее свободная любовь на самом деле была проявлением крайнего эгоизма? Такого, как у сына орла Ларры? Горький не дает однозначных ответов, но предлагает размышлять. Свобода? Да! Но свобода от чего и ради чего? Ради самого себя или ради других людей, как у второго героя из легенд старухи Изергиль — Данко?
Герой Горького, запечатленный в рассказе “Челкаш” и многих других произведениях (“Коновалов”, “Бывшие люди”),.— это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности и превращающийся в обычного индивидуалиста, которого жизнь толкает на преступления. В Челкаше автора привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни. Этот герой, конечно, романтичен. Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги. Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он завидует: “сам себе хозяин”. Опять мы видим неоднозначность образа “свободного” человека.
В целом Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди. Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своей независимостью, широтой души и человечностью. Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. Но, возвеличивая понятие свободы, писатель не освобождает нас от вопроса: ради кого свобода? Так Горький связывает это понятие с понятием нравственности. Свобода, отвергающая любовь к людям, превращается в крайний индивидуализм.
17. Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по литературе)
«Старуха Изергиль» – одно из ранних произведений М. Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии, повествование обрамляют красивые природные образы. Рассказ имеет необычную трёхступенчатую композицию, состоящую из двух легенд – о Ларре и о Данко, между которыми расположен рассказ о жизни Изергиль. Каждая часть раскрывает в себе диаметрально противоположные жизненные позиции, в образах героев мы видим воплощение идеала и антиидеала человека.
Ларра – сын женщины и орла: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он горд, уверен в собственном превосходстве над всеми людьми. Ларра жестоко убивает девушку, отказавшую ему, не считая этот поступок ужасным. Этот герой хотел брать все, ничего не отдавая взамен. В его образе автор воплощает яркий пример антиидеала человека, эгоизм которого приводят к тому, что он навсегда остается отверженным. Наказанием для Ларры за его великую гордость становится вечное одиночество.
Данко – антипод Ларры, альтруист, красивый и смелый юноша. Всю свою жизнь он посвящает помощи окружающим, он даже жертвует собой, ради того, чтобы спасти других, вырывая из груди свое сердце: «весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».
Обреченный на бессмертие и одиночество, Ларра страдает, а Данко же, умирая, испытывает радость: «кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер». Он счастлив тем, что совершил добрый поступок. В нем воплощен идеал человека, высшая ценность которого – благополучие окружающих его людей.
Старуха Изергиль – героиня, которая в своих жизненных ценностях находится между эгоистом Ларрой и альтруистом Данко. Больше всего она любит жить и петь. Для описания старухи в ее монологе автор использует очень выразительное сравнение: «Я, как солнечный луч, живая была». Изергиль умеет по-настоящему любить, но больше всего все же ценит свободу.
Ее философия заключается в том, чтобы жить ради самой жизни, любить каждую минуту, несмотря на выпадшее на долю трудности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что идеал и антиидеал человека в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький раскрывает в образах альтруистичного Данко и эгоистичного Ларры. Однако произведение все же названо именем старухи, возможно, главная идея автора была в том, что невозможно быть абсолютно плохим или же абсолютно хорошим, намного важнее любить жизнь, только тогда человек может быть счастлив.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id54350
Источники:
http://www.litra.ru/composition/download/coid/00156651206790325482
http://resoch.ru/ideal-lichnosti-v-rannem-tvorchestve-gorkogo/
http://www.kritika24.ru/page.php?id=54350