Предки башкир и их истории. Откуда произошел башкирский народ
Предки башкир и их истории. Откуда произошел башкирский народ
10 февраля 2017
В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.
В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.
Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических “степняков”, и людей с восточным типом внешности, и русоволосых “европейцев”. Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.
Название “башкиры” вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: “Главный волк”, “Пчеловод”, “Глава Урала”, “Главное племя”, “Дети богатырей”.
История башкирского народа
Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в “Армянской географии” того же периода, как бушки.
В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.
В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.
В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.
Мифы и легенды башкир
В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.
Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.
Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.
Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.
В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.
Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: “Урал-батыр”, “Акбузат”, “Заятуляк менэн Хыухылу” и др.
От кого произошли башкиры?
Почему они отличаются друг от друга.Есть башкиры которые обладают европеоидной внешность а некоторые монголоидной.С чем это связанно? Также слышал что некоторые башкирские племена смешались с венграми и финно уграми. Для наглядности прикрепил фото башкирки
Я башкир и поэтому могу высказать свое мнение на основе своего житейского опыта и фактов.
То, что башкиры были кочевниками не совсем верно, наши предки лишь на лето выезжали на “яйляу” (буквальный перевод летняя жизнь), а зимой возвращались в свои селения (аулы). Были у них и крупные поселения (древние города), например, археологические раскопки в Уфе подтверждают, что на месте столицы Башкортостана был древний город (Уфа-2), который датируется 1 веком до н.э и 1 веком н.э.
То есть еще до Чингисхана у башкир были элементы государственности. А во времена Чингисхана были известны несколько башкирских городов.
Другой метод, по которому можно определить народ и его возраст – изучение его фольклора. Тут надо упомянуть всемирно известный башкирский эпос “Урал батыр”, внимательное изучение которого позволило сделать вывод, что он имеет возраст не менее 4 тысяч лет. Значит башкирский народ намного древнее, чем многие ныне живущие народы и башкиры сами могли положить начало некоторым из них. Например, сходство венгров и башкир основывается не только на языковой форме, но и антропологии. Я с детства помню, как к нам в деревню приезжали венгерские ученые и измеряли головы, ширину подбородка, расстояние между глазами и т.д. В настоящее время связь между венгерскими и башкирскими антропологами еще теснее.
Второе, что я хочу сказать, то что язык башкир схож с языком многих тюркских народов (я например могу на слух могу понять многие слова таких языков как,казахский, киргизский, алтайский, бурятский и т.д. Но это не означает, что одни из этих народов произошли от других. Просто они некоторое время существовали вместе.
Что касается разных черт лица, диалекта, то такое наблюдается у всех народов. Я, например, отношусь к южным башкирам (Усерган) и довольно сильно отличаюсь от юго-восточных башкир (катай, кипчак) не только языком, но и внешне. То есть отличия возникают и от географических особенностей места проживания и от внешних соседей, и от основного вида деятельности.
То, что разные башкирские племена объединяются под одним общим названием указывает, что они имеют общее происхождение и то, что они населяли довольно большую территорию (по историческим данным от Волги до Иртыша).
Башкиры, происхождение великого народа.
Сразу необходимо уточнить для всех: термин башкарт имел только территориальное значение. Так называлась земля, Урал. Имеется дословный перевод термина башҡарт – начальная земля, основа, начальный надел земли. Именно поэтому в немецком языке Urajt – прежний, древний, старый. Многие, услышав о родстве венгров и башкир начинают крутиться как уж на сковородке, верещат, словно ошпаренные кипятком, хотя ни к венграм, ни к башкирам отношения не имеют. Действуют по принципу, лишь бы у соседей хорошо не было. Даже согласны на микроинсульт, лишь бы у соседа, как вариант, у тещи он случился в десятикратном размере. Однако, не только мадьяры выходцы с уральской земли, но и многие другие. Они, эти выходцы, выполняли определенное задание и, как правило, это юноши числом небольшим, до тысячи.
Следует повторить: Башҡарт это основание, начальная земля. Термин баш имеет несколько значений, не только голова, глава но и “начало”. Говоря по иному Башҡарт – “Тәүге ер”. Не сильно углубляясь в мифологию, следует пояснить, что в представлении древних земля это лежащий на спине человек, ер, эр, ир, man. И люди телохранители этого человека, более того, его дети. Именно об этом речь, когда башкиры называют себя “әҙәм балаһы”. Вовсе не о библейском адаме, как многие могут подумать. Хотя, безусловно, библейский Адам также имеет отношение к этому, как первый человек, хоть и изгнанный из Рая, согласно библейскому сюжету. Однако, изгнанником мог быть не сам Адам, а его сын Каин, убивший собственного брата, т.к. адам – это отец, дословно “отец мой”, то же, что otto. В башкирском языке телохранитель үнгәр или нөгәр. И так, запоминаем: үнгәр и нөгәр. Как левый и правый; левая рука, правая рука; руки и ноги; правое плечо, левое плечо. Правда, в связи с поздним обожествлением коровы, в виду ее ценности, стали применять термин үнгәр в значении пастух, ковбой. Также үнгәр и нөгәр коррелируют с исламскими терминами Мункар и Накир, стоит сравнить фонетику, т.к. это не простое случайное совпадение. В исламской эсхатологии это ангелы, которые допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. Имена Мункара и Накира часто упоминаются в Сунне, но не встречаются в Коране.
О мадьярах и о том, что их называли баiкартами или паскартами рассуждений много, но не понимают, каким образом могут связаны термины мадьяр, венгр и башкарт. Все просто, первое поколение мадьяр, переселившихся с уральского региона, еще называли башкартами. Но затем, это уже утрачивало актуальность. Сохраняется вариант үнгәр – телохранитель, но уже в другом значении, венгр либо пастух, либо вовсе варвар, вандал. Вероятно, тип хозяйствования отгонное скотоводство и дает возможность сохранить термин, русс. вариант венгр. И сколько угодно могут верещать, что венгры это угры, но остается главное, то, что их называли башҡартами или с оглушением согласного paschqart. И это результат проживания их предков на Урале. Язык, как и расовый тип абсолютно не показатель, все эти данные неустойчивы. Причем смена происходит довольно быстро, за одно-два поколения. И не надо думать, что после исхода части мадьяр, на Урале никого не осталось. Остались и сохранили за собой этноним башҡарт, как проживающие на начальной земле. Причем, до колонизации московитами, данный этноним перенимали все селившиеся на данных землях, все, без исключения становились жителями Башҡарт, т.е. башкирами, уральцами. Было бы смешно, если бы это было не так. В связи с венграми, надо прояснить еще одно обстоятельство, у них, как и у большинства азиатов, отсутствует склонность к ожирению, к полноте. Азиатские девушки более грациозны, как и их юноши. Это дало повод термин мадьяр превратить немцам в mager – тощий, у англичан hunger – голодный.
Есть специально обученные люди или по своему невежеству утверждающие, что башкиры, как народ сформировались где-то в Приаралье, Средней Азии. Но этого просто не может быть, т.к. термин башҡарт это территория, земля и если хотите страна, которая находилась и находится на Урале. Никому ведь в голову не приходит заявить, что россияне сформировались в степях Монголии и откочевали в центральную полосу современной России. Россияне это жители всей России, а не какой-то ее части. Например, такого понятия, как «американец» с точки зрения этноса не существует. Есть, конечно, индейцы и их потомки… Но, если говорить о “белых” или “черных” жителях США, то они являются смесью выходцев из разных регионов Европы, Азии и Африки. Тем не менее, в большинстве случаев эти люди не считают себя немцами или испанцами (хотя являются ими генетически). А называют себя американцами. Примерно то же самое происходит и в России. Люди называют себя русскими не потому что являются таковыми по своему происхождению, а исходя из того, что они живут в России. Понятия российский и русский становятся синонимами, отождествляются. Нечто аналогичное этому процессу происходило и на Урале. Люди назвали себя башҡортами, исходя из места жительства. Поэтому и язык мог отличаться. Точно также, современные венгры это не только мадьяры, но и потомки печенегов, рутов, неметов, славян и мн.др племен. И этот процесс закономерен. И на определенном этапе было правильным всех жителей Башҡарта называть по названию региона, точно также, как жители Китая зовут китайцами, Америки – американцами и т.п.
Не понимая значения древнего слова, интерпретировали каждый по своему. Турки слышали свое: баш курт – главный волк. К примеру, татары, как пришлые, старались унизить коренные народы и, естественно, слышали свое: баш ҡорт – голова червивая. Т.е, кто чем богат, тот тем и делился. Есть вариант башҡорт – глава пчел, главный пасечник. Но пчела у башкир сағаун и бал ҡорто (мед, собирающее насекомое называют) название лишь местечковое. В руск.языке вариант башкир в самом начале использовался в значении вотчинник, от греческого баш иле. Не стоит забывать, что в ту пору русские перенимали все греческое, особенно терминологию. XVII- XVIII век мода на все немецкое, XIX век уже все французское. И лишь с революцией 1917 года – собственно русское. Но заимствования уже не выбросишь просто так. Еще одно возможное толкование термина башҡорт: ҡорт – хозяйство, подворье, двор. Например, домашние птицы в башкирском языке ҡош-корт, дословно “птицы двора”. В таком формате башҡорт – глава двора, с полномочиями судьи. Но в таком случае, башҡортом могли называть не весь народ, но лишь “верхушку”, что не имеет под собой никаких оснований. Но термины башҡорт и башҡарт не имеют различий, ҡорт и ҡарт означают землю, двор, сад, надел. Юноша, получивший собственный надел земли также назывался ҡарт. Ныне это слово утратило первоначальное значение и используется лишь как “старик”. Иногда супруга по привычке называет мужа ҡарт – обладатель земли, судья и защитник. Возможен вариант с озвончиванием согласного в конце слова ҡард или ҡорд, но это результат влияния произношения твердых согласных, стоящих в конце слова. К примеру, в англ.языке земля earth, через “ҙ” (θ); в арабск. земля ард с твердым “д”; в швед. jord; нем. erde и т.д. Следует привести еще одно толкование этнонима башҡорт или, вернее, второй части ҡорт. Родственным является слово ҡоро – сухой и ҡорт – сухое место, площадка. В швед.языке сушь – torka, на этом все, не будем объяснять, что такое метатеза, альтернация, диереза и проч. Все равно гармонист “талгат ишемгулов” глуп и ничего не поймет.
Итак. Закрепляем тему. Башҡарт это земля, территория Уральских гор, Урал, то же, что башҡорт. Башҡарт означает начало земли, дословно: баш- начало, исток, основа; ҡарт -земля, защищенное место, огороженное место, земная твердь. Возможен вариант башгард от формы gard, а также с оглушением согласных: паскарт и проч. Башҡарт можно сравнить с мифическим райским садом. Существуют родственные слова в других языках: в венгерском языке сад kert, лат. сад hortus, швед сад – gård, град, гард, огород, garden, гарда, кәртә и т.д. И Башҡарт (Башҡорт) название города, огороженной территории, крепости, сада и, как следствие, всех прилегающих территорий. Есть источники, указывающие на существование города с названием Башҡарт на месте современной Уфы. Кстати, славянское произношение выдало вариант Уфа из более раннего Өҙә или Үҙә, родственное слово үҙәк – центр, ядро. Из этого следует, что Уфа центр территории под названием Башҡарт, но последнее распространяется на народ и всю страну в целом. Есть предположение, что страна называлась Катай, та самая легендарная Катай, подобная Эльдорадо. Тогда Башҡарт ее столица, үҙәк. Ведь термин катаи, имя жителей той самой страны, сохраняется в названии племенного объединения башкир неслучайно. Неслучайно и сходство терминов Эдем, Адам и әҙәм. Земля рассматривалась, как человек, лежащий на спине и он либо спит либо умер, второе вернее. Люди охраняют его покой, являются телохранителями: үнгәр и нөгәр. В случае с умершим человеком использовались синонимы яй (медленный, тихий), тынһыҙ (бездыханный), бартылымай (недвижимый). От термина яй происходит название Яик – тихий, медленный. Далее, следует сравнить имя Бартоломей, означает “сын вспаханной земли, сын полей”. Башкиры утверждали, что вотчинное право им дал именно Тынһыҙ, вовсе не монгольский Темучин, известный как Чингисхан. У них своя свадьба, у нас своя. В башкирском эпосе Урал батыр погибает, не использовав эликсир бессмертия для себя лично. Урал батыр и есть Башҡарт – основатель земли, Адам и создатель сада Эдем, ведь эликсиром бессмертия Урал батыр воскресил землю, сад. Теперь приведите в пример хоть один язык, который даст аналогичные показатели. Нет. Потому что основа это Урал, он же Башҡарт, также известен как Адам.
Башкиры праздновали Нардуган и термин означал “рожденный от покойного”, к монгольскому слову нар (солнце) не имеет отношения. У степняков было большое желание притянуть одело на себя, к своим монголам. Но не было необходимости давать монгольское имя своему празднику башкирам. Нар это труп, мертвец, например, нарата – сосна, буквально “цветущий мертвец”. Нардуган – рожден от мертвеца, в данном случае, уже от мертвого башҡарта, земли. Праздник относился именно к сосне и ни к чему больше. Все логично, земля замерзала, как бы умирала, а сосна остается зеленеть, чем не повод для праздника? И это древний башкирский праздник, незаслуженно забыт многими башкирами. Только лишь потому, что пришлые, новые жители, не знали значения праздника. И эти пришлые все время тянут башкир в степь. Сколько волка не корми, а все одно в лес смотрит. И что, удивительно, даже через несколько поколений. Христиане также приложили руку к тому, чтобы о Нардугане забыли, ведь празднование сосны проходило в период с 25 декабря по 7 января. Вообще, могли и дольше праздновать, основной смысл сводился к угощению детей сладостями, взамен рассказанных стишков. Стоит добавить, что нар не только труп, но и дух. И сосна рассматривалась как проявление стойкости, сила духа. Обычай наряжать на Новый год сосну распространяется на весь мир, но вряд ли у остальных народов есть понимание, отчего зародилась данная традиция. Это говорит о большом влиянии башкирской культуры в прошлом.
Башҡарт это территориальный признак и этноним башҡорт никак не мог образоваться в других краях. Башҡорт это Урал и никак иначе. Допустимо, лишь в начальном этапе могли называть выходцев с Урала башҡартами, но уже в следующих поколениях этноним ими утрачивался. Еще совсем недавно считалось обязательным хоронить на той земле, где родился и вырос, на своей родине, на своей вотчине. В старину даже везли их далеких краев, чтобы быть похороненными у себя дома. Но был жесткий отбор, встречали усопшего үнгәр и нөгәр, в исламе Мункар и Накир, строго допрашивали, какой религии придерживался, как жил, кем был и т.д. И только после этого выделяли землю, указывали место, где лежат его родные. Это в том, случае, если покойный достоин своих предков. Иначе хоронили в стороне. О том, что с Урала во все стороны рассылались посланники, всадники на колесницах, с идеей единобожия, единого отца всех народов, очень много свидетельств. Единым отцом считался легендарный Урал батыр. Его имя производное от ур – творец и ал – земля (ил), также ал – будущее, прекрасное будущее. Это красочно описывается в эпосе, батыр сражается с чертями и из их тел создается новая земля. В конце и сам герой умирает и его тело также становится землей, той, которой дали имя Урал – земля изначальная, основа всего живого и которую берегли оставшиеся. И здесь видим, что Урал также относится территориально лишь к башкирам и не стоит искать его корни на Алтае, Альпах или Африке. Могло иметь место только лишь обратное заимствование, от тех самых посланников-егетов с идеей единобожия. Поэтому все попытки искать этимологию этнонима башҡорт вне Уральского региона ошибочны и являются фальсификацией. Башҡорт существовал всегда, это древняя земля, Башҡарт, это легендарные Катай и Эльдорадо, это шумерский Дильмун, это “Страна мертвых” ирландцев и древних египтян, это Magna Hungaria венгров, а также это библейский Эдем.
Источники:
http://nazaccent.ru/content/23150-bashkiry-istoriya-i-mify.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2483644-ot-kogo-proizoshli-bashkiry.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5b43adc1d0e2c200a8a22882/5cc04f55bd3a1a00b22c698e