14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры. Система работы включает в себя

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости.

Отсутствие раздела нравственно-эстетического воспитания в программе Л.А.Венгера «Развитие», побудило меня к созданию своей системы работы, которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию нравственно – эстетических качеств и художественно – творческих способностей дошкольников.

Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется композиция «Семья», состоящая из шести ростовых кукол в русских народных костюмах, которая способствует приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Ведь именно в семье начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве.

Система работы включает в себя:

Диагностику сформированности духовно — нравственных качеств и творческих способностей детей;

Создание предметно пространственной среды;

Организацию кружка «Наши умелые ручки»;

Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно — нравственному воспитанию детей.

На начальном этапе, опираясь на рекомендации Л.С.Куприной и Т.А.Будариной, нами была оформлена «зона народной культуры» — «изба». В свободном помещении детского сада соорудил деревянный сруб. Здесь, «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии моей семьи по материнской линии и собранные мной предметы быта в селе Мезенское Свердловской области, в котором родилась я сама. В «избе» теперь есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.

Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам русских народных костюмов, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

Так родилась идея создания «кукольной семьи». Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Вот почему я решила создать не одну или две куклы, а целую семью — образ той семьи, которая растила меня.

Наши куклы вызывают только положительные эмоции.

«Батюшка» — мужчина в возрасте с бородой, возможно в шапке, в безрукавке, рубаха с богатой вышивкой, на ногах лапти.

«Матушка» — с очень добрым лицом, одета в красный сарафан, на плечах — богатый платок, на голове — расшитый жемчугом кокошник.

Читать еще:  Оригинальные пословицы о дружбе. Пословицы и поговорки о друзьях, дружбе и товариществе

«Старший сын» — стать и молодость, игривая улыбка на лице, рубаха как у жениха, порты в полоску, на ногах лапти.

«Старшая дочь» — обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове богатая повязка.

«Младший сын» — лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

«Лялька» — это кукла — «закрутка» в лоскутном одеяле.

Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Данная система реализуется в рамках кружка «Наши умелые ручки».

При отборе детей в кружок учитывала в первую очередь интерес детей к народно- декоративному искусству, возрастные и умственные способности детей, полученные в результате диагностических исследований.

Занятия кружка проходят в «избе» с использованием композиции «Семья».

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники». ( См. приложение №1)

Куклы «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, книги.

У кукол, как и у любого человека, иногда может быть плохое настроение, они могут быть чем – то озабочены, и тогда ребята приходят на помощь своим друзьям, успокаивают из, веселят, делятся своими «секретами», готовят для них сюрпризы. Куклы повеселели, заулыбались, хвалят ребят. Похвала, которую ребёнок получит за своё сочувствие, стимулирует его желание дарить радость другим и быть от этого счастливым.

Но воспитательный эффект от их использования может потеряться, если отсутствует систематичность в работы. Поэтому общение детей с членами «Семьи» реализуется в празднично — игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.

Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и активно обсуждают вопросы воспитания на наших встречах в родительском клубе «Горенка»

При оценке сформированности социально — нравственных качеств у детей я использую диагностику Т.М.Бондаренко, а для оценки творческих способностей диагностикой С.Т.Комаровой, О.А.Соломенниковой.

Анализ последней диагностики доказывает, что в ходе внедрения системы работы уровень сформированности духовно — нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.

Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее.

Дети увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.

Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах.

Они — победители конкурсов:

В городе Москва (Международный конкурс) – работы по гобелену;

«Новогодняя игрушка» 1место и «Красота божьего мира» грамоты за 2 место;

Получена почетная грамота за участие в городском конкурсе «Умельцы Нягани» к 20-летию города от «Музейно-культурного центра» за творческие работы по ткачеству «Гобелены»;

диплом за участие в городской выставке прикладного искусства «Умельцы Нягани» ко Дню России (акция Няганский Арбат) за изделия из тестопластики, композиция «Веселые «мукосольки»;

Моя композиция «Семья» была отмечена дипломом 1 степени комитета по культуре и искусству города Нягани и дипломом участника выставки «Умельцы Нягани » в рамках «Дней славянской письменности» и 1-го городского конкурса – фестиваля «Игры и игрушки»

Свои знания по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников распространяю среди коллег города.

Читать еще:  Познавательно-исследовательский проект «Чудо-магнит. Научно-исследовательский проект "интересное рядом" Волшебные свойства магнита проект дошкольника

Работу по приобщению детей к истокам народной культуры веду в тесном контакте с общественными организациями с «Центром прикладного искусства и ремесел» являюсь дарителем Няганскому музейно – культурному центру в накоплении фондов.

Система дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно-нравственных качеств и развития творческих способностей Свою тему считаю актуальной так как 2008 год объявлен годом семьи. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Страна образования

Автор: Кузьмина Нина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: д. Дворищи ул. Центральная д. 10а
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Дата публикации: 20.01.2020
Раздел: дошкольное образование

Приобщение детей к истокам русской народной

МАДОУ д. Дворищи

проводится по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

удивительная возможность дать детям почувствовать

настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь

Главное в работе нашего детского сада– творческое

воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира

чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти,

источником нравственного и познавательного развития

традициях народной культуры. Работать начинаем

младшей группы. На каждый возраст (младший, средний,

старший) разрабатывается перспективный план работы

на год, построенный на основе программы О. Л. Князевой

возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его

в о з м о ж н о с т ь

Окружающие предметы оказывают большое влияние на

раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В

сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей

силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится

обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек и

др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием

занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

Одним из условий успешного решения задач является

способствует накоплению информации, с этой целью в

ДОУ создан мини

музей. Наш музей – не традиционен:

экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены

потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле,

обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только

чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи.

Только предметы, сделанные руками его далёких предков,

донесут до сознания ребёнка представления о жизни в

Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее.

в о п р о с о в .

частушек, пословиц, поговорок и др.)

В устном народном творчестве как нигде отразились

черты русского характера, присуще ему нравственные

верности и т. д. Особое место в таких произведениях

занимает уважительное отношение к труду, восхищение

б о га т е й ш и м

и с т оч н и к о м

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во

Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Елена Лаптева
Проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

«Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка». В. Г. Белинский.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, художественное творчество, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство — этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России. В наше сложное время – время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на телевизионные экраны и компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Читать еще:  Цветная беременность: симптомы, причины, рекомендации. Могут ли идти месячные при беременности? Причины и последствия цветной беременности

Цель проекта:

Воспитание и формирование творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры, через художественную литературу и художественное творчество.

Задачи проекта:

• формировать представления детей о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях, праздниках;

• знакомить детей с произведениями народно — прикладного искусства;

• Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально — театральную деятельность, художественное творчество;

Приобщить детей к народным играм.

Планируемый образовательный результат:

-Пробуждение интереса к истокам русской народной культуры, через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, сказках и знакомство с народно-прикладным искусством.

— Расширение кругозора детей через посещение музея.

— Широкое использование всех видов фольклора.

— Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Основные формы работы с детьми:

I. Непосредственно-образовательная деятельность:

Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:

«Знакомство с родным краем».

«Еду-еду к бабе к деду на лошадке в красной шапке»

«В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей)

«Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни)

«Знакомство с декоративно – прикладным искусством».

Художественное творчество детей: знакомство с народно-прикладным творчеством «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» .

Рисование на темы:

«Русская матрёшка»

«Роспись дымковских игрушек»

III. Игровая деятельность:

Подвижные народные игры:

— по русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Теремок» и т. д.

IV. Знакомство с художественной литературой:

— знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками); собрали библиотеку сказок.

Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Гуси – лебеди» и т. д., стихов.

«Умелые руки не знают скуки». Поделки сделанные детьми совместно с родителями.

— в краеведческий музей, местного Дома культуры. Библиотекарь Вера Ивановна Мельникова познакомила ребят с историей родного края и быта. Провела экскурсию по музею.

Завершающим этапом проекта стало знакомство с обрядовым праздником «Широкая Масленица»

Система работы с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

Совместные посиделки с родителями и детьми:

«Я – семья – род – народ»

«Русская народная песня» (колыбельная, частушки)

Проведение совместной выставки «Умелые руки не знают скуки».

Проведение родительских собраний на тему:

— «Приобщение детей к русской культуре и декоративно – прикладному творчеству»;

Консультации для родителей:

«Народные игры»

— «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»

«Русские народные праздники»

«Русская народная игрушка»

Дальнейшее развитие проекта.

I. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.

II. Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

III. Проводить мероприятия по этнокультуре с детьми и родителями.

Реализация данного направления работы стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны направляли свои усилия на возможности развития каждого ребенка, создания благоприятных условий приобщения к истокам русской народной культуры.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

2. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

3. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987-240с.

6. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое детство», 1999-208с.

7. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков. ,1996.-127с.

8. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974-171с.

Книжки-самоделки в группе раннего возраста Книжки – самоделки в группе раннего возраста. Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется.

Консультация для воспитателей «Дети и поэзия» «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522117/
http://stranaobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=3011
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector