1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рабочая программа традиционные сельскохозяйственные промыслы башкирского народа. В башкирии умирают народные промыслы

В Башкирии умирают народные промыслы

С начала года обзвонил несколько десятков сёл в поисках народных умельцев в Туймазинском, Шаранском районе и тихо ужаснулся. Не осталось никого. Звоню по номерам в старых блокнотах. Умерли все, более 20 человек. Простые, светлые люди.

«А как же их ученики, дети?» — тоскливо спрашиваю в трубку. «Кому это сейчас нужно?» — отвечают мне.

Вместе с народными промыслами тает неповторимый дух урало-поволжских этносов. Вспоминаю шедевральные кандринские, нижнетроцкие кленовые сани (лётки), которые мог поднять подросток, без единого гвоздя, стянутые кожей и лыком. 26 лёток, изъял участковый в 2003 году и передал лесхозу (из браконьерской древесины были сделаны). Когда изъятое реализовали в счёт возмещения ущерба, к этому умельцу начали ездить за лётками со всей России. Одно утешает, кто-нибудь перенял секреты формования клёна, скопировал, передал другим.

Гафуровские, нижнетроицкие расшитые валенки — отдельная песня! У них даже подошва была толще накатана. Отороченные русскими, марийскими, татарскими орнаментами. Расшитые катанки втыкали занозы в сердца красавиц. Но ушли мастера, уникальные секреты канули в Лету. Попытки новодела в интернете не содержат главного — вековой души и гениальной народной простоты. В селах, например, Туймазинского и Шаранского районов не осталось даже тех, кто умеет плести лапти и гусиные гнезда, резчиков по липе. Поищите. Не найдете. Ни одного межрайонного центра народных промыслов, хотя бы какая-нибудь серьезная общественная организация? Кроме танцевально-песенных коллективов (они не пропадут) ничего нет в западной части Башкирии. Вспоминаю Евгения Кравченко (соавтора автомата Калашникова) из Серафимовки. Его резные оконные наличники приезжали в 80-е годы фотографировать из «Комсомольской правды». Учеников не оставил. Его дома с флигельками и изразцами, напоминавшие памятники зодчества, снесены.

Однажды в бане у приятеля меня поверг в эстетический шок простой дубовый ковш. Удобный, изящный и прочный: вставная ручка с незатейливой резьбой в выдолбленной бадейке-лодочке. Этим ковшом приятель колол орехи. Когда я попросил продать шедевр, ковш был отлакирован и поставлен дома на полку. Душа бизнесмена проснулась: «Единственная память от деда. Во! Мужики были раньше! Ножом и топориком за один зимний день сделал, — сказал он мне. — Я тоже попробую».

Туймазинский предприниматель-коневод открыл кумысный цех. Звонит мне, мол, были же у тебя знакомые кумысоделы? «Нетути, — говорю. — Бог прибрал. Ищи теперь по всей Башкирии».

Ему нужен был рецепт не казахского или монгольского, а башкирского кумыса от башкирской породы лошадей. С большим трудом нашёл 76-летнюю женщину, владевшую дедовским рецептом приготовления закваски. В Мордовии. Вроде бы воспроизвели вкус закваски башкирского кумыса. Для этого потребовались бочки из определённых пород дерева и мешки из кожи. По слухам первая партия оригинального башкирского сильно-кислого кумыса (бывают еще слабокислые) в бочке ушла за валюту в противотуберкулезный санаторий Казахстана.

Вымывание национальной аутентичности и ее замена западной гламурятиной подобно плесени, поражающей плод с краю. Во многих селах разучились плести, вязать, вышивать, выкладывать и разрисовывать печи, хлеб печь не умеют.

Сегодня японцы могут воспроизвести меч катану по технологии XII века, а мы ищем рецепт оригинальной закваски башкирского кумыса в Мордовии. Бортевой башкирский мед нас научат делать немцы (они учились у нас и внедрили это у себя).

Что мы покажем иностранцам через 30-40 лет? Одноразовый китч, выполненный бездушным промышленным способом? Они и так гребут его на Арбате. Что у нас осталось? Уфимское объединение народных промыслов «Агидель» на улице Трамвайной. Это кое-что. Хорошо еще, додумались перевести его на госфинансирование в начале 2000-х. Иначе давно бы затерялись уникальные мастера в банкротной мути. Потому что у них нет волосатой руки с когтями в качестве поддержки, иным уж за 50 лет.

Нужно немедленно внедрять хотя бы какое-то подобие госпрограммы по возрождению народных промыслов. Чтобы по всем селам ездили не только журналисты, но и группа из шорников, плотников, медоделов, ткачей, плетельщиков, фиксировала, распространяла уникальные рецепты и методики, проверенные столетиями. В противном случае мы получим поколение, верящее, что песни Надежды Бабкиной — это и есть фольклор, а лучший мед делают в Германии.

Традиционные промыслы Башкирских племен: звероловство, птицеловство, рыболовство. Охота на Южном Урале

Дата публикации: 28.07.2015 2015-07-28

Статья просмотрена: 4516 раз

Библиографическое описание:

Гималтдинова И. И. Традиционные промыслы Башкирских племен: звероловство, птицеловство, рыболовство. Охота на Южном Урале // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 501-504. — URL https://moluch.ru/archive/95/21328/ (дата обращения: 16.02.2020).

Башкиры — тюркоязычный народ, занимающий территорию Южного Урала. Республика Башкортостан, является основной территорией их расселения. Башкиры самобытный народ, с очень сложной историей формирования, они издавна являются объектом изучения и пристального внимания ученых антропологов и археологов.

Занятия башкир были очень разнообразными: коневодство, бортничество, земледелие и конечно, особую часть их быта занимала охота, а именно звероловство, птицеловство, рыболовство. Богатая фауна местности, на которой издревле проживали башкирские племена, способствовала развитию данного вида занятия. Так же нужно учитывать тот факт, что башкирские племена были отличными заготовителями меха пушных зверей, и этот особый продукт занимал немалое место в экономике башкир, и вполне естественно, что звериный промысел с течение времени только развивался и увеличивался в объемах. Промысловыми зверями были следующие: бобер, выдра, куница, лисица, волк, рысь, соболь, горностай, норка, ласка, белка, заяц и суслик. Охотились так же на медведей, лосей и диких коз [1].

«Из всех жителей Оренбургской губернии башкирцы более всех занимаются звероловством, — пишется в источнике 20-х гг. XIX в. — что доставляет им немаловажную пользу, медведей, лосей, оленей бьют из ружей и рогатинами, куниц и белок — из луков, мелких зверей— западнями и ловушками; волков же, лисиц и зайцев ловят совсем особым манером: собираются человек 6 или 10 на добрых конях, берут с собой чеканы (топорики с длинными древками), дубинки и нагайки (плети); выезжают в степь — осенью по черной тропе, иногда по снегу; как скоро соследят зверя или увидят зайца, начинают заниматься один или двое, прочие едут нешибко, когда лошади первых устанут, их сменяют другие и таким образом гоняют до тех пор, пока он, выбившись из сил, встанет, тогда наскакав на него, волка и лису, убивают чеканом, зайца дубинкой или нагайкой — иногда таковая охота продолжается до января месяца» [1].

Читать еще:  Год написания мертвых душ гоголя. Кто написал мертвые души

Одним из первоначальных видов или приемов охоты считается гоньба (загонка) диких коз по насту. Животные не могли справиться с глубоким снегом, начинали проваливаться и бежать не могли, охотники нагоняли их и массами убивали. Более поздние источники сообщают нам о появлении приема ловли зверей при помощи различных ловушек. Среди ловушек были сложные устройства башкиры пользовались такими, которые прижимали зверя своей тяжестью (баш: тәпә), и ударными капканами (баш: һаут). Широко распространенной среди башкир была ударная ловушка, это было некое подобие растяжки на мелкого зверя, типа норки или горностая.

Со второй половины XIX века начали появляться железные тарелочные капканы, различной величины. Стреляли башкиры из лука и ружья. До начала XIX века стрелы и лук считались наиболее распространенным снаряжением башкирского охотника. Луки, которые употреблялись для охоты, были двух типов, простые изготавливались из березового или вязового дерева, и сложные, они были сделаны из двух половин березы или сосны, обклеенных снаружи берестой. Тетива делалась из крепкой нити конопли или из сухожилий животных. Башкирские луки были небольшие до полутора метров длины, и не сильно выгнутые. Охотничьи стрелы были различных типов, классифицировались они по типу наконечников, распространены были, как и широкие, так и узкие, все зависело от того, на какой тип зверя и охоты они предназначались.

Что касается огнестрельного оружия, ружья в старину у башкир были кремниевые, со второй половины XIX века, их вытеснили пистонные ружья, появились и берданки. Из ружей башкиры стреляли выслеженных зимой пушных зверей и лосей, но имелись специальные ружейные охоты, наиболее интересными из них считается охота на медведя с лобаза, так же охотились на волков. При некоторых видах охоты башкиры пользовались лошадьми и собаками [2]. С собаками типа лаек охотились на норку, на барсуков на куницу. Не меньшее значение по сравнению со звериной ловлей, и имеющее большое значение в хозяйстве и быте башкир имело и птицеловство. Охотились на глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток, гусей и уток. Распространеннее всего была ловля птиц петлями, так называемыми тозак. Ловили на такие петли тетеревов и других крупных птиц. Весной начинали ловить уток и гусей перевесами, вырубался лес, натягивалась сеть, и уже охотник ждал и поджидал добычу в стороне. При ловле перевесом с поддоном сеть с птицей падала в большие ячеи поддона, образовывая несколько мешков или карманов, из которых птице невозможно было выбраться, к тому же сеть не рвалась и не пачкалась. Из лука стреляли, преимущественно в водоплавающих птиц, стрелы были специальные, с вильчатыми наконечниками, это было сделано для того что бы сильно не повреждать тушу. Еще у башкир была распространена соколиная охота. Охота с ловчими птицами — древнее занятие башкир. Известно, что еще в эпоху средневековья башкиры обеспечивали ловчими птицами правящую элиту Золотой Орды. Об этой традиции есть упоминания в различных источниках XVIII–XIX вв. Ловчие птицы упоминаются в источниках с XVII века. Охотились исключительно на уток и гусей. Обучение ловчих птиц, соколов, ястребов, заключалось в том, чтобы приучить их по первому зову садиться на руку охотника. На ноги птице надевались коротенькие ремешки — ногавки (ҡайыш, тышау). Не редко охотников сопровождали собаки, которые спугивали и поднимали птицу в воздух, вдогонку поднявшимся птицам пускался сокол, который стелясь над землей, подбивал стайку все выше и выше. Тем временем ранее выпущенные соколы, разгонялись и камнем падали на уток, убивая их задними когтями лап. Подъехавший охотник снимал сокола и брал добычу.

Таким образом, охота с помощью ловчих птиц является одним из древнейших занятий башкир. Занимаясь этим промыслом, они освоили сложную систему приемов приручения и способов охоты на диких зверей и птиц. Отлов и дрессировка охотничьих беркутов у башкир. Однако, начиная с конца XVIII в., в силу ряда факторов указанный промысел приходит в упадок. Башкирские охотники стали специализироваться в дрессировке и обучении этих птиц с целью их реализации на крупных ярмарках и торговых точках. Впоследствии данное занятие стало своего рода узкой специализацией некоторых групп башкир горнолесной и степной зон Южного Урала. Еще не так давно распространенная по всей степи Башкирии соколиная охота к началу XX исчезает из степей.

Во всех записях башкир XVII- XVIII вв. на припуск в свои вотчинные земли или поводья повсюду наряду со звериными и птичьими ловлями упоминается и рыбные ловли. Были известны все основные приемы рыбной ловли и притом уже с совершенными рыболовными снастями. Ловили рыбу и в реках и озера. Более или менее существенную роль в жизни башкир рыболовство играло в озерной области за Уралом. Башкиры не проявляли особой тяготы к этому промыслу. Рыболовство, которое чаще всего наблюдалось в это время, было запорным. В стоячих водах использовались котцы (ыйсук, йиды). Распространены были и сети и вязанные сетчатые коробки (битәл), как и вентель он делался из густой сетки [1]. Из рыболовных сетей чаще всего пользовались плавными или ставными сетями(ау), которые бывали в одно полотнище в два и три. Судя по башкирскому названию поплавков (ау туҙы) и грузил (ау ташы), ученые предполагают, что сделаны поплавки рыболовных сетей были из бересты, а грузила были каменными. Самой распространенной рыболовной сетью был невод (йылым). Башкирский невод ничем не отличался от общераспространенного в Приуралье русского невода. И сами племена не изготовляли неводы, они приобретались у русского населения. Активное рыболовство, при котором рыбак отыскивал рыбу и бил ее, у башкир практиковалось в двух видах: глушение и лучение. До снегопада рыбу глушили подо льдом. Это происходило поздней осенью. Лучением рыбы занимались во всех районах проживания башкирских племен, хотя приемы этого вида рыболовства, ровно, как и орудия которыми производилось лучение рыбы, били разные.

Башкиры, жившие у озер, особенно в северо-западном Зауралье, били острогами рыбу ранней весной, когда она метала икру. Иногда стреляли рыбу из ружей, при метании ею икры у берегов озер в камышах, башкиры стреляли в рыбу из луков, для чего использовались деревянные наконечники стрел, которые представляли из себя вогнутую лопаточку. Из крючковых снастей, употребляли обыкновенные удочки (ҡармаҡ), блесны. жерлицы (суртанлыҡ). Удочками ловили повсеместно. Удилища бывали длинные и короткие, зимний вариант удилища, для ловли рыбы зимой из проруби, был 40 сантиметров в длину. Леска (ҡыл) свивалась из белого конского волоса. Грузила были свинцовые. Крючки чаще всего покупались, но были и самодельные. На зауральских озерах зимой в прорубях ловили рыбу удочкой на мормышей (мормош). Блеснами ловили редко и притом только щук или крупных окуней. В качестве насадки брали мелких окуней.

Читать еще:  Делаем френч гель-лаком самостоятельно. Делаем красивый французский маникюр гель-лаком

На приемах охоты и рыболовства, охоты на птиц не могли, не отразиться как чрезвычайно разнообразные природные условия страны, так и соприкосновения с различными соседними культурами и племенами. Оригинальные приемы в данных промыслах у башкир тоже встречаются. Возможно, что ко времени собирания сведений об этих занятиях многое оригинальное было уже утрачено. Известные нам приемы и орудия охоты могут быть подразделены на три группы.

Наиболее многочисленную, таежную, группу составляют приемы и орудия охоты, широко распространенные в лесной полосе, далеких от горных хребтов Южного Урала, и характерные для северной и лесной части. Можно причислить такие методы охоты как, преследование на лыжах по насту или по снегу крупных зверей, ловлю зверей ударными капканами или ловушками, стрельбу в зверя и птицу из лука, ловлю птиц перевесами. Сюда же следует отнести и охоту на медведя у берлоги с рогатиной. Все перечисленные виды охоты были известны и русскому населению, татарам, чувашам, марийцам и другим, а так же населению средней Оби.

Вторая степная группа охотничьих приемов, типичная не только для башкир, но и для азиатских кочевников скотоводов, заключалась в преследовании зверей верхом на лошадях, с собаками, в соколиной охоте. Преследование зверей на лошадях было широко распространено и в лесостепной Башкирии, оно не применялось только в северной и горной лесной области.

Третья группа приемов и орудий охоты, была распространена среди всех башкир. Сюда относится и ловля зверей и птиц петлями, зверей железными тарелочными капканами, которые относительно редки для жителей севера России, но хорошо известны в европейской части, ловля птиц западнями на хлебах, покрытие их шатрами, охота на тетеревов с подъезда и на чучела и другие виды ружейной охоты.

Приемы и орудия башкирского рыболовства непосредственно связаны с рыболовством, характерным для бассейна Волги и Камы. Большое количество рыболовных снастей (морды, вентери-крыленки, плавные сети, мережи, бредни, неводы и саки) хорошо известны, как и у русского рыболова, так и других народов Поволжья и Европейской части России, то же самое, следует сказать и о крючковых снастях. Только не многие приемы были характерны именно для башкир. Сюда относятся езы и приемы (нәрәтә), котцы, битье рыбы острогой, в частности «духовой» рыбы.

Рыболовство и преимущественно охота играли крупную роль в хозяйстве башкир в древности и даже после присоединения к русскому государству вплоть до конца XVIII в, и позднее, особенно при более тесных взаимоотношениях с русской земледельческой культурой и одновременно истреблением промысловых животных, значение их постепенно падало, уступая место более производительным видам хозяйства — скотоводству и в особенности земледелию.

1. Руденко, С. И. Башкиры. Историко- этнографические очерки.- Уфа: Китап 2006.- 376с.

2. Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа, 1956. Т. I, ч. 1. 238с.

3. Муллагулов, М. Г. Соколиная охота // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: межрегион. и науч.-практ. конф. / отв. ред. Ф. Г. Галиева. Уфа, 2008. С. 48–63.

4. Янгузин Р. 3., Хисамитдинова Ф. Г. Коренные народы России. Башкиры. — Уфа: Китап, 2007. — 352 с.

5. Коллектив авторов. История Башкортостана с древнейших времен до 1917 Учебное пособие/Башкирский государственный университет.— Уфа, 1991.—349с.

Конспект ОД для старших дошкольников «Этнография башкирского народа»

Алсу Гараева
Конспект ОД для старших дошкольников «Этнография башкирского народа»

Реализуемые образовательные области: Познавательно развитие (Формирование целостной картины мира). Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Тема: Этнография древних башкир. Жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир. «Украсим ковёр» (аппликация).

Цель: приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие воображения, нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней, уважение и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.

Задачи: 1. Познакомить детей с бытом древних башкир (жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир).

2. Дать понятие народного декоративно-прикладного искусства. Научить детей выразительному созданию образов башкирского искусства.

3. Продолжать воспитывать любовь к родному краю — Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам, развивать эстетическое чувство и вкус.

4. Продолжать знакомство с башкирским народным промыслом — ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчетву, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации отражающие жизнь, быт, труд и культуру башкир;

2. Образцы предметов народного быта;

3. Образцы повседневной и праздничной одежды древних башкир;

4. Цветная бумага, клей, ножницы.

Предварительная работа: беседы о том, где мы живем (Республика Башкортостан, город Уфа, какие народы населяют нашу республику (башкиры, татары, русские) — их языки; экскурсия в детсадовский мини-музей «Жилище башкир», настольно-печатные игры: «Сотки ковёр», «Найди свой элемент», «Собери башкирскую посуду», «Башкирское лото».

Выступление вокально-инструментального ансамбля «Мирас» с программой посвященной башкирской культуре.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, в какой республике мы живем?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: Правильно. А знаете почему она так называется? Потому что, Башкортостан — означает страна башкир. Давным-давно, на этой земле жили только племена башкир. Сегодня мы с вами перенесемся в прошлое и посмотрим как жили древние башкиры, чем занимались.

Для того, чтобы выжить наши предки занимались охотой, рыболовством. Тогда еще, ребята, они не могли выращивать хлеб, сеять пшеницу, овощи — этим они будут заниматься позже. Главным их занятием стало разведение лошадей и овец. Было их много-много, целые табуны лошадей и отары овец. Башкиры ели мясо этих животных, пили их молоко, делали из лошадиного молока кумыс.

Читать еще:  Женщина — Лев: кто она и какой мужчина ей нужен? Знак зодиака лев с кем наилучшая совместимость.

Ребята, кто-нибудь из вас пил кумыс, какой он?

Дети: кисленький, полезный.

Воспитатель: А послушайте загадку про кумыс:

Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют,

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

Почему в загадке сказано: «В рот попадет, в нос шибанёт»? (ответы детей).

Воспитатель: А из шкур этих животных изготавливали разные кожанные предметы: обувь, пояса, сумки, конскую упряжь и даже кожаную посуду для хранения кумыса! Из шерсти овец делали войлок (объяснение, показ, ткали ткани, ковры.

Для того, чтобы лошадки и овцы всегда могли есть свежую траву, приходилось башкирам часто переезжать с одного пастбища на другое. (объяснение слова «пастбище»). И конечно же, они не могли свои деревянные дома перевозить с одного меcта на другое. Ребята, они жили вот в таких круглых жилищах, которое называется «юрта», её легко можно разобрать и перевезти. (Показ, объяснение состава юрты: деревянный каркас, снаружи теплый войлок из шерсти). Внутри юрты было очень красиво. Везде на стенах и на полу развешаны и расстелены ковры. Стояли сундуки с одеждой. Спали прямо на полу.

Физминутка: Как цокают лошадки? (громко цокаем).

Как скачет джигит на коне? (скачем, изображаем джигита).

Как башкир стреляет из лука? (натягиваем тетиву).

Как люди ловили рыбу (тянем сеть).

Смотрите, как башкиры танцевали (башкирские притопы, руки на поясе).

Воспитатель: А посмотрите, ребята, какую красивую одежду надевали башкиры по праздникам. На голове и на груди женщин — украшения из серебрянных монет, кораллов, бисера, Когда женщины ходили, монетки красиво звенели. На голову повязывали платок. Снизу обязательно длинную рубаху, сверху башкирский халат «зилян».

Мужчины большую часть времени проводили верхом на коне. Поэтому посмотрите, какие интересные мужские штаны «сальвар» — они были очень удобны для скакания на лошади.

Рубашка «кульмяк» была обязательно длинная, до колен, под рукавами вставки из ткани красного цвета. Застежек не было, ворот завязывался на шнурках. Сверху надевали длинный кафтан. И красивый кожаный пояс с пряжкой. На голову тюбетейку или зимнюю меховую шапку — «колаксын».

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый ковер я принесла. Что это за ковер, как его еще можно назвать? (Палас). Для чего предназначались паласы? Верно, ими был застлан пол в юрте, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.

Ребята, расскажите мне о ковре, какой он? Да, ковер имеет фон черного цвета, на нем яркие цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Чередование цветов контрастное, например, красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.

Сегодня вся наша группа — ткацкий цех. Мы будем с вами ткачами и «выткем» ковры, которыми украсим нашу группу. Смотрите внимательно, как я вырезаю многоугольник. Квадрат бумаги сгибаем пополам, еще раз пополам. Получившийся маленький квадрат сгибаем по диагонали. Получился треугольник. У этого треугольника одним взмахом ножниц отрезаем треугольник с любой стороны линии сгиба. После этого, держа острый угол линии сгиба от середины разрезанной стороны, вырезаем лесенку, поднимаясь вверх до середины другой стороны. Получился узорный многоугольник.

Желтая ступенчатая канва вырезается так: сгибаем полоску вчетверо, держим пальчиками линию сгиба. Отступая от края противоположной стороны начинаем вырезать лесенку, состоящую из четырех ступенек.

Оставшиеся свободные места можете украсить по-своему, чтобы ковер получился у вас красивый по композиции и цветосочетанию. Работать будете коллективно по три человека.

Во время изготовления аппликации звучит музыка — башкирские напевы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в музыкальный зал, где мы с девочками нашей группы исполним народный танец «Башкирские узоры» под музыку «Ете кыз» («Семь девушек»).

Сюжетно-ролевая игра «Башкирское чаепитие».

Использованная литература:

1. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана — дошкольникам. — Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995, — 112 с. : ил.

2. Колбина А. В. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. — Уфа, ООО «Деловая династия»», 2014 — 28 с.

3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — 1-е изд. — Уфа: Китап, 1995. — 240 с., ил.

4. Булгаков Р. М. Материальная культура башкирского народа. — Уфа: Китап, 1998. — 20с., ил.

Воспитание нравственно-патриотических чувств при ознакомлении дошкольников с подвигом русского народа в годы ВОв План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

Знакомство с традициями и обычаями башкирского народа, как одно из средств воспитания толерантности Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русского и якутского народа 21 слайд. Другая моя программа «Якутия – Родина моя» составлена на основе Программы «Культура народов Республики Саха» авторского коллектива.

Конспект НОД «Культура и обычаи башкирского народа на примере праздника «Науруз» .

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Насиме» Цель: формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям.

Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного.

Ознакомление дошкольников с культурой и традициями башкирского народа В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны,.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Проект физического развития дошкольников на основе башкирского народного творчества Актуальность: Данный проект актуален в связи с защитой и развитием системы образования региональных, культурных традиций и особенностей;.

Утренник для детей старших групп детского сада, посвящённый Дню Победы «Мы прославляем героизм народа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 Праздник для детей старших и подготовительных.

Источники:

http://i-gazeta.com/news/column/35964.html
http://moluch.ru/archive/95/21328/
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-dlja-starshih-doshkolnikov-yetnografija-bashkirskogo-naroda.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector