3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие классицизма. Классицизм как литературное направление

ЛИТЕРАТУРА. ТЕОРИЯ. Классицизм как литературное направление.

Время возникновения.

В Европе— XVII -начало XIX века

Конец XVII века период упадка.

Классицизм возродился в эпоху Просвещения — Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

В России— во 2-ой четверти XVIII века.

Место возникновения.

Франция. (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер и т. д.)

Представители русской литературы, произведения.

А. Д. Кантемир (сатира «На хулящих учение», басни)

В.К.Тредиаковский (роман «Езда в остров Любви» ,стихотворения)

М. В. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»

А. П. Сумароков, (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»)

Я. Б. Княжнин (трагедии «Дидона», «Росслав»)

Г. Р. Державин (ода «Фелица»)

Представители мировой литературы.

П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна».

Ж. Расин (трагедии Федра», «Митридат»)

Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»)

Ж. Б. Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин в дворянстве»)

Н.Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»)

Ж. Лафонтен (басни).

Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый.

Особенности классицизма.

  • Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
  • Опора на античное искусство (отсюда название стиля), в основе которого лежал принцип «подражания природе».
  • В основе- принцип рационализма ((от лат. «ratio» — разум), взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
  • Культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).
  • Главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Утверждение положительных ценностей и государственного идеала.
  • Основной конфликт классицистических произведений — это борьба героя между разумом и чувством. Положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный — в пользу чувства.
  • Личность – высшая ценность бытия.
  • Гармония содержания и формы.
  • Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия.
  • Деление героев на положительные и отрицательные. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: скупость ханжество, доброту, лицемерие и.д.
  • Строгая иерархия жанров, смешение жанров не допускалось:

«высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода;

«средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение;

«низкие» — басня, комедия, фарс.

  • Чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких — просторечная);
  • Простота, стройность, логичность изложения.
  • Интерес к вечному, неизменному, стремление найти типолигические черты. Поэтому образы лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки
  • Общественно-воспитательная функция литературы. Воспитание гармонической личности.

Особенности русского классицизма.

Русская литература освоила стилевые и жанровые формы классицизма, но имела и свои особенности, отличаясь самобытностью.

  • Государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества.
  • Общий патриотический пафос русского классицизма. Патриотизм русских писателей, их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.
  • Гуманность, так как направление формировалось под влиянием идей Просветительства.
  • При­рода человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.
  • Утверждение естественного равенства всех людей.
  • Основной конфликт — между аристократией и буржуазией.
  • В центре произведений не только личные переживания героев, но и общественные проблемы.
  • Сатирическая направленность — важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, сатирически изображающие конкретным явлениям русской жизни;
  • Преобладание национально-исторической тематики над античной. В России «античностью» была отечественная история.
  • Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
  • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
Читать еще:  Как сделать красивые бумажные пакетики для семян. Пакеты для семян Пакеты для семян своими руками

Три периода классицизма в русской литературе.

  1. 30 -50-е годы XVIII века (зарождение классицизма, создание литературы, национального языка, расцвет жанра оды- М.В. Ломоносов, А.П. Сумарков и др.)
  2. 60-е годы- конец XVIII века (главная задача литературы- воспитание человека-гражданина, служение человека на пользу обществ, обличение пороков людей, расцвет сатиры – Н.Р. Державин, Д.И. Фонвиин).
  3. Конец XVIII-начало XIX века (постепенный кризис классицизма, появление сентиментализма, усиление реалистических тенденций, национальных мотивов, изображение идеального дворянина- Н.Р. Державин, И.А. Крылов и др.)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Развитие русской литературы в 18 веке. Классицизм как литературное направление

— …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов

Русские писатели 18 века

«Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…»,

«Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных»,

«Российская грамматика», «Риторика» и многие другие

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве»). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.

Памятник Петру Первому («Медный всадник»), скульптор Маттео Фальконе

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка.

Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.

Читать еще:  Проверить билет столото номер тиража 0001. Как проверить билет? "Русское лото" - способы проверки

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются «говорящими», то есть содержат характеристику героя.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Классицизм — это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм — это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus — образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века — в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна — или «неоклассицизм» — приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию — у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии — на век позже.

Конец XVIII — начало XIX века

Конец XVIII — середина XIX века

Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

Рене Декарт Источник: Wikimedia

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

Читать еще:  Поздравления с днем рождения мужчине от коллектива. Поздравления мужчине от коллег с днем рождения

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784) Источник: Wikimedia

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой — конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

Михаил Ломоносов Источник: Wikimedia

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость. Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» — первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы. Источник: Wikimedia

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы — его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма. Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования — это «сталинский ампир» в Москве.

Источники:

http://literatura-ege.ru/%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82/
http://mosliter.ru/ruslit/18vek/razvitie_russkoj_literatury_v_18_veke/
http://www.anews.com/p/119181573-klassicizm-ehto-idei-i-cherty-klassicizma-klassicizm-v-literature-russkij-klassicizm/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector