5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реализм в комедии горе от ума. «Горе от ума» А.Грибоедова: классицизм, романтизм, реализм? Черты реализма в комедии А.С

Черты реализма в комедии Грибоедова Горе от ума

Литературные произведения XIX века отличаются обилием художественных методов изображения происходящего. Модный сентиментализм сменяется реализмом. Основными писателями, использующие реализм — как способ достижения художественного смысла произведения, являются А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достаевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.С.Грибоедов.

А.С.Грибоедов написал более десяти драматургических пьес, но наиболее известно его произведение «Горе от ума», которое можно назвать комедией в стиле реализма.

Изображенный народ в комедии, словно, немой свидетель исторических событий того времени. На отдельных народных образах автор показывает лишение и бесправие слуг перед помещиками. Таким представителем является Лиза. Веселая, преданная, она умеет устоять перед ухаживанием Молчанина и самого хозяина Фамусова. Девушка любит буфетчика и не изменит своим принципам. В уста именно этой героини автор вложил глубокий смысл о положении крестьян в обществе- главное не попасть под гнев и любовь барина. Несмотря на второстепенность роли, Лиза представлена яркой, многогранной личностью. Эта и есть одна из черт грибоедовского реализма — человек предстает перед читателем таким каким может быть в реальном обществе.

Борьба двух миров «старого» и «нового» нашла свое отражение в образах Фамусова и Чацкого. Фамусов — представитель «века уходящего» барин-самодур, не терпимый к прогрессивным идеям. Чацкий — молодой человек, верующий в победу науки, разума над невежеством. Фамусовское общество «задавило» новаторские идеи Чацкого, который вынужден покинуть Москву. Еще один штрих реализма комедии — не всегда добро побеждает зло.

В комедии главные герои — реальные люди, живущие в современную эпоху, не имеют каких либо особых заслуг, просто дворяне среднего класса с небольшим достатком. Живут они обычной жизнью: слуги любят слуг, барин пристает к прислуге, в доме принимают гостей, проводят балы. Читатель словно попадает в реальный мир XIX столетия.

Очень интересны монологи и речь героев комедии. Манера общения Фамусова точно определяет его характер , отношение к происходящему : в общении с дочерью прост и ласков, с секретарем- властен и груб, с потенциальным женихом дочери Скалазубом- вежлив и учтив. Несмотря на стихотворную форму комедии, речь героев проста понятна, без какого пафоса. Эта еще одна черта реализма грибоедовской комедии.

А.С.Грибоедов — мастер критического реализма, его комедия «Горя от ума» является одним из первых произведений, сочетающая в себе как черты классицизма так и реализма.

Вариант 2

Произведение, созданное в эпоху господства классицизма, показало реальность, в том числе ее неприглядные стороны в истинном свете. Появление комедии знаменовало смену господствующего литературного направления, вызванного переменами в общественном сознании.

В «Горе от ума» достаточно четко показана типичная старая дворянская Москва. Грибоедов рисует черты быта в барском доме. Изображение автором взаимоотношений господ и их крепостных слуг не носит идеалистического характера. Бесправие, порождаемое крепостным состоянием, показано, в том виде, в каком оно существовало в реальности. Грибоедов не выводит ярких картин страданий, но и не показывает искреннюю почтительность одних и доброе попечение других.

Образы героев также не являются строго положительными или отрицательными. Например, Фамусов, представляющий собой врага прогресса и просвещения, при этом добродушный московский барин, который любит своих родственников и оказывает им покровительство. Софья – также неоднозначный персонаж. С одной стороны, она независима, как Чацкий, образована и начитана. Софья, как и главный герой не боится общественного мнения. С другой, именно она начинает распространять суждение о сумасшествии Чацкого, причем действуя из чисто эгоистических мотивов. Главный герой также показан не как воплощение идеала, но в качестве реального человека. При этом и он, и Софья не изображены застывшими образами, а живыми людьми, которые со временем меняются.

Кроме того, простой народ, изображенный достаточно достоверно, служит фоном комедии, показывая, что действие происходит в реальной Москве.

О реализме произведения свидетельствует и речь героев. Конечно, каждый персонаж говорит, в соответствии со своим характером, тон речи или строение фраз отражают его характер, но, в целом, манера разговора, включая особенные московские словечки, точно воспроизводят обстановку в московских барских гостиных первой половины девятнадцатого века.

В «Горе от ума» автор стремился не только донести до читателя свои идеи, но и показать, что то, о чем он говорит, имеет непосредственное отношение к действительности.

Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума

Если разбирать произведение «Горе от ума» по составу, то это полностью реалистичное произведение. Сам автор раскрывает характеры барских людей и то, что крепостные крестьяне не имеют никаких прав. И как раз образ Лизы в этой комедии показывает крепостные порядки, которые происходят в мире Фамусова. Ей жалко остальной народ и это главная основа произведения и Грибоедов именно так изображает жизнь. Как только герои начинают говорить, мы видим образ старой Москвы. Герои в произведениях Грибоедова могут восприниматься нами как настоящие и реалистичные герои. В каждом герое происходят изменения, но кардинальные мы видим именно у Чацкого.

Читать еще:  Кто застрелил джона. Десять фактов об убийстве джона леннона

Грибоедов изображает все стороны действительности. Он раскрывает и быт, и нравственные ценности людей. И не только кругу Фамусовского общества, но и всей Москвы в целом.

Реализм заключается том, что автор изображает стандартные характеры в обычных обстоятельствах. Реализм в данном произведении подтверждается тем, что за образами стоят живые и настоящие люди.

Персонажи произведения «Горе от ума» очень многосторонние. Фамусов предстает перед нами как негативный герой, который не любит просвещаться, но с другой стороны он отец, который любит своих детей. Так же и Софья показывается нам сентиментальной и ранимой, но у нее есть и твёрдые черты характера и самостоятельность.

Даже такие черты жизни и людей которые выходили за рамки того века тоже были изображены в произведение. И в последующих поколениях Чацкий стал символом благородства и свободы.

Грибоедов добавляют героям индивидуальность, которая проявляется речью. Каждый герой говорит своими фразами и из этого складывается уникальный характер. В этом и есть проявление реализма в комедии «Горе от ума».

Дворянская жизнь в те годы была правдивой и правильно описана. Комедия очень жизненная и ней проходят тонкие линии психологического характера. Это и значит, что комедия является реалистичной.

Автор не использует сложные поэтические слова и часто вставляет просторечия и отражает культурный и сословный образ персонажей. По разговору Скалозубова сразу видно, что он говорит командирским и воинским тоном. А Хлестаков напоминает барскую натуру и разговаривает полуграмотно. Автор очищает этот жанр от его стандартного стиля и подходит ближе к разговорному повествованию. Писатель смешивает размеры ямб и экспериментирует с этим.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты реализма в произведении Горе от ума

Популярные сегодня темы

Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.

У китайского императора были чудесные владения: фарфоровый дворец, прекрасный сад, и за ним дремучий лес, где жил соловей, прославившийся своим пением на весь свет.

Одной из основных задач Лермонтова в контексте данного творения была цель изобразить портрет внутреннего и внешнего облика «современного» человека. Писатель словно рисует портрет эпохи посредством изображения души отдельно взятой личности

Роман Ф.М Достоевского «Белые ночи» написан в жанре сентиментализма. Его героев можно разделить на главных и второстепенных. Автор не дает имя некоторым персонажам, чтобы сконцентрировать внимание

Произведения Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным темам, однако все связаны лейтмотивом грусти и печали по вырождению дворянского мира.

Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Близок классицизму конфликт между умным героем и «нищетой рассудка». От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы: действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватиз­мом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и кон­фликтом. Особняк Фамусова является в комедии симво­лом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все мос­ковские, ваш батюшка таков. », «На всех московских есть особый отпечаток. » и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произве­дении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжет­ными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требо­ваний не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х. Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока, могут считаться новаторством Грибоедова.

Читать еще:  Влияние новейшей литературы на современную молодёжь. Исследовательский проект "классика и молодежь

Автор использует говорящие фамилии: Фамусов (от латинского «fama» — молва), Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховские, Репетилов (от «repeter» — повторять). Однако функция их иная, чем в классицизме. Почти все фамилии соотнесены по значению со словами «говорить», «слышать», «повторять», «молчать», что подводит к важнейшей теме пьесы — мотиву глухоты и сплетни. В фамилиях задан опреде­ленный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к понима­нию проблематики «Горя от ума». Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.

Не отказался автор от традиционных амплуа: обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха. Эти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов нарушает этот канон, создавая «многолюдную» пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей. Внесценические персо­нажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характери­стики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.

Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, напол­няя их социально-психологи­ческим содержанием. Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отноше­нию к привычному стилю изображения — классицизму.

Монологи Чацкого — это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.

Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе — типичная для романтизма. Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого. Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи — «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин. Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим». Век нынешний отличается от века Екатерины тем, что в этом веке являются новые люди, как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия науками и искусствами, свободные от карьеристских выступлений, свободные от меркантилизма. Эти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом об пол, лишь бы шли ему чины и деньги. То есть появляются люди с новой позицией. Эти и отличается век Александра от века Екатерины. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Нет напрямую конфликта с веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, а не между веками. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Место действия — «барская Москва». Москва — это еще и консервативный город, в те годы более консервативный, чем Петербург. Фамусовская Москва — квинтэссенция консерватизма. Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Этот новый подход и отличает этого героя, и он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой с гражданско-романтическими настроениями и чертами, одинокий, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется и в отказе от классицистических требований, и в синтезе жанровых элементах.

Черты реализма. Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом. Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей. При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов — не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.

Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.

Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии — вольный ямб от одностопного до шестистопного.

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение-анализ на тему: «Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1820–1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно развивался романтизм. Поэтому в комедии присутствуют как черты классицизма, так и черты романтизма, а, кроме того, «Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, творчески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и заканчиваются поздно вечером, когда гости разъезжаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья – Молчалин – Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладывается в рамки любовного сюжета. Количество действующих лиц также не соответствует классицистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нарушается единство действия.

Читать еще:  Биография и жизнь дмитрия хворостовского. Страсть и нежность

Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовного треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания.и отец, не догадывающийся об увлечении собственной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Молчалин не подходит под амплуа второго любовника, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной авторской оценкой. Выходят за рамки традиционных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает меткие характеристики действующим лицам: в экспозиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы». Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий», среди которых можно выделить несколько типов. К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указывают на одну важную черту героя. Например, фамилия Фамусов, возможно, происходит от латинского слова «fama» – молва. Следовательно, обладатель этого имени – человек, преклоняющийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на которое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов предположил, что «Фамусов» имеет отношение к английскому «famous» – известный. И действительно, Павел Афанасьевич достаточно известный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Тугоуховский указывает на физический порок персонажа: князь, действительно, был тугим на ухо.

Фамилия Репетилов происходит от французского слова «repeter» – повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а повторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного. Молчалин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Второй тип – фамилии оценивающие. К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаадаева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии – то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полностью характера героя, так как характер часто неоднозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответствует классицистическим канонам. В комедии четыре действия: в первом – экспозиция и завязка, во втором – развитие сюжетной линии, в третьем – кульминация, а в четвертом – развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты реализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как «луч света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обстоятельств, показанных в произведении. Кроме того, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произведения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в казенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того – любящий отец и легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Таким образом, в произведении, помимо героев, изображенных с преимущественно отрицательной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен. В отличие от классицистических пьес в комедии Грибоедова порок не наказан, а добродетель не торжествует. Молчалин скрывается в своей комнате до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу. Гончаров писал, что в «Горе от ума» присутствуют два лагеря: с одной стороны, лагерь Фамусовых и всей партии «отцов и старших», с другой – один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему обществу. Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной», так как герой «сломлен количеством старой силы» и вынужден бежать из Москвы. В пьесе присутствуют мотив одиночества и мотив путешествия, характерные для романтизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний».

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений – классицизма, романтизма и реализма. Сложность творческого метода, которым была написана комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», объясняется эпохой, когда в литературе одновременно существовало несколько направлений.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/cherty-realizma-v-proizvedenii-gore-ot-uma
http://studopedia.org/8-166434.html
http://primersoch.ru/analiz-teksta/212-cherty-klassicizma-realizma-i-romantizma-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector