1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок 4 года играет с вымышленными друзьями. У ребенка вымышленный друг: пять советов родителям. Проблемы материнства и отцовства

Зачем дети придумывают себе друзей?

В отличие от имеющегося у большинства из нас мнения об одиноких, погруженных в себя детях, мечтающих о воображаемых друзьях, исследования детских психологов показывают, что большинство детей, выдумывающих себе друзей, являются социально активными и коммуникабельными. Они также очень изобретательны: в отсутствие реальных друзей для игр они создают своих собственных, воображаемых друзей.

Детские психологи продемонстрировали, что дети в возрасте полутора лет играют в воображаемые игры: возможно, вы видели это у себя дома — ваш ребенок делает вид, что ест воображаемую пищу или гуляет с воображаемым домашним животным. Удивительно, но в возрасте двух с половиной лет многие дети уже обладают достаточным воображением, чтобы создавать выдуманных друзей.

Дети, которые придумывают себе друзей, находятся в очень хорошей компании. Трудно точно определить число детей, у которых совершенно точно есть выдуманные друзья, по предварительным оценкам психологов, они имеются у примерно 65% детей.

Не следует сильно удивляться, если вы видите, что ваш ребенок играет с воображаемыми персонажами. Культура страны, в которых мы живем, предлагает детям окунуться в мир фантазий с самого раннего детства — в виде говорящих мягких игрушек, созданных по подобию персонажей мультфильмов или сказок — дети окружены ими еще до того, как начнут говорить, и они в полном восторге от того, что могут видеть, нюхать и трогать сказочных персонажей.

Причины, по которым дети выдумывают воображаемых друзей, различны, как утверждают детские психологи, однако в большинстве случаев они стремятся заполнить эмоциональную пустоту или реализовать невыполненное желание. У некоторых детей воображаемые друзья появляются в моменты тоски или одиночества — эта причина, по которой они особенно распространены среди детей, у которых нет братьев или сестер. У других детей воображаемые друзья играют роль наперсников, с которыми можно поговорить, когда ребенок напуган, так как воображаемые друзья могут подбодрить и поддержать его. Некоторые воображаемые друзья даже «хотят» занять место своих двойников из плоти и крови, появляясь в тот момент, когда ребенку необходим кто-то, чтобы свалить на него вину за разбитую тарелку или сломанную свечу, выполняя таким образом, по мнению психологов, защитную функцию.

Воображаемые друзья в некоторой степени могут быть полезны, они помогают ребенку разрешать некоторые вопросы в безопасном режиме — от чувства разочарования по поводу приучения к туалету до гнева матери или отца, вплоть до его беспокойства по отношению к больным дедушке или бабушке. Когда ребенок говорит вам, что его воображаемый друг вас ненавидит, он таким образом выражает свой гнев, который направлен не против вас, а выражен только с тем, чтобы достичь эмоциональной разрядки.

Способ, при помощи которого дети используют своих воображаемых друзей, похож на разновидность психологической работы со страхами у взрослых, известную как систематическая десенсибилизация. При этой разновидности психологической помощи пациент начинает воображать то, что внушает ему страх, и затем вступает в процесс обшения с ним. Ребенок может пройти через подобный процесс психологической помощи, подвергая воображаемого друга воздействию самых худших своих страхов — при этом ребенок наблюдает, каким образом воображаемый друг противостоит им.

Воображаемые друзья зачастую изменяются по мере роста самого ребенка. Двухлетний ребенок относится к воображаемому другу как к товарищу по играм. Четырехлетний может конфликтовать с ним, чтобы доказать свою силу в новом дошкольном учреждении. Шестилетнему может потребоваться наперсник, чтобы излить свой гнев в отношении матери или друзей.

Часто родителей беспокоит то, что общение ребенка с воображаемыми друзьями может оторвать его от действительной реальности. Исследования психологов в этой области и опросы сотен детей свидетельствуют о том, что воображаемые друзья крайне редко переступают свои границы. Дети становятся эмоциональным образом причастными к своим приключениям с воображаемыми друзьями, однако этот опыт похож на то, что происходит со взрослым человеком, который испытывает эмоции при чтении книги или просмотре кинофильма, то есть, эмоции реальны, однако, даже если вы плачете, вы крепко привязаны к действительности, и подобные фантазии вас ни к чему не обязывают. Работая с детьми, я много раз беседовала с ними о их воображаемом друге, но ребенок замечает, что я делаю записи. В какой-то момент беседы многие дети напоминали мне: «Знаете, я все это придумал».

Читать еще:  Паустовский краткая биография. Паустовский Константин - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Советы детского психолога примерным родителям.

Вы и воображаемый друг ребенка. На самом деле вопрос о наличии у ребенка воображаемых друзей зачастую связан с возможностью родителей находиться рядом с детьми и общаться с ними. Некоторые родители относятся к воображаемым друзьям как к священным коровам, свидетельствам того, что у их детей хорошо развиты воображение и креативность. Некоторые игнорируют их, поскольку постоянно заняты и не имеют времени для общения с детьми. Большинство детей рады, когда родители играют с ними. Однако нет причин, чтобы позволить манипулировать собой воображаемому ребенку только потому, что у вас есть один настоящий. Одним словом, пока воображаемый друг не начнет вмешиваться в дела вашей семьи или неуважительно относиться к правилам, установленным в вашем доме, нет необходимости обращать на него особое внимание.

Перекладывание ответственности. Воображаемые друзья обычно бывают нарушителями спокойствия, и это вас раздражает. Кто съел все печенье? Конечно, это был Коля. Кто сломал папину модель аэроплана? Опять Коля. Родителям не следует беспокоиться по поводу этих друзей, в таких случаях просто сядьте рядом с ребенком и объясните ему, что это то, что мы не будем делать, мы не собираемся помогать Коле не делать этого.

Если проблема так и останется нерешенной, попробуйте разрешить ситуацию таким образом, как если бы речь шла о брате малыша или его реальном друге. Например: «Я знаю, что Коля этого не делал. Давай уберем». И в этом возрасте подобного будет достаточно, чтобы ребенок понял, что вы не допускаете мысли о том, что вымышленный друг может быть козлом отпущения вместо него.

Друзья на всю жизнь? Многие из нас думают, что вымышленные друзья являются созданиями, которых выдумывают маленькие дети и дети дошкольного возраста. Однако вымышленные друзья могут существовать как в течение нескольких дней, так и на протяжении нескольких лет. По своей природе дети стараются, чтобы вымышленные друзья были только их друзьями, поэтому большинство родителей даже и не подозревают об их присутствии.

У вымышленных друзей есть свои правила. Иногда они говорят или делают то, что огорчает детей. Ну и друзья! Если ваш ребенок напуган или расстроен тем, что сделал воображаемый друг, наиболее эффективный способ поддержать его — наложить «дисциплинарное» наказание на воображаемого друга, как если бы это касалось вашего собственного ребенка. «Теперь, Коля, мы не разрешим тебе приходить к нам играть, потому что ты не соблюдаешь правил, установленных у нас дома. Мы здесь не кричим друг на друга». Или что-то в этом духе, так чтобы в некоторой степени это касалось и вашего ребенка.

Проверка в реальных условиях. В то время как дети с действительными эмоциональными проблемами зачастую имеют вымышленных друзей, наличие воображаемого товарища вовсе не означает, что у ребенка какая- то проблема. Если ваш ребенок здоров и комфортно себя чувствует в «реальном» мире своей жизни, нет никаких причин считать, что наличие воображаемых друзей связано с какими-либо проблемами. Если у вашего ребенка есть вымышленный друг, который попадает в трудные ситуации в других сферах, или если воображаемый друг действительно огорчает вашего малыша, возможно, будет не лишним обсудить эту ситуацию с детским психологом.

Интересные статьи по этой теме

психолог Елена Шамова г. Ростов-на-Дону
пр-т. Космонавтов 39/1, 2 этаж, кб.213

Воображаемые друзья у ребенка — это нормально?

11 апреля 2017 в 15:38

У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.

Дарья Грошева

Почему появляются воображаемые друзья

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра — естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

Читать еще:  Маски от морщин в домашних условиях. Омолаживающие маски от морщин для лица, кожи вокруг глаз, области шеи и декольте – приготовление и применение в домашних условиях

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события — смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

Александр Покрышкин

Как относиться к воображаемым друзьям детей

Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка — это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико. Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях. Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»

Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет. В ряде случаев такие друзья — это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы. Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.

Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, — не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.

Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?

Для многих трехлетних детей воображаемые друзья – это неотъемлемая часть взросления. Однако родители часто волнуются, что уход в мир фантазий может привести к отрыву от реальности и даже проблемам в психологическом развитии. Стоит ли беспокоиться, если в жизни вашего ребенка появился вымышленный приятель?

Воображаемые друзья: кто они?

К трем годам у ребенка складывается идеальный образ друга для игр и общения. Если такого друга он не находит в реальности, то с легкостью выдумывает. Так появляется вымышленный друг, который может быть похожим на человека (вспомните Карлсона), супергероя, персонажа сказки, мультфильма. «Внешний вид», привычки и особенности выдуманного приятеля будут зависеть только от фантазии малыша.

Воображаемый друг может быть постоянным спутником ребенка или всего лишь приходящим партнером для совместных игр. Он может существовать только в определенном месте: на даче у бабушки или в детской комнате. Никто не знает, когда он появится или исчезнет.

Причины появления вымышленного друга

Задумайтесь на минуту, каково это – быть маленьким ребенком? Вам постоянно говорят, что и когда делать, старшие братья и сестры (если они есть) забирают игрушки и конкурируют за внимание взрослых. Кто бы в такой ситуации не хотел друга, который никогда не берет вашу машинку, делает то, что говорите вы, и всегда приходит на помощь? Воображаемый приятель может защитить, когда малыш напуган, станет «козлом отпущения», когда нужно будет кого-то обвинить, и станет отдушиной, когда ему хочется посмеяться или поплакать.

Можно выделить несколько причин, почему ребенок выдумывает друзей и предпочитает играть с ними.

Читать еще:  Картина фламандские пословицы расшифровка. «Нидерландские пословицы», Питер Брейгель

Если ваш малыш является единственным ребенком в семье, то вероятность появления придуманного персонажа резко возрастает. Ребенок может стать более зависимым от своих воображаемых друзей, если ему трудно найти приятелей своего возраста.

  • Желание быть первым

Если единственный друг старше и к тому же любит командовать, то ребенок, вполне возможно, придумает приятеля, чтобы найти утешение. Часто дети, которыми помыкают, создают воображаемых друзей, с которыми легко общаться и которые всегда позволят им победить или взять на себя инициативу в любой игре. Воображаемый друг – часть выдуманного мира, где ребенок является победителем.

Ребенок тоже может испытывать стресс по разным причинам – у него проблемы в детском саду или школе, ему трудно завести друзей, ему сложно жить в тени старшего брата, которого другие считают лучше его. Часто эти затруднения мы неправильно истолковываем, отметаем в сторону, так как слишком заняты, чтобы замечать потребности ребенка. Во всех таких ситуациях ребенок придумывает воображаемого друга и рассказывает ему обо всех проблемах.

Как общаться с воображаемыми друзьями

Вот несколько советов, как общаться и взаимодействовать с выдуманными приятелями вашего ребенка.

  • Принимайте фантазию ребенка

Не стоит постоянно указывать малышу, что его друзья не являются настоящими. Будьте добры и приветливы и откликайтесь на детские просьбы. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы налить дополнительную кружку чая или открыть дверь перед невидимым другом.

  • Не подавляйте его фантазию

Воображение очень важно для ребенка. Не стоит смеяться над несуществующими друзьями. Неправильная реакция родителей может заставить ребенку уйти еще глубже в выдуманный мир. Или же он просто перестанет фантазировать.

  • Не выступайте инициатором общения

Не спрашивайте у ребенка, собирается ли его выдуманный друг пойти с вами за мороженым. Ждите, пока ваш ребенок сам вспомнит о нем и уже потом поиграйте вместе. В то же время дайте малышу возможность выразить свои чувства. Когда он не знает, с кем поделиться переживаниями, то использует воображаемого друга.

  • Не позволяйте ребенку перекладывать ответственность

Не разрешайте ребенку винить воображаемого друга в том, что он сам делает неправильно. Дети по-прежнему должны нести ответственность за свои поступки, а задача родителей – напомнить о последствиях. Если ребенок обвиняет выдуманного персонажа в беспорядке в детской, попросите убраться в комнате вместе с ним. Если малыш откажется, то игра окончена, и пусть он сам убирает разбросанные игрушки.

  • Не используйте друга в «корыстных» целях

Не очень хорошо говорить ребенку: «Дима хочет, чтобы ты съел манную кашу». Малыш может понять, что вы им манипулируете.

  • Поощряйте воображение

Проводите больше времени с ребенком. Пусть ваш малыш притворяется, играет в куклы, надевает костюмы супергероев, читает приключенческие книги. И делайте это вместе с ним. Ребенок выдумывает приятеля еще из-за того, что не получает достаточного внимания со стороны родителей. Не позволяйте воображаемому другу заменить настоящих друзей и ваше внимание.

  • Узнайте ребенка получше

Воображаемые друзья могут дать вам понимание того, что ребенок чувствует на самом деле. Если его приятель Дима боится темноты, то, возможно, именно ваш малыш испытывает этот страх. Следите за другом и учитесь у него.

Наличие выдуманного приятеля – это совершенно нормально. Часто детям он помогает справляться с переменами в жизни или приобретением социальных навыков. Отнеситесь к нему как к еще одному этапу взросления ребенка.

Читаем также интересные публикации:

  • Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка — Влияние сказок на развитие ребенка
  • Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего малыша. Что лично вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли ваши методы воспитания правильными? Молодые родители допускают множество ошибок, которые негативно сказываются на физических возможностях вашего чада, его психическом состоянии. Как избежать основных ошибок в воспитании? — Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей
  • Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес — 25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии
  • Повышение голоса на ребёнка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? — 10 советов как перестать кричать на своих детей

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источники:

http://www.elena-psyholog.ru/articles/33-zachem-deti-pridumyvayut-sebe-druzej
http://www.the-village.ru/village/children/children/262438-voobrazhaemyy-drug
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/voobrazhaemyie-druzya-u-vashego-rebenka-kto-oni-i-est-li-povod-dlya-bespokoystva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector