3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ревизор краткая характеристика чиновников. Вопрос классу: «Кому живётся в городе хорошо?»

Урок литературы в 8-м классе «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Разделы: Литература

В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…
Н.В.Гоголь

Цели урока: проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголю.

Наглядность:

  1. Портрет Н.В. Гоголя
  2. Портреты городничего, судьи, смотрителя училищ, почтмейстера.
  3. Презентация «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Ход урока.

Словарная работа.

Объяснить устно значение следующих слов: драма, комедия, афиша, монолог, диалог, реплика, богоугодное заведение, смотритель училищ ,присутственные места, партикулярный, подорожная, приватно, ассигновать, гарниза, профинтить, елистратишка, пентюх, лабардан, департамент, екивок, якобинец, фельдъегерь, постой, амбре, шелкопёр, инкогнито.

Слово учителя.

Тема нашего урока «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сейчас посмотрите презентацию «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Смотреть приложение)

Дополните описание города примерами из текста.

Вот такая мрачная картина города. Обобщим сказанное и запишем в таблицу, каков этот городок. (Таблица заполняется в течение урока.)

Больница (добавить в ходе урока).

Как живётся в уездном городе людям?

Кого из жителей показал писатель в пьесе?

Проверка домашнего задания.

Были даны индивидуальные домашние задания учащимся. Выписать из текста цитаты, характеризующие жизнь горожан и чиновников города. Цитаты написать на альбомных листочках и во время рассказа о героях повесить листочки на доску.

«сделайте так, чтоб всё было прилично: колпаки бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», «такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь», «Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет», Доктор Гибнер «по-русски ни слова не знает»

«не выпускать солдат безо всего: это дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет»

«Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай» «мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке». Купцы жалуются на городничего, хотя вместе с ним воруют городскую казну.

Читать еще:  Как понять чему ребенка способности. Как понять, что у ребёнка есть склонности к рисованию и как развить в нём художественные способности? Какие бывают способности ребенка

Февронья Пошлёпкина «Мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты. По закону нельзя: он женатый»

«Высек» «два дни сидеть не могла»

Делаем вывод о положении жителей уездного города и записываем в таблицу.

Вывод: жители города бесправны перед чиновниками, свои дела они могут решать только с помощью взяток должностным лицам. Никакой заботы со стороны властей нет, им всё равно «если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, так выздоровеет». Даже купцам несладко живётся, что уж говорить о бедном люде.

Вопрос классу: «Кому живётся в городе хорошо?»

Сообщения учащихся о чиновниках. Ребята делают записи в таблице, дополняя графу об уездном городе и графу о чиновниках. (Сообщения учащихся отредактированы учителем.)

Например, об Антоне Антоновиче Сквозник-Дмухановском, градоправителе. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, однако ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души». Перед нами человек бывалый со своим жизненным опытом, хваткой. Он гордится тем, что раньше «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что готовых весь свет обворовать». За ним, как и за другими чиновниками, водятся «грешки». Он знает о взятках подчинённых и говорит: «Не по чину берёшь». Сам ничем не брезгует: ни сукном, ни воском, ни черносливом «что лет уже по семи лежит в бочке». Жульничать за годы службы городничий научился мастерски. «А кто тебе (купцу) помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, когда как его и на сто рублей не было?» Деньги, выделенные на церковь, присвоил, а начальству доложил, что церковь сгорела. Его распоряжения поверхностные, чтоб опять же обмануть ревизора. «Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Он, говоря современным языком, отвечает за больницы, приюты. Средства воруются, сам признаётся: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос». «Лекарств дорогих мы не употребляем». Его фраза о том, что больные у него «все как мухи выздоравливают», лекарь по фамилии Гибнер характеризует положение дел в больнице. Во время «аудиенции» Хлестакова Артемий Филиппович сплетничает, рассказывая о делах и личной жизни чиновников, готов написать на всех донос. «Не прикажете ли, я всё это изложу лучше на бумаге?»

Читать еще:  Русское искусство второй половины XIX века. Конспект урока "Литература и изобразительное искусство России во второй половине XIX века

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Его городничий называет умным человеком, потому что прочитал пять или шесть книг. Замечания городничего о присутственных местах: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами». «У вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. От него (заседателя) такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Признание Аммоса Фёдоровича «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» говорит о том, что взятка – это норма для чиновников города, только каждый берёт то, что ему нужно. Судья ничего не понимает в своей работе: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».

Хлопов Лука Лукич – смотритель училищ. Самая опасная должность, ведь учёность никогда в России не ценилась. «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Хлопову объявлен выговор за то, что в учебном заведении «вольнолюбивые мысли внушаются юношеству», а это один из учителей «строил рожи» во время объяснения материала, а другой ломал стулья.

Шпекин Иван Кузьмич – почтмейстер. Почтмейстер даже и не скрывает, что он письма вскрывает и читает, не видит в этом преступления. Он делает это «из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь…» Интересные письма он себе оставляет. Это не только приятное времяпровождение, это и исполнение указаний городничего, который советует читать письма. «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки…» Перехватил же он письмо Хлестакова другу Тряпичкину.

Читать еще:  Убийца акаме мейн. Вопрос только тем кто читал мангу(спойлер)

Полицейские. В четвёртом явлении первого действия мы узнаём, что полицейский Прохоров мертвецки пьян, спит на участке. В афише пьесы даны фамилии трёх полицейских: Держиморда, Свистунов, Пуговицын. Уже сами фамилии говорят, как они наводят порядок в городе. Городничий даёт распоряжение насчёт Пуговицына: «Квартальный Пуговицын…он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту». Насчёт Держиморды замечает частному приставу: «Да сказать Держиморде, чтобы он не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому». Далее Держиморда стоит у дверей «ревизора» Хлестакова и не впускает к нему горожан. Полицейские городка в полном подчинении у городничего и, думается, действуют не по законам государства, а по прихоти главного чиновника города.

Обобщение сказанного о чиновниках.

Назовите черты, характерные для чиновников. Заполните графу таблицы о чиновниках.

Можно ли образы героев комедии рассматривать как точное воспроизведение характеров действительно живших людей?

Какую роль сыграл художественный вымысел в изображении действующих лиц пьесы?

Чиновники города – люди «бывалые», то есть могут легко провести кого угодно, но почему же они боятся очень ревизора?

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на-Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…» Почему возмущались и чего так испугались царь, чиновники и купцы?

Как вы думаете, актуальна ли пьеса в наши дни?

Домашнее задание.

Написать дома изложение с элементами сочинения «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В заключении изложения ответить на вопрос: «Как вы понимаете эпиграф к пьесе?»

Итоги урока.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. С какой целью писатель показал в комедии «всё дурное в России»?

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/578384/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector