0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роковые картины русских живописцев. «Незнакомка» Ивана Крамского – один из самых загадочных шедевров русской живописи

Содержание

Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является «Неизвестная», которую также часто называют «Незнакомкой». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником? Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».

Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».

Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. Внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну – крестьянку, которая стала женой дворянина Бестужева.

Многие утверждают, что «Неизвестная» – собирательный образ женщины, которая не могла служить примером для подражания. Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов».

Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность. Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.

Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. В 1880-х гг. камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет.

Впрочем, все версии так и остаются на уровне предположений, а имя незнакомки остается тайной. Традиция писать портреты незнакомок сохраняется и в современной живописи – например, незнакомки художника Jason Thielke

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Роковые картины русских живописцев. «Незнакомка» Ивана Крамского – один из самых загадочных шедевров русской живописи

Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье модели. В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.

Читать еще:  «Это дно»: Ольга Бузова публично унизила Анастасию Костенко. "У нее отказали ноги": мать рассказала о состоянии Бузовой

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин

У Ильи Репина была репутация «рокового живописца»: многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто и Федор Тютчев.

Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына». Любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино.

Картина произвела гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым.

Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой.

«Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, стала натурщицей художника в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…».

Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть — постигнет печальная участь «натурщицы».

Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.

Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.

«Неизвестная». Иван Крамской

Картина «Неизвестная» (1883) вызывала бурный интерес у Петербургской публики. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал беды и сам художник, вскоре после написания картины скончались два сына Крамского.

Картин продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам одни несчастья, пока в 1925 году полотно не вернулось в Россию. Когда портрет оказался в коллекции Третьяковской галереи несчастья прекратились.

«Тройка». Василий Перов

Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины.

Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Оказалось, что спустя год после написание картины Васенька умер, и его мать специально приехала к художнику, чтобы на последние деньги выкупить картину.

Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына.

«Демон поверженный». Михаил Врубель

Сын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Смерть сына стала ударом для Врубеля, поэтому он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».

Желание закончить полотно переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.

Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно — сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.

«Русалки». Иван Крамской

Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.

Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.

Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.

Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились.

«На смерть Александра III». Иван Айвазовский

Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет.

Читать еще:  Ваш ребенок или подросток ушел из дома – правила поведения для родителей. Подростковые побеги из дома: куда, зачем, что делать и как это предвидеть Уйти из дома в 13 лет

Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном.

Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие — Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.

Кем на самом деле была «Неизвестная» Крамского: все версии

Дворянка? Кокотка? Любовница императора? Родственница художника.

А вы знали, что у Крамского есть ещё одна «Неизвестная»? Между прочим, она поможет нам найти самую правдоподобную разгадку тайны Неизвестной.

Художник Иван Крамской был прирождённым пиарщиком: он назвал свою картину «Неизвестная», не раскрыл имени изображённой женщины и даже содержание полотна ни разу не прокомментировал. Результат очевиден — уже больше ста лет мы ломаем голову над вопросом: «Кто она?!» Незакрытый гештальт как он есть.

Версия №1. Неизвестная — героиня литературного произведения

Внутри этой версии существует несколько гипотез. Неизвестная — Анна Каренина из романа Толстого. Или Настасья Филипповна из «Идиота» Достоевского. А еще эту картину часто неправильно называют «Незнакомкой» (а правильно — «Неизвестная»!) — так, может, она и есть та самая Незнакомка из стихотворения Блока? Которая

..Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Не может. Стихотворение «Незнакомка» Блок написал в 1906-м году. Через 23 года после появления картины Крамского. Так что «Неизвестная» никак не может быть иллюстрацией к стихотворению.

«Анна Каренина» Толстого была впервые опубликована в 1875-м. «Идиот» Достоевского — в 1868-м. То есть оба произведения появились раньше картины «Неизвестная». Однако, по мнению исследователей творчества Крамского, «Неизвестная» не может считаться иллюстрацией и к этим произведениям. В конце концов, зачем писать портрет Анны Карениной и скрывать, что это Анна Каренина?

Хотя от версии о том, что это Анна Каренина отмахнуться тяжелее всего. Ведь Крамской был знаком со Львом Толстым. Писал его портрет. Да не просто писал, а писал именно в 1873-м году, когда Лев Николаевич как раз приступил к работе над романом «Анна Каренина». А вдруг они говорили о чем-то таком, что через 10 лет вылилось в картину Крамского? Этого нельзя ни опровергнуть, ни доказать.

Между прочим, реальная женщина, с которой списана внешность Анны Карениной. существует. Это Мария Александровна Гартунг, урождённая Пушкина. Да-да, дочка Александра Сергеевича Пушкина! И на «Неизвестную» Крамского она совсем не похожа.

Версия №2. Неизвестная — дочка художника Крамского, Софья

Обратите внимание, что протерты дочери написаны буквально за год до «Неизвестный», то есть сам факт сравнения вполне допустим.

А теперь сравним лица Софьи Крамской и Неизвестной:

Можно предположить, что Неизвестная — собирательный образ ( к эту версию ниже мы рассмотрим подробно), а Софья Крамская — одна из тех, кто позировал художнику для собирательного образа. Или Крамской подсознательно включил в собирательный образ любимые черты любимой дочери.

Версия №3. Неизвестная — племянница Крамского

А некоторые находят черты Неизвестной не в дочери, а в племяннице художника: Людмила Федоровна Крамская в траве под зонтиком была написана в тот же год, что и «Неизвестная».

Надо признать, сходство имеется. Позировала Людмила Крамскому и для «Неизвестной» или художник просто подсознательно перенёс черты племянницы на картину с загадочной красавицей — этого нам не узнать.

Версия №4. Неизвестная — любовница императора Александра II

Её звали Екатерина Михайловна Долгорукая (1847 — 1922), она родила от императора четверых незаконнорожденных детей. И жила прямо в Зимнем Дворце, рядом с законной супругой императора. Есть версия, что Крамской изначально собирался писать портрет Долгорукой, но после убийства императора в 1881-м году отказался от этого замысла — и сделал собирательный образ.

Много ли от Екатерины Долгорукой осталось в Неизвестной — судите сами. На наш взгляд — ни малейшего сходства.

Версия №5. Неизвестная — Варвара Туркестанишвили, фрейлина императрицы Марии Федоровны и фаворитка её сына — императора Александра І

Эта версия высказывается в книге «Судьба красоты. История грузинских жен» Ильи Оболенского.

Читать еще:  Письменный отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса. Предметно-развивающая среда доу

Варвара Туркестанишвили (также известная как Туркестанова; 1775 — 1819) — дворянка российского происхождения, прославилась при дворе не только миловидностью и приятным характером, но и незаурядным умом. Она родила дочь Марию не то от императора Александра I, не то от князя Владимира Голицина. Варвара Туркестанова приняла смертельную дозу яда через два месяца после рождения дочери: говорили, из-за того, что император к ней охладел. Родные попытались замять скандала — и списали смерть на холеру. Ей было 44 года.

Через 60 с лишним лет после смерти Варвары Туркестановой камея с её изображением (якобы подаренная императором, когда только начинался их роман) будто бы попалась на глаза Крамскому — и художник с камеи написал свою «Неизвестную». Кроме камеи при работе над «Неизвестной» Крамскому позировала ещё и молодая грузинка. Кстати, сохранились воспоминания Репина о том, как он застал как раз в это время в мастерской Крамского натурщицу поразительной красоты.

Из воспоминаний Ильи Репина:

Однажды утром, в воскресенье, я пришел к Крамскому. Из подъехавших троек-саней в дом ввалилась ватага артельщиков-художников с холодом мороза на шубах; они ввели в зал красавицу. Я просто остолбенел от этого дивного лица, роста и всех пропорций тела черноглазой брюнетки. Я стал глазеть из-за спин художников. Наконец я добрался и до Крамского. Вот это так! Это она! Он не побоялся верной пропорции глаз с лицом; у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеску! И конец носа с ноздрями шире междуглазия, так же как у нее, — и какая прелесть! Вся эта теплота, очарование вышли только у него».

Версия №6. Неизвестная — крестьянка Матрёна Саввишна, ставшая дворянкой

Здесь имеем целый сюжет для мелодраматического сериала. Рассказывают, будто бы Неизвестная написана с крестьянки Матрёны Саввишны, которая удачно вышла замуж и стала дворянкой: будущую жену статский советник Бестужев выкупил у помещицы Милюковой (по другой версии — просто выпросил у своей тётки: Матрёна служила у неё горничной). Но счастливой семейной жизни не получилось: у пары умирает сын, супруги разводятся — и Матрёна Саввишна выходит за полковника Попова, но тот вскоре погибает на дуэли.

Среди тех, кого пленила красота Матрёны, будто бы был и Крамской — собирался написать её портрет, но не вышло: возвращаясь после всех городских мытарств в родную деревню, Матрёна Саввишна простудилась и умерла.

Что в этой истории не так — видно невооруженным глазом: у фигурантов есть только фамилии, но нет имён-отчеств, а фамилии очень распространённые — так что проверить правдивость истории невозможно.

Версия №7. Неизвестная — это выдумка художника, собирательный образ, такой женщины не существовало

Эта версия возникла ещё у первых зрителей картины, её придерживаются по сей день искусствоведы. Крамской создал собирательный образ. Но какой смысл вложил в этот образ художник?

Может, он просто хотел написать пленительную красавицу и заодно продемонстрировать своё мастерство? Чуть розоватый от мороза петербургский воздух и наряд героини с множеством фактур (мех, кожа, атлас) — всё это впечатляет не меньше самой красавицы.

Но, скорее всего, Крамской написал обличительную картину — и изобразил не просто красавицу, а даму полусвета. Дерзкую (едет в карете одна, без полагающегося приличным дамам сопровождения), одетую по последнему слову моды (а истинные аристократки имели привычку одеваться чуть-чуть старомодно), с надменным выражением лица. Вероятно, художник изобразил самоуверенную содержанку. Критик Стасов назвал Неизвестную «кокоткой в коляске».

В частной коллекции в Праге хранится этюд к картине «Неизвестная». Он говорит в пользу того, она — собирательный образ дамы не самых честных правил.

Во-первых, на этюде дама совсем другой наружности (значит, Крамской не писал портрет реально существовавшей женщины, а искал необходимые для образа черты, выдумывал их). Во-вторых, в отличие от окончательной версии, женщина с этюда даже не надменна, а хамовата, а красота её хоть и яркая, но грубоватая, если не сказать вульгарная: художник явно намеревался обличать, но в окончательной версии картины просто смягчил свои обличительные интонации.

А какая из перечисленных версий ответа на этот вопрос больше нравится вам?

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/220815/25927/
http://russian7.ru/post/samye-zagadochnye-kartiny-russkikh-khud/
http://zen.yandex.ru/media/id/59d48d3afd96b1ad9f99ce67/5b52395a9b6e4000a9e472aa

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector