2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роман «Евгений Онегин. Из литературы первой половины XIX века

Сочинение Пушкин А.С. — Евгений Онегин

Тема: — «Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века»

Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих

произведениях: это и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин. В своих работах авторы

выступали против угнетения простого русского народа дворянами и помещиками,

а так же против крепостного права.

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал нам фамусовское общество

с узким кругозором и смешными идеалами, стремясь высмеять их глупые

интересы. Множество писателей первой половины 19 века описывали дворянство

не с лучшей стороны. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» рассказывает о

разных типах дворянства: петербургском, московском и поместном, показывал

отсутствие у этих людей привычки к труду и праздный образ жизни. Для

петербургского дворянства характерны суета и мишурность : «везде поспеть

немудренно.» Люди в Петербурге проводят время в увеселеньях, сменяя

развлечения. Главный герой романа Евгений Онегин встает после полудня и к

нему сразу несут записки с приглашениями.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

Евгений посещает театры, балы, а утром уставший возвращается домой. В

Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеет общественное

мнение — «пружина чести — наш кумир!»

В своем романе Александр Сергеевич показал дворянское общество 19 века,

причем детально, как жизнь провинциального народа, так и столичного.

Основная черта провинции — это верность старине, новые привычки еще не

успели дойти до глубинки.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

Также, как и в Петербурге, здесь любят балы, и посему хорошо поесть. Еда

составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни.

Обряд известный угощенья,

Несут на блюдичках варенья.

Провинциальная жизнь однообразна, но она не лишена практического смысла, как

в Москве, — она скучна и пуста, отличается консервативностью быта и нравов,

Все в них так бледно, равнодушно,

Они клевещут даже скучно.

Писателей первой половины 19 века очень волновала судьба их родины. Н.В.

Гоголь задумывался, спрашивая в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души», — «Куда же ты несешься Русь?» Он не мог себе и представить, какое будущее

может быть у России, если в ней правит общество, где крепостное право

является нормальным жизненным явлением. А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин точно

изобразили нравы современного тогда дворянства. В комедии «Горе от ума»

главный герой Чацкий пытается противостоять жестокому обществу, но у него

ничего не получается, так как он один борется за свои передовые взгляды,

прогрессивные идеи, которые совсем не понятны этому обществу. Раздумья этих

двух великих писателей в их произведениях заставляют подумать читателей.

Изображая дворянство, авторы пытались донести до людей их суть, они

хотели, чтобы народ увидел себя со стороны и где-то, может задуматься обо

А.С.Пушкин

Евгений Онегин.

Евгений Онегин

«Евгений Онегин» (1823—1831) — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Читать еще:  Как распознать кармические отношения между мужчиной и женщиной? Кармическая связь мужчины и женщины

Сюжет

Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего. Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени —

Сын такого отца получил типичное же воспитание — сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

Сюжетные линии

  1. Онегин и Татьяна:
    • Знакомство с Татьяной
    • Разговор с няней
    • Письмо Татьяны к Онегину
    • Объяснение в саду
    • Сон Татьяны. Именины
    • Посещение дома Онегина
    • Отъезд в Москву
    • Встреча на балу в Петербурге через 2 года
    • Письмо к Татьяне (объяснение)
    • Вечер у Татьяны
  2. Онегин и Ленский:
    • Знакомство в деревне
    • Разговор после вечера у Лариных
    • Визит Ленского к Онегину
    • Именины Татьяны
    • Дуэль (Смерть Ленского)

Действующие лица

  • Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
  • Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».
  • Ольга Ларина, её сестра — обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
  • Владимир Ленский — сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
  • няня Татьяны — вероятный прототип — Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
  • Зарецкий, дуэлянт — в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
  • Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
  • Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.
Читать еще:  Самое романтическое аниме про любовь. Аниме про романтику - добро пожаловать на именины сердца

В романе упоминается также отец — Дмитрий Ларин — и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810—1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина — вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

Поэтические особенности

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

О романе «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» был начат Пушкиным в южной ссылке (1823г.) и закончен в период, называемый «Болдинской осенью» (1830 г.). В 1831 году поэт переделал последнюю главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Роман состоит из 8 глав. Действие его развивается с 1819 по1825 год. Пушкин воссоздает в романе духовную атмосферу общества, собственный духовный рост и развитие своих героев.

Своеобразен жанр произведения — «роман в стихах». В письме к П. Вяземскому поэт высказывается так: «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».

В своем произведении Пушкин объективно и реалистически изображает современную ему эпоху через историю героя и сюжет, что является романным признаком. Но роман Пушкина стихотворный и его лиризм, активность авторского поэтического голоса придает ему особое своеобразие.

Сюжет романа прост, число героев ограничено. Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга противопоставлены друг другу. В основу сюжета положены чувства героев — любовь Татьяны к Онегину, Ленского к Ольге, дружба Онегина и Ленского. Центральным событием романа является дуэль Онегина с Ленским, которая коренным образом меняет судьбы всех главных героев.

Описание и события жизни главных героев неотрывны от той среды, в которой они живут. Поэт мастерски воспроизводит атмосферу Петербурга и деревенской российской провинции, где одинаково царят зависть, скука, пустота мыслей, клевета, сплетни, мелкая суета.

Центральный образ, Евгений Онегин, представляет собой реалистический тип молодого человека, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и общественной средой. Онегин описан автором в противоречиях. С одной стороны, это молодой дворянский интеллигент, умный, благородный, способный к сильным чувствам. Но неумение трудиться («Труд упорный ему был тошен»), жажда однообразных удовольствий, отсутствие реального дела, «жизнь без цели, без трудов» делает его пресыщенным жизнью и чувствами индивидуалистом и эгоистом, живущим в скуке и хандре.

Читатель видит, как складывается характер героя, мы узнаем, чему его учили, как он проводил время. Хотя Евгений «учился чему-нибудь и как-нибудь», уровень его культуры довольно высок. Он порождение своего общества, но при этом чужд ему. Пустота жизни мучает Онегина, он во всем разочаровывается. Характер Онегина обусловливает его поступки. Он искренне привязывается к Ленскому, но порывы его души сталкиваются с привычными, внушенными светским обществом правилами поведения. Соблюдая негласные законы чести, Онегин фактически убивает на поединке Ленского.

И в от общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот начем вертится мир! — восклицает поэт.

Чувства Онегина оскудели, любовь Татьяны он отверг, слишком рассудочно и притворно его отношение к любви. Привыкший и усвоивший светские «истины», «науку страсти нежной», Онегин лишен самой способности любить.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять,заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Лишь череда потрясений — убийство Ленского, встреча с Татьяной, ставшей женой генерала, светской дамой, — заставили Онегина обрести способность к большому и сильному чувству.

Читать еще:  Сценарии приветствие губернатора на казачьем празднике. Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему: Сценарий праздника "Первые казачьи штаны

Отношения автора к Онегину на протяжении всего повествования ироническое, но благодушное. Онегин для Пушкина не только «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегдатай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной», но и беспокойный, остро критический, ищущий ум, проявляющий недовольство окружающей действительностью. Пушкин подчеркивает благородство поведения своего героя, Онегин не обманул Татьяну, не воспользовался «доверчивостью души невинной».

Пушкин стремился дать в образе Евгения Онегина типическое обобщение характерного явления в жизни современного ему общества. Это реалистический тип молодого человека, жизнь и судьба которого обусловлены не только его личными качествами, но и определенной общественной средой начала XIX века. Скептицизм и разочарование Онегина — это отражение общего состояния, которое охватило в начале века значительную часть дворянской интеллигенции.

Своеобразно противостоит Онегину другой герой романа — Владимир Ленский. Молодые герои романа подчеркнуто контрастны: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Пылкий восторженный романтик, «поклонник Канта и поэт» не имеет реального представления о жизни. Дворянский патриархальный быт и заимствованная европейская культура определили романтический настрой мыслей и чувств Ленского.

По ироническому замечанию Пушкина

Он пел разлуку и печаль,
И не что, и туманну даль,
И романтические розы.

Автор не дает ответа на вопрос о том, как бы сложилась судьба Ленского в дальнейшем. Женившись на Ольге Лариной, бездушной посредственной кокетке, он мог стать заурядным помещиком, повторившим судьбу отца сестер Лариных:

Он умер в час перед обедом,
Оплаканный своим соседом,
Детьми и верною женой.
Чистосердечней,чеминой.
Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим в кушает мир.

Но Ленский мог стать и настоящим поэтом, гордостью национальной культуры, представителем прогрессивной части дворянской интеллигенции.

Любимая героиня автора — Татьяна Ларина. В противовес Онегину, в близости Татьяны к культуре народа, его нравам и быту заключена здоровая и реальная жизненная основа. Сам образ Татьяны окружен «воспоминаньем старины иль девичьей», героями русского фольклора. Сон Татьяны соткан из образов старинных сказок. Простая народная культура формировала характер Татьяны, именно поэтому Татьяна является пушкинским идеалом, воплощением национального духа.

Татьяна исключительно душевно цельный образ. Она проста и самоотверженна, автор подчеркивает ее нравственную чистоту, глубокий ум и естественность.

Мысль и чувство, разум и поступок для нее едины. Полюбив, она первая признается Онегину в любви и ее не останавливают условности — «Татьяна любит не шутя. » Но в тожевремя ее ответ Онегину:

Но я другому отдана;
Я буду век ему верна —
также выдержан в духе народной морали, как и ее искреннее признание в любви.

Облик Татьяны постоянно оттеняет русская природа. В моменты радости, печали и душевных переживаний Татьяна оказывается в окружении простой, лишенной экзотики, но исключительно поэтичной природы.
Таким образом, душевная цельность Татьяны характеризуется единством лучших сторон русской культуры — дворянской и народной.

Одной из характерных особенностей романа является особая роль автора. Сам Пушкин выступает как реальное действующее лицо романа, но вне сюжетных рамок. Автор размышляет, беседует с читателем, делится творческими замыслами, рассуждает о литературе, вспоминает о своей жизни, высказывает свое отношение к героям в многочисленных лирических отступлениях. Более того, Пушкин вводит в произведение своих друзей и знакомых, достигая правдоподобия и достоверности событий.

Для Пушкина Онегин — друг, и как друг он понимает Евгения, сочувствует ему, но и не может лгать, когда поступки Онегина расходятся со взглядами на жизнь самого поэта. Онегин скучает и «хандрит», в авторе, напротив, живут глубокие и сильные чувства. Пушкин не может скрыть своего восхищения перед красотой русской природы, Онегин равнодушен. Особенно ярко проявляются различия между автором и героем в моральной сфере. Пушкин осуждает Онегина за дуэль с Ленским, за то, что по его вине страдаетТатьяна.

Вэтом единстве и противоположности автора и героя воплощается идейная сущность романа, те духовные переживания, которые владели передовыми людьми в России первой половины XIX века.

Роман «Евгений Онегин» по праву считается первым русским реалистическим романом. Реализм романа выразился в стиле, в языке произведения. Автор точно охарактеризовал национально-исторический быт эпохи, характер и культуру героев. В то же время пушкинские описания живописны и точны. Уникален язык романа, точно воспроизводящий эпоху, среду, и в то же время эмоциональный и поэтичный. «Евгений Онегин», по выражению критика В.Г. Белинского, стал «энциклопедией русской жизни», потому что вобрал в себя самые главные, самые характерные тенденции жизни русского общества 20-х годов XIX века.

Источники:

http://bobych.ru/soch/pushkin/evgenij_onegin_73.html
http://www.pushkinpoetry.ru/eo.htm
http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/o-romane-evgeniy-onegin.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector