4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русское искусство второй половины XIX века. Конспект урока «Литература и изобразительное искусство России во второй половине XIX века

Методическая разработка урока истории по теме «Культура России второй половины XIX века»

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представления об особенностях российской культуры второй половины XIX века; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре России;
  • познакомить учащихся с новыми явлениями в просвещении, науке, живописи, архитектуре, музыке, театре;
  • совершенствование умений работы с различного рода источниками информации; аргументирования собственной точки зрения по проблемным вопросам.

План урока:

  1. Введение учащихся в учебную деятельность.
  2. Изучение нового материала.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Д/з.

Ход урока

I. Введение учащихся в учебную деятельность.

а) организационный момент;

б) создание у учащихся учебной мотивации;

Решение проблемного задания:

Какое из определений термина «культура» вы считаете более полным? Ответ аргументируйте.

  • А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.
  • Б) Культура несет отпечаток исторической эпохи.
  • Каковы особенности развития культуры первой половины XIX в.?
  • Какие направления в художественной культуре первой половины XIX в. были ведущими? Назовите крупнейших писателей и поэтов первой половины XIX в. К каким художественным направлениям можно отнести их творчество?

в) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Проблема урока: Как народный характер культуры II половины ХIХ в. проявился в различных областях культуры?

II. Изучение нового материала.

1. Работа с раздаточным материалом (обучающиеся читают материал и отвечают на вопрос).

Вопрос: В чём проявился народный характер просвещения и книгопечатания? (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся). Ответ: образование стало более доступным (ДОСТУПНОСТЬ).

Содержание раздаточного материала:

Просвещение и книгопечатание 2 половины 19 века.

В 60-х гг. ХIХ в. была осуществлена реформа школы, в ходе которой была провозглашена бессословность образования, земства и другие общественные организации получили право открывать собственные школы, право преподавания было предоставлено женщинам. Однако новый школьный устав, введенный в 1864 г., не ликвидировал разрыва между различными типами учебных заведений.

Самым массовым типом начальной школы в пореформенной России стала трехлетняя земская школа. За первые 10 лет существования земств таких школ было открыто 10 тыс., а к 1914 г. их было 40 тыс. В их программу входили чтение, письмо, арифметика, Закон Божий, география, история, основы естествознания.

Более упрощенное образование давали церковно приходские школы. В 80 – 90-х гг. правительство усиленно поддерживало церковно-приходские школы. Их количество за время царствования Александра III возросло в 8 раз (с 4 тыс. до 32 тыс.), а государственные расходы на них – в 40 раз.

В целом, если до отмены крепостного права в России были грамотны лишь 7% населения, то в 1897 г. – 21,1% (среди мужчин – 29%, среди женщин – 13%).

Основной формой средней школы оставалась гимназия. В 1865 г. в России было 96 гимназий, в 1882 г. – 136. В 60-х гг. наряду с классическими гимназиями появились шестиклассные реальные училища, но их выпускники не имели права поступать в университеты.

В связи с ростом грамотности в пореформенной России расширился доступ к книге. В год печаталось от 2 до 10 тыс. наименований книг, возросли тиражи, достигавшие нескольких тысяч экземпляров. Появилось множество частных издательств различной специализации. Наиболее известным издателем демократической литературы был Ф. Ф. Павленков.

Павленков первым стал выпускать дешевые издания сочинений русских классиков для народного чтения и для учащихся. Число книжных магазинов увеличилось до двух тыс., а помимо них книгами торговали бродячие разносчики-офени.

Стремясь проконтролировать благонадежность продаваемых народу книг, правительство в 80-х гг. постановило, что офени должны получить разрешение губернатора на торговлю, для чего требовалось представить полный каталог продаваемых изданий.

2. Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19 в. длительностью 1 мин. 4 сек. (обучающиеся работают в парах и по мере прослушивания приводят таблицу в соответствие с материалом видеопрезентации) [2].

Вопрос: В чём проявился народный характер естественных наук? (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся). Ответ: Наука стала носить более прикладной характер. (ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР)

3. Изучение живописи. Учащиеся читают материал учебника на стр. 256 и пытаются ответить на вопрос: В чём проявился народный характер живописи 2 пол. 19 века? Ответ: изображение жизни и быта простого народа, отражение социальных мотивов, обращение к истории (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся).

Более детально народный характер живописи рассмотрим на примере картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». 1887г. (Репродукция художественного произведения выведена на экран).

  • А) вопросы на атрибуцию: Какое событие здесь изображено? К каким событиям в истории России оно относится?
  • Б) на описание: Кто изображён в центре художественной композиции? Какая композиционная группа говорит нам о неприятии церковной реформы Никона?
  • В) критический анализ изображения: Как иллюстрация показывает нам отображение сущности реформы Никона? Можно ли относится к картине В. И. Сурикова как к достоверному историческому источнику?
  • Г) аксиологический анализ: Как вы думаете, что хотел сказать свои современникам В. И. Суриков, обращаясь к событиям царствования царя Алексея Михайловича?
  • Д) какое значение имеет картина для изучения событий сер. ХVII в. в курсе истории России?

Подведение итогов беседы учителем: Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», созданная в 1887 г., отражает сложный период в истории России – время правления царя Алексея Михайловича. В 1654 г. патриарх Никон начинает церковную реформу. Тех, кто не подчинился реформе, предали анафеме. В стране появилось религиозное течение – старообрядчество. Староверы нашли поддержку в народе. Царь и его окружение видели в раскольниках своих злейших врагов. Один из таких моментов борьбы царя и Никона с раскольниками изображён на картине. В центре фигура боярыни Морозовой, призывающая собравшийся народ к неподчинению официальной церкви. Сани с боярыней сопровождают стрельцы, теснящие народ. В правом нижнем углу группа скорбящих о трагической судьбе боярыни. Особенно ярко прописана фигура блаженного – как будто он уже увидел будущее боярыни и трагическую судьбу всего движения старообрядцев. Толпа зевак слева тоже отображает отношение к реформе народа – насмешливое отношение удачно скрывает страх: если бы не приняли реформу Никона, то могли разделить судьбу боярыни Морозовой. Автор картины использовал для придания большей трагичности тревожные цвета – чёрный, коричневый, синий. Не обошёл вниманием и символ раскольников – двоеперстие, которым благословляет боярыню юродивый. Данная развёрнутая иллюстрация даёт представление о сущности реформы, о расколе общества в ходе реформы, о жизни и быте русского народа в сер. ХVII в. В картине видна социальная позиция автора – он всецело стоит на стороне старообрядцев – об этом говорят эмоционально и тщательно прорисованные центральные фигуры полотна.

Читать еще:  Сообщение про баха кратко. Биография баха иоганна себастьяна

(Обучающая цель: изучение изображения в контексте исторических событий, овладение навыками критического анализа иллюстративного изображения.

Развивающая: формулирование представлений обучающимися об историческом событии на основе проблемной беседы учителя с обучающимися по сюжету картины.

Воспитательная: формирование чувства сопричастности с судьбами русского народа через поиск личного смысла и отношения к картине художника В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».)

4. Изучение архитектуры, театра и музыки. (Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7). (Ученики отвечают на вопрос отдельно по каждому направлению культуры: архитектура – использование элементов русско-византийского стиля; театр, музыка – создание русского национального театра, развитие реализма, обращение к историческому прошлому и народным мотивам), (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся).

Списывание схемы с доски в тетрадь под музыку Чайковского.

Схема: «Характеристика народного характера культуры второй пол. 19 века

Русское искусство во второй половине XIX века

Изобразительное искусство

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого была Академия художеств. Она проповедовала идею о том, что искусство выше жизни, выдвигала лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников. Академия художеств стала реакционной силой, мешавшей развитию передового искусства.

Передвижники

В начале 60-х годов группа художников во главе с И. Н. Крамским порвала с Академией художеств и объединилась в Петербургскую артель свободных художников, по типу коммун, описанных Чернышевским в романе «Что делать?».

Художники жили одной дружной семьей, которая стала художественным центром, академией Крамского, как ее называли. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, которое объединило лучших художников России и сыграло огромную роль в развитии изобразительного искусства.

Выдающимся художником этого времени был Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них.

В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасхе» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.

Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», изображающая проводы в последний путь крестьянина — кормильца семьи. Большой известностью пользуются его картины

  • «Последний кабак у заставы»,
  • «Старики родители на могиле сына».

Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе пронизаны картины «Охотники на привале», «Рыболов». Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.

Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837-1887) — замечательный художник и теоретик искусства. Крамской страстно боролся против так называемого «чистого искусства», он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей:

  • Толстого,
  • Салтыкова-Щедрина,
  • Некрасова,
  • Боткина,
  • Шишкина и других.

Самым крупным художником этого времени, богатырем русской живописи был Илья Ефимович Репин (1844-1930).

Родился он в небольшом украинском поселке Чугуеве в семье военного поселянина. Образование получил в Академии художеств. Репин был близок к Крамскому и к другим передовым художникам 60-х годов.

Критикуя сторонников «чистого искусства», он писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры,- предоставим это благовоспитанным барышням». Репин — стал знаменем передвижников, их гордостью и славой.

Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое, новое слово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа.

Лучшим его произведением в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге», воспевшая героический труд народа, его могучие силы. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Картина была воспринята как событие в художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.

Целую серию прекрасных картин посвятил Репин русскому революционному движению:

  • «Арест пропагандиста»,
  • «Сходка»,
  • «Отказ от исповеди перед казнью»,
  • «Не ждали» и др.

С глубокой симпатией Репин создает образы революционеров — борцов за народное счастье, беспредельно преданных идеалам революции. Блестящие полотна создал художник на исторические сюжеты. Духом протеста против деспотизма проникнута картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван». В «Запорожцах» он воспевает богатырскую силу народа, его патриотизм, сплоченность, свободолюбие. Художник создал целую галерею портретов. И в этом жанре он сказал новое слово, нашел новые краски, новые приемы для отражения духовной жизни человека.

Зенцом творчества Репина-портретиста является огромная многофигурная картина — групповой портрет «Заседание Государственного совета». В ней художник мастерски сумел показать ничтожество высшей бюрократии, ее холопство, тупость и самодовольство.

Творчество Репина -это целый этап в развитии изобразительного искусства. Его картины — выдающийся вклад не только в русскую, но и мировую художественную культуру.

Изумительные картины на исторические темы создал великий русский живописец Василий Иванович Суриков (1848-1916). Его произведения

  1. «Утро стрелецкой казни»,
  2. «Меншиков в Березове»,
  3. «Боярыня Морозова»,
  4. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»,
  5. «Степан Разин»

— вершина русской и мировой исторической живописи. История русского народа, его красота, несгибаемая воля, величие души — вот что вдохновляло художника.Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848- 1926) тесно связано с русской народной сказкой, с былинами, сюжеты которых он брал за основу для своих картин.

Его лучшее произведение — «Богатыри».

Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники Русской земли и родного народа.

Во второй половине XIX столетия творили такие замечательные художники, как

  • Ге,
  • Саврасов,
  • Поленов,
  • Куинджи,
  • Шишкин,
  • Верещагин,
  • Левитан,
  • скульптор Антокольский и многие другие.

Их творчество — самоотверженное служение народу.

Музыка

Размах демократического общественного движения во второй половине столетия, общий подъем художественной культуры, внимание к судьбам народа, как основной проблеме эпохи, вызвали к жизни расцвет русского музыкального искусства.

Величайшим композитором является Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Его симфонии (он создал шесть симфоний), оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Орлеанская дева» и др.), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы стали вершиной русского музыкального искусства. Ведущей темой творчества Чайковского является борьба человеческой личности за свободу, независимость чувства и право на счастье. Правдиво, с огромной силой выразительности Чайковский умел показать средствами музыкального искусства радость и страдание людей, глубокие жизненные конфликты, жизнь и быт народа. «Мне кажется,- писал он,- что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек».

Читать еще:  Пальто с длинным ворсом как называется. Из чего делают пальто

Творчество Чайковского получило мировое признание. Его произведения пользуются огромнейшей популярностью во всех странах мира.

«Могучая кучка»

Всеобщее признание и мировую славу получило творчество великих композиторов «Могучей кучки»:

  1. М. П. Мусоргского,
  2. А. П. Бородина,
  3. Н. А. Римского-Кор-дакова и других.

В начале 60-х годов сложилось творческое объединение замечательных композиторов, которое и получило название «Могучей кучки». Это были люди, для которых тема народа, его титаническая борьба стали центральной проблемой творчества. Продолжая традиции Глинки, композиторы этого направления

особенно большое внимание уделяли изучению народной музыки, которая стала источником их вдохновения.

Особенно мощно выразил революционно-демократические идеи 60-х годов великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). Его гениальные оперы

  • «Борис Годунов» и
  • «Хованщина»

проникнуты безграничной любовью к народу и ненавистью к самодержавию. В истории мирового музыкального искусства никто не смог с такой силой раскрыть характер народа. До конца своих дней композитор был верен следующему принципу, который он сам сформулировал: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям. вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться».

Произведения Мусоргского подвергались травле со стороны реакционных музыкальных деятелей и критиков.

Замечательным композитором демократического направления был и Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). Его симфонии, романсы и особенно его опера «Князь Игорь» проникнуты пламенным патриотизмом, идеей величия и моральной чистоты русского народа, жаждой свободы и осуждением насилия. «Талант Бородина,- писал о нем современник,- равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

Талант Бородина был исключительно разносторонен. Он был не только музыкантом, но и выдающимся ученым, профессором химии.

Исключительно богато музыкальное наследие великого русского композитора и музыкального деятеля Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908). Им написаны 15 опер, симфонии, балеты, романсы и много музыкальных произведений других жанров. До сего времени его оперы

  1. «Садко»,
  2. «Снегурочка»,
  3. «Майская ночь»,
  4. «Царская невеста»

и другие пользуются огромной популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом.

Римский-Корсаков был выдающимся педагогом, воспитавшим целую плеяду композиторов и артистов.

Во второй половине XIX в. больших высот достигло театральное искусство.

На сцене Малого театра расцвел неповторимый талант великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1853-1928).

Отличительной особенностью русского искусства — музыки, театра, живописи — были глубокий демократизм и народность, стремление ответить на потребности и нужды своей страны, поднять народ на борьбу за лучшие идеалы человечества.

Изобразительное искусство второй половины XIX в.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Комбинированный урок с использованием мультимедиа. В целях уменьшения веса презентации пришлось изъять аудиолекции и музыкальное сопровождение, а также сократить количество представленных картин. Это учитель сможет сам добавить.

В результате получится очень живое объяснение нового материала, эмоционально насыщенное, эффектное и, следовательно, запоминающееся. Тестовые задания по типу ЕГЭ будут хорошим тренингом для учащихся. Интерактивные задания на закрепление нового материала вызовут интерес, снимут усталость от насыщенного урока, так как появляется некий игровой элемент в «пробе сил» по проверке усвоенного.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Изобразительное искусство России второй половины XIX века. Урок по истории в 8 классе.

Задание. Установите соответствие 1. а) П.Н. Яблочков 1) этнография б) Д.И. Менделеев 2) география в) П.Л. Чебышев 3) физика г) В.О. Ключевский 4) химия д) И.П. Павлов 5) история е) Н.Н. Миклухо- Маклай 6) математика ж) Н.М. Пржевальский 7) биология з) А.Ф. Можайский

Задание. Установите соответствие 2. а) А.Г. Столетов 1) изобрёл автоматическую счётную машинку — арифмометр б) П.Л. Чебышев 2) создал радиоприёмник в) С.М. Соловьёв 3) основал почвоведение г) В.В. Докучаев 4) открыл периодический закон химических элементов д) А.С. Попов 5) создал учение о рефлексах головного мозга е) Д.И. Менделеев 6) написал «Историю России с древнейших времён» ж) И.П. Павлов

Задание 3. Тест. Выберите верный ответ По данным переписи 1897 года средний уровень грамотности в России составлял около: 10% 21,1% 50% 70%

Задание 4. Тест. Выберите правильный ответ. Перу историка С.М. Соловьёва принадлежит: 1) «Курс русской истории» 2) «История России с древнейших времён» 3) «История государства Российского» 4) «Боярская дума Древней Руси»

Задание 5. Тест. Верным является утверждение . Н.М. Карамзин – родоначальник русского национального географического общества А.С. Попов – создатель первой астрономической обсерватории в России А.Ф. Можайский – родоначальник отечественного самолётостроения В.О. Ключевский – удостоен золотой медали за опубликованные труды по изучению русских почв. Н.Н. Миклухо-Маклай – создал дуговую электрическую лампу

Верный ответ к заданиям 1 и 2: Задание 1 а-3, б-4, в-6, г-5, д-7 е-1 ж-2 Задание 2 б -1 в — 6 г — 3 д – 2 е – 4 ж — 5

Верный ответ к тестам. 3. 2) 4. 2) 5. 3)

Иван Николаевич Крамской Идейный руководитель Товарищества передвижников. Первая выставка открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года Портрет писателя Льва Николаевича Толстого Портрет художника Шишкина

Архип Иванович Куинджи Берёзовая роща

Константин Алексеевич Коровин Зимой

И.Н. Крамской Картина «Зимой» Картина «Чёрное море» Портрет писателя Льва Николаевича Толстого Памятник «Тысячелетие России»

И.К.Айвазовский Картина «Среди волн» Картина «Берёзовая роща» Картина «За чайным столом» Скульптура «Пётр I » Интерактивные задания

И.И. Шишкин Картина «Чёрное море» Картина «Московский дворик» Картина «Утро в сосновом бору» Скульптура «Иван Грозный» Интерактивные задания

М.О. Микешин Памятник «Тысячелетие России» Памятник А.С.Пушкину в Москве Картина «Дубовая роща» Картина «Ночь на Днепре» Интерактивные задания

Предварительный просмотр:

Аннотация к презентации: так как объём загружаемой презентации ограничен, то пришлось изъять из неё слайды с демонстрацией творчества Шишкина, Айвазовского, файлы с аудиолекцией и музыкальное сопровождение, а также уменьшить количество изображений на других слайдах. Эти элементы учитель может дополнить самостоятельно. Также изъяты слайды с оформленными определениями новых понятий: критический реализм, импрессионизм.

Литература и изобразительное искусство России второй половины XIX века.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Гочияева Джамиля Гомалаевна, учитель истории

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Южный Федеральный округ.

Тип урока (мероприятия, занятия)

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Изучить тенденции развития литературы и искусства во второй половине XIX в.

2. Ознакомиться с новыми понятиями, с произведениями литературы и искусства и их авторами.

3. Формировать навык соотносить произведения культуры с их авторами, направления в искусстве с творчеством деятеля; навык составления таблицы и выполнения заданий на соответствие.

4. Формировать умение составлять как повествовательный, так и описательный рассказ.

5. Осуществить нравственно-эстетическое и нравственно-этическое воспитание, а также патриотическое: прививать любовь к Родине через любовь к пейзажам отечественной природы.

Читать еще:  Первые народы крыма. Смена народов, населявших крым последние тысячелетия

6. Формировать навык использования электронных ресурсов, выполнения интерактивных заданий.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

1) Выполнить работу по подбору соответствия между деятелем культуры и культурным направлением, деятелем культуры и его произведениями.

2) Выполнить интерактивные задания на закрепление учебного материала.

3) Использовать презентацию с видео, иллюстративным материалом в музыкальном сопровождении и аудиолекцией для активизации внимания и образного мышления учащихся, а также с целью повышения интереса к преподаваемому материалу, лучшему его усвоению.

4) Воздействовать на чувства учащихся через иллюстративный и музыкальный материал.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

1) навык соотносить произведения культуры с их авторами;

2) навык составления таблицы;

3) навык выполнения заданий на соответствие (прототип заданий ЕГЭ);

4) умение составлять как повествовательный, так и описательный рассказ;

5) умение ориентироваться в культурных направлениях (реализм, академизм, передвижничество) и соотносить их с творчеством отдельных деятелей.

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, проектор, учебник, тетрадь, ручка и карандаш с линейкой у учеников.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

таблица по домашнему заданию, которая продолжается к новой теме;

задания по соотношению деятелей и направлений деятельности, деятелей и результатов их творчества;

презентация с аудио лекцией в музыкальном сопровождении;

слайды, на которых оформлены характеристики направлений искусства (новые понятия);

задание к литературному произведению (по стихотворению Некрасова)

Список учебной и дополнительной литературы

1. Учебник. История России. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.

2. Дополнительная литература.

1) Т.В.Моисеева. Русский пейзаж. Изд. «Искусство», 2000.

2) А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век”. Книга для учителя. М., «Просвещение». 2001.

3) Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России XIX век. М., Изд. «Вако», 2004.

4) О.Н.Журавлёва. Тесты по истории России XIX века. к Учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс”. Изд. «Экзамен». М., 2007.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

1. Активизировать интерес учащихся через использование эффектного оформления, воздействие на их образное мышление и чувства с помощью описательного рассказа по картинам с их демонстрацией под музыкальное сопровождение.

2. Немалую мотивационную роль играют выполнения заданий в формате будущего экзамена ЕГЭ.

Показать учащимся связь изучаемого материала с жизнью посредством разъяснения, что подобные произведения искусства никогда не выходят из моды, они не могут надоесть. Подобные произведения искусства вешают на стены в любых помещениях, комнатах отдыха, загородных домах и смотрят на них часами, получая эстетическое удовольствие и впитывая настроение, созданное художником. Возможность такой эмоциональной разгрузки неоценима в наш стрессовый век повышенных скоростей.

3. Освоение новейших технологий.

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

1. Опрос домашнего задания по тематике просвещение и наука.

а) в тетради: работа с документами после домашнего параграфа, стр. 230-231,

один из учеников выполняет вопрос №1к первому документу;

второй ученик выполняет вопросы №2, 3 ко второму документу;

  1. Щёлкнуть для смены слайда для перехода к заданиям.

б) выполнение заданий на листиках по соотношению деятелей и направлений деятельности, деятелей и их творчества по таблице на слайде (слайды 2, 3);

тестовые задания – слайды 4, 5, 6,

верные ответы – слайды 7, 8.

Заранее предупредить учащихся, что в тестовых заданиях нельзя допускать исправления. Исправления говорят об угадывании, а не твёрдом знании материала. После того, как ответы будут выписаны, учитель продемонстрирует верные ответы и ученики осуществят самопроверку с аккуратным зачёркиванием и исправлением неверных ответов. После этого листики с заданиями сдаются учителю. Они будут учтены при дальнейшей проверке учителем таблицы по разделу «культура», которую уже начали заполнять на прошлом уроке и ещё продолжат на следующем.

Работа с художественным произведением. Учителем (можно учениками) зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»:

— Ну, пошёл же ради Бога!

Небо, ельник и песок –

Эй! Садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай, да не трусь.

Вот за что тебя глубоко

Я люблю родная Русь!

— О каких трудностях и проблемах обучения крестьянских детей рассказывается в произведении?

— Какие учебные заведения должен окончить школьник из стихотворения Некрасова, чтобы поступить в университет?

— О каком архангельском мужике узнает в школе ученик?

2. Изучение нового материала.

1) Рассказ учителя о формировании основного художественного направления — критического реализма.

  1. Щёлкнуть для смены слайда для установки определения понятия (слайд вставить между 8-ым и 9-ым слайдами)

Вторая половина XIX века в российской культурной жизни ознаменовалась оформлением такого художественного направления, как критический реализм. Характеризуется это направление отображением реальной жизни через критическое её восприятие. Деятели искусства стремились показать негативные моменты: забитость и бесправие простого народа; все пороки жизни общества.

Через выявление этих негативных моментов, деятели культуры стремились призвать людей к их устранению и улучшению жизни общества.

В литературе это направление представляли писатели: М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев.

Здесь показан мир человеческих страданий, трагедия бесправной и униженной личности. Ф.М. Достоевский в «Преступлении и наказании» показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой – зреет потребность протеста, стремление к самоутверждению. К самоутверждению даже через преступление. Так, главное действующее лицо произведения Достоевского «Преступление и наказание» решился на убийство старушки-процентщицы, считая, что делает благо для общества.

  1. Щёлкнуть для смены слайда для просмотра видеофрагмента фильма «Преступление и наказание» по Достоевскому.

– Вопрос по просмотренному фрагменту: в какой форме выразил свой протест против существующего порядка вещей герой произведения Достоевского «Преступление и наказание»? Одобрил ли автор такой поступок своего героя?

2) Живопись. Учащимся предлагается просмотр презентации с попутным заполнением таблицы, начатой на прошлом уроке, в графе область деятельности вписали «живопись» и продолжили заполнять.

Щёлкнуть для смены слайда, 9-11 слайды рассказывают о творчестве художников, сменяются щелчком. Последним из художников представлен К.А. Коровин, в аудио лекции говорится о зарождении нового стиля- импрессионизма.

На следующем слайде целесообразно оформить определение этого нового понятия.

3) Учитель называет самых прославленных скульпторов изучаемого периода: М.М. Антокольского, примыкавшего по своим воззрениям к передвижникам и создавшего серию исторических портретов, — «Пётр I», «Ермак», «Иван Грозный»; А.М. Опекушина, создавшего знаменитый памятник А.С. Пушкину в Москве; М.О. Микешина, создавшего памятник «Тысячелетие России».

Производится демонстрация слайдов с работами скульпторов.

  1. Целесообразно оформить слайды с работами указанных скульпторов и продемонстрировать их с музыкальным сопровождением.

4) Закрепление. Интерактивные задания на слайдах 8, 9, 10, 11.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/647879/
http://hist-world.com/rossijskaya-imperiya-xixv-fedosov/502-russkoe-iskusstvo-vo-vtoroj-polovine-xix-veka.html
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/09/06/izobrazitelnoe-iskusstvo-vtoroy-poloviny-xix-v

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector