С какой целью используется этот художественный прием. Литературные приемы
Содержание
- 1 С какой целью используется этот художественный прием. Литературные приемы
- 1.1 Таблица “Художественные приемы в литературе”
- 1.2 Содержание
- 1.3 Значение
- 1.4 Тропы
- 1.5 Фигуры речи
- 1.6 Что мы узнали?
- 1.7 Тест по теме
- 1.8 Для чего нужны художественные приемы в литературе
- 1.9 Для чего нужны художественные приёмы?
- 1.10 Литературные приёмы и появление литературы
- 1.11 Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому
- 1.12 Литературные приёмы
- 1.13 Афоризм
- 1.14 Ирония
- 1.15 Эпитет
- 1.16 Метафора
- 1.17 Сравнение
- 1.18 Аллюзия
- 1.19 Повтор
- 1.20 Олицетворение
- 1.21 Параллельные конструкции
- 1.22 Каламбур
- 1.23 Контаминация
- 1.24 Обтекаемые выражения
- 1.25 Градации
- 1.26 Антитеза
- 1.27 Оксюморон
Таблица “Художественные приемы в литературе”
Содержание
- Значение
- Тропы
- Фигуры речи
- Что мы узнали?
Бонус 🎁
- Тест по теме
Значение
Художественные приемы помогают с наибольшей точностью и выразительностью передать авторские рассуждения. Сочетание различных приемов говорит об авторском стиле.
Рис. 1. Художественные приемы.
Тропы
Художественный прием
Пример
Багровый костер заката
Небо осенью дышало
Облаком волнистым пыль встает вдали
И слышно было до рассвета, как ликовал француз
Шаровары шириною в Черное море
Градоначальник с фаршированной головой
Мальчик с пальчик
Люди в белых халатах
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова)
Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина)
Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.
Фигуры речи
Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:
Художественный прием
Пример
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут,
Други его — не тревожьте его!
Слуги его — не тревожьте его!
Не жалею, не зову, не плачу.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
Медведь – за ней.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Белеет парус одинокой
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян как маков цвет,
Я как смерть и тощ и бледен
У Елены беда тут стряслась. Большая.
Какой же русский не любит быстрой езды?
О времена, о нравы!
Прощай, немытая Россия!
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал…
Вопросно-ответная форма изложения
Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо!
Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.
Что мы узнали?
К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 54.
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
- Ирония
- Параллелизм
- Место стихотворения в творчестве поэта
- Таблица «Художественные приемы в литературе»
- Творчество Рылеева
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1.
Лада Шадрова 315
- 2.
Игорь Проскуренко 280
- 3.
антон воевод 204
- 4.
Ольга Жаркова 132
- 5.
Сынг Мин Ким 125
- 6.
Тихон Штельма 107
- 7.
Таня Хмелевская 62
- 8.
Альбина Синицина 60
- 9.
Тимофей Рассолов 55
- 10.
Елена Ванеева 52
- 1.
Юлия Бронникова 16,760
- 2.
Кристина Волосочева 16,595
- 3.
Ekaterina 16,371
- 4.
Алина Сайбель 16,239
- 5.
Мария Николаевна 15,780
- 6.
Лариса Самодурова 15,695
- 7.
Darth Vader 15,586
- 8.
Liza 15,040
- 9.
TorkMen 14,751
- 10.
Лиса 13,465
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Для чего нужны художественные приемы в литературе
Что отличает художественную литературу от других типов текстов? Если вы думаете, что это сюжет, то ошибаетесь, потому что лирика – принципиально «бессюжетная» область литературы, да и проза нередко бессюжетна (например, стихотворение в прозе). Изначальная «развлекательность» — тоже не критерий, так как в различные эпохи художественная литература выполняла функции, весьма далёкие от развлекательности (и даже противоположные ей).
«Художественные приёмы в литературе – вот, пожалуй, основной атрибут, характеризующий художественную литературу».
Для чего нужны художественные приёмы?
Приёмы в литературе предназначены для того, чтобы придать тексту
- различные экспрессивные качества,
- своеобразие,
- выявить отношение автора к написанному,
- а также чтобы передать некие скрытые смыслы и связи между частями текста.
При этом внешне никакой новой информации в текст как будто не вводится, ибо главную роль играют различные способы сочетания слов и частей фразы.
Художественные приёмы в литературе принято делить на две категории:
Троп – это использование слова в иносказательном, переносном смысле. Самые распространённые тропы:
Фигурами называют способы синтаксической организации предложений, отличающиеся от стандартного расположения слов и придающие тексту то или иное дополнительное значение. Примерами фигур могут служить
- антитеза (противопоставление),
- внутренняя рифма,
- изоколон (ритмическое и синтаксическое подобие частей текста).
Но чёткой границы между фигурами и тропами нет. Такие приёмы, как
относят и к первой категории, и ко второй.
Литературные приёмы и появление литературы
Большинство художественных приёмов вообще берет своё начало из первобытных
- религиозных представлений,
- примет,
- суеверий.
Это же можно сказать и о литературных приёмах. И здесь разграничение тропов и фигур приобретает новый смысл.
Тропы имеют прямое отношение к древним магическим представлениям и обрядам. В первую очередь это наложение табу на
- наименование предмета,
- животного,
- произнесение имени человека.
Считалось, что при обозначении медведя его прямым наименованием можно навлечь его на того, кто произносит это слово. Так появились
(медведь – «бурый», «морда», волк – «серый» и т. д.). Таковы эвфемизмы («пристойная» замена непристойному понятию) и дисфемизмы («непристойное» обозначение нейтрального понятия). Первое также связано с системой табу на некоторые понятия (например, обозначение половых органов), а прообразы второго употреблялись первоначально с целью избежать сглаза (согласно представлению древних) или чтобы этикетно принизить называемый объект (например, себя перед божеством или представителем более высокого сословия). С течением времени религиозные и социальные представления «развенчались» и подверглись своеобразной профанации (то есть снятию сакрального статуса), а тропы стали играть исключительно эстетическую роль.
Фигуры, по-видимому, имеют более «приземлённое» происхождение. Они могли служить целям запоминания сложных речевых формул:
До сих пор подобные приёмы используются в детской обучающей литературе, а также в рекламе. А наиболее важная их функция – риторическая: обратить повышенное внимание публики на содержание текста путём нарочитого «нарушения» строгих речевых норм. Таковы
- риторические вопросы,
- риторические восклицания,
- риторические обращения.
”Прообразом художественной литературы в современном понимании слова были молитвы и заклинания, обрядовые песнопения, а также выступления античных ораторов”.
Прошло много столетий, «магические» формулы потеряли свою силу, однако на подсознательном и эмоциональном уровне они продолжают воздействовать на человека, используя наше внутреннее понимание гармонии и упорядоченности.
Видео: Изобразительно-выразительные средства в литературе
Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому
Писательская деятельность, как упоминалось в одной из наших прошлых статей, это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с его позиции.
Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.
Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.
Литературные приёмы
Афоризм
Афоризм — это ёмкая и обобщённая мысль автора, заключающая в себе глубокий философский смысл и выраженная в простой, лаконичной и зачастую яркой форме. Нередко отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.
- «Льстить — значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
- «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
- «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)
Ирония
Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.
- Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
- Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
- Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»
Эпитет
Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.
- Гордый воин, будь стойким
- Костюмчик фантастической расцветки
- Девушка красоты невиданной
Метафора
Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.
- Стальные нервы
- Дождь барабанит
- Глаза на лоб полезли
Сравнение
Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.
- От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словнокрот
- Голос моего товарища напоминал скрипржавыхдверныхпетель
- Кобыла была резвой какпылающийогонь костра
Аллюзия
Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.
- Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» )
- Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
- Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)
Повтор
Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.
- Бедный, бедный мальчуган!
- Страшно, до чего же страшно ей было!
- Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!
Олицетворение
Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.
- Вьюга воет
- Финансы поют романсы
- Мороз раскрасил окна узорами
Параллельные конструкции
Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.
- «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
- «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
- «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)
Каламбур
Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.
- Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
- Шёл дождь и мы с отцом
- «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)
Контаминация
Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.
- Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
- Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
- Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)
Обтекаемые выражения
Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.
- Мы изменим мир в лучшую сторону
- Допустимые потери
- Это не хорошо и не плохо
Градации
Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.
- «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
- Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
- «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)
Антитеза
Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.
- «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
- «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
- «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)
Оксюморон
Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.
- Живой мертвец
- Горячий лёд
- Начало конца
Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии навыка оратора. Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.
Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.
Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.
Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?
Источники:
http://obrazovaka.ru/literatura/tablica-hudozhestvennye-priemy-v-literature.html
http://mineralov.ru/dlya-chego-nuzhny-hudozhestvennye-priemy-v-literature.html
http://4brain.ru/blog/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/