197 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самодурство как историко культурное явление. Самодуры и их жертвы в пьесе А.Н

«Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»»

Уж такого-то ругателя, как у нас

Савел Прокофьич, поискать еще.

Хороша тоже и Ка­баниха.

А. Островский. Гроза

В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова — Ди­кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон — деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — поми­лую, захочу — раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает. не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.

Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться. » Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни».

Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством — это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.

Читать еще:  Через сколько после зачатия начинает тошнить? На каком сроке и когда начинается тошнота

Самодуры и их жертвы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде.
В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха – угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира. Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего».
К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.
Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины).
Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица. Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира.
Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», – говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» – говорит она ему властным голосом.
Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.
Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства».
Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так.
Кстати, о дикости. Еще один представитель «темного царства» – Дикой, всесильный Савел Прокофьевич. В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису. Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть. Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все.
Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел. Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой.
Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает её в чём-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Трагической кончиной Катерины, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».
И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» – мрачно заявляет она. Так в драме «Гроза» Островский вынес свой приговор отжившему прошлому – «темному царству», уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении.

Читать еще:  Вязанная повязка на голову для маленьких девочек. Мастер-класс "Повязка на голову «Маленькая модница»". Повязка на голову крючком для девочки — Пошаговое описание с фото

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение Самодуры в пьесе Гроза Островского

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы. Островский показал, как природное явление как гроза может разрушить устои темного царства России. Главное темой создания самодуров купцов произведении было для того чтобы осудить их жестокое поведение по отношению к окружающим. Деспоты, жесткие и надменные люди , по мнению Островского господствовали в то время в России. В вымышленном городе под названием Калинов, автор отобразил все эти жестокости.

По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги. Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей. Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин. Он и называл нравы города жестокими и деспотичными. Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых. Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов. Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им торговлю.

Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.

Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур – в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны. Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление. Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него. Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров. Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака. Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.

Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним. Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше. Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.

Читать еще:  Уличный художник из бристоля. Он играл в футбол с молодыми революционерами в Мексике

Вариант 2

В пьесе Островского «Гроза» показано самодурство отдельных лиц, которые живут ради своей наживы на других, которые держат своих подчиненных в постоянном страхе перед собой. Кабаниха и Дикой олицетворяют беспощадную власть над народом и бессмысленную задачу всегда придерживаться старых традиций. Жители города не знают ничего нового, они закрыты под пеленой старых принципов жизни и традиций.

Кабаниха властная женщина, имеющая сосредоточенно большое хозяйство. Ее политика имеет единоличный характер. Только она одна знает как, правильно поступать. Так же у нее имеется религиозный характер, хотя она и не верит в Бога, но склонна только к исполнению традиций. В ее доме имеется множество икон. Показывая свою святость и правоту перед другими. В ее доме поселились богомолки и странницы, которые восхваляют хозяйку. Хотя ей и говорят лестные слова ради того, чтобы их не лишили заработка. У Марфы Кабановой есть сын Тихон, которого учит, как правильно жить. И сын не смеет даже ей перечить. Только единственная сноха Кабанихи, Катерина имеет протест против ее нравственности. Кулигин соглашаясь с протестом, всегда хочет внедрить что-то новое в их мир, в этих людей, которые просто потеряны в этом городе.

Еще один герой интересного сюжета, богатый купец Дикой, жаден как ни кто другой. В роле, упрямого старика. Который, всячески не дает жить своему племяннику Борису и своим родственникам. Савел Прокофьевич возомнил, что имеет власть над городом, в отличии от Кабанихи, нагло вмешивается в жизни людей. Угрожая своему племяннику Борису, лишить его наследственности, старается этим самым манипулировать его. Его права стоят на том, что он имеет большое имение и деньги, которые в свою очередь решают все. Дикой как и остальные богатые купцы, которые утопают в роскоши, всегда тянули Россию на дно. Он вечно угрюм и озлоблен на весь мир. Его никогда не видели улыбающимся. Так же он не образован. За всю жизнь Савел прочел ни одной книги. Не любит все новое. Он наслаждается в комфорте своей жизни. Для него скорее всего сложно понимать что-то новое. Даже прекрасно осознавая, что мешает другим жить и совершает плохие поступки. И поэтому зарывается с головой в песок в старые обычаи. Несмотря на всю его угрюмость, свирепство он труслив, даже обычная гроза способна его напугать.

Островский дает понять, что сила в новом времени, умертвив старое, принесет новые изменения в жизни людей этого города.

Также читают:

Картинка к сочинению Самодуры в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

«Детство» — это не только первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», но и первое серьезное произведение Льва Николаевича. Центральным персонажем повести является Николенька Иртеньев – прототип автора.

Глуповцы символизируют русский народ. В произведении представлены настолько глупыми, что об их глупостях создаются истории и легенды. Любой, кто бы мог стать их правителем, пытается избежать этой участи

На художественном полотне русского живописца Б.В.Щербакова «Русь Подмосковная» изображена удивительно красивая природа средней полосы нашей страны. Картина написана художником в 1977 году

Все события разворачиваются на побережье Крыма. Главные герои произведения – это артисты, которые нигде не нашли себе места и развлекают всех, кого встретят на пути. Главным в труппе был Ладыжкин Мартын

Произведение основано на реальной истории, связанной с одним из писательских родственников, который впоследствии становится прототипом одного из героев.

Источники:

http://www.allsoch.ru/sochineniya/19067
http://www.litra.ru/composition/download/coid/00141861347123183202
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/samodury-v-pese-groza

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: