1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самые впечатляющие световые скульптуры под открытым небом. Олафур Элиассон

Версаль и Олафур Элиассон: водопад в небесах

Версаль принимает новое искусство. Все лето дворцово-парковый ансамбль знаменитого на весь мир памятника будут украшать произведения художника Олафура Элиассона (Olafur Eliasson).

Три мероприятия в садах Версальского дворца должны вызвать у туристов ощущение крупного шоу. Первое и наиболее впечатляющее — это водопад на главном канале, ниспадающий прямо с неба. Огромный фонтан должен был стать кульминацией парков и барочного дворца XVII века , спроектированных Андре Ленотром — архитектором и ландшафтным дизайнером « короля-солнца» Людовика XIV. Однако в свое время замысел не был реализован , несмотря на попытки перекачать воду из Сены. «Идея каскада была оставлена Ленотром ​​по техническим причинам, — объясняет художник. — Для меня этот проект является способом сделать невозможное вчера возможным сегодня. Я был очарован театральной силой барокко полностью воплощенного в Версале». При взгляде из Зеркального зала Версаля и с террасы дворца фонтан пропорционален горизонту , а по мере приближения — возвышается над зрителем.

Вторая инсталляция ждет посетителей в роще Колоннады. Олафур Элиассон повторяет свое выступление, сделанное по случаю Парижской конференции ООН по изменению климата (декабрь 2015), тогда Элиассон возле Пантеона расположил двенадцать огромных фрагментов Гренландского ледника в виде солнечных часов. И, наконец, сам дворец наполнен световыми сюрпризами и оптическими обманами от студии Элиассона.

«Я бесконечно счастлив работать в таком месте, как Версаль. Замок и его сады настолько богаты по смыслу и истории, что это захватывающая задача создать такое художественное вмешательство, которое изменит представление посетителей и предложит современный взгляд на это историческое наследие. Я считаю, что искусство является сопродюсером реальности».

Датчанин Олафур Элиассон (р. 1967 ) пользуется особым международным признанием. Диапазон его творчества невероятен. Конечно, известен этот датско-исландский автор прежде всего своими захватывающими световыми шоу и масштабными городскими инсталляциями. Психоделический закат (2003) в лондонском музее Tate Modern увидели более двух миллионов человек, а жители Нью-Йорка до сих пор вспоминают искусственные водопады, установленные на берегу Манхэттена и Бруклина (2008 ). Придумал структуру фасадов нового концертного зала Harpa в Рейкьявике, а в марте завершил выставку Baroque Baroque в исторических интерьерах зимнего дворца принца Евгения Савойского Бельведер.

С 2009 по 2014 год Элиассон возглавлял Institut für Raumexperimente (Институт космических экспериментов), аффилированный с Университетом искусств в Берлине. Архивы деятельности Института доступны в Интернете. В основанной в 1995 году Элиассоном студии работает девяносто человек: ремесленники, техники, архитекторы, секретари, администраторы и даже повара. Помимо проведения работ на стройплощадке, студия нанимает специалистов по работе с культурными институциями, политиками и учеными.

Музей Версаля проводит в своих пространствах ежегодную выставку французского или иностранного художника, начиная с 2008 года. Среди имен, которые экспонировались в диалоге с главной резиденцией французских королей, были Джефф Кунс, Такаши Мураками, Бернар Вене, Жуана Вашконселуш. Начиная с 2013 года курирует выставку Альфред Пакман, бывший директор Центра Помпиду. Самый большой резонанс вызвала последняя выставка — парковая инсталляция Аниша Капура «Грязный угол» — массивная стальная воронка цвета ржавчины, окруженная хаотически набросанными валунами и разрытой землей. Французская пресса быстро окрестила произведение «вагиной королевы». На работу неоднократно нападали вандалы, ее называли кощунственной. Аниш Капур реагировал спокойно: нанесенные антисемитские надписи он не захотел стирать, назвав их отныне частью работы.

• Выставка художника Олафура Элиассона в Версале продлится с 6 июня по 30 октября 2016 года.

Повелитель облаков и радуги Олафур Элиассон: выставка в Tate Modern

11 июля открывается самая долгожданная и громкая выставка этого лета – в Tate Modern привезли 40 работ культового современного художника Олафура Элиассона. Видели этой зимой огромные глыбы изо льда, тающие напротив Tate Modern? Это тоже было произведение Элиассона!

Олафур Элиассон перевернул наши представления о том, что может стать объектом музейной экспозиции. Благодаря этому художнику в музейных залах появились самые настоящие радуги, реки, мосты, стены из мха, туман и даже огромное солнце. Его легендарный The Weather Project, прошедший в Лондоне в 2003 году, уже давно стал классикой современного искусства. Что привезли в Лондон на этот раз и чем знаменит художник – в свежем выпуске арт-колонки.

Элиассон и Tate

Tate Modern – не случайно выбран для грандиозной ретроспективы Элиассона. Именно с Tate Modern началась всемирная слава художника. Его инсталляция 2003 года The Weather project была одной из самых крупных и посещаемых арт-акций в истории современного искусства. За шесть месяцев посмотреть на творение Элиассона пришли больше двух миллионов человек.

Читать еще:  Сценарий циркового представления посвящ дню детства. Цирковое Новогоднее представление в старшей группе детского сада

В Турбинном зале Tate Modern непрерывно распыляли липкую взвесь из сахара и воды, а под зеркальным потолком светилась желтая полусфера. Впечатление от этого зрелища было немного жутковатое: искусственный желтый свет на фоне индустриального интерьера музея навевал мысли о конце света. Но это не останавливало зрителей, которые непрерывным потоком шли на выставку. Многие проводили под искусственным солнцем много часов, разглядывая свое отражение в зеркальном потолке.

Это была единственная выставка, о которой говорили во всех прогнозах погоды на английском ТВ. Конечно, англичане не упустят шанса поговорить «о погоде», особенно если речь идет о погоде в Tate Modern. Элиассон с юмором обыграл любимую тему жителей Королевства.

Впрочем, смысл его погодного проекта был гораздо глубже, чем едкая шпилька в сторону small talk. Элиассон хотел показать, что погода – это собственно то измерение, которое связывает горожан с миром природы.

В 2012 году Элиассон сделал очередной совместный проект с Tate Modern. На этот раз художник выключил свет в зале с работами сюрреалистов и предложил зрителям посмотреть на искусство с помощью карманных фонариков. Так Элиассон заставил зрителей увидеть старые картины буквально «в новом свете». Кстати, фонарики из этого проекта можно будет увидеть и на нынешней выставке. Они называются «маленькие солнца» и работают от солнечных батареек. Лампочки сделаны в виде маленьких желтых цветочков. Эти цветы называются «мескель» и в Эфиопии считаются символом счастья и благополучия.

«Маленькие солнца» мескель – это часть масштабного социального проекта Олафура Элиассона. Художник наладил поставку своих фонариков в страны третьего мира, где электричество слишком дорого или просто недоступно для большинства жителей. Вместо того, чтобы получать электроэнергию из вредных для здоровья и окружающей среды бензиновых электрогенераторов, Элиассон предложил использовать свои высокотехнологичные фонарики. Теперь больше 800 000 «маленьких солнц» Элиассона светят в бедных деревушках Китая, на Филиппинах, в Мексике и в Африке.

Еще один социальный проект художника называется Green light. Он возник как реакция на прибытие в Европу миллиона беженцев. Green light – это художественная мастерская, где осуществляется социальная интеграция вновь прибывших. Беженцы помогают создавать зеленые светильники, слушают лекции об искусстве и делятся своими историями. Поскольку по закону Элиассон не имеет права платить беженцам зарплату, он обеспечивает их едой, языковыми курсами и профессиональной переподготовкой.

Искусство Элиассона трудно загнать в рамки какого-то направления или школы. Его инсталляции поражают воображение и ломают привычные представления о том, каким должно быть искусство. Но, при всей его революционности, темы и инструментами у художника вполне классические. Элиассон работает с помощью света и пространства. Свет и тень – тема, которая занимала художников в течение многих веков. Но такие эксперименты со светом и пространством, которые ставит Олафур Элиассон, художникам прошлых столетий и не снились.

Фото: Jens Ziehe

Если старые мастера выстраивали светотеневые среды на своих картинах, то Элиассон переместил свои эксперименты в трехмерное пространство, за которым можно не только наблюдать со стороны, но и попадать внутрь. Как это, например, происходит в зеркальном туннеле под названием «Your spiral view». Туннель напоминает огромный калейдоскоп, сквозь который зритель может пройти насквозь. Преломляясь в причудливых изгибах неровной зеркальной поверхности, свет совершенно меняет внутренее пространство туннеля. Блики света, отражения стен и отражения самих посетителей сливаются в единый причудливый узор. Завораживает еще и то, что ты видишь себя в этом пространстве. Ты становишься частью экспозиции. Ты и зритель, и зрелище, и творец одновременно. Как говорит сам Элиассон, половину его произведения составляет зритель. И это действительно так – движение людей внутри инсталляций художника заставляют их изменяться.

Одна из самых зрелищных работ выставки – “Your uncertain shadow”. На белой стене танцуют разноцветные тени посетителей, создавая магически притягательное зрелище. Инсталляции Элиассона затягивают в игру с собственной тенью или отражением, они будят в зрителях нарциссические инстинкты, приковывают внимание к самому себе.

Но в то же время работы Олафура Элиассона – это коллективный опыт, переживание себя как части большого сообщества. Порой связь между посетителями становится почти интимной, как это происходит внутри инсталляции “Your blind passenger”. Инсталляция представляет из себя узкий коридор, заполненный искусственным туманом и освещенный двумя цветами – желтым и белым. Попадая в густой вязкий туман, в первые секунды ты совершенно теряешь ориентацию в пространстве. Когда глаза привыкают, среди облаков начинают проступать контуры бредущих рядом посетителей. Запредельный опыт, пережитый в туманном туннеле, делает чужих людей ближе друг другу. И вот вы уже заговорщицки обмениваетесь улыбками, как будто знаете друг друга сто лет. Что интересно, у каждого опыт прохождения по тоннелю свой. Созданная Элиассоном цветовая иллюзия у каждого человека работает по-разному: кто-то увидит ярко-желтый и голубой цвета, кто-то фиолетовый и оранжевый.

Читать еще:  Схема вязания крючком летней панамки для женщины. Схемы панамок. Вязание тульи панамки

Photo: Thilo Frank / Studio Olafur Eliasson

Большая часть названий работ Элиассона начинается со слова «yours». В английском языке это слово одновременно значит и «твое» и «ваше». Так художник показывает двойственность его искусства – оно обращено к нашему личному опыту восприятия и в то же самое время – это еще и восприятие коллективное, совместный опыт постижения искусства.

Еще одна «классическая» тема в творчестве Олафура Элиассона – это изображения природы. Когда он только начинал свой путь в искусстве, он активно занимался пейзажной живописью. Но очень скоро его пейзажи превратились во что-то совершенно иное.

Фирменным приемом художника стало воссоздание природных явлений внутри музейного пространства. С помощью современных технологий стало возможным отстроить внутри помещения речку, в которой течет самая настоящая вода. Или поместить в пространстве комнаты туман, радугу, дождь. Одна из самых впечатляющих инсталляций привезенных в Tate, – это стена из мха, вдохновленная природой родной для Элиассона Исландии. Причем, это настоящий живой мох, а не его имитация. Вся комната заполнена свежим лесным запахом – Элиассон заставляет работать не только наше зрение, но и другие органы чувств.

По сути дела он продолжает принципы художников начала ХХ века, которые объявляли произведением искусства бытовые вещи, вырванные из привычного контекста (реди-мейды). В ХХ веке художники уже приносили в музей абсолютно все: от писсуара и сушилки для бутылок (Марсель Дюшан) до живых лошадей (Яннис Кунеллис) и человеческих экскрементов (Пьеро Мандзони). Только вместо лошади или писсуара Элиассон берет стену мха, дождь или радугу.

Влюбленный в природу, Олафур Элиассон является одним из главных борцов за экологию в современном искусстве. Большинство его проектов имеют не только эстетический или философский, но и социальный месседж. Например, прошедшая этой зимой инсталляция с глыбами льда, которые таяли напротив входа в Tate Modern – это напоминание об угрозе глобального потепления. Команда художника привезла куски льда, выпиленные из ледников в Гренландии. Тающие с каждым днем глыбы были призваны напомнить не только о проходящем времени, но и о том разрушительном воздействии, которое человеческая цивилизация наносит природе. Каждый год планета теряет около 200-300 миллиардов тонн ледников. На выставке можно увидеть фотографии ледников, сделанные с разницей в 20 лет. Контраст между ними разительный.

Ice Watch (2018)

Несомненно, выставка Олафура Элиассона – это целая веха в истории современного искусства. У жителей Лондона появился уникальный шанс увидеть разом разнообразные проекты, созданные художником за последние тридцать лет. Здесь есть и совсем ранние ученические световые проекции на стены, и самая свежая работа 2019 года «In real life», которая собственно и дала название выставке. Обязательно дойдите до Tate Modern – никакие статьи, репортажи и фотографии до конца не передадут ощущения от погружения в мир Олафура Элиассона. Видео и фотография не в силах уловить те эффекты, которые возникают при личном присутствии.

Любите высокое и прекрасное? Мы тоже. Приходите к нам в инстаграм!

Самые впечатляющие световые скульптуры под открытым небом. Олафур Элиассон

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Мы живем в эпоху антропоцена, когда любая антропогенная деятельность ведет к неизбежному изменению климата и геологии планеты. Сейчас невозможно отделить природу от экономики, и художники призывают задуматься об этой проблеме, показывая, каким должен быть мир. Экоарт требует использования экологических материалов: материалом для скульптур и картин становятся обломки и мусор, инсталляции на открытом воздухе задействуют объекты рельефа. За подобными работами стоит концепция сохранения природных ресурсов.

Ленд-арт — искусство на земле

Современные художники вдохновляются проектами предшественников. Произведения искусства, холстом для которых стала земля, приобрели популярность в 70–80-х годах, когда творцы начали интегрировать свои произведения в городской пейзаж, намекая, что урбанистические достижения связаны с существованием матери-природы. В 1978 году Алан Сонфист высадил в центре Нью-Йорка фрагмент леса из эндемиков острова Манхэттен, в 1982 году Агнес Денес устроила неподалеку пшеничное поле. Так художники-экологи показали горожанам бывший природный облик их местообитания.

Читать еще:  Годы жизни идеолога кооперации чернышевского н в. Краткая биография чернышевского самое главное

Экология как источник творчества

Некоторые творцы стараются свести воздействие на ландшафт к минимуму. Не всегда они создают инсталляции в природной среде, но обязательно — с ее использованием. Ветеран концептуального искусства Херман де Врис делает объектами своего творчества образцы почвы из разных частей света, а также растения, мусор, ископаемые и предметы старины. Нильс-Удо создает сложные ландшафтные композиции, например гигантское гнездо в лесу. Энди Голдзуорти с помощью природы обращается к человеку. Он соорудил шпиль из 30 кипарисовых стволов, а у основания скульптуры посадил новые деревья. Суть в том, чтобы показать быстротечность времени: с годами «ствол» разрушался, а молодые деревья росли ввысь. Многие объекты Голдзуорти сохранились только на фотографиях и видеороликах, настолько они были хрупкими и недолговечными.

От общего к частному

Современные художники создают общие проекты с учеными, инженерами, биологами и архитекторами. Самые масштабные акции привлекают СМИ, жителей и политиков. Например, немецкий перформансист Йозеф Бойс в 1982 году на выставке documenta 7 запустил проект «Семь тысяч дубов». По задумке автора, деревья надо было высадить через всю Европу — от Германии до России. Последний дуб был посажен пять лет спустя, уже после смерти автора. Бойс надеялся, что акцию подхватят другие страны, тем самым создав массовое движение озеленения. Целью проекта было объяснить, как просто посадить дерево и как усилия одного человека способны повлиять на мир, если таких людей много.

Мусор как искусство

Авива Рахмани больше десяти лет работала над масштабным проектом «Сети-призраки», превратив заброшенную свалку в место для отдыха. Местом для арт-объекта стал участок на берегу залива Мэн. Территорию площадью 10 кв. км занимали в основном болота — Рахмани построила на них дом, водохранилище и сад.

Отдельные художники-инсталляторы работают с переработанными материалами и мусором. Розали Гаскойн из Новой Зеландии привлекала внимание к проблеме потребления, используя дорожные знаки, ящики, коробки и обрезки линолеума — то, что принято выбрасывать. Один из ее мусорных коллажей даже попал в коллекцию Метрополитен-музея. В 1994 году художницу наградили Орденом Австралии за вклад в искусство.

Скульптор Аврора Робсон создает шедевры из отходов. Ее арт-объекты похожи на живые организмы и явления природы, например облака. Робсон окрашивает ненужные предметы в разные цвета, а для подсветки крепит к ним энергосберегающие диоды. Марина Дебрис берет за основу пляжный мусор и создает из него одежду, декор и украшения. Ханне Фриис ваяет скульптуры из старой джинсовой ткани, а Эрвин Вурм — из повседневной одежды.

Большой поклонник Уолта Диснея иллюстратор Джефф Хонг взял присказку «Жили они долго и счастливо» и пошел от обратного. В проекте «Disney Unhappily Ever After» известные герои мультфильмов становятся жертвами экологических реалий: Золушка бежит по грязному переулку, олененок Бэмби оказывается трофеем охотника, рыбка Немо плавает среди погибших рифов, Маугли заглядывает в ручей на свалке, а русалочка Ариэль выползает из моря, залитого нефтью. Китчевыми коллажами художник призвал общественность задуматься об экологической обстановке на планете, потому что иначе мечты не сбудутся и хеппи-энд не наступит.

Экоарт в России

Российские художники тоже обращаются к проблемам экологии. Концептуальный дизайнер Инна Гринчель создала работу на тему массовой вырубки парков в городских зонах. Она сделала деревья и пни из пепла в масштабе 1:1 и разместила на них принты с изображением кровоточащих ран. Илья Селецкий поднял ту же проблему, но в другом формате: он посадил лес из елочек-освежителей для машины. Метафора указывает, что при масштабах вырубки и загрязнений людям скоро придется забыть о настоящих еловых лесах и их запахе. Идеи ресайклинга поддерживает Электротеатр Станиславский, в котором переработанный пластик используют в оформлении «Гамлета».

Как работает экоарт

Иногда, чтобы обратить внимание на определенную проблему, авторы решаются показать публике нечто тревожное, кардинально противоречащее привычному. При этом современное искусство побуждает зрителя взять на себя ответственность за происходящее в мире. Один из подвижников эконаправления Олафур Элиассон интересуется проблемами изменения климата и быстротечности жизни. В проекте «Ваша трата времени» он демонстрирует куски крупнейшего ледника Исландии. Специалисты рассмотрели эмоциональные реакции посетителей выставки Элиассона «Барокко, барокко», отслеживая движения глаз при осмотре экспозиции и оценивая заполненные анкеты. Результаты были противоречивыми: некоторые уделяли больше внимания музейной обстановке, а не объектам. Но у каждого посетителя была та или иная реакция на выставку, а значит, появлялся повод задуматься.

Источники:

http://www.interior.ru/art/560-versal-i-olafur-eliasson-vodopad-v-nebesakh.html
http://zimamagazine.com/2019/07/olafur-eliasson/
http://style.rbc.ru/impressions/5dc486ea9a79476b9e09bee8

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector