10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах. А

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Имя Алексея Ивановича Корзухина редко упоминается среди именитых художников России XIX века. Но от этого его творческое наследие не становится менее весомым в истории искусства. Корзухин — великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра, имя которого было забыто. В то время, как его картины — настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.

Одаренного молодого парня заметил управляющий горного завода С.Ф.Глинка и посодействовал в поступлении в горное училище. Алексею необходимо было получить хоть какое образование и профессию, чтобы он смог далее учиться живописи. И только в 1857 году Корзухин поступает в Академию художеств, где сразу же был отмечен педагогами. И талантливый молодой художник вскоре получил Малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства».

Требования Академии к учащимся были высоки, и все достижения Корзухину давались нелегко, но кропотливым трудом и усердием он был близок к получению золотой медали и заграничной поездке для повышения мастерства. Увы, волею судьбы он оказался в числе тех студентов, возглавляемых Иваном Крамским, которые покинули Академию в знак протеста против навязанной темы выпускной работы. Этот бунт был назван -«бунт 14-и». Спустя несколько лет Алексей Корзухин все же вернулся в Академию и получил звание академика.

Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа. Но в отличие от художников, писавших в этом жанре и обличавших несправедливый существующий порядок, Корзухин не склонен был к бунтарству и к возмущению — на его полотнах не видим обличительного пафоса передвижников.

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868)

А эта картина пропитана лиризмом и задорным настроением. Она красочно передает светлые стороны человеческой души, искреннюю симпатию художника к простому народу. Незатейливый сюжет картины повествует о том как отец семейства навеселе с друзьями под бренчанье балалайки, возвращаясь домой с ярмарки, ликует, пляшет и радуется удачным торгам.

«Воскресный день»

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

Читать еще:  Знак каракули которые еще пришли. Рисуя бессмысленные каракули на бумаге, человек выдает себя с потрохами

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870)

Полотно воссоздает бедный крестьянский быт: темную комнатенку старой деревенской избы, с закопченными серыми стенами и щелястым полом, скудно обставленную. Сюжет развивается вокруг отца семейства, который приехал из городского базара, где купил товары для дома и гостинцы своим домочадцам.

Вот старшая дочь-подросток с интересом развернула синюю ленту; дочурке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с радостью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу ползает маленький ребенок в одной рубахе. Слева старая мать наливает в самовар воду для чаепития со сладостями, которые обычно привозит отец с рынка. Это полотно полно оптимизма, оно свидетельствует, что даже среди тяжкой беспросветной жизни человек находит свои маленькие радости.

«Птичьи враги». (1887)

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на «охоту». Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890)

Трагизмом и мрачной безысходностью веет от этого полотна. Крестьянские дети, стоящие у стола, делят краюшку хлеба. Мольбой наполнены глаза 3-х летнего мальчугана, который уже съел свой кусочек и голодным взглядом смотрит на пайку, оставшуюся на потом. А сестра бережно прижимает хлеб к себе и не знает как поступить. Дать хлеб брату сейчас — значит вечером остаться голодными: есть то больше нечего.

Больная мать, лежащая на лежанке видя растерянность в глазах дочери, просит не беспокоиться о ней и съесть ее краюху, которая осталась на столе. Но 5-летняя дочка уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. Во всем облике маленькой девочки стоит немой вопрос: «Как поступить?» А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок». (1868)

Трагизмом и безысходностью сквозит от этого полотна. В бедную крестьянскую семью пришли сборщики недоимок. Главный чиновник по сбору податей и слушать не хочет слезные мольбы женщины, стоящей на коленях и держащей младенца на руках. Она отчаянно просит пожалеть их, не уводить корову — единственную их кормилицу.

Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная как же дальше жить. На втором плане стоящие соседи, якобы сочувствуют несчастным, но в душе тихо радуясь тому, что на этот раз беда обошла их двор.

Художник Корзухин Алексей Иванович: вся широта русской души

Был в числе «бунтарей» и герой нашей сегодняшней статьи, Алексей Иванович Корзухин , обладатель малой золотой медали петербургской Академии художеств, настоящая «звезда» отечественного живописного искусства XIX-го века . Его работы стали настоящим украшением выставок передвижников.

Яркие, «сочные» тона; великолепная техника; сюжеты — порою разудалые и бесшабашные, а подчас — изумительно трогательные и проникновенные. Мастер посвятил своё выдающееся трудолюбие и огромный талант живописанию быта и нравов как простого русского народа, так и высших сословий; его полотна проникнуты неподдельной любовью, глубочайшим уважением, незлобливой иронией или же искренним восхищением, которые автор без всякого сомнения испытывал к героям своих картин.

Читать еще:  Как нарисовать девушек и парней. Учимся рисовать парня аниме

Следует оговориться: жанровая специфика подчас играет злые шутки с теми, кто избрал её своим уделом. Утрирование черт персонажей ради придания выразительности их образам; гипертрофированность вменённых им переживаний; стремление к плоской «одномерности» и крайней символизации — всё это способно «уводить» даже самые выдающиеся таланты далеко в сторону от исходного замысла, превращая «жанровика» в «лубочника». И тем ценнее для нас труды Алексея Ивановича, умевшего как никто иной пройти по тонкой грани между импрессией и гротеском, фабулой картины и искусно дополняющими, но не «перетягивающими на себя» зрительское внимание деталями, которыми насыщены его работы.

Корзухин — не побоимся громкого эпитета — настоящий гений тонкого баланса между почти что фольклорной, сказочной атмосферой картины и точной, остроумной отсылкой к реалиям современной ему эпохи. Он не карикатурист, не фрондёр, и в то же самое время — не благостно — елейный воспеватель некой умозрительной крестьянской пасторали. Он всегда честен со зрителем, не стремясь ни приукрасить крестьянских обносков, ни принизить мудрости во взоре видавшего виды боевого генерала, задумчиво глядящего куда-то мимо нас с портрета кисти Корзухина.

А ещё Алексей Иванович был до невероятия наблюдателен. Пожалуй, мало кому — даже из числа его безоговорочно великих коллег по передвижническому цеху — удавалось так «метко», безошибочно «ухватить» пластику своих персонажей. Напряжённым, едва уловимым отстранённым жестом, выдающим неискренность под маской демонстративной симпатии; или же наоборот — лишней лукавой морщинкой в уголках глаз, таящей внутренний смех, сокрытый за ложной строгостью лица,— художник раскрывает нам истинную подоплёку разворачивающейся пред нами сцены. Этому приёму невозможно научить или научиться: такое мастерство приходит лишь вместе с проникновением в характер, в «душу» своего героя, с глубоким ему сопереживанием. Здесь мало быть виртуозом кисти: следует быть ещё и большим знатоком и ценителем человеческой души. Широкой, русской души, со всеми её укромными, уютными закутками и одновременно — неудержимым «разлётом»; всегдашней её иррациональностью и предвечной мудростью, с асимптотической прямотой натуры при обязательных «семью изгибах за версту».

Сегодня труды некогда почти преданного забвению отечественным сообществом любителей живописи мастера экспонируются в лучших музеях страны. Их стоимость на аукционах прямо-таки баснословна, а условный статус «второстепенности», по каким-то непонятным для нас причинам закрепившийся за полотнами Корзухина в советский период, де-факто отменён. Что ж, остаётся только порадоваться некому условному «ренессансу» зрительского интереса к его великому живописному наследию. И вместе с Вами, дорогой читатель, полюбоваться его филигранной техникой и остроумными сюжетами.

Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт ! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи, нажмите и читайте:

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах. А

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах.

Имя Алексея Ивановича Корзухина редко упоминается среди именитых художников России XIX века. Но от этого его творческое наследие не становится менее весомым в истории искусства. Корзухин — великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра, имя которого было забыто. В то время, как его картины — настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.

Читать еще:  Как лечить простуду беременным. Что делать, когда беременная женщина заболела простудой

Одаренного молодого парня заметил управляющий горного завода С.Ф.Глинка и посодействовал в поступлении в горное училище. Алексею необходимо было получить хоть какое образование и профессию, чтобы он смог далее учиться живописи. И только в 1857 году Корзухин поступает в Академию художеств, где сразу же был отмечен педагогами. И талантливый молодой художник вскоре получил Малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства».

Требования Академии к учащимся были высоки, и все достижения Корзухину давались нелегко, но кропотливым трудом и усердием он был близок к получению золотой медали и заграничной поездке для повышения мастерства. Увы, волею судьбы он оказался в числе тех студентов, возглавляемых Иваном Крамским, которые покинули Академию в знак протеста против навязанной темы выпускной работы. Этот бунт был назван -«бунт 14-и». Спустя несколько лет Алексей Корзухин все же вернулся в Академию и получил звание академика.

Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа. Но в отличие от художников, писавших в этом жанре и обличавших несправедливый существующий порядок, Корзухин не склонен был к бунтарству и к возмущению — на его полотнах не видим обличительного пафоса передвижников.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.» style=»width: 50.5682%; height: 38.6504%; margin: 0 1.7046% 1.7046% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_m al_photo»>

Вот старшая дочь-подросток с интересом развернула синюю ленту; дочурке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с радостью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу ползает маленький ребенок в одной рубахе. Слева старая мать наливает в самовар воду для чаепития со сладостями, которые обычно привозит отец с рынка. Это полотно полно оптимизма, оно свидетельствует, что даже среди тяжкой беспросветной жизни человек находит свои маленькие радости.» style=»width: 47.7273%; height: 38.6504%; margin: 0 0% 1.7046% 0;» class=»thumb_map thumb_map_s al_photo»>

Больная мать, лежащая на лежанке видя растерянность в глазах дочери, просит не беспокоиться о ней и съесть ее краюху, которая осталась на столе. Но 5-летняя дочка уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. Во всем облике маленькой девочки стоит немой вопрос: "Как поступить?" А у зрителя до боли сжимается сердце.» style=»width: 17.0455%; height: 15.951%; margin: 0 1.7046% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_s al_photo»>

Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная как же дальше жить. На втором плане стоящие соседи, якобы сочувствуют несчастным, но в душе тихо радуясь тому, что на этот раз беда обошла их двор.» style=»width: 19.8864%; height: 15.951%; margin: 0 1.7046% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_s al_photo»>

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/261117/36801/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b56ff56050fd400a9295af2/5d4265c5c0dcf200ad708464
http://vk.com/wall134015900_1853

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector