1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школа семи гномов или умные книжки? Что выбрать? Способ «гном» определения уровня психического развития детей раннего возраста Психология методика гном полное описание

Содержание

Методика раннего развития Дарьи Денисовой «Школа Семи Гномов»

Методика раннего развития Дарьи Денисовой под названием «Школа Семи Гномов» пользуется спросом активных родителей, стремящихся помочь малышам в познании мира и дать им максимальный объем знаний. Именно об этой методике мы и предлагаем сегодня поговорить.

Психологи утверждают, что первые 7 лет жизни являются самыми важными для развития детей. В этот период у них формируется сознание и возникает понимание об основных принципах взаимодействия с окружающим миром. По данным многочисленных исследований, это – наиболее благоприятное время для освоения новых знаний. Хотя участие родителей в дальнейшем образовании и жизни ребенка не менее значимо, именно в эти годы следует уделять особое внимание всестороннему развитию малыша.

Чтобы сделать развитие ребенка максимально эффективным родители чаще всего используют специальную методику. Например, эта может быть методика «Школа Семи Гномов»). Но, прежде чем остановить свой выбор на этой программе развития, необходимо понять, насколько полно она будет отвечать потребностям и интересам ребенка, и в чем ее польза.

Особенности методики «Школа Семи Гномов»

Методика «Школа Семи Гномов», разработанная Дарьей Денисовой, направлена на развитие и обучение детей-дошкольников от 0 до 7 лет. Она соответствует современным стандартам образования и интересам малышей разных возрастов. В 2009 году методика получила знак качества «Лучшее – детям», а об ее эффективности без лишних слов говорят данные о количестве проданных экземпляров и перевод материалов на разные языки.

Программа представляет собой сборник ярких и красочных книг с иллюстрациями и материалами, который состоит из 7 комплектов (по 12 учебников в каждом). Семерка соответствует отведенным на обучение годам, а 12 – количество месяцев в году. Не случайно и название методики. На каждый год жизни в пособиях есть свой гном, цвет которого соответствует одному из цветов радуги. Например, фиолетовый гном отвечает за развитие детей от 0 до года, а красный – 6-7 лет.

Тематика пособий основывается как на возрастной категории ребенка, так и на уровне его развития в этот период. В то же время эта методика раннего развития позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка. То есть, родители могут использовать материалы тогда, когда это необходимо для ребенка, а не тогда когда положено по инструкции.

Автор методики сконцентрировала внимание на разностороннем развитии. Книжки помогают детям узнавать о «плохом» и «хорошем», пополнять словарный запас, изучать звуки и предметы вокруг. С их помощью развиваются эмоциональные, творческие и умственные способности.

Отличительная особенность данной методики заключается в отсутствии длительной подготовки к занятиям. Учебные пособия содержат продуманные, взаимосвязанные и лаконичные задания, позволяющие взрослым не тратить время на изучение и подготовку материалов к уроку. Почти в каждой книжке имеется родительская страничка. В ней подробно рассказывается о том, как нужно выполнять задания, и что должен знать ребенок в определенном возрасте.

Как проходят занятия по методике «Школа Семи Гномов»

Обучение должно проходить в спокойной и непринужденной обстановке. Основное правило: не заставлять ребенка заниматься тогда, когда у него нет настроения. Если он начинает отвлекаться от урока, лучше отложить пособие до более удачного времени и занять его чем-то более интересным.

На одно занятие отводится одна страница. Длительность урока зависит от возраста ребенка и сложности материала. Дарья Денисова рекомендует отводить на занятия для начинающих около 10-20 минут. По завершению книги малышу предлагают выполнить задание на закрепление знаний. Почти во всех пособиях есть картонные вкладки с разными играми, а для детей от 3 лет автор придумала специальные наклейки для поощрения.

Геометрические фигуры и цветные картинки, вывешенные на видное место, будут способствовать быстрому запоминанию и усвоению информации.

Внимание следует уделять положению и ракурсу рисунков: их нужно периодически менять. Также стоит соблюдать правильную дистанцию между малышом и изображением. В первые несколько месяцев жизни ребенка картинки размещают на расстоянии 30-40 см, а затем перевешивают на 50-70 см.

Разноцветные гномы станут хорошими друзьями малышей на каждом этапе обучения. Фиолетовый гном, соответствующий первому году жизни, научит лепетать, улыбаться и чувствовать. Вместе с ним ребенок будет рассматривать крупные картинки, слушать потешки и пытаться озвучивать то, что он видит.

На смену ему придет синий гном, который расскажет новые слова и поможет выучить основные цвета и названия фигур разных размеров. С ним ребенок весело проведет время, занимаясь рисованием и лепкой, и создаст свои первые детские шедевры.

Начиная с двух лет, малыш будет развивать память, внимание, речь и мышление вместе с голубым гномом. Он расскажет ему о самых известных фруктах, овощах и ягодах и поможет выучить их названия. С его помощью ребенок узнает разницу между одним предметом и множеством, познакомится с вещами бытового назначения, временами года, названиями профессий, откроет свою первую азбуку.

Первые шаги в математике ребенок начнет делать с трех лет. В этом ему будет помогать зеленый гном. По завершению курса он сможет определять количество предметов, добавлять и уменьшать их. В этот же период он получит свои первые уроки грамоты и начнет писать в прописях. Также курс будет способствовать развитию коммуникативных навыков.

Другие гномы не менее полезные:

  • желтый гном (с 4 лет) учит образному мышлению, знакомит с разными животными и помогает развивать речь. В этом возрасте ребенок сможет определять первые буквы и звуки в слове, научится писать печатными буквами, выучит цифры до 5, узнает о динозаврах и получит первые уроки астрономии.
  • в 5 лет к ребенку приходит оранжевый гном, который способствует формированию характера и рассказывает о географии и окружающей среде, о разновидностях транспорта и его назначении, о здоровье и правилах дорожного движения. Курс направлен на активную подготовку к школе.
  • с 6 лет красный гномик будет рассказывать об экологии, народах мира, истории предков, времени и пространстве. Ребенок начнет больше погружаться в чтение, уроки грамоты и этики, а также проходить подготовительные тесты к школе.
Читать еще:  Заговор на любовь во всем мире сильнейший. Обряд на любовь со свечами. Заговор на преданную любовь

Очень важно, чтобы новые книги включались в программу постепенно, когда в этом будет возникать необходимость. При этом не стоит забывать о пройденном материале и периодически возвращаться к нему.

Активные развивающие игры и обзор настоящих предметов, окружающих ребенка, будут способствовать более быстрому освоению материала.

Недостатки методики «Школа Семи Гномов»

Несмотря на наличие большого количества информации и правильно распределенной по годам программы, не все книги приносят одинаковую пользу. Возможно, это связано с тем, что данная методика просто не всем подходит. Но нельзя исключать вероятность ненадлежащего содержания пособия. По отзывам многих родителей, некоторые малыши не заинтересованы в половине книжек из годового курса, а часть этих книг дублирует друг друга.

Отдельно стоит упомянуть о стоимости курсов и качестве используемой бумаги. Стоимость годового комплекта составляет более 1000 рублей (цена за одну книгу – в пределах 300 руб.). При этом страницы книг сделаны из тонкой бумаги, которые при частом использовании быстро приходят в негодность: малыши, которые еще не умеют обращаться с такими вещами, нередко рвут и мнут их. В результате уберечь методические пособия удается немногим, а на повторную покупку соглашаются далеко не все, так как простые картонные книги со сказками и прибаутками стоят дешевле.

Основным недостатком методики является отсутствие физической составляющей развития. Карточки, игры, лото и прочие материалы предполагают длительное пребывание в сидячем положении, поэтому очень важно дополнять занятия активными играми. Кроме того, предметы, изображенные на карточках, лишают детей возможности понять их реальные размеры и объемы, и они не развивают тактильных ощущений.

Отметим, что для содействия взрослым в вопросах воспитания малышей было разработано множество методик раннего развития. Помимо серии Дарьи Денисовой в нашей стране активно применяются программы Марии Монтессори, Гленна Домана, Сесиль Лупан и пр. Каждая система направлена на освоение разных навыков и способностей и имеет свои преимущества и недостатки. Однако одной универсальной методики, охватывающей все стороны развития, не существует, хотя каждая из них может гармонично сочетаться с другой и приносить пользу.

Родителям стоит помнить, что воспитание и обучение их детей зависит только от них самих, поэтому не стоит сосредотачиваться на чем-то одном. Чаще гуляйте с малышами в интересных местах, разговаривайте и показывайте мир вокруг, и тогда можно будет не переживать за объем их знаний.

Способ «гном» определения уровня психического развития детей раннего возраста. Школа семи гномов или умные книжки? Что выбрать? Для самых маленьких

  1. Дети которые учились читать по методу Монтессори, очень быстро в последствии начинают читать гладко, без разделения слов на слоги;
  2. Ребенок сразу приобретает навык читать самостоятельно и про себя;
  3. Упражнения и игры Марии Монтессори развивают аналитическое мышление, логику;
  4. Большинство материалов данной методики не только учат читать, но развивают мелкую моторику, а это очень важный элемент общего развития интеллекта (например, игры с шершавым алфавитом).

Школа семи гномов — описание методики

Когда ребенок рождается перед родителями встает остро вопрос о воспитании ребенка.

Теперь родители могут быть спокойны ведь ведущие специалисты по раннему развитию создали уникальный проект «Школа семи гномов».

Это уникальная комплексная система развивающих пособий для детей от рождения и до школы, которая соответствует стандартам современного образования.

Книги школы семи гномов позволяют организовать интересные игры и способствуют развитию ребенка. Данная система как нельзя лучше подходит для совместных занятий родителей и детей.

Школа семи гномов- книги

  • «Школа Семи Гномов» вобрала в себя самое лучшее из современных развивающих методик;
  • Это система для развития ребенка от самого рождения и до его поступления в школу;
  • Данный курс затрагивает важнейшие стороны развития ребенка — умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, социальное развитие);
  • Сами книги «Школы семи гномов» — очень яркие, красочные, и поэтому нравятся детям.

В большинстве пособий есть родительская страничка, в которой подробно описываются особенности развития детей разного возраста. Также даны полезные рекомендации, на каждый возраст, для развития ребенка по пособиям и без них;

Книги «Школы семи гномов» лепка из пластилина, раскраска пальчиками, рисование и т.д.
составление рисунков из отдельных частей и т.д.

Данный развивающий комплекс можно приобрести по доступным ценам в любом книжном магазине. Продаются они поштучно, либо годовым набором.

В книжных магазинах на сегодняшний день можно найти очень много разных развивающих пособий, от которых даже глаза разбегаются. Большинство методик рассматривают лишь одну сторону развития ребенка.

В книгах «Школа 7 гномов» программа разделена на семь годовых развивающих пособий.

Почему семь? Потому что это семь первых лет жизни ребенка, как семь цветов радуги.

Почему именно семь гномов, а не восемь или девять? Семь первых лет жизни ребенка — это как семь цветов радуги.

  • красный цвет — для детей 6-7 лет;
  • оранжевый — для детей 5-6 лет;
  • желтый — для детей 4-5 лет;
  • зеленый — для детей 3-4 лет;
  • голубой — для детей 2-3 лет;
  • синий — для детей 1-2 лет;
  • фиолетовый — для малышей от рождения до года.

Книги «Школа семи гномов» можно использовать в течении нескольких лет.

В настоящее время книжные магазины и магазины развивающих игрушек завалены разными пособиями для занятий с ребенком. Не всегда нам удается разобраться какие лучше, какие хуже. И всегда интересно заглянуть, что же там внутри этой книжки. И нужна ли она вообще вашему ребенку?

В этом обзоре я хочу рассказать о личном опыте игры или работы по серии книжек «Школа Семи Гномов» от 0 до 1 года. Книги можно заказать на официальном сайте издательства «Мозаика-синтез» www.msbook.ru , т.к. в магазинах не всегда есть все книги из серии.

«Школа Семи Гномов» — это красочно иллюстрированные детские развивающие пособия, представляющие полную систему занятий с ребенком от рождения до поступления в школу. Занятия разработаны опытными специалистами на основе игровых развивающих методик и охватывают все обязательные компоненты дошкольного образования. Пособия помогут организовать увлекательные занятия с ребенком и подготовить его к школе.
Для каждого года жизни ребенка разработан комплект из 12 номеров. Каждый год имеет свой цвет. Своего героя.
Каждое издание индивидуально упаковано в пакет-пленку, что обеспечивает гигиеническую защиту до контакта с ребенком и содержит в себе картонную вкладку (с дидактической игрой) или наклейки.
Если вы читаете эти строки, значит, вы — хорошие родители, педагоги, воспитатели. Вы знаете о преимуществах обучения ребенка с первых дней жизни. Вашими помощниками в трудном и благородном деле воспитания станут 12 учебных пособий, которые охватывают весь объем знаний, необходимых ребенку первого года жизни. Советы и рекомендации специалистов помогут вам правильно настроиться, а обширный дидактический материал сделает занятия веселыми и полезными.

Читать еще:  Как сделать из картона подарочную коробку поэтапно. Подарочная упаковка своими руками _ Схемы раскладок и шаблоны для картонных коробочек разной формы. Инструменты и материалы

В комплект от 0 до 1 года входят книги:

  • А это какого цвета?
  • Весёлый хоровод
  • День и ночь
  • Квадратик и кружок
  • Котик-коток
  • Кто что делает?
  • Мои любимые игрушки
  • Моя первая книжка
  • Прибаутки для малютки
  • Сложи картинку
  • Цветные картинки
  • Что как звучит?

У нас были не все книги, поэтому если кто-то дополнит, будет просто замечательно…

Сначала книги без заданий.

Книжка «День и ночь» – это сборник стихов на тему дня и ночи.


В качестве задания (наверное, для мастерицы мамы) предлагается соорудить подвесной мобиль. Я делать не стала, пусть ребенок потом сам попробует сделать.

Книжка «Котик-коток» — это сборник стихов про кошек и котов. Очень красивые картинки. Нам она до сих пор нравится (дочери сейчас почти 3 года), особенно «не лезь в сметану, оставь Степану».

«Веселый хоровод» — просто сборник красивых картинок. Мы не поняли, для чего она нужна. Просто листали несколько раз ее, разговаривали, кто во что одет, что делает.

И 3 книжки с заданиями.

Книжка «Сложи картинку» — это «пазл» из 2-х частей. Ребенок, перелистывая половинки страничек, должен собрать картинку. Реализация продумана плохо. Каждый лист прорезается полностью, и половинки держатся на одной скрепочке. И если к этой ситуации добавить еще и годовалого ребенка, рвущего странички. То вобщем книжка долго не проживет, и развитию дитенка послужить не успеет. Я всю ее проклеивала скотчем.

«Школа 7 гномов» — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника.

Для каждого возраста свой цвет, свои задания, свои книги. Так, например, у всех книжек для детей в возрасте от 1 до 2 лет синие обложки. Семь лет до школы — семь цветов радуги.

Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и будут полезны как родителям, так и специалистам: воспитателям, методистам, гувернерам.

Школа семи гномов от 0 до 1 года. Полный годовой курс

В комплект книг от 0 до 1 года входят следующие пособия:
1. Моя первая книжка.
2. Веселый хоровод.
3. Сложи картинку.
4. Цветные картинки.
5. Кто что делает?
6. Прибаутки для малютки.
7. Котик-коток.
8. День и ночь.
9. Мои любимые игрушки.
10. Квадратик и кружок.
11. Что как звучит?
12. А это какого цвета?

ОЗОН , MY-SHOP и READ

Про другие развивающие занятия с ребенком до года читайте .

Школа семи гномов от 1 до 2 лет. Полный годовой курс

В комплект входят книги:
1. Кто это? Что это?
2. Большой, маленький.
3. Рисуем пальчиками.
4. Веселый. Грустный.
5. Прогулки по городу.
6. Пластилиновый снежок.
7. Чей это хвостик?
8. Форма. Цвет.
9. Чей это голос?
10. В деревне и на даче.
11. Мой первый словарик.
12. Мой дом.

Приобрести курс в печатном виде можно в магазинах ОЗОН , MY-SHOP и READ .

Про другие развивающие занятия с ребенком от 1 до 2 лет читайте .

Подборка развивающих книг для детей от 1 до 2 лет .

Школа семи гномов от 2 до 3 лет. Полный годовой курс

В комплект входят книги:
1. Пластилиновые картинки.
2. Один. Много.
3. Рисуем пальчиками.
4. Что такое хорошо?
5. Умная вырезалочка.
6. Кто где живет?
7.Азбука для малышей.
8.Домашние питомцы.
9.На лесной полянке.
10. Какие бывают профессии.
11. Цвет. Форма.
12. Времена года.

Приобрести курс в печатном виде можно в магазинах ОЗОН , MY-SHOP и READ .

Про другие развивающие занятия с ребенком от 2 до 3 лет читайте .

Подборка развивающих книг для детей от 2 до 3 лет .

Школа семи гномов от 3 до 4 лет. Полный годовой курс

В комплект входят книги:
1. Счет, форма, величина
2. Логика. Мышление
3. Прописи для малышей
4. Время. Пространство
5. Уроки грамоты
6. Развитие речи
7. Какие бывают машины?
8. Что лежит в лукошке?
9. Какие бывают профессии?
10. Я не буду жадным
11. Я считаю до пяти
12. Я изучаю природу

Приобрести курс в печатном виде можно в магазинах ОЗОН , MY-SHOP и READ .

Про другие развивающие занятия с ребенком от 3 до 4 лет читайте .

как один из способов художественно-эстетического воспитания дошкольников

Дошкольные годы – возраст проявления первых творческих возможностей ребенка, его индивидуальности, формирования художественно-эстетического развития. Поэтому важно применять в работе технологии, методы, которые позволяют максимально развить личностный потенциал дошкольника, при этом укрепить его психическое и физическое здоровье.

Один из таких методов — метод «7 гномов»

Суть его заключается в следующем:

детям предлагается проанализировать, обсудить сказку, историю, рассказ, случай, обстоятельство, прогулку, ситуацию с точки зрения гномов, по желанию «превратившись» в них.

первый — радостный, умеет подмечать радостное;

второй – сердитый, отмечает в предлагаемых обстоятельствах минусы;

третий – всегда находит что-нибудь удивительное;

четвертый – всего боится и остерегает других;

пятый – очень любопытен и находит любопытное во всем, что его окружает;

шестой – замечает новое, с чем еще не приходилось сталкиваться;

седьмой – мудрец, он дает добрые советы, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.

Гномы могут «действовать» как единой группой (только 7), так и создавать микрогруппы-команды — тройки, пары.

Следовательно, метод «7 гномов» предполагает и взаимодействие в микрогруппах, а также взаимодействие микрогрупп между собой.

Можно выбирать капитана команды — старшего гнома. Состав команды меняется, меняется и лидер. Процесс деления на группы проводится в виде игры, считалки и т. д.

Совместная деятельность дает возможность каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнить себя с другими. Она состоит из трех «шагов»:

1.совместное обсуждение, анализ ситуации, подготовка сообщения;

2.выражение сообщения посредством рисунка, аппликации, поделки из пластилина, бумаги техникой оригами, пиктографии и т. д.;

3.презентация сообщений как устных, так и «трансформированных» в поделки. Этот алгоритм позволяет проявить себя активным детям, а более скромным – набраться опыта, чтобы в дальнейшем реализовать личностный потенциал.

Деятельность детей сочетается с двигательной активностью, что помогает им «переключиться», снять эмоциональное напряжение, это, в свою очередь, создает благоприятные условия для здоровьесбережения дошкольников.

Ограничение выполнения «шагов» по времени, смена темпа и ритма формирует у детей понимание того, что каждое «шаг» деятельности требует собранности, внимания.

Метод «7 гномов» способствует социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию и т. д.

Применение данного метода позволяет дошкольникам приобретать опыт социализации,

делать свободный выбор, развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речевые навыки, творческую и двигательную активность, индивидуальные

способности, формирует социальное доверие, умение договариваться, работать в команде, сообща решать задачи, быть партнерами, проявить себя в роли лидера, анализировать

Читать еще:  Когда ребенок должен сам. Правила формирования навыка сидения. Упражнения и гимнастика

ситуацию, делать выводы и т. д.

Презентация результатов реализации данного метода проходит в форме:

выставок детских работ, ознакомиться с которыми могут родители и сверстники;

представления в конце года альбома «Копилка семи гномов», в который по завершению каждой тематической недели воспитатели заносят итоги реализации целей и задач данной недели (прилагается фотоматериал), отмечая при этом не

только успехи, но и возникающие проблемы, чтобы в дальнейшем выработать пути их решения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста с 6-7 лет по образовательной области «Познание» (Развитие математических представлений) «Путешествие в сказку Белоснежка и семь гномов»

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста с 6-7 лет по образовательной области «Познание».

НОД по математике «Белоснежка и 7 гномов»

В ходе НОД закрепляем прямой и обратный счет, сравниваем числа с помощью знаков больше и меньше, состав числа 7. Упражняем в решении арефметических примеров на сложение и вычитание. Развиваем графичес.

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв.

Особенности диагностики и коррекции по программе «ГНОМ».

«ГНОМ» — новая методика определения уровня психического развития младенца и малыша до 3 лет.

Диагностика психических заболеваний в раннем детстве и, особенно, в младенчестве представляет собой актуальную, требующую новых разработок проблему. Клиническая картина психической патологии в младенчестве и в первые годы жизни ребенка нередко представляет собой сплав неврологических и психических расстройств, проявляющихся на общем фоне нарушенного психофизического (особенно нервно-психического) развития. Последнее является основным сопутствующим синдромом заболеваний головного мозга в этом возрасте. Следует также отметить, что и в норме в период раннего онтогенеза имеет место некоторая вариабельность сроков становления нервно-психических функций (двигательных, речевых, поведенческих и др.), связанная, в первую очередь, с генотипом организма, но также и с влиянием внешней среды. Тем более, любые повреждающие факторы (биологические и психосоциальные) вызывают неспецифические реакции искажения (преимущественно – ретардацию) развития нервной системы и психики младенцев.

В современной педиатрической, педагогической, нередко и детской психиатрической практике отклонения психического развития детей диагностируется впервые после трех лет и позднее, что затрудняет ранее психопрофилактическое вмешательство. Причиной этого факта является недостаточность методических средств для определения нарушений психического развития в раннем детстве. Продуктивная же психопатологическая симптоматика, возникающая на фоне нарушенного психического развития ребенка (страхи, апатия, тусклость, негативизм, протестные патохарактерологические реакции и др.), проявляется в период раннего возраста, и особенно, в младенчестве, фрагментарно в виде рудиментарных и одновреммено мозаичных реакций, маскируясь неврологическими, соматическими и вегетопатическими нарушениями, что усложняет их выявление и требует специальных знаний и навыков. Тем более, это относится к состояниям риска психической патологии, проявления которых еще менее дифференцированы.

До последнего времени в отечественной практике не было разработано ни одного стандартизированного метода для объективного выявления одновременно всех форм психической патологии в раннем детстве (особенно в младенчестве) – нарушений психического развития, продуктивной психопатологической симптоматики и их состояний риска, отражая как количественную, так и качественную сторону этого явления. В то же время существует немало методик по оценке некоторых параметров развития ребенка раннего возраста – психомоторики, речи, отдельных проявлений познавательной деятельности (Аксарина 1977, Журба, 1981, Мастюкова, 1974, Гезел, 1930, «Денверская шкала» и др.).

Последнее десятилетие идет активная разработка новых стандартизированных методик по определению уровня развития эмоций, типов темперамента, игры и поведения у маленьких детей (Баженова 1986, Бударева, 1981, Brazelton, 1984; и др.) и их качественная оценка. Однако перечисленные методики не дают целостного представления о состоянии психического здоровья в эволютивной динамике, психической патологии и состояниях риска. Наибольшее значение сохраняется за динамикой двигательных навыков, которые остаются по сути одним из основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни. В то же время, как показал наш опыт, не меньшее значение имеет правильная оценка динамики развития основных психических функций, позволяющая выявлять как начальные отклонения в их формировании, так и собственно психические расстройства.

В настоящее время оценка психического развития ребенка осуществляется методом наблюдения; она субъективна и носит несистематизированный характер.

В ходе десятилетней работы по изучению психической патологии в младенчестве в общей популяции и у детей раннего возраста из группы высокого риска по шизофрении была разработана и апробирована на большом материале (свыше 500 детей от одного месяца до трех лет) в Центре психического здоровья РАМН, НИИ педиатрии РАМН, в ряде детских поликлиник г.Москвы и в детских домах для сирот, стандартизированная клинико-психологическая методика оценки психического здоровья младенцев («ГНОМ») с расчетом коэффициента психического развития (КПР). (МинЗдравом РФ к серийному производству утвержден стандартизированный компьютерный вариант методики «ГНОМ»). В методике помимо известных критериев оценки психомоторного развития включены новые вопросы и задания по раннему онтогенезу психических функций, направленных на ранее выявление именно психических отклонений.

Методика диагностики и оценки нервно-психического развития детей включает пять разделов (введение; технические предписания и условия проведения; программы тестов для обследования детей разного возраста; техника проведения обследования; компьютеризированная или ручная обработка полученных результатов с расчетом коэффициента психического развития и заключения об общем нервно-психическом развитии малыша). Методика «ГНОМ» состоит из стандартных программ на каждый возрастной этап для первых трех лет жизни; программы содержат тесты: для первого года жизни – помесячные, для второго – поквартальные, и для третьего – полугодовые.

Тесты включают вопросы и задания, постепенно усложняющиеся с возрастом, о состоянии и развитии пяти основных нервно-психических сфер; сенсорной, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, социально-коммуникативной. Для определения состояния различных аспектов той или иной сферы предлагаются четыре задания. Таким образом, в каждом возрастном периоде исследуются 20 видов нервно-психической деятельности.

Для иллюстрации приводим программу обследования пятимесячного ребенка.

В карту определения уровня нервно-психического развития младенца заносятся необходимые для компьютерного заключения анамнестические данные, которые включают сведения о соматическом и психическом состоянии матери, отца, сибсов на период исследования ребенка, семейной отягощенности по соматическим –и психическим заболеваниям, течениям беременности и родов, физическим параметрам ребенка при рождении, психологической ситуации в семье.

Из сенсорных функций динамически исследуются зрение, слух и тактильная чувствительность (последняя определяется как безусловно-рефлекторный ответ и как предиктор личностного реагирования ребенка на раздражитель, в частности, на прикосновение к голове ребенка рук исследователя). При исследовании этих элементарных сенсорных стимулов не только учитывается наличие объективной ответной реакции, но и — у детей с нервно-психическими расстройствами – анализируется и дополнительно описывается субъективный аспект ответа как предшественника формирования ощущений и восприятия.

Источники:

http://fulledu.ru/articles/1422_metodika-rannego-razvitiya-dari-denisovoi.html
http://kubachi-centr.ru/sposob-gnom-opredeleniya-urovnya-psihicheskogo-razvitiya-detei-rannego.html
http://infopedia.su/3x64a.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector