0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ситцевый платок на голову истории. Русские шали и платки. А ты все та же – лес да поле

Театрализованное представление «Плат узорный»

Участники: учащиеся 1- 11 классов, театральный и танцевальный коллектив, педагоги – организаторы, преподаватель музыки.

Цель: приобщать детей к национальной культуре.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с русскими традициями;
  2. Способствовать формированию уважительного отношения к платку, как символу национального наряда;
  3. Содействовать развитию творческих способностей.

Подготовительная работа:

  1. Подбор материала для составления сценария.
  2. Распределение ролей.
  3. Подготовка музыкальных, театральных, танцевальных номеров.
  4. Подборка музыкального сопровождения.
  5. Предлагаем детям вместе с родителями принять участие в выставке платков.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. Оформление зала.
  2. Оформление выставки платков.
  3. Музыкальный центр, аудиокассеты, — диски.
  4. Театральные, танцевальные костюмы.

Ход представления.

Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники», появляются коробейники с лотками, в которых лежат платки.

Коробейник 1: Сударыни и судари!
Парни и молодицы!

Коробейник 2: Поклон вам, гости званые,
Да желанные!
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки! Коробейник 1: Вижу хорошее настроение, значит, праздник пройдет удачно.
Коробейник 2: Эх, полным – полна моя коробушка!
Есть и ситец и платки! Коробейник 1: В коробейниках хожу,
Девушек я наряжу,
Все товары разложу.

Коробейник 2: У нас в коробушке лежит «предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратной формы». Как вы думаете, что это? Правильно платок.
Ведущий: «Плат узорный» — так назвали мы ласково и поэтично наш праздник, посвященный женскому головному убору — платку, символу национального наряда. Платок был самым желанным подарком на Руси. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли с базара крестьянин, всегда дарили любимым платки в знак внимания и любви. Как самое сокровенное, хранились те платки в сундуках.

(Звучит русская народная мелодия, выходит девушка, садится к сундуку с платками, перебирает их)

Ведущий: Головные женские платки. Какие невыдуманные истории могли бы поведать они о тех, чьи головы покрывали. В укромном темном закутке, шепотком, причитала женщина над своей судьбинушкой, прикрывая рот уголком платка. Этим же уголком вытирала слезы, а самый красивый, самый нарядный платок был всегда припасен для особого случая или праздника.
Девушка (вынимая из сундука платки):
— Вот этот совсем новый, дала мне в приданое мать.
— А этот привез муж и, стесняясь, неумело, сунул в руки.
— А этот платок подарил отец, когда уходил на войну. Ушел отец и не вернулся, только синий платочек остался, как семейная реликвия.

(Звучит песня «Синий платочек» в сольном исполнении.)

Девушка: Платки носили не только крестьянки в деревне, но и городские женщины. Только в городе больше предпочитали разноцветные шали. И стоили они очень дорого.
Ведущий: Мода на шали появилась во времена Египетского похода Наполеона. Он прислал кашемировую шаль в подарок Жозефине. Шаль ей так понравилась, что впоследствии их было у императрицы 400 (четыреста) штук.Мягкие кашемировые шали защищали, от холодов дам, в декольтированных платьях.
Девушка: В России начали выпускать шали в 18 веке на фабриках Подмосковья и Иваново – Вознесенска, но больше всего славились Павлово – Посадские шали.

(Звучит мелодия русской народной песни «Когда б имел златые горы», участники театрального коллектива показывают сценку «Платочек из Посада».)

Сценка «Платочек из Посада»

Коробейник: Во времена былинные, стародавние
Собирался купец в страны дальние,
За товарами, за чудесными,
С дочерью прощался
И с такими к ней речами обращался. Купец: Ой, ты, доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дивные,
Долго ль буду там, недолго –
Того не ведаю.
А думаю тебя порадовать –
Подарки, привести разные.
Что твоей душеньке угодно
Может, ларец весь резной
Или перстенек золотой. Дочь: Буду я и так молиться!
Чтоб ни буря, ни булат
Или чей – то черный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть!
Ну, а коли про подарок…
То купи, пусть и неярок,
Мне платок всех красивей –
Как у царских дочерей! (купец с дочерью расходятся, выходит коробейник)
Коробейник: Месяцок прошел, другой,
Следует отец домой. (выходит купец с красивым платком)
Купец: За семью морями был,
Земли все исколесил.
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил. (Купец передает платок дочери)
Купец: Носи, доченька, платок, не марай,
По праздникам одевай,
Без праздничка в сундук укладай.

(Танцевальный коллектив исполняет хоровод с шалями под народную песню «Ах, Самара – городок»)

Девушка (на фоне песни «Оренбургский платок», девушка вынимает пуховый платок)Знаменитые оренбургские пуховые платки. Долгими зимними вечерами сидели крепостные мастерицы за лучиной в низенькой светелке и выполняли кропотливую работу. Кто прял, кто пропускал пух через ческу. Кайма у этих платков загляденье и узор у каждого платка свой, неповторимый.

(Демонстрация пуховых платков)

Ведущий: Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени. Платок всегда был дополнением к наряду женщины. Как женщина носит платок: повязывает косынку или накидывает шаль — говорит о ее вкусе, характере, настроении.

(Демонстрация способов завязывания платков)

Ведущий:

1. Платок поверх головы теплый.

В древности в холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком, платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке. Такая манера носить платок сохранилась кое — где в России до начала 20 века.

Читать еще:  Хэй из аниме темнее черного. Обзор аниме Darker than Black: Kuro no Keiyakusha («Темнее черного»)

2. Платок поверх головы.

Позже стали завязывать платок поверх головного убора, а узел завязывали сзади на шее.

3. Платок на повойник

Так носили платок замужние женщины. Платок одевали на «повой» — «покрывало», «полотенце». Головной убор непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос и сохранился у Коми народа.

4. Платок, завязанный концами вверх.

Платок, завязанный концами вверх надо лбом, означал в первую очередь способность уберечь, защитить от опасности, как реальной, так и злого духа, и служил оберегом.

5. Платок на волосах (3 варианта.)

В христианские времена женщины носили платки, завязанные поверх головы, узлами назад, наперед, пропускали угол платка через завязанные концы.

6. Вязаные платки.

Очень популярны были вязаные и вышитые платки, которые мастерицы изготавливали сами в домашних условиях. И сейчас эти платки пользуются большим спросом. В современной моде также популярны платки и платочки, косынки и шали. Нехитрое дополнение к наряду, но всякий раз неожиданное и оригинальное.

(Демонстрация современных платочков, косынок)

Ведущий:

1. Платок – шарф.

Посмотрите на этот платочек – шарфик, с ним вы будете нарядно выглядеть на прогулке и на деловом вечере.

2. Ожерелье.

Такое украшение, дополняющее наряд, можно сделать из тонкого платка. Накиньте шарф вокруг шеи
и скрутите концы один вокруг другого.

3. Бандана.

Теплым летним днем от солнца спасет платок – бандана – современная деталь одежды молодых людей.

4. Носовые платки.

Носовые платочки являются неотъемлемой частью как женского, так и мужского гардероба.

(Звучит песня «Стоят девчонки» в исполнении вокальной группы.)

Ведущий: Сколько стихов и песен мы знаем о платке. Часто поэты используют платок в описании природы. « Зимний лес спит под белой шалью», «Осенний лес нарядился в золотой платок». Александр Блок видит родную Россию в образе женщины в платке узорном. — Ну, что ж?
Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес да поле
Да плат узорный до бровей…

А частушек сколько сложено…
Сейчас мы услышим частушки о платке.

(Частушки в исполнении хоровой и танцевальной группы)

1. Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем…
Эх! Простите только нас!

2.Понедельник – день тяжелый,
У тебя полно забот.
Трудовой пот вытирая,
Приложи ко лбу платок!

3. Во вторник внук по луже скок!
Вот тут и надобен платок,
Вытрешь рожицу родную,
Скажешь: «Дай-ка, расцелую!»

4. На третьем платочке
На память узелочки.
В среду кое-что купить
Платок не даст тебе забыть.

5. А в четверг кино смотри
Да платком слезу утри,
Хоть бразильский сериал
Всех давно уже достал.

6. А в костюмчике платок
Из кармана уголок
К белой блузочке подходит
И с ума всех девок сводит.

7. Если кто-то вдруг зевает,
Это часто так бывает.
Ты платочком рот прикрой
И частушку с нами спой.

8. В воскресенье вновь пляши
Да платочком все маши.
Ведь платок – такая штука
Применять его наука.

9. У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!

Коробейник 1:Спасибо вам за хорошие частушки. А знаете, есть еще много загадок и пословиц о платках, например: — На чужой роток не накинешь платок.
Коробейник 2: — Бабы бранятся, так платки с головы валятся.
Коробейник 1: — Шесть досок да холстинки платок.
Коробейник 1: Мне кажется, хороший у нас праздник получился.
Коробейник 2: Да мне тоже нравится. Но пора заканчивать, ведь «Делу время – потехе час!».
Коробейник 1: Тогда пусть наш праздник получит достойное завершение. Ни что так не поднимает хорошее настроение, как веселая пляска.
Коробейник 2: Смотрите и получайте удовольствие от танца с платочками.

(Танец с платочками в исполнении танцевальной группы под мелодию песни «Калинка»)

Ведущий: Делу время – потехе час!
Надеемся, что вы не скучали у нас!

— Поприветствуем всех участников праздника.

Ситцевый платок на голову истории. Русские шали и платки. А ты все та же – лес да поле

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.
А. Блок

Шейный платок – наверное, самый популярный и разнообразный женский аксессуар. И не удивительно! Ведь это не только украшение, которое может придать изюминку самому скучному и повседневному образу, не только защита от холода или ветра.

История платка на Руси теряет свои корни в 12 веке: тогда женщины носили так называемое головное полотенце – убрус. Его шили и из полотна, и из шелка, украшали в зависимости от достатка – камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой; носили такой платок поверх головного убора. В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества. В 17 веке началось «массовое», мануфактурное производство платков и шалей, в основном, в Поволжье. И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем гардеробе.

В европейской моде широкое распространение шали получили после египетского похода Наполеона, который привез в подарок обожаемой Жозефине большое количество этих образцов восточной моды. В это время мода претерпевает значительные изменения: уходят в прошлое широкие кринолины и тяжелые ткани, на смену им приходят туникообразные силуэты и легкие, струящиеся ткани. Такие ткани практически не греют, увеличивается роль таких аксессуаров как платок, шарф, шаль и палантин.
Платки, шали, палантины прочно оседают в женском гардеробе: их уже не снимают ни зимой, ни летом, ни дома, ни в гостях.

Читать еще:  Ткань для юбки: из какой ткани можно сшить юбку? Юбка солнце: выкройка своими руками пошагово. Расчет ткани, инструкция, как сшить, раскроить на резинке, в пол

В Российскую Империю античные шали и палантины впервые были привезены из Западной Европы и с Востока, но очень быстро было налажено их производство и в России. Наибольшую известность получили в то время шали и палантины мануфактуры Надежды Мерлиной, выполненные из пуха диких коз на ручных ткацких станках. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Кашмирские шали Мерлиной были чудом ремесла. Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния — до 12 тысяч рублей. Такая шаль была основой приданного девицы: чем больше в сундуке таких платков – тем богаче невеста. Зачастую девушки на выданье надевали сразу несколько шалей, одну на другую, чтобы показать богатство приданного.
На мануфактуре Мерлиной освоили и ковровые платки без изнанки, помог опыт ковроткачества, которым раньше здесь занимались.

В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой популярность стали пользоваться «турецкие» квадратные шали, они были вполне доступны, так как вырабатывались на жаккардовых станках. Разные мануфактуры делали разные рисунки, и именно по рисунку можно было определить место происхождения шали: на платках фабрики Шараповых из Владимирской губернии горели ярко-желтые, зеленые и синие цветы, а платки московской Трехгорки купцов Прохоровых славились орнаментом с темно-синими и красными розами, тюльпанами и гвоздиками.

В конце 1850-х годов начинают производить такие шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Василию Ивановичу Грязнову. Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно украшались «турецким» узором. Этот узор предполагает использование определенных орнаментов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. Но в 1870-х годах получает большое развитие оформление шалей и платков цветочными мотивами, где впервые этот декор стал применяться столь мощно и разнообразно.

Особый интерес представляют оренбургские платки: уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы – соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки. В1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо.

И в наше время платки и палантины согревают нас от непогоды, украшают, рассказывают о нашем статусе, вкусах и предпочтениях. Так же, как и много веков назад, мы ценим качество и уникальность изделий, их красоту, яркость или лаконичность.
Российское представительство торговой марки Venera учитывает значение платков в истории России. Опираясь на российские традиции в сочетании с модными тенденциями современных итальянских дизайнеров, мы рады предложить Вам платки, палантины и шали, а так же широкий выбор других аксессуаров на любой вкус. В нашем ассортименте Вы найдете как летние, тонкие, струящие, шелковые платки, так и теплые, шерстяные шали и палантины из современных тканей, с привычными природными орнаментами и ультрамодные, с ярким современным рисунком.

Ситцевый платок на голову истории. Русские шали и платки. А ты все та же – лес да поле

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 590 133
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 936

ПГТ. КЛИМОВО 2008

В этой книге простым, доходчивым языком рассказывается об истории моды, косметики, парфюмерии, о неотъемлемой части нашего быта, настолько при­вычной, что мы не всегда задумываемся, откуда все эти вещи появились, каким образом они стали неизменными нашими спутниками. Книга носит широкий энциклопедический характер. Этот бестселлер можно читать не обязательно в строгой последовательности, а с любой страницы и в любом порядке. Но даже и в этом случае мы получим яркое, живое представление о тех вещах, которые окружали наших предков и служат нам поныне.

СДАЛИ БОРОДУ В МУЗЕЙ

Сколько лет меня все чтили,

Все меня всегда хвалили;

А теперь живу в стыде.

Сносно ль старой бороде?

/М.-В. Ломоносов. «Гимн бороде за суд»/

Самой древней формой бороды считается «фрезе», которая представ­ляла собой бакенбарды вместе с бородкой, но без усов. Её носили семи­ты в Вавилоне. Иногда её называют «кранцбарт» /бородка в виде венца/.

Издавна борода считалась символом величия, силы, мужественности и свободы, и барельефы Древнего Египта подтверждают это. Поэтому по­беждённых и рабов в Египте обычно брили. В этой стране борода была привилегией царей и самое удивительное то, что фараоны гладко брили своё лицо, чтобы надеть искусственную накладную бороду квадратной формы из овечьей шерсти, которую покрывали лаком и заплетали в косичку, переплетая металлическими нитями. Затем её подвязывали на тесёмочках или соединяли с париком двумя ленточками. При этом длина бороды и её форма строго соответствовала рангам, чинам и званиям.

Бороду-парик носили также в Вавилоне и Ассирии. У евреев борода являлась признаком свободы и крепкой веры.

Читать еще:  Что делать, если избил муж, куда обращаться. Что делать, если муж бьет жену: терпеть или разводится

В Древней Греции бороду носили крайне редко. Исключение состав­ляли лишь философы, которые старались подчеркнуть своё отличие друг от друга различными формами собственных бород. У древних греков обычай брить голову и лицо идёт от царя Александра Македонского, который ввёл его, стремясь. повысить боеспособность своей армии. Дело в том, что во время битв враги часто хватали воинов Александ­ра Великого за длинные бороды.

От греков бритьё бороды переняли римляне и только при императо­ре Адриане снова бороды вошли в моду.

Большую роль играла борода у магометан. Недаром у приверженцев ислама так распространена до сих пор клятва: «Клянусь бородой про­рока!», и в крайнем случае: «Клянусь своей бородой!». И это не были слова, брошенные на ветер. По сей день в Иране в силе закон: «До тех пор, пока у мужчины не вырастет борода, его нельзя принимать на ра­боту». Исключение может быть сделано только для таких «престижных» профессий, как подметальщик улиц и подобных.

Древние индусы красили бороду в белый, зелёный, темно-синий и красный цвет. Они лелеяли и холили её. Римский император Калигула носил бородку, сделанную из тонкой золотой проволоки и имевшую точно такую же форму, как борода у статуи Юпитера.

А вот во Франции в XI-ХII веках феодалы-рыцари носили длинные волосы, подстриженные спереди. Бороды они не брили. Разделяли её на множество мелких прядей, которые перевивали «золотой ниткой». Одна­ко появление массивного горшковидного шлема заставило рыцарей отказаться от ношения бороды.

Просто невероятно, с какой последовательностью мода чередуется, выдвигая на передний план то причёску, то бороду. В эпохи, когда но­сятся длинные волосы, борода укорачивается и, наоборот, в период мо­ды на короткие волосы появляется более сложная форма бороды. Так, например, в бургундский период /ХIV-ХV века/, так же как в эпоху барокко к длинным завитым волосам рекомендуется носить небольшую бородку, в то время как в последующие столетия удаляется большое внимание бороде. И в бургундский период продолжали носить фальши­вые бороды и только в 1851 году в Испании король категорически запретил носить накладные бороды.

Во Франции король Генрих Второй вынужден был издать особый личный указ, потому что одна церковная епархия согласно существо­вавшему в ней статуту отказывалась признать вновь назначенного епископа, который носил длинную бороду. В 1551 году король написал епархиальному совету: «Нам стало известно, что Вы чините препятствия нашему милому и верному господину Антонио да Каррасиоли, Вашему епископу, в приёме его в Вашу церковь, по причине его длинной бороды. В связи с этим позволим выразить Вам просьбу не лишать его долж­ности и не требовать от него подчинения этим статутам, тем более что мы намерены в скором времени послать его на службу в одно мес­то за пределами нашего королевства, где он не может появиться без своей бороды». И совету пришлось подчиниться монаршей воле.

Моду на бороду, как и на всё остальное, обычно «спускалась сверху»: всем хотелось походить на первое лицо. Так появилась бородка а-ля Генрих Четвёртый, которая представляла маленькую острую, так называемую «козлиную» бородку. Между прочим, волоски, выдернутые из бороды этого монарха в 1793 году, когда была осквернена его могила, в 1994 году были проданы в Париже за 122 доллара.

При Людовике Тринадцатом появилась эспаньолка — бородка, представ­ляющая собой маленький кустик волос. А при дворе Людовика Четырнад­цатого, наоборот, бороды стали исчезать, поскольку знать, стремясь подражать молодому королю, начала брить всё лицо.

Борода стала символом политического воззрения для демократов в 1848 году, а также для последователей итальянского политика-патрио­та Джузеппе Гарибальди.

Интересна история русской бороды. Несмотря на то, что славянам было известно обривание бороды от греков, борода «от виска до виска» с глубокой древности у них была в почёте, как символ русской народ­ности. Её расчёсывали, заплетали в косичку, украшали лентами и все­возможными привесками. Особенно ценили бороды русские бояре. По тогдашнему своду законов — «Русской правде» — за увечье человека на­кладывался штраф в 3 гривны, а за лишение бороды — в 12 гривен. Бри­тьё бороды считалось бесчестьем.

Великий князь Московский Василий Третий, желая понравиться сво­ей жене Елене Васильевне Глинской, сбрил начисто свою бороду, одна­ко пример его не вызвал среди приближённых никакого энтузиазма. Напротив, князя частенько попрекала любимая жена, что «без бороды похож он на куриное яйцо». Пришлось отращивать Василию бороду заново, дабы не стать посмешищем среди остальных людей.

Иван Грозный попрекал нередко папского легата Антония Поссевина за «подсечение бороды» и считал это преступлением против рели­гии. Одновременно с царём выступало против бритья бород и духовен­ство. В 1561 году на заседании церковного совета оно заявило, что «без бороды нельзя попасть в царство небесное». Публицист и бого­слов Максим Грек в послании «О еже не брити брады» для вящего убеждения приводил в пример козла, который, когда остригли ему боро­ду, бился головой о стенку до тех пор, пока не умер. «Стоглав» /сбор­ник решений собора 1551 года/ посвятил бороде целую главу /40-ую/ запрещая хоронить и отпевать бреющих бороду.

Несмотря на запрещения, смельчаков было немало. Такие личности в истории, как Борис Годунов и самозванец Лжедмитрий, подали первыми пример. При Алексее Михайловиче многие бояре, такие, как Артамон Сергеевич Матвеев, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, регулярно сбривали свою бороду.

Влияние Запада, отразилось и на иконописи. На одной из икон живо­писец изобразил библейских персонажей Каина и Авеля в польской одежде с усами и без бороды.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518666/
http://www.rosaria.ru/ru/poleznye-statii/17347/
http://www.litmir.me/br/?b=202363&p=60

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector