Сказка ладушки где были у бабушки. «Ладушки, ладушки…» Кто же был у бабушки? Потешки про умывание
Театр потешек «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки» для детей младшего дошкольного возраста
Марина Павловна Ногтоедова
Театр потешек «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки» для детей младшего дошкольного возраста
Театр потешек «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки»
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству. Задачи: Образовательные – формировать у детей интерес к детскому фольклору; – расширять словарный запас детей, используя малые фольклорные формы; Развивающие – развитие мелкой моторики и координации движений; – развитие двигательной активности; – развитие эстетического восприятия фольклорных произведений Воспитательные – воспитывать любовь к народному творчеству; – вызвать эмоциональный отклик на произведения русского народного фольклора.
Образовательные технологии: игровая, здоровьесберегающая, социально-коммуникативная
Оборудование: украшенная ширма, элементы костюмов, игрушки котика, птички, музыкальное сопровождение.
Действующие лица: – ведущая «Хозяйка» – дети младшей и средней групп
Здравствуйте, ребятки, милые котятки. Вы пришли ко мне в гости? Проходите, проходите. А я вас ждала, принарядилась. Посмотрите, какой у меня красивый сарафан, а какие бусики. (Кружится, хвастается).
А вы, ребятки, играть любите? Тогда давайте поиграем в ладушки.
Дети поют и инсценируют потешку «Ладушки»
Где были? – У бабушки
(Хлопают в ладоши).
Что пили? – Бражку
(Водят пальчиком по ладошке).
(Машут руками, изображая птичек).
(Кладут ладошки на голову)
Прочь полетели! Да!
Изображая птичек, дети разбегаются по группе.
Хозяйка. Как хорошо мы поиграли-полетали. Ребятки! Знаете, а я живу не одна, у меня есть маленький дружок. Хотите с ним познакомиться?
Тогда отгадайте загадку:
На лапках царапки.
На молочко глядит
«Мяу-мяу» – говорит. Кто это?
Дети. Кошка, киска, котик.
Хозяйка. Правильно, котик (в окошке появляется кошка – мягкая игрушка). Вот и мой маленький дружок, зовут его Васька. Ночью он ловит мышей, а днём на печке греется, мурлычет. (Хозяйка берёт кота на руки, гладит, предлагает детям его погладить, читает потешку)
Как у нашего кота,
Шубка очень хороша.
Как у котика усы,
Хозяйка. Ребятки, а хотите поиграть с моим котиком в кошки-мышки?
Дети. Да, да, хотим.
Хозяйка. Тогда вы будете мышками, а кот Васька будет вас ловить.
Проводится игра «Кот и мыши». На полу раскладываются обручи – это норки.
Дети садятся в норки, а котик (второй воспитатель с игрушкой в руках) ходит между детьми-мышками и напевает:
Котик по двору идёт,
Ищет мышек Васька-кот.
Тихо мышки сидят,
На кота они глядят!
Затем котик идёт спать, мышки бегают, играют. Проснувшись, кот ловит мышат. Игра продолжается 2 – 3 раза.
Хозяйка. Ну что наигрались, вы, наверное устали?
Хозяйка. А кот Васька устал, пока с детишками играл. Давайте уложим его в кроватку отдохнуть и поспать.
Хозяйка берёт кота, укладывает его в кроватку, накрывает одеяльцем, поглаживает и напевает:
Да прискакали заюшки.
Да прилетели гуленьки.
Стали гули гулевать,
Стала киска засыпать.
Хозяйка. Пусть Васька поспит. (Отходят от кроватки). Ой, ребятки, посмотрите (обращает внимание детей на дерево, кто это там, на деревце сидит? Кто это к нам прилетел?
Дети. Птичка, птица. Хозяйка. Да, это птичка. Посмотрите, какая она красивая, какие у неё крылышки, какой хвостик. (Берёт птичку в руки, дети её рассматривают). Птичка, наверное, хочет кушать? Давайте её покормим.
Дети вместе с Хозяйкой поют и инсценируют песенку «Маленькая птичка»
Прилетела к нам.
Дети изображают птичек. В это время мяукает кот.
Хозяйка. Ребятки, пока мы с вами играли, наш кот Васька проснулся. Посмотрите, какой он сонный, какой лохматый. Давайте приведём его в порядок, умоем Ваську, чтобы он стал чистеньким, хорошеньким.
(Хозяйка берёт кота на руки, читает потешку. Дети повторяют за ней слова и движения).
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Хозяйка. Вот мы и умылись.
Кто у нас хороший
Кто у нас пригожий.
А сейчас можно пойти погулять на улицу. Но там холодно, а чтобы у нас ушки не замёрзли, наденем шапочки и платочки.
(Мальчикам надеваем шапочки, девочкам завязываем платочки. Идем гулять по музыкальному залу. Дети под песенку инсценируют движения).
Большие ноги шли по дороге,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Зашагали наши ножки топ-топ-топ,
Прямо по дорожке топ-топ-топ.
Ну-ка веселее топ-топ-топ,
Вот как мы умеем топ-топ-топ.
Топают сапожки топ-топ-топ,
Это наши ножки топ-топ-топ!
Как хорошо мы погуляли, только вот пришла пора нам с вами прощаться. Но без подарков я вас не отпущу. Мы с Васькой приготовили для вас вот такую «сладкую корзину».
(Выносит корзину, украшенную цветами, с яблоками).
Как для нашей детворы
Мы корзину принесли.
С угощением, с цветами,
Хозяйка раздаёт детям угощения и прощается с ними.
Занятие по декоративной аппликации «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» с детьми второй младшей группы “Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки” (Декоративная аппликация с элементами нетрадиционной формы рисования с детьми второй младшей группы).
Фотоотчёт «Как ладушки птиц мастерили» Доброго времени суток, мои друзья, гости, и все, кому интересно кукольное творчество! В своей предыдущей публикации я рассказывала о том,.
Фотоотчет «Как ладушки мастерили куклу-закличку «Веснянку» Стало ясно солнышко припекать, припекать, Землю словно золотом заливать, заливать. Громче стали голуби ворковать, ворковать, Журавли вернулися.
Картотека потешек для режимных моментов в группах раннего и младшего дошкольного возраста Картотека потешек для режимных моментов в группах раннего и младшего дошкольного возраста Потешки – это песенки или короткие стишки,.
Комплексная учебная программа «Ладушки» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Тулуна «Детская музыкальная школа» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ.
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «У бабушки в деревне» Цель: закреплять знания детей об овощах, развивать речь детей посредством использования игровых упражнений. Задачи: – организовать образовательную.
Конспект НОД по развитию речи детей «Диди-ладо-ладушки» в первой младшей группы МДОУ «Детский сад №10 «Россияночка» Конспект Непосредственно-образовательной деятельности Развитие речи детей в первой младшей группы.
Ладушки-ладушки. Сборник русских народных потешек.
Мамочки. Наслаждайтесь.
Ладушки-ладушки. Сборник русских народных потешек.
(составление и обработка Олеси Емельяновой)
С самого момента рождения необходимо уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Этому, как ни что другое, способствует непосредственное с ним общение на языке песенок, потешек, колыбельных и уговорчиков, которые существовали с незапамятных времен и переходили из поколения в поколение. Всем и каждому знакомы такие традиционные персонажи как два веселых гуся, сорока-белобока, коза рогатая, рева-корова, котик-коток, сова – большая голова и серенький волчок.
ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ
* * * * *
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.
* * * * *
Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
* * * * *
Бабка, бабка,
Рваные тапки,
Дай нам кашки,
Кашки-малашки.
Кому кашки дашь,
Тот и князь наш!
Бабка, бабка,
Красная шапка,
Дай нам блинчики,
Дай гостинчики,
Сладкой кашки
В золотые чашки.
Если кашки нету,
То давай конфету!
* * * * *
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!
* * * * *
Как на Ваньки именины
Испекли пирог из глины
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Каравай-каравай,
Кого хочешь выбирай!
А потом с округи всей
Приглашай на пир гусей!
* * * * *
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
* * * * *
Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!
* * * * *
Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!
СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК
* * * * *
Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
Да утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Наших деток не буди!
* * * * *
Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!
* * * * *
Баю-баю-баючок,
Спит давно в лесу волчок,
Спит без байканья,
Да без люльканья,
Без качульканья,
Без баюльканья!
Баю-баю-байка,
Ну-ка, засыпай-ка!
* * * * *
Баю-баю, баю-бай!
В дом забрался к нам Бабай!
Он забрался под кровать,
Хочет деточку забрать.
А мы Ваню не дадим,
Ваня нужен нам самим.
Баю-баю, баю-бай,
Уходи от нас Бабай!
* * * * *
Пусть у кошки заболит,
У собачки заболит,
Будет кошка инвалид
И собачка инвалид!
А тебе пусть повезет –
У тебя вся хворь пройдет!
* * * * *
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!
КОЗА РОГАТАЯ
* * * * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!
* * * * *
У козы-то у рогатой
Дома малые козлята.
Весело по лавкам скачут,
Не балуются, не плачут.
Мама из лесу придет,
Молочка им принесет.
* * * * *
Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!
* * * * *
Ходит по ночам коза,
Закрывает всем глаза.
Ну, а кто не хочет спать,
Станет тех коза бодать!
Быстро глазки закрывай,
Баю-баю, баю-бай!
* * * * *
Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!
* * * * *
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Раз-два, раз-два! Серенький козлик!
Бабушка козлика очень любила.
Раз-два, раз-два! Очень любила!
Вздумалось козлику в лес погуляти.
Раз-два, раз-два! В лес погуляти!
Напали на козлика серые волки.
Раз-два, раз-два! Серые волки!
Остались от козлика рожки, да ножки,
Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!
* * * * *
Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Ваню будет бить,
Тому худо будет жить!
РЁВА-КОРОВА
* * * * *
Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются –
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!
* * * * *
Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!
* * * * *
Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»
* * * * *
У дитяти царского,
Княжьего, боярского,
Люлька новоточена,
Густо позолочена,
Как лебедушка летит,
Да высоконько висит
На серебряных крюках,
Да на шелковых ремнях.
Положки-то из парчи,
Вместо цацек калачи,
Одеяло из бобра,
Из павлиньего пера.
Повернись-ка на бочок,
Высыпайся, дурачок!
* * * * *
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
* * * * *
Рано-рано поутру
Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Напои нас молоком.
СОРОКА-БЕЛОБОКА
* * * * *
Сорока-белобока,
Где была? – Далеко!
Печку топила,
Кашку варила,
Хвостиком мешала,
На порог скакала,
Деток покликала:
«Детки вы, детки,
Собирайте щепки,
Наварю я кашки
Золотые чашки!
* * * * *
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
»Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!”
* * * * *
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!
* * * * *
Ты пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши – не хороши,
Все равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушки-хохочи!
Поскакушки-поскачи!
* * * * *
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти косонька до пят,
Красна девица до гряд!
* * * * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!
КОТИК-КОТОК
* * * * *
Котя-котюшка, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
Сходит котя на торжок,
Купит котя пирожок,
Принесет его нам котик
И положит прямо в ротик,
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
* * * * *
Как у коти, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Да покраше его.
Как у коти, у кота
Периночка пухова
У дитяти моего
Есть помягче его.
Как у коти, у кота
Занавесочка чиста.
У дитяти моего
Есть почище его.
Есть почище его,
Да покраше его.
* * * * *
Тритатушки! Три-та-та!
Кошка встретила кота!
Котик кошку кличет,
Ходит и мурлычет.
Тритатушки! Три-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича,
За Петра Петровича!
* * * * *
Пошел котик во лесок, во лесок.
Нашел котик поясок, поясок.
Чтобы люльку подцепить, подцепить.
В люльку Катю положить, положить.
Катя будет крепко спать, крепко спать.
Котик Катеньку качать, да качать.
* * * * *
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ходит кот по лавочке,
Ловит всех за лапочки.
Топы-топ по лавочке,
Цап-царап за лапочки.
* * * * *
Икота, икота,
Перейди-ка на кота!
А с кота на Якова,
С Якова на всякого!
СОВА – БОЛЬШАЯ ГОЛОВА
* * * * *
Совка, совушка, сова,
Удалая голова,
Черненькие ножки,
На ногах сапожки,
По лесу летала –
Мышку напугала.
По двору летала –
Кошку напугала.
Ты, сова, к нам не летай,
Нашу детку не пугай!
* * * * *
Ах ты, Совушка-сова,
В два обхвата голова!
На пеньке сидела,
Головой вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася.
* * * * *
Угу-угу, угу-гу!
Я так больше не могу,
Успокойте в люлюшке
Эту капризулюшку!
* * * * *
Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку – бух!
* * * * *
Кокли-мокли! Кокли-мокли!
Перья у совы промокли!
Хватит, хватит плакать,
Хватит слезкам капать.
Вот уже в подушке
Квакают лягушки.
С плаксой жить я не хочу!
В лес дремучий улечу!
* * * * *
Ох! Ух! Ух! Ух!
Во дворе растет лопух!
Ух! Ух! Ух! Ох!
Во дворе чертополох!
Ох! Ух! Ух! Ох!
Во дворе растет горох!
Ух! Ох! Ох! Ух!
На плетне сидит петух!
* * * * *
Как у Савишны Совы
На плечах две головы
И глаза как блюдца.
Все над ней смеются!
«Ладушки, ладушки. » – тайна детской потешки. Стоит ли играть в «ладушки. » с детьми?
С детства помним песенку про «ладушки», но оказывается, она не так проста и корнями уходит в славянскую обрядность.
Ладушки – это не ладони
Все обычно полагают, что слово «ладушки» связано с действием «хлопать в ладони». Есть такой глагол «ладошить». Но слово «ладонь» в русском языке появилось только в XVIII веке. А эта песенка известна многим славянским народам, в языках которых не было слова «ладонь».
На Руси ладонь называли «долонь», в белорусском языке «далонь», в украинском «долоня». Скорее всего, эта песенка появилась ещё в языческой Руси, поэтому она известна многим славянским народам.
О слове «ладушка»
Л. В. Успенский интерпретирует первую строчку песенки так: «Милые мои детушки, где вы были?» (Успенский Л. Очерки о языке, 1956). В славянских языках был корень «лад», который связан с нежностью и радостью. «Ладушкой» молодой муж ласково мог называть свою жену или деток.
Кстати, это не единственная народная песня, где встречается слово «ладушки».
Диди, ла-ди, диди, ладушки! Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. IV и V. М., 1999. Ой ладушки, ладу! Народное творчество Южного Урала. Вып. 1. Челябинск, 1948. Ой ладо, ой ладушки-ладо. А. К. Толстой в произведении «Змей Тугарин: Былина» (1867 г.)
Но всё не так просто.
Таинственный языческий обряд
Слово «ладушки» связано, скорее всего, с богиней плодородия Ладой, а значит, эта песня относится к обрядовым.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!
Что за некие «шу», которые полетели и на головку сели? Конечно, речь идёт о птицах, такими словами приветствовали приход весны. В славянской мифологии птицы на зиму улетали в Ирий, это место похоже на рай, в нём как раз и зимуют птицы вместе с душами мёртвых. По поверьям, первой улетает туда на зимовку кукушка (хранительница ключей), по другой версии, жаворонок, последним — аист.
Птицы уносят с собой тепло, а возвращаясь, открывают райские врата и выпускают на землю весну. Славяне жили от весны и до весны, так как вся жизнь в древности зависела от урожая. С прилётом птиц начинались весенние дожди, которые дарил людям Перун, и земля становилась плодородной.
В честь прилета птиц устраивали народные гулянья: пекли фигурки из теста, выносили их на улицу и пели заклички. Закличи – это обрядные песни, слово образовано от глагола «закликать».
Возможно, в «ладушках» как раз боготворили Ладу, встречали птиц и ели священную кашу в честь обновления мира.
Немного жуткая версия о кашке с бражкой
Какая бражка в детской потешке? Этнографы предполагают, что кашка и бражка в этой присказке – поминальная еда, которую относили умершим родственникам. Сейчас это еда, которая подается на поминках (коливо). По этой версии, «шу, полетели, на головку сели» – это души умерших родственников.
Зачем тогда раньше играли с ребенком в «ладушки», если здесь явный ритуальный подтекст? Этой песенкой будто подготавливали маленьких детей к почитанию предков.
Итак, «ладушки» – это детская песенка-обряд в честь прихода весны, приветствие богини Лады.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/teatr-poteshek-ladushki-ladushki-gde-byli-u-babushki-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.baby.ru/blogs/post/22245861-10947720/
http://zen.yandex.ru/media/id/597f798c4ffd133ffcc720bd/5d99d589c7e50c00afe2ec48