Словарь терминов по фронтенду. Словарь терминов и понятий а-д
Содержание
Словарь терминов и понятий.
Ампир – художественный стиль, возникший во Франции в период империи Наполеона I в начале IX века (разновидность классицизма). Для А. характерны строгие монументальные формы и обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы, массивные портики, военные доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.)
Ар-деко – художественный стиль в архитектуре и искусстве стран Западной Европы и Америки, начавшийся в 20-30 годы XX в., для которого характерны сочетание монументальности с изощрённым украшательством. Арт-деко соединил элементы модерна, кубизма, экспрессионизма и классицизма.
Атриум – открытое на несколько этажей внутреннее пространство здания, окружённое портиками, галереями, балконами, бывает со световым фонарём сверху.
Аттик – объем или стенка выступающий над крышей или карнизом сооружения, бывает с надписями или скульптурой.
Балюстрада – ограждение поручень которого лежит на балясинах, ограждение террас, балконов , подпорных стенок, крыш.
Брутализм – (брутальный, грубый) направление в архитектуре 40-60-х годов XX в., для него характерны простые, подчеркнуто грубые архитектурные формы из стали, железобетона, кирпича.
Двухсветное пространство – помещение высотой больше чем в один этаж, обычно это парадные или общественные помещения, залы, холлы, фойе, вестибюли и т.д.
Зимний сад – хорошо освещённая часть холла, фойе, обогреваемой галереи, остеклённой и обогреваемой террасы или лоджии, предназначенная для растений в кадках.
Капитель – верхняя часть колонны, художественно оформленная и являющаяся отличительным элементом стиля, особенно в ордерах.
Классицизм — образцовый стиль в архитектуре, живописи, скульптуре XVII — нач. XIX веков. За образцы принимались античные формы — стройность, логичность, симметричность построения, обязательное наличие в зданиях колонн или пилястр.
Конструктивизм – направление в искусстве XX века, преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х- нач.30-х годов XX века. Основной установкой К. было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов в поэзии.
Метаболиз м – рационалистическое направление 60-70-х годов ХХ века. Для него характерны наличие основных стержней или ядер, как правило, служащих коммуникациями, на которых закрепляются и структурно развиваются объёмные элементы.
Модерн – стиль в искусстве и архитектуре XIX – нач. XX веков использующий гибкие криволинейные формы, растительные орнаменты похожие на лианы, большие проемы, индивидуальный облик зданий.
Модернизм – общее название направлений в искусстве XX века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, поиск новых эстетических принципов.
Неопластицизм – стиль, возникший в 20-х годах ХХ века, основу составляют композиции из горизонтальных и вертикальных линий и плоскостей, окрашенных в яркие цвета.
Органическая архитектура – форма зданий подобна форме организмов вырастает из их назначения и условий окружающей природы. Идея перетекания пространства. Основные объекты: «Дома прерий», «Дом над водопадом», арх. Райт.
Ордер – определённая художественная система стоечно – балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран и периодов в своеобразной трактовке. Основными разновидностями ордеров являются: дорический, ионический, коринфский.
Перспектива – 3D-изображение здания.
Пилон – массивный столб прямоугольного сечения.
Пилястра – вертикальный плоский выступ на стене, напоминающий колонну, бывает оформлен ордерными элементами.
Портик – выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие. Обычно отмечает главный вход в здание и поддерживает фронтон или аттик.
Постмодернизм – направление в искусстве, начавшееся в 70-х годах XX века, культивирует свободное обращение к историческим стилям прошлого, ставя их в непривычный контекст, создает театрализованную эстетическую среду, в которую нередко входят элементы иронии и гротеска.
Рационализм – целесообразный, экономичный и выразительный в своей подчёркнутой простоте стиль для которого характерны чёткие лаконичные геометрические формы.
Ретроспективизм — стиль начала ХХ века, стилизация под избранный исторический стиль, подражательство ему.
Ризалит – выступающая часть здания (большого размера). Оформляется как самостоятельный архитектурный элемент, расчленённый пилястрами, карнизами и заканчивающийся фронтоном.
Стилезаторство – разновидность эклектики во второй половине ХIХ века, обращение или копирование какого-либо одного стиля: готики, романского стиля, стиля эпохи возрождения и т.д.
Структурализм – направление, относящееся к рационалистической линии развития архитектуры, композиция в виде структуры. Возникло в 60-х годах ХХ века.
Терраса – открытая или крытая площадка здания, часто в виде эксплуатируемой кровли на выступающем объёме здания.
Техницизм – эстетизация индустриальных объектов.
Функционализм – направление в архитектуре, возникшее в 20-х годах ХХ века, в котором внешний облик сооружения обусловлен его конструкцией и внутренней планировкой, которые определяются его практическим назначением (функцией), художественно осмысленное функциональное зонирование отражается во внешнем облике здания. Для него характерны: простые геометрические формы, горизонтальные членения, ленточные окна, плоская кровля, отсутствие декоративных элементов и исторических деталей.
Хай-тек (высокая технология) – направление архитектуры, продолжающее линию техницизма.
Эклектика – стиль, возникший в середине ХIХ века, основан на соединении разнородных элементов различных исторических стилей.
Экспрессионизм – стиль, возникший в 20-х годах ХХ века, для него характерны фантастически причудливые формы, скульптурность, динамичность.
Эркер – полукруглый или многогранный выступ в стене, освещённый окнами, в плане бывает самого разнообразного очертания, увеличивает площадь помещения и её освещённость.
Словарь терминов и понятий.
Ампир – художественный стиль, возникший во Франции в период империи Наполеона I в начале IX века (разновидность классицизма). Для А. характерны строгие монументальные формы и обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы, массивные портики, военные доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.)
Ар-деко – художественный стиль в архитектуре и искусстве стран Западной Европы и Америки, начавшийся в 20-30 годы XX в., для которого характерны сочетание монументальности с изощрённым украшательством. Арт-деко соединил элементы модерна, кубизма, экспрессионизма и классицизма.
Атриум – открытое на несколько этажей внутреннее пространство здания, окружённое портиками, галереями, балконами, бывает со световым фонарём сверху.
Аттик – объем или стенка выступающий над крышей или карнизом сооружения, бывает с надписями или скульптурой.
Балюстрада – ограждение поручень которого лежит на балясинах, ограждение террас, балконов , подпорных стенок, крыш.
Брутализм – (брутальный, грубый) направление в архитектуре 40-60-х годов XX в., для него характерны простые, подчеркнуто грубые архитектурные формы из стали, железобетона, кирпича.
Двухсветное пространство – помещение высотой больше чем в один этаж, обычно это парадные или общественные помещения, залы, холлы, фойе, вестибюли и т.д.
Зимний сад – хорошо освещённая часть холла, фойе, обогреваемой галереи, остеклённой и обогреваемой террасы или лоджии, предназначенная для растений в кадках.
Капитель – верхняя часть колонны, художественно оформленная и являющаяся отличительным элементом стиля, особенно в ордерах.
Классицизм — образцовый стиль в архитектуре, живописи, скульптуре XVII — нач. XIX веков. За образцы принимались античные формы — стройность, логичность, симметричность построения, обязательное наличие в зданиях колонн или пилястр.
Конструктивизм – направление в искусстве XX века, преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х- нач.30-х годов XX века. Основной установкой К. было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов в поэзии.
Метаболиз м – рационалистическое направление 60-70-х годов ХХ века. Для него характерны наличие основных стержней или ядер, как правило, служащих коммуникациями, на которых закрепляются и структурно развиваются объёмные элементы.
Модерн – стиль в искусстве и архитектуре XIX – нач. XX веков использующий гибкие криволинейные формы, растительные орнаменты похожие на лианы, большие проемы, индивидуальный облик зданий.
Модернизм – общее название направлений в искусстве XX века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, поиск новых эстетических принципов.
Неопластицизм – стиль, возникший в 20-х годах ХХ века, основу составляют композиции из горизонтальных и вертикальных линий и плоскостей, окрашенных в яркие цвета.
Органическая архитектура – форма зданий подобна форме организмов вырастает из их назначения и условий окружающей природы. Идея перетекания пространства. Основные объекты: «Дома прерий», «Дом над водопадом», арх. Райт.
Ордер – определённая художественная система стоечно – балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран и периодов в своеобразной трактовке. Основными разновидностями ордеров являются: дорический, ионический, коринфский.
Перспектива – 3D-изображение здания.
Пилон – массивный столб прямоугольного сечения.
Пилястра – вертикальный плоский выступ на стене, напоминающий колонну, бывает оформлен ордерными элементами.
Портик – выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие. Обычно отмечает главный вход в здание и поддерживает фронтон или аттик.
Постмодернизм – направление в искусстве, начавшееся в 70-х годах XX века, культивирует свободное обращение к историческим стилям прошлого, ставя их в непривычный контекст, создает театрализованную эстетическую среду, в которую нередко входят элементы иронии и гротеска.
Рационализм – целесообразный, экономичный и выразительный в своей подчёркнутой простоте стиль для которого характерны чёткие лаконичные геометрические формы.
Ретроспективизм — стиль начала ХХ века, стилизация под избранный исторический стиль, подражательство ему.
Ризалит – выступающая часть здания (большого размера). Оформляется как самостоятельный архитектурный элемент, расчленённый пилястрами, карнизами и заканчивающийся фронтоном.
Стилезаторство – разновидность эклектики во второй половине ХIХ века, обращение или копирование какого-либо одного стиля: готики, романского стиля, стиля эпохи возрождения и т.д.
Структурализм – направление, относящееся к рационалистической линии развития архитектуры, композиция в виде структуры. Возникло в 60-х годах ХХ века.
Терраса – открытая или крытая площадка здания, часто в виде эксплуатируемой кровли на выступающем объёме здания.
Техницизм – эстетизация индустриальных объектов.
Функционализм – направление в архитектуре, возникшее в 20-х годах ХХ века, в котором внешний облик сооружения обусловлен его конструкцией и внутренней планировкой, которые определяются его практическим назначением (функцией), художественно осмысленное функциональное зонирование отражается во внешнем облике здания. Для него характерны: простые геометрические формы, горизонтальные членения, ленточные окна, плоская кровля, отсутствие декоративных элементов и исторических деталей.
Хай-тек (высокая технология) – направление архитектуры, продолжающее линию техницизма.
Эклектика – стиль, возникший в середине ХIХ века, основан на соединении разнородных элементов различных исторических стилей.
Экспрессионизм – стиль, возникший в 20-х годах ХХ века, для него характерны фантастически причудливые формы, скульптурность, динамичность.
Эркер – полукруглый или многогранный выступ в стене, освещённый окнами, в плане бывает самого разнообразного очертания, увеличивает площадь помещения и её освещённость.
Источники:
http://arch-kasatkin.ru/slovar-terminov-i-ponyatiy
http://arch-kasatkin.ru/slovar-terminov-i-ponyatiy