0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Составьте пословицу из слов мастера говориться боится. Недаром говорится, что дело мастера боится

Значение пословицы «Дело мастера боится»

О мастеровитых и талантливых людях мы говорим с восхищением. Ещё бы!

Качественно сделанная работа заслуживает безусловной похвалы. На Руси всегда было немало ловких умельцев, знатоков своего дела.

Чего стоит хотя бы оружейник Алексей Сурнин, послуживший прообразом знаменитого Левши для писателя Николая Лескова!

О таких даровитых тружениках и была сложена пословица «Дело мастера боится». Расскажем о подробностях её происхождения и нюансах использования.

Значение пословицы

Выражение «дело мастера боится» употребляют в качестве похвалы, когда хотят подчеркнуть безупречность исполнения той или иной задачи.

Какой бы трудной ни была работа, опытный человек выполнит её блестяще, ведь умение справляться с нестандартными запросами — признак высшего мастерства.

Когда специалист делает ремонт на старенькой кухне с оригинальной планировкой, у хозяйки возникает множество опасений. Удастся ли перестроить мойку, будет ли разделочная зона, останется ли место для цветов на подоконнике?

После завершения ремонта женской радости нет границ: трудная задача решена с учётом всех пожеланий. «Дело мастера боится!» — с восхищением скажет она, отдавая должное профессионализму специалиста.

Подобную фразу уместно произнести в адрес парикмахера, превращающего бесформенную копну волос в шикарную причёску, или врача, за считанные недели ставящего на ноги тяжёлого больного.

Рукодельницу, «сообразившую» многоэтажный торт за два часа до прихода гостей тоже можно назвать мастером своего дела. Да мало ли вокруг умниц и умельцев, которые спасают, учат, кормят, одевают, согревают, лечат людей, украшают мир своей фантазией, трудолюбием и мастерством? Любая работа у них в руках горит, любое дело спорится.

Происхождение пословицы

Сборник пословиц и поговорок русского народа, записанных В. И. Далем, знакомит нас с полным, ныне сократившимся вариантом пословицы: «Дело мастера боится, а иной мастер дела боится».

Двухчастная композиция изначально присуща многим мудрым изречениям, ведь разницу явлений легче проследить на контрасте. К примеру, продолжение есть у известной поговорки «Молчание – золото». «А слово – серебро», — добавляет народная мудрость.

В нашем случае, у хорошего мастера существует антипод – плохой, ленивый «мастер», который боится работы, не хочет её выполнять. То, что дело воспринимается носителями языка как живое существо, весьма любопытно.

Оказывается, не только людей пугает объём поставленных перед ними задач. «Бояться» может и само дело! Кого? Да того, кто без проволочек, «с чувством, с толком, с расстановкой» за него возьмётся.

Получается, что помимо умений и навыков, хорошему специалисту нужна решительность, уверенность в своих силах, установка на то, что задача будет выполнена любыми силами.

Синонимичные выражения

Среди множества синонимов, выражающих признательность умельцам, в нашем родном языке есть несколько самых ярких:

  • у (кого-либо) в руках работа огнём горит;
  • в умелых руках дело спорится;
  • (сделать что-либо) без сучка, без задоринки.

Иностранцы тоже не скупятся на необычные комплименты:

  • Das Werk lobt den Meister (нем.) – работа хвалит мастера;
  • He works best who knows his trade (англ.) – лучше всех работает тот, кто своё дело знает;
  • Bon berger tond et n’ecorche pas (фр.) – добрый пастух косит и не шелохнётся;
  • L’opera loda il maestro (ит.) – работа славит мастера.

Что ни говори, а судить нас будут по делам. Важно вовремя найти своё призвание – тогда любое занятие будет в радость, с любыми новыми вызовами захочется справиться на «отлично». Главное, не пугайтесь работы. Пусть лучше она боится вас!

ООД подготовительная к школе группа «Недаром говорится что, дело мастера боится»

Лена Загитова
ООД подготовительная к школе группа «Недаром говорится что, дело мастера боится»

ООД подготовительная к школе группа

«Недаром говорится что, дело мастера боится»

Закрепить традиционные гендерные представления, развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.

Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых, формировать представления о важности и значимости всех профессий, поближе познакомить девочек с трудом повара – кондитера. Мальчиков познакомить с назначением и безопасным обращением с инструментами. Формировать трудовые умения и навыки, приучать детей старательно, аккуратно выполнять порученное дело.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, и радоваться результатам труда.

* Демонстрационные материалы: картинки — профессии, картинки — инструменты, выпечка кондитерских изделий.

* Кухонный инвентарь для выпечки печенья: миксер, сито, разделочные доски, миски для компонентов теста, формочки для печенья, полотенца, салфетки.

* Компоненты для приготовления теста: мука, масло сливочное, сахар, яйцо куриное, сода пищевая, изюм, посыпка кондитерская для украшения печенья.

* Комплекты спецодежды на каждого ребёнка: фартук, колпак/косынка.

*Набор инструментов: молотки, отвертки, гвозди, шурупы по количеству детей.

* Наглядный материал: выставка столярных инструментов: молотки, отвертки, клещи, плоскогубцы, рубанок, дрель, ножовка.

* Стол для чаепития: (скатерть, самовар, заварной чайник, чашки, тарелки.)

Ход занятия

В.: — Ребята, куда мы возвращаемся после работы и детского сада?

Читать еще:  Для поднятия энергии. — Причины низкой энергетики и способы восполнить пробелы. Знание: глубокое изучение и понимание какого-либо предмета

-Какие бывают семьи?

Д.: -Семьи бывают большие и маленькие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные.

В.: — Давайте попробуем разделить всех членов семьи на две группы. В каждой семье есть мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на мужчин и женщин. Кого вы отведете в семье мужчинам?

Д.: -Папу, деда, брата, дядю, племянника.

В.: -А кого женщинам?

Д.: -Маму, бабушку, сестру, тетю, племянницу.

-Ребята, назовите профессии ваших родителей, кем они работают?

В.: -Да, ребята, у всех ваших родителей есть свои профессии.

-Послушаем замечательное стихотворение итальянского писателя Джанни Родари.

Чем пахнут ремёсла?

В булочной пахнет

Тестом и сдобой. (Настя)

Идёшь мастерской, —

И свежей доской. (Данил)

Скипидаром и краской.

Оконной замазкой. (Руслан)

Маслом машинным. (Денис)

Доктор в халате —

Лекарством приятным. (Арина)

Идущий за плугом. (Кирилл)

Не пахнет никак. (Радмир)

Сколько ни душится

Он пахнет, ребята! (Воспитатель)

— О каких профессиях говорится в стихотворении?

— А какая профессия на ваш взгляд самая главная?

-Действительно, важны все работы. Главное – любить свой труд, относиться к нему добросовестно, с душой.

— Люди давно это поняли и сложили немало пословиц и поговорок о труде. Давайте их вспомним.

• Без труда не вынешь рыбку из пруда.

• Без труда нет добра.

• Без труда хлеб не родиться никогда.

• Делу время — потехе час.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

— Попробуйте назвать мужские профессии. (Детям демонстрируются картинки – строитель, летчик, полярник, шахтер, столяр, слесарь, плотник)

— Назовите профессии, по которым чаще всего работают женщины? (Парикмахер, портниха, воспитатель, учитель, медсестра, бухгалтер, кондитер и др.).

— О некоторых, самых распространенных профессиях мы поговорим сейчас.

-Ребята, мы тоже разделимся на две подгруппы на мальчиков и девочек, у каждой подгруппы будет свое задание.

-К девочкам мы пригласили в гости повара – кондитера Найлю Шарифулловну, она работает в нашем детском саду поваром. О своей профессии она расскажет вам сама.

Н. Ш. — Повар – кондитер — это человек, который готовит, выпекает. А потом украшает пирожные, торты, печенья, пряники.

— Профессия кондитера очень сложная, и в то же время очень интересная, творческая и… вкусная.

Каждый из вас, наверное, был в кафе, или покупали в магазине вкусные пирожные и торты. Как красиво они украшены: и цветочками, и грибочками, и различными шариками, и сердечками.

Как много продается в магазинах разных видов печенья и пряников. Это всё приготовил повар – кондитер!

В. — У повара – кондитера есть специальная одежда, которую он одевает, приходя на работу. Это – халат, фартук, колпак или косынка. А делает он это для того, чтобы не испачкать свою одежду, и чтобы ворсинки, волосы не попали в еду.

— Конечно, Найля Шарифулловна большой мастер своего дела. Но у нее есть помощники – это рабочие инструменты, которые помогают делать, выпекать, и украшать пирожные и торты.

-Вспомните, каких помощников вы видели на кухне во время нашей экскурсии? (Дети перечисляют)

Показ инструментов – помощников,

для повара – кондитера.

Совместная творческая деятельность «Выпечка печенья»

Предложить детям испечь «песочное печенье» — понятийная ассоциация – «почему называют песочное печенье?»

Подготовка к выпечке – мытьё рук, надевание спец. одежды;

Рассматривание и называние компонентов для теста – активизировать употребление в речи прилагательных: мука — какая? – рассыпчатая, белая, лёгкая, пушистая;

Сахар — какой? – белый, сладкий, сыпучий;

Масло — какое? – жёлтое, мягкое, душистое;

Замешивание теста взрослым, сопровождение действий речью – расширение глагольной лексики. Использование алгоритма действий.

Пальчиковая гимнастика (Проводит воспитатель)

Тесто ручками помнем. – (Сжимать и разжимать пальчики.)

Сладкий тортик испечем. – (Прихлопывать ладонями.)

Серединку смажем джемом, — (Круговые движения пальцами по ладони.)

А верхушку, сладким кремом. — (Круговые движения пальцами по ладони.)

И кокосовою крошкой – (Сыпем «крошку» пальчиками обеих рук.)

Мы посыплем торт немножко.

А потом заварим чай, — (пальцы «щепотью», круговые движения кистями обеих рук.)

В гости друга приглашай! – (ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы.)

Рассматривание теста. «Какое получилось тесто?»— мягкое, белое, доброе, тёплое.

Творческая деятельность детей: с помощью формочек дети изготавливают печенье, украшают его.

— Ребята, да вы настоящие повара – кондитеры. Какие красивые печенья вы сделали.

Спасибо нашему повару — кондитеру Найле Шарифулловне за то, что научила нас делать печенья. Мы попросим ее испечь эти печенья в духовке.

В. — И ещё, мы должны дать обещанье «Весёлых поварят»!

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье.

Будем с тестом мы дружить,

И лепить! Лепить! Лепить!

Подгруппа мальчиков.

В.: -Сегодня мы поговорим об инструментах. Думаю, не ошибусь, если скажу, что дома у вас есть специальный ящичек или коробка с инструментами. Что такое инструменты, знаете?

-Инструменты — это орудия в руках человека для выполнения какой-либо работы. С помощью инструментов можно отремонтировать вещи, повесить картину или полку, смастерить кормушку для птиц, закрепить разболтавшуюся розетку.

— Какие инструменты помогут сделать это?

— Молоток, пила, отвертка, клещи, пила. Эти инструменты, как правило, есть в каждом доме.

Читать еще:  Где самые сексуальные и темпераментные женщины. Как определить сексуальный темперамент

В.: — Ребята, давайте посмотрим на эти инструменты и расскажем о них.

(Дети подходят к выставленным инструментам)

Максим – Я знаю стихотворение об этих инструментах, называется

Молоток и клещи,

И отвертка, и винты.

Знаешь ли, об этом ты?

Стол помогут починить

И скворечник смастерить,

Гвоздик вынуть старый —

И кривой и ржавый.

И минут за десять

Эти вещи нужные:

И отвертка, и пила,

И топорик, и игла.

— Инструменты, которые мы с вами перечислили, просты в обращении, но все, же требуют внимательного и бережного отношения. При пользовании ими нужно соблюдать определенные правила безопасности. Чтобы узнать правила, поговорим о каждом инструменте отдельно.

— Начнем с молотка. Зачем, как вы думаете, нужен молоток? Для того, чтобы забивать гвозди.

Молоточек не молчит:

Он стучит, стучит, стучит,

Гвоздик бьет по шляпке —

Будет все в порядке! (Алмаз)

-Гвоздь немного похож на грибок. У него есть длинная заостренная ножка и круглая шляпка.

Ильназ. – А можно я загадаю загадку?

Он похож на грибок:

Ножка есть и шляпка.

Бьет по шляпке молоток.

Кто же он, ребятки? (Гвоздь.)

В. — Какие правила безопасности необходимо выполнять при работе с молотком?

Д. не следует брать молоток и работать им без разрешения взрослых. Не имея навыка обращения с этим инструментом, вы можете случайно ударить молотком не по гвоздику, а по пальцу.

В. — Недаром про молоток говорят: «Сам худой, да голова тяжела».

— никогда не стойте рядом с человеком, работающим молотком, потому что он случайно может вас задеть.

Правила работы с молотком (если папа или дедушка разрешили)

1. Рука должна находиться не у самой головки молотка, но и не у самого края рукоятки.

2. Держите пальцы подальше от шляпки.

3. Если гвоздь согнулся, то продолжать бить по нему бесполезно. Его нужно вытащить клещами и попытаться забить другой.

— Давайте попробуем забить гвоздь.

(Мальчики забивают гвозди).

Среди домашних инструментов есть и отвертка.

— Отвертка — это насаженный на рукоятку стальной стержень, ею завинчивают винты и шурупы. Кто расскажет об отвертке?

Будем мы ее крутить

По стрелке часовой.

Шуруп поможет завинтить

Отвертка нам с тобой.

В.: -Что такое шуруп?

Д.: -Шурупы похожи на гвозди, но их не забивают молотком, а завинчивают отверткой.

В.: — Стержень у шурупа толще, чем у гвоздя, на нем есть резьба. На шляпку шурупа нанесены одна или две бороздки. Что нужно знать при обращении с отверткой?

Д.: -Отвертку, как и другие инструменты, нельзя брать без разрешения взрослых. С ней нельзя играть, потому что можно пораниться или заостренным концом попасть в глаз.

-Ребята, гвозди мы забили, давайте попробуем завинтить шурупы.

(Работа с отверткой)

В. -Инструменты — наши добрые помощники и друзья. Но они могут быть и опасными, ведь большинство инструментов — острые, колющие, режущие. Ими можно пораниться — порезаться или оцарапаться, получить более серьезную травму. С инструментами нельзя затевать игры, их не следует брать, не спросив разрешения у взрослых, при работе следует соблюдать определенные правила. К инструментам нужно относиться бережно и внимательно: не оставлять где попало, стараться, чтобы на них не попала влага, ведь металлические части инструментов могут заржаветь и станут работать хуже. Думаю, вы поняли, что после окончания работы инструменты нужно убирать в специальный ящик или шкафчик. (Дети убирают молотки и отвертки в ящик)

1. Зачем нужны инструменты?

2. Какие инструменты вы знаете?

3. Какие инструменты есть у вас дома?

4. Почему нельзя играть с инструментами?

5. Где нужно хранить инструменты?

6. Почему инструменты называют помощниками человека?

В.: -Ребята, что делают женщины, когда мужчины работают или ремонтируют?

-Вот и наши девочки не сидели, сложа руки, они испекли вкусные печенья, и приглашают вас на чаепитие.

Девочки: «Вместе дружно мы трудились, чудо печенья получились!»

Совместное чаепитие (дети и гости).

Готовность детей к школе (подготовительная группа) Все дети группы на следующий учебный год идут в школу. Дошкольники с начала учебного года ходят по субботам на дополнительные занятия в.

Конспект НОД «Виды транспорта» (подготовительная к школе группа) Цель: — расширение представления о транспорте; — развитие мелкой моторики рук, мышления, логики — изготовление книжки-малышки «Транспорт».

Конспект НОД «Развесёлая ярмарка» (подготовительная к школе группа) Цель: развитие речи детей посредством знакомства с историей русской культуры. Задачи: [b]Образовательные: [/b]Формировать предпосылки учебной.

КВН «Мой родной язык» (подготовительная к школе группа) Учитель-логопед Логинова Н. Г. г. Белебей Башкортостан (Звучит музыка) 1 Слайд 1 Доброе утро, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас.

НОД «День защитника Отечества» (подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательные задачи: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной.

НОД «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» (подготовительная к школе группа) Цель: создание условий для формирования знаний детей о творчестве А. С. Пушкина-великом русском поэте и писателе. Задачи:-углублять и расширять.

НОД «Школа эмоций» (подготовительная к школе группа) Программное содержание: 1. Расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Фотоотчет «Отмечаем дни рождения!» (подготовительная к школе группа) Самый главный праздник для ребенка — ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ. Хочу рассказать о том, как мы отмечаем это событие в нашей группе. Когда к нам приходят.

Читать еще:  Чхл старшая группа с целями. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Праздник «Моя родная мамочка…» (подготовительная к школе группа) Цель: Формирование семейных ценностей, любовь к матери. Задачи: создание веселой атмосферы праздника, развитие навыков межличностного общения,.

Проект «Ознакомление с пейзажем» (подготовительная к школе группа) Проект «Ознакомление с пейзажем» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: творчески – информационный, краткосрочный Участники.

Сочинение по пословице: «Дело мастера боится» — значение и главный смысл

Значение пословицы

Известную поговорку «дело мастера боится» используют в виде похвалы, когда желают подчеркнуть качество выполнения той или иной задачи. Настоящий специалист способен справиться с любой работой, какой бы тяжелой она ни была. Умение делать сложные вещи — признак высококлассного мастерства. Примеры использования высказывания:

  1. Когда опытные мастера занимаются ремонтом старой квартиры, хозяева переживают, смогут ли специалисты выполнить работу так, как было задумано. После успешного завершения проекта владельцы радуются и говорят упомянутую пословицу, выражая свое восхищение профессионализмом рабочих.
  2. Такое выражение можно использовать, говоря о стилисте, который превратил ужасную прическу в роскошную картинку со страниц глянцевого журнала, или о хирурге, сделавшем успешную операцию на открытом сердце.

В мире есть профессионалы, в руках которых горит любая работа. Их примеры — наглядная иллюстрация того, что не существует ничего возможного для специалиста в своей отрасли.

Происхождение высказывания

Оригинальный вариант пословицы звучит так: «дело мастера боится, а иной мастер дела боится». Это двухчастная композиция, которая есть у многих русских высказываний, также как «молчание — золото, а слово — серебро».

В пословице о мастере у хорошего специалиста есть антипод — плохой мастер, который не хочет трудиться, потому что боится работы. Именно поэтому у людей возникает яркий образ, персонажи будто оживают у них в голове.

Оказывается, что не только люди могут пугаться задач, но и задача может «испугаться» специалиста. Также раскрывается и другое значение пословицы «Дело мастера боится». Кроме навыков, профессионалу требуется уверенность в себе, решительность и настрой на достижение цели во что бы то ни стало. У пословицы есть синонимы, которые помогут лучше объяснить значение высказывания:

  1. В умелых руках дело спорится.
  2. Без сучка, без задоринки.
  3. В руках работа горит огнем.

Первый вариант сочинения

Высказывание о смелом специалисте знакомо многим еще с детства, поэтому в школах часто задают написать сочинение по литературе на тему этой пословицы для 7 класса. Первый пример такого эссе:

«Большинство людей боится приниматься за сложную работу, потому что опасаются потерпеть поражение. Чаще всего объяснение такого подхода банально — это лень и нерешительность.

Чтобы понять смысл поговорки, стоит сначала разобраться в том, кто такой настоящий мастер. Так называют профессионала, который не только обладает нужными навыками, но и горит своим делом, трудится с радостью. Этот человек действительно вкладывает душу в свою работу.

Есть профессионалы, в совершенстве работающие в нескольких направлениях. Это говорит о разностороннем развитии. Однако чтобы добиться такого результата, необходимо очень много учиться и применять полученные знания на практике. Именно об усердных личностях и говорится в известном выражении.

Начинать всегда сложно, но по мере продвижения страх отступает. Случается и так, что человек сталкивается с трудностями и не желает преодолевать их, поэтому бросает задачу на полпути. Такой подход нельзя назвать профессиональным.

Личность создана, чтобы создавать, трудиться, достигать. Если есть искреннее желание чему-то научиться, что-то сделать, человек сможет реализовать задуманное, но нужно понимать, что мастерство формируется годами, поэтому придется стиснуть зубы и запастись терпением.

Преодолевая себя, личность развивает силу воли, становится терпеливой и выносливой. В любой области главное — начать, игнорируя мысли о трудностях, и помнить, что мастера даже дело боится».

Второй образец рассуждения

Пословица содержит большую мудрость, поэтому рассуждать о ее смысле можно долго. Второй вариант сочинения на тему «Мастер своего дела»:

«Русские поговорки и пословицы — настоящий кладезь мудрости и жизненного опыта, накопленного за долгое время. По этой причине они никогда не утратят свою актуальность. Высказывания о труде очень популярны, поскольку они мотивируют человека на работу.

Нередко люди опасаются браться за новую для них задачу. Им кажется, что нужно быть выдающимся мастером, чтобы справиться с таким сложным делом, и каждый может стать специалистом только в одной области. Но пословицу можно объяснить гораздо шире. Всякий человек может стать мастером. Любой профессионал когда-то был начинающим и совершал ошибки. Существует еще одна известная пословица, близкая по смыслу — „терпенье и труд все перетрут“.

Каждая личность обладает огромным потенциалом. Человек способен научиться чему угодно и адаптироваться к любым условиям. Только попробовав, пройдя через ошибки и неудачи, можно найти свой истинный путь.

Учиться и совершенствоваться в своем деле очень важно. Настоящих специалистов мало, недаром они всегда на вес золота. Талантливые личности, любящие свою работу, всегда вызывают уважение, значит, на таких людей нужно равняться».

Существует немало пословиц о ценности мастерства. Полезно не только знать эти высказывания, но и уметь объяснить, что они могут обозначать, ведь подобные фразы как нельзя лучше мотивируют на упорный труд.

Источники:

http://na-dostupnom.ru/delo-mastera-boitsya/
http://www.maam.ru/detskijsad/od-podgotovitelnaja-k-shkole-grupa-nedarom-govoritsja-chto-delo-mastera-boitsja.html
http://nauka.club/literatura/sochineniya/delo-mastera-boitsya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector