0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стремление обломова и штольца. Значение любовного конфликта в раскрытии характеров главных героев

Конфликт романа «Обломов»

В сюжете и конфликте гончаровского «Обломов» есть почти все, что уже было накоплено русской литературой в первой половине ХIХ века:

  • в основе сюжета лежит любовь главного героя и Ольги Ильинской,
  • в основе конфликта — противоречия между главным героем и действительностью, в которой он живет.

Но «Обломов» не стал бы вехой в развитии русской литературы и в самопознании русского национального характера, если бы его сюжет и конфликт не были бы решены столь самостоятельно и по-новому.

Конфликт в романе «Обломов»

История любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской своеобразно решена автором, так как никаких внешних препятствий к счастью у героев нет. Они любят друг друга, они равны социально, любовь должна была бы возродить героя к деятельной жизни.

Но любовь Ольги не способна этого сделать не потому, что такова эта любовь, не потому, что у героини слабый характер, а потому, что таков характер Обломова.

Женитьба героя на Агафье Матвеевне, ее трогательная любовь, удивительное отношение к Илье Ильичу тоже внешне не имеют никаких препятствий: герои обеспечены, нет никого, кто бы относился к ним плохо, кто плел бы интриги. Нет, внешних препятствий в сюжете романа нет. Но есть препятствия внутренние. Именно они и отражены в конфликте романа.

Раздвоение конфликтной линии романа

Можно сказать, что конфликт в «Обломове» как бы раздваивается.

  • С одной стороны, это противостояние между одаренной личностью и российской действительностью, в которой эта личность не может проявить себя.
  • С другой стороны, конфликт заложен в характере Ильи Ильича: богато одаренная натура и «обломовщина» (по выражению Н.А.Добролюбова). В романе оба эти противостояния взаимосвязаны, как бы переплетены.

Илья Ильич Обломов задается вопросом «Отчего я …такой?» Чтобы понять основы характера героя, писатель вводит нас в мир Обломовки («Сон Обломова»). Веками воспитанное качество того, что кто-то должен помочь тебе, сделать за тебя то, что ты и сам можешь сделать, формирует характер, не способный деятельно проявить себя в жизни. Н.А.Добролюбов писал:

» Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

Но от Обломовки веет не только трудом крепостных и дворовых, сонным царством, где все умиротворенно дышит любовью и спокойствием, но и той особой поэтичностью русской патриархальной тишины, которые рождают в Илюше мечтательность и поэтичность, стремление к высокому идеалу, внутреннее чувство свободы. Эти качества русского характера

(» И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины…»),

сталкиваясь с российской действительностью, отторгают ее. Ни на службе, где нет человеческого взаимопонимания, ни в друзьях, для которых важнее карьера, ни в женщинах, которые не способны любить, герой не может найти идеала, именно поэтому он предпочитает «лежать на диване», не участвуя в этой жизни, сознательно отказываясь от нее.

В этом персонаж Обломова оказывается последним «лишним человеком» в русской литературе.

Основа конфликта романа — характер Обломова

Писатель показывает, что основы этого конфликта заложены в характере героя. У него есть верный друг — Штольц, полная его противоположность, у него есть любимая женщина, готовая к самопожертвованию, но его характер героя делает его не способным возродится к жизни.

Каковы же черты этого характера?

  1. Лень, которую читатель прежде всего и видит в главном герое, воспитывалась в нем с детства: труд — тяжкое наказание, подавленная в детстве самостоятельность («Ищущие проявление силы обращались внутрь и никли, увядая»),
  2. Отсутствие систематичности в занятиях, мечтательность, в которой и находят выход заложенные в Обломове силы и дарования,
  3. Стремление переложить решение проблем на кого-нибудь другого, неумение практически разрешить насущные проблемы ( управление имением).

Любовь в разрешении этого внутреннего противостояния является испытанием для Ильи Ильича. Сначала это чувство меняет героя: он отказывается от многих устоявшихся привычек. Но долго это продолжаться не могло. Гончаров пишет:

» Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!»

Этого герой сделать не в состоянии. Он отказывается от Ольги. И в этом одни видят окончательное его падение, чему есть доказательства в романе, другие — решительное самопожертвование, понимание того, что не можешь сделать любимую счастливой. В любви Агафьи Матвеевны герой находит своеобразное выполнение своего идеала, «хотя без поэзии».

Читать еще:  Заговор на одежду мужа вернуть домой. Заговор, чтобы вернуть мужа в семью от любовницы

Образная система в разрешении конфликта Обломова

Своеобразие в решении конфликта заложено и в системе образов.

Это и две женщины, любившие Обломова,

  • деятельная, обаятельная, богатая натура Ольги Ильинской,
  • и мягкая, трогательная в своей любви и преданности Агафья Матвеевна.

Такая любовь не может быть дарована отрицательному герою.

Но главным в понимании внутреннего конфликта главного героя, безусловно, является образ Штольца.

Этот персонаж — полная противоположность Обломову. Но этот герой, который, кажется, имеет только положительные качества, все же не столь привлекателен, как Илья Ильич. В Штольце как бы чего-то недостает. Он чувствует это сам ( так он чувствует, что Ольга, став его женой, духовно переросла его), поэтому он так тянется к Обломову, словно в нем есть то, чего нет у него.

При всей своей рассудочности, упорядоченности, прогрессивности Штольц как бы лишен мечты, воображения. И эта рассудочность делает его характер не русским (недаром писатель делает отцом героя немца). Своеобразным доказательством этого является сцена последнего свидания героев. Когда Штольц, возмущенный обстановкой, окружающей Обломова, выражает удивление, как герой может жить с такой женщиной, как Агафья Тихоновна, Илья Ильич с неожиданным для читателя достоинством говорит, что это его жена, о которой нельзя говорить дурно. Вот в этом и есть различие характеров. В этом и есть внутренний конфликт в герое и в его антиподе.

И.А.Гончаров показал, что патриархальное дворянское воспитание делает человека таким, как его главный герой (недаром фамилия Обломова стала нарицательной), порождая как худшие, так и лучшие черты национального характера. Этот характер вступает в противоречие с действительностью и уходит от борьбы, предпочитая не участвовать в ней

(«…с летами волнение и раскаяние являлись все реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками»)

Даже любовь не может возродить героя к деятельной жизни. Но в тоже время роман Гончарова — это не просто роман о российской действительности середины ХIХ века, но роман — предостережение, в основе которого противоречивые черты русского национального характера.

Тема любви в романе «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов» повествует о судьбе «лишнего» человека Ильи Ильиче Обломове, персонаже мечтательном, рефлексирующем, живущем в мире собственных иллюзий. Произведение интересно своей многогранностью, неоднозначностью суждений, яркими образами и широтой раскрытых автором вопросов. Особого внимания требует тема любви в «Обломове», раскрытая Гончаровым с разных ракурсов на примере отношений главных героев.

Обломов и Ольга – любовь как недостижимость

Центральной историей любви в романе «Обломов» Гончарова становятся отношения между Обломовым и Ольгой. На первый взгляд, персонажи имеют много похожих черт – они оба мечтательны, романтичны, видят прекрасное в каждом проявлении природы и тонко чувствуют каждое мгновение. Однако если Ольга направлена к внешнему миру и живет днем сегодняшним, то Обломов, даже несмотря на кажущийся выход из застоя, продолжает существовать в своем привычном, комфортном мире иллюзий. Их любовь – любовь поэтичная, возвышенная, в какой-то мере даже христианская, но с самого начала обреченная на разрыв.

Долг и любовь

Для Ольги ведущим в ее чувствах оставался долг, некая практичность даже в столь иррациональном чувстве, как любовь. Девушка не готова была принять увальня Обломова таким, как он есть, продолжая вытаскивать его из «болота обломовщины» – «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Многие исследователи сравнивают Ольгу с образом светлого ангела-спасителя, который помогает человеку изменить свою жизнь к лучшему. Однако девушка не учла, что полюбила не реального Обломова – инертного, апатичного, безинициативного и при этом уже полностью состоявшегося мужчину, а некий образ милого тихого добряка-мечтателя, который навеял ей Штольц. Сквозь розовый флер любви девушка не понимала, что все ее попытки изменить возлюбленного тщетны. Осознание приходит к Ольге только когда Обломов, узнав, что уже пришло время заявить об их отношениях общественности, отодвигает дату свадьбы еще на год. Девушка наконец увидела, что ее любовь – все, что она делала для Ильи Ильича, было бесполезным и Обломов не желает меняться и идти вперед даже ради своей возлюбленной.

Любовь и мир иллюзий

Первая любовь Обломова в романе «Обломов» могла бы стать для героя новым шагом вперед и вырвать из порочного круга «обломовщины», но произошла с героем слишком поздно, когда даже ради высокого, светлого чувства он не желал отказываться от привычной жизни и – самое главное – от собственных мечтаний и иллюзий. Любовь Ольги и Обломова – красивая история нежных, высоких чувств, которая зарождается на фоне весенней природы – символом их отношений становится хрупкая ветка сирени. Романтизм и поэтичность чувств возлюбленных рано или поздно должны были перейти на новый уровень – уровень быта, той самой «обломовщины». Тем не менее, Ольга для Обломова оставалась прекрасным, светлым ангелом, далеким от семейной жизни – неким прообразом прекрасной дамы средневековых рыцарей, восхищающей и вдохновляющей на подвиги (изменения себя), но обязательно далекой и недоступной. Именно поэтому Обломов всячески отодвигает дату их свадьбы. Он, не осознавая того, боится, что весенний флер их чувств рассеется, и они поймут, что любили не друг друга, а идеализированные образы. Это и происходит при расставании – Обломов соглашается со словами Ольги, что не сможет измениться и жить новым днем, постоянном меняясь и стремясь вперед.

Читать еще:  Суд отправил генерал-лейтенанта фсин на общий режим. Экс-руководитель краевого фсин попросил перевести его из сизо в колонию-поселение С тюремщиками рассчитались за крышу

Любовь Ольги и Обломова была чувством стихийным, не зависящим от героев. Даже то, что она началась весной и окончилась осенью, указывало на быстротечность этого чувства, умирание его вместе с природой – и как на смену зиме приходит весна, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство.

Обломов и Пшеницына – любовь как обожание

Отойти от душевного потрясения Обломову помогает Агафья Пшеницына – хозяйка квартиры, в которой на тот момент жил Обломов. Тихая, спокойная, хозяйственная женщина становится для Обломова идеалом того женского начала, которое он почерпнул из детских воспоминаний в Обломовке и, возможно, сравнивал со своей матерью. Именно Агафья создает вокруг Ильи Ильича атмосферу долгожданной и желанной «обломовщины», спокойного, полусонного семейного счастья, покоя и созидания, словно застывшего на месте и прерывающегося только теми самими «обломовскими» обрядами – приемами пищи и праздниками.

Пшеницына относится к Илье Ильичу с обожанием, она готова на все ради своего мужа, ради его душевного комфорта и спокойствия – даже вопреки указаниям врача о необходимости соблюдения диеты, Агафья продолжала готовить Обломову его любимые кушанья, словно дополнительно отгораживая его от реальных проблем и окутывая сонной паутиной «обломовщины». Изображая заботу Пшеницыной, автор раскрывает такую проблему любви, как чрезмерное обожание, приводящее к неосознанному «умерщвлению» объекта любви – как в душевном плане, так и в физическом.

Штольц и Ольга – любовь как дружба

Особого внимания для анализа темы любви в романе «Обломов» Гончарова требует история отношений Ольги и Штольца – двух старых друзей, которые хорошо и давно понимали друг друга, восхищались друг другом и имели схожие взгляды на мир. Не удивительно, что после расставания с Обломовым Ольга находит утешение именно в отношениях со Штольцем. Андрей Иванович является полной противоположностью Обломова – человеком, который воплощал в себе мечты девушки об идеальном возлюбленном, с которым каждый новый день можно сделать непохожим на предыдущий, которого не нужно тянуть за собой и которым она будет восхищаться до конца жизни. Однако выйдя замуж за Штольца, девушка часто тоскует по тому, что нашла в Обломове и чего нет в Андрее Ивановиче – мечтательности и поэтичности, столь важных для Ольги. Их отношения остаются нежной любовью двух друзей, прекрасно понимающих друг друга, но не дающих друг другу полного ощущения счастья.

«Обломов» как роман о любви

В романе «Обломов» Гончаров раскрывает разные, в какой-то мере противоположные воплощения любви – основанной на дружбе, обожании и даже собственных фантазиях. Тонкий авторский анализ контрастирующих, но дополняющих друг друга образов любви, позволяет не только раскрыть автору неожиданные стороны персонажей, но и помогает читателю лучше понять суть этого великого чувства как в гениальном романе, так и в собственной жизни.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Гончаров Иван Александрович — это замечательный русский писатель-реалист. Его творчество прочно вошло в классическую литературу нашей страны. Своеобразие его художественного мира заключается, по словам Н.А. Добролюбова, в том, что он смог охватить в своем творчестве полный образ предмета, изваять, отчеканить его.

Основная мысль Гончарова в романе «Обломов»

В своем романе Иван Александрович осуждает дворянскую бездеятельность. Характеристика Обломова в романе «Обломов» это доказывает, и скоро вы в этом убедитесь. Автор приветствует деловитость класса предпринимателей, зарождавшегося в то время. Для Гончарова в характере Обломова существенной является его барская избалованность, а также бездеятельность, следующая из нее, бессилие воли и ума. Изображение этого героя под рукой столь именитого мастера вылилось в широкую картину, на которой читателю представлена предреформенная жизнь поместного дворянства страны. Более 100 лет назад было написано произведение, но оно привлекает к себе внимание до сих пор. Этот роман, безусловно, является классическим произведением, созданным прекрасным русским языком.

Илья Ильич Обломов

Какова же характеристика Обломова в романе «Обломов»? Прочитав его, каждый, наверное, хочет понять, кто ему ближе по духу: Штольц или Илья Ильич. Характеристика Обломова, на первый взгляд, лишена привлекательности. В романе этот герой предстает человеком уже не первой молодости. Он пытался в прошлом служить, однако от всякой деятельности отошел и стал неспособным вернуться к ней. Он не хочет не только чем-нибудь заниматься, но даже бывать в обществе, выходить на прогулку, одеваться, просто вставать с дивана. Безмятежное состояние этого героя нарушают лишь визитеры, которые приходят только с корыстными целями к Обломову. Например, Тарантьев его просто обворовывает, занимая деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается в произведении жертвой своих посетителей, поскольку он не может понять истинной цели их визитов. Исключение составляет лишь Штольц, друг его юности, который приезжает его навестить в Обломовку.

Читать еще:  Скульптура сальвадора дали на телефонной трубке. Сюрреалистические скульптуры Сальвадора Дали, прикоснитесь к сюрреализму

Однако характеристика Обломова не так однозначно негативна. Мы к ней еще вернемся.

Андрей Иванович Штольц

Штольц является антиподом этого героя в романе. Гончаров его изобразил «новым человеком». Штольц с самого детства воспитывался в суровых условиях, привыкая постепенно к трудностям и невзгодам жизни. Это чуждый и служебного карьеризма, и дворянской лени делец, который отличается таким уровнем культуры и такой активностью, которые в то время не были свойственны русскому купечеству. Видимо, не зная, где такого человека отыскать среди деловых русских людей, Гончаров решил сделать своего героя отпрыском полунемецкой семьи. Штольц, тем не менее, воспитание получил у русской матери, которая была дворянкой, а также учился в столичном университете. Этот герой считает, что путем устройства шоссейных дорог, ярмарок, пристаней, школ патриархальные «обломовки» превратятся в приносящие доход благоустроенные имения.

Взгляды на жизнь Обломова

Не одной лишь апатией отмечена характеристика Обломова. Этот герой пытается «философствовать». Илья Ильич противопоставляет искренность и доброту патриархальной жизни нравственной испорченности представителей чиновничье-дворянского общества столицы. Он его осуждает за стремление к карьеризму, отсутствие серьезных интересов, прикрытое показной любезностью взаимное недоброжелательство. В этом отношении автор романа согласен с Ильей Ильичом. Характеристика Обломова дополняется тем, что он — романтик. Этот герой мечтает главным образом о тихом семейном счастье.

Отношение к жизни Штольца

Напротив, Штольц — враг «мечты», всего таинственного и загадочного. Однако он разумеет под «мечтою» не только лишь розовую романтику, но и всяческий идеализм. Автор, разъясняя убеждения этого героя, пишет, что в его глазах то, что не подвергается анализу практической истины, опыта, является оптическим обманом или фактом, до которого очередь опыта еще не дошла.

Значение любовного конфликта в раскрытии характеров главных героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца была бы неполной, если бы мы не раскрыли тему взаимоотношений этих героев с Ольгой Ильинской. Гончаров вводит своих персонажей в любовный конфликт для того, чтобы испытать их самой жизнью, которая покажет, чего каждый из них стоит. Поэтому незаурядной личностью должна была явиться героиня «Обломова». В Ольге Ильинской мы не найдем ни светского кокетства, ни барских причуд, ничего манерного, с умыслом сделанного для успеха в жизни. Эта девушка отличается красотой, а также естественной свободой поступка, слова и взгляда.

Оба главных героя, созданных Гончаровым, в любовных отношениях с этой женщиной терпят поражение, каждый по-своему. И это раскрывает несостоятельность иллюзий автора в оценке и того и другого. «Честное и верное», «золотое» сердце Обломова вдруг оказывается под сомнением вместе с его порядочностью. Отметим, что герой этот, обладающий «глубоким, как колодезь, сердцем», перед девушкой позорно лукавит, ссылаясь на то, что о своем характере он ее «предупреждал». Ольга понимает, что Илья Ильич «уже давно умер».

Последовательная характеристика Обломова и Штольца раскрывает все новые интересные детали. Опять в романе появляется Андрей Иванович. Он вновь возникает в произведении для того, чтобы занять место, которое ранее занимал Обломов. Характеристика героя Штольца в его взаимоотношениях с Ольгой раскрывает в его образе некоторые важные черты. Гончаров, показывая его парижскую жизнь с Ильинской, хочет показать читателю широту взглядов своего героя. Фактически же он его снижает, поскольку интересоваться всем означает ничем систематически, углубленно, всерьез не увлекаться. Это значит узнавать все с чужих слов, брать из чужих рук. Штольц едва мог поспевать за Ольгой в ее томительной торопливости воли и мысли. Вопреки воле автора, повествование о совместной жизни этих двух героев, которое должно было быть хвалой Штольцу, в конце концов оказалось средством его разоблачения. Штольц в конце романа представляется лишь самоуверенным резонером. Этому герою, который не смог спасти друга, дать любимой женщине счастья, читатель уже не верит. От полного краха Штольца спасает лишь тенденциозность автора. Ведь все-таки на его стороне был Гончаров («Обломов»). Характеристика Обломова, созданная писателем, а также голос автора в романе позволяют нам судить об этом.

Слабость обоих героев и классов, которые они представляют

Помимо собственного желания, Гончаров смог показать, что не только русское барство вырождается. Слаб не только Обломов. Характеристика героя Штольца также не лишена этой черты. Добропорядочные предприниматели не могут исторически стать преемниками барства, поскольку они слабы, ограничены и не способны взять на себя ответственность за решение коренных вопросов жизни страны.

Значение образа Ольги Ильинской в русской литературе

Итак, сравнительная характеристика Обломова и Штольца показывает, что ни тот ни другой не могут, каждый по-своему, вызвать симпатию. А вот героиня произведения, Ольга Ильинская, станет прообразом просвещенной русской женщины. Этот прообраз в дальнейшем встретится в произведениях многих классиков 19 века.

Часто сравнение Ильи Ильича и Андрея Ивановича представляется как таблица. Характеристика Обломова и Штольца, представленная наглядно, помогает лучше запомнить информацию. Поэтому сравнительная таблица на уроках литературы как вид работы нередко используется в школе. Когда же требуется глубокий анализ, лучше от нее отказаться. А именно такая задача и стояла при создании этой статьи.

Источники:

http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/sochineniya-i-a-goncharov-syuzhet-i-konflikt-romana-oblomov
http://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/lubov-v-romane-goncharova.html
http://www.syl.ru/article/195390/new_sravnitelnaya-harakteristika-oblomova-i-shtoltsa

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector