2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Сюжет и конфликт художественного произведения. Соотношение сюжета и действительности

24.Сюжет и конфликт художественного произведения. Соотношение сюжета и действительности.

Мы будем называть сюжетом систему событий и действий, заключенную в произведении, его событийную цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении. Последнее замечание немаловажно, поскольку довольно часто о событиях рассказывается не в хронологической последовательности, и о том, что произошло раньше, читатель может узнать позже. Если же взять лишь основные, ключевые эпизоды сюжета, безусловно необходимые для его понимания, и расположить их в хронологическом порядке, то мы получим фабулу – схему сюжета или, как иногда говорят, «выпрямленный сюжет».

Сюжет – это динамическая сторона художественной формы, он предполагает движение, развитие, изменение. В основе же всякого движения, как известно, лежит противоречие, являющееся двигателем развития. Есть такой двигатель и у сюжета – это конфликт – художественно значимое противоречие. Конфликт – одна из тех категорий, которые как бы пронизывают всю структуру художественного произведения. Конфликт в произведении существует на разных уровнях. В подавляющем большинстве случаев писатель не выдумывает конфликтов, а черпает их из первичной реальности – так конфликт переходит из самой жизни в область тематики, проблематики, пафоса. Это конфликт на содержательном уровне (иногда для его обозначения применяют еще иной термин – «коллизия»). Содержательный конфликт воплощается, как правило, в противоборстве персонажей и в движении сюжета (во всяком случае, так бывает в эпических и драматических произведениях), хотя есть и внесюжетные способы реализации конфликта – так, в «Незнакомке» Блока конфликт бытового и романтического выражается не сюжетно, а композиционными средствами – противопоставлением образов. Но нас в данном случае интересует конфликт, воплощающийся в сюжете. Это уже – конфликт на уровне формы, воплощающий содержательную коллизию. Так, в «Горе от ума» Грибоедова содержательный конфликт двух дворянских группировок – дворянства крепостнического и дворянства декабристского – воплощается в конфликте Чацкого с Фамусовым, Молчалиным, Хлестовой, Тугоухов-ской, Загорецким и др. Все это делает из довольно абстрактного жизненного конфликта, драматически нейтрального самого по себе, захватывающее противоборство живых, конкретных людей, которые волнуются, гневаются, смеются, переживают и т.п. Художественным, эстетически значимым, конфликт становится только на уровне формы.

На формальном уровне следует различать несколько видов конфликтов. Самый простой – это конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей. Рассмотренный выше пример с «Горем от ума» – хорошая иллюстрация этого вида конфликта; подобный же конфликт присутствует в «Скупом рыцаре» и «Капитанской дочке» Пушкина, в «Истории одного города» Щедрина, «Горячем сердце» и «Бешеных деньгах» Островского и во многих других произведениях.

Более сложный вид конфликта – это противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной и т.п.). Отличие от первого вида в том, что герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт. Так, в «Евгении Онегине» Пушкина главный герой не вступает в сколько-нибудь существенные противоречия ни с одним персонажем, но сами устойчивые формы русской социальной, бытовой, культурной жизни противостоят потребностям героя, подавляют его обыденностью, приводя к разочарованию, бездействию, «хандре» и скуке.

Наконец, третий вид конфликта – это конфликт внутренний, психологический, когда герой не в ладу с самим собой, когда он несет в самом себе те или иные противоречия, заключает в себе иногда несовместимые начала. Такой конфликт свойствен, например, «Преступлению и наказанию» Достоевского, «Анне Карениной» Толстого.

Бывает и так, что в произведении мы сталкиваемся не с одним, а с двумя или даже всеми тремя видами конфликтов. Так, в пьесе Островского «Гроза» внешний конфликт Катерины с Кабанихой многократно усиливается и углубляется конфликтом внутренним: Катерина не может жить без любви и свободы, но в ее положении и то, и другое – грех, и сознание собственной греховности ставит героиню в поистине безвыходное положение.

Читать еще:  Почему мцыри романтический герой. "мцыри как романтический герой" - сочинение по поэме лермонтова

Для понимания конкретного художественного произведения очень важно правильно определить вид конфликта. Выше мы приводили пример с «Героем нашего времени», в котором школьное литературоведение упорно отыскивает конфликт Печорина с «водяным» обществом вместо того, чтобы обратить внимание на гораздо более существенный и универсальный в романе психологический конфликт, заключающийся в непримиримых идеях, существующих в уме Печорина: «есть предопределение» и «нет предопределения». В результате неправильно формулируется тип проблематики, страшно мельчает характер героя, из входящих в состав романа повестей изучается почти исключительно «Княжна Мери», характер героя предстает совершенно не тем, что он есть в действительности.

С другой точки зрения можно выделить два типа конфликтов.

Один тип – он называется локальныйпредполагает принципиальную возможность разрешения при помощи активных действий; обычно герои и предпринимают эти действия по ходу сюжета. Второй тип конфликтов – он называется субстанциальный – рисует нам устойчиво конфликтное бытие, причем немыслимы никакие реальные практические действия, могущие разрешить этот конфликт. Условно этот тип конфликта можно назвать неразрешимым в данный период времени. Таков, в частности, рассмотренный выше конфликт «Евгения Онегина» с его противостоянием личности и общественного уклада, которое не может быть принципиально разрешено или снято никакими активными действиями.

Сюжетные элементы. Конфликт развивается по мере движения сюжета. Стадии развития конфликта получили название сюжетных элементов. Это экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Следует обратить особое внимание на то, что выделение этих элементов целесообразно только в связи с конфликтом. Дело в том, что в школе часто встречается упрощенный подход к определению элементов сюжета, по типу: «завязка – это когда завязывается действие». Подчеркнем, что решающим для определения элементов сюжета является характер конфликта в каждый данный момент. Итак, экспозиция – это часть произведения, как правило, начальная, которая предшествует завязке. Она обыкновенно знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия. В экспозиции конфликт еще отсутствует. Например, в «Смерти чиновника» Чехова: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола»». Экспозиция кончается не в тот момент, когда Червяков чихнул – в этом еще ничего конфликтного нет, – а тогда, когда он увидел, что случайно обрызгал генерала. Этот момент будет завязкой произведения, то есть моментом возникновения или обнаружения конфликта. Далее следует развитие действия, то есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт (Червяков ходит извиняться к генералу), но тот тем не менее приобретает все большую и большую остроту и напряженность (генерал от извинений Червякова все больше свирепеет, а Червякову от этого становится все хуже). Важная черта в мастерстве построения сюжета – так нагнетать перипетии, чтобы не допустить возможности преждевременного разрешения конфликта. Наконец, конфликт доходит до момента, когда противоречия больше не могут существовать в своем прежнем виде и требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития. На эту же точку по замыслу автора обыкновенно приходится и наибольшее напряжение читательского внимания и интереса. Это – кульминация: после того, как генерал закричал на него и затопал ногами, «в животе у Червякова что-то оторвалось». Вслед за кульминацией в непосредственной близости к ней (иногда уже в следующей фразе или эпизоде) следует развязка – момент, когда конфликт исчерпывает себя, причем развязка может либо разрешать конфликт, либо наглядно демонстрировать его неразрешимость: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и. помер».

Следует заметить, что определение в тексте сюжетных элементов носит, как правило, формально-технический характер и необходимо для того, чтобы точнее представить себе внешнюю структуру фабулы.

В определении элементов сюжета могут встретиться различные сложности, которые необходимо предусмотреть; особенно это касается крупных по объему произведений. Во-первых, в произведении может быть не одна, а несколько сюжетных линий; для каждой из них, как правило, будет иметь место свой набор сюжетных элементов. Во-вторых, в крупном произведении, как правило, встречается не одна, а несколько кульминаций, после каждой из которых создается видимость ослабления конфликта и действие слегка идет на спад, а затем опять начинает восходящее движение к следующей кульминации. Кульминация в этом случае часто представляет собой мнимое разрешение конфликта, после которого читатель может перевести дух, но тут же новые события приводят к дальнейшему развитию сюжета, оказывается, что конфликт не исчерпан, и т.д. до новой кульминации. Наконец, надо иметь в виду и такие случаи, когда анализ элементов сюжета либо вовсе невозможен, либо, хотя формально и возможен, но практически и содержательно не имеет смысла. А это зависит от того, с каким типом сюжета мы имеем дело.

Читать еще:  Аргументы про подвиг во время войны. Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость

.Конфликт – это столкновение, противоположность, противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия. Вне зависимости от того, какой конфликт – разрешимый или неразрешимый, конфликт развивается, определяет дальнейшее действие, и его развитие составляет сюжетную линию в произведении. На разных конфликтах строятся разные сюжеты. Законченность в сюжете тоже связана с развитием конфликта и его решением. Если конфликт исчерпан, завершен, то и сюжет отличается законченностью и целостностью.Сюжеты существуют двух типов: динамические (с локальным конфликтом) и адинамические (с субстанциальным конфликтом).

Сюжет произведения и его функции. Сюжет и конфликт

Сюжет произведения и его функции

Сюжет и конфликт – это основные категории литературоведческого анализа.

Сюжет и конфликт подчиняются изображению человека в динамике, развитии, человека как носителя определенной идеологии. Материальный мир находится в непрерывном движении, человек и общество – также, соответственно, в процессе создания литературного произведения писатель сталкивается с необходимостью перенесения этих перманентных трансформаций в художественное пространство, с необходимостью организовать художественное произведение таким образом, чтобы изображенное в произведении создавало конфликт живой жизни, чтобы сюжет, характеры, конфликт раскрывали людские судьбы эпохи, противоречия.

Под сюжетом в современных научных источниках понимается последовательность событий литературного произведения, «программа», которая формирует его композицию. Сюжет – это внутренне движение произведения.

В подлинных произведениях это внутренне движение вполне закономерно и неощутимо, оно определяет связь событий и характеров, способствует раскрытию характеров и основной идеи.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В основании сюжета – типичные темы, наиболее актуальные проблемы, которые существенно меняются на различных этапах развития литературного процесса.

Говоря о современных сюжетных линиях, следует отметить, что они появляются под влиянием реальности прошлого и настоящего столетий, которые сформировали ряд характерных ситуаций, которые ложатся в основу современных произведений. Предметом описания становятся раскулачивание, репрессии, гонения, террор – события, которые окрасили первые годы установления советской власти.

В то же время в прошлом столетии был найден и иной подход к пониманию трагедии современности. В частности, писатели все чаще обращаются к вечным проблемам добра и зла, мученичества, а также пробуждения русских людей от «бесовского кошмара» прошлого столетия. В центре внимания писателей все чаще оказываются образы праведников, которые поднимаются на высоту исповедничества.

Все чаще появляются сюжеты, связанные с богослужением, которое воспринимается как поиски смысла бытия.

Поиски смысла бытия как основа сюжетной линии произведения представлены и в мировой постмодернистской литературе. В них в центре внимания повествования оказывается современный человек, причем проблемы идентификации, самоидентификации не отделены от физиологической составляющей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В качестве особенностей сюжетов современных произведений следует назвать:

  • бессистемность действующих лиц, одновременная представленность в произведении точек зрения различных литературных персонажей, не только главного героя (героев);
  • бесструктурность – отсутствие четкой, определенной структуры, последовательности основных структурных компонентов сюжетной линии.

Неразрывно связан с сюжетом конфликт.

Подходы к пониманию конфликта литературного произведения

В наиболее общем виде конфликт понимается как противоречие во взаимоотношениях между литературными персонажами, коллизия, противоборство между характерами, между персонажами и обстоятельствами или в самом характере, которое лежит в основании литературного произведения.

Конфликт – система противоречий, которые организуют художественное произведение в определенную борьбу литературных персонажей, социальных характеров, идей.

Конфликт может быть явным или латентным, выступать открыто и ясно или быть представленным имплицитно. Коллизия, конфликт, как правило, обычно составляет ядро темы, а разрешение коллизии является определяющим моментом художественной идеи.

Конфликт раскрывается в композиции, и сюжете. По своей сути, конфликт – центр темы художественного произведения, он подчиняет себе развитие сюжетной линии, определяет систему и поведения персонажей и т. д.

Классификация конфликтов

Традиционно в литературе выделяют четыре вида конфликтов:

  1. Физический, природный конфликт, при котором персонаж вступает в противоборство с силами природы, природными стихиями;
  2. Социальный конфликт, при котором персонаж вступает в противоборство с другими людьми или обществом в целом. Подобный конфликт чаще всего возникает между героями, которые владеют взаимоисключающими, противоположно направленными жизненными целями. Социальные конфликты широко освещали в русской литературе XIX столетия, когда писатели помещали своих героев в некую социальную среду, более того, среду, которая подчиняла себе личность, вызывала у личности протест. В качестве одной из разновидностей социального конфликта является конфликт между отдельными социальными и возрастными группами, в том числе, и конфликт «отцов и детей», который выступает по своей природе конфликтом, столкновением двух или больше мировоззрений;
  3. Внутренний, психологический конфликт, при котором желания личности вступают в противоборство с ее совестью;
  4. Провиденциальный конфликт, при котором человек вступает в противоборство с законами судьбы, детерминизмом человеческой жизни. Ярким примером подобного конфликта может выступать конфликт между гением зла Мефистофелем и гением познания Фаустом.
Читать еще:  Персидско-таджикская литература. История всемирной литературы

Вышеперечисленные типы конфликтов могут быть представлены в рамках одного произведения, формируя его сложность, многослойность. Важно добавить, что конфликты не всегда находят свое разрешение в коллизиях сюжетных линий.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что сюжет представляет собой одно из основных понятий литературоведческого анализа, очередность событий, поступков персонажей. Сюжет, система и поступки персонажей подчиняются отражению конфликта, который выступает идейной основой любого произведения. В основании конфликта – противоборство, противостояние с природой, обществом или высшими существами, а также противоборство человека с самим собой.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

§ 12. Сюжет и конфликт

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Сюжет

Сюжет 1 Обычно я не пересказываю сюжета, но для «Анны Карениной» сделаю исключение, так как сюжет ее по природе своей нравственный. Это клубок этических мотивов, на которых нужно остановиться, прежде чем мы сможем наслаждаться романом на более высоком уровне.Одна из самых

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ 1. Истоки действия Каким бы слабым ни было дуновение ветра – это действие. И дождь – это действие. Наш предок, пещерный человек, убил зверя – это уж конечно действие. И хотьба, и полет птичы, и пожар дома, и чтение книги – любое проявление жизни есть «дей­ствие».Но

4. Скачущий конфликт

4. Скачущий конфликт Одна из главных опасностей скачущего конфликта состоит в том, что автору он кажется развивающимся постепенно. Он не слушает никакой критики, указывающей на скачки в развитии конфликта. Каковы же признаки этой опасности, которые подсказали бы автору,

5. Развивающийся конфликт

5. Развивающийся конфликт Развивающийся конфликт – это результат ясно сформулиро­ванной посылки и хорошо оркестрованных, трехмерных, связанных прочным единством характеров.«Эгоист губит себя» – это посылка «Гедды Габлер» Ибсена. В конце Гедда кончает с собой, потому

7. Предваряющий конфликт

7. Предваряющий конфликт Если вам хочется прочесть рукопись другу, прочтите, но не просите его оценивать и советовать: он не специалист, понимает гораздо меньше вас и может принести вам гораздо больше вреда, чем пользы своими рассуждениями. Но попросите его вот о чем: пусть

II. Три золотых правила писателя: Конфликт! Конфликт! Конфликт!

II. Три золотых правила писателя: Конфликт! Конфликт! Конфликт! Основы конфликта: оживим наш персонаж Один из способов создать яркий персонаж — описать его:«Джон был высоким, угловатым, худощавым лесорубом с глубоко посаженными алыми глазами. Нечесаные взъерошенные

Завершающий конфликт

Завершающий конфликт Конфликт, происходящий после кульминации, после разрешения ключевого конфликта называется завершающим.Конфликты по мере развития сюжета нарастают и усугубляются, напряжение усиливается, накал достигает пика, и в результате наступает момент

Конфликт в комедии «Горе от ума». Классицистические правила и их обновление

Сюжет

28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний

Сюжет

СЮЖЕТ **

СЮЖЕТ ** В довершение ужаса Цезарь, прижатый к подножию статуи разъяренными клинками друзей, видит среди лезвий и лиц Марка Юния Брута, своего подопечного и, быть может, сына; тогда он перестает сопротивляться, воскликнув: — И ты, сын мой! Патетический возглас подхватывают

3. Идеологические позиции, типы критиков, конфликт поколений

3. Идеологические позиции, типы критиков, конфликт поколений Общественное лицо критика, которое определяется не только его индивидуальным стилем и отношением к наиболее влиятельным литературным нормам, но и его принадлежностью к существующим группировкам и их

Ильшат Имангулов[11] «Фантасофия» – уже реальность Башкирский союз писателей: конфликт поколений?

Ильшат Имангулов[11] «Фантасофия» – уже реальность Башкирский союз писателей: конфликт поколений? Активным литераторам надоело проситься в ряды Союза писателей РБ, и они создали собственную

Читательская лаборатория Как научиться определять основной конфликт в художественном произведении

Читательская лаборатория Как научиться определять основной конфликт в художественном произведении Отвечая на вопросы учебника, ты не раз сталкивался с заданием: «Определи основной конфликт произведения…» или: «Проследи, как развивается основной конфликт…».

Источники:

http://studfile.net/preview/7507159/page:18/
http://spravochnick.ru/literatura/syuzhet_proizvedeniya_i_ego_funkcii_syuzhet_i_konflikt/
http://lit.wikireading.ru/43754

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector