Тайна безумия Ван Гога: о чем говорит его последняя картина? Винсент Ван Гог: любовь как безумие.
Содержание
Винсент Ван Гог: любовь как безумие
Лондон, 1873 год, 20-летний сын голландского пастора Винсент Ван Гог живёт в столице Англии, занимается продажей картин и даже не думает о том, чтобы начать рисовать самому. Продажа картин не была прихотью, Винсенту необходимо было как-то зарабатывать на жизнь — больше юноша ничего не умел. До первых шедевров было еще почти 10 лет. Но, как водится, в том, что тихий и скромный Винсент бросил хорошую работу и начал писать полотна, виновата. любовь.
Урсула Луайе
Возраст Ван Гога приближался к тридцати, кода он обратил свой взор на живопись. Но возможно именно благодаря полному погружению в творчество Винсент хотел вышвырнуть из своего сознания первую и отнюдь не счастливую любовь.
Они познакомились, когда 20-летний Винсент перебрался в Лондон, жизнь в провинции показалась будущему гению бесперспективной, он снял небольшую комнату у доброй женщины, а у той, как водится, была юная дочь, которая и покорила сердце Ван Гога. Её звали Урсула, ей было 19, и Винсент казался ей вполне подходящим для трогательных и исключительно дружеских отношений. Каждое утро Урсула будила Винсента, чтобы отправиться с ним на прогулку, или позавтракать вместе, короче говоря, провести вместе ещё один обыкновенный для неё и незабываемый для него день. Они практически не расставались. По закону жанра, девушка относилась к подобному времяпрепровождению довольно легкомысленно, много и звонко смеялась, планировала выйти замуж за другого (Ван Гог красотой не отличался, рассматривать его в качестве жениха Урсула не собиралась) и совершенно не думала о последствиях, в душе же нашего продавца картин день за днём разгоралась настоящая страсть. Не раз Ван Гог признавался Урсуле в любви, всякий раз получая отказ, его не смущало ни наличие жениха, ни мать красавицы, которая всегда была против дружбы Винсента и Урсулы.
Возможно, как раз в то время и проявились первые «странности» будущего гения, которые с возратом стали только усугубляться. До последнего Ван Гог совершенно искренне был убеждён, что жених возлюбленной, это не более чем плод её воображения, отказывался принимать суровую действительность и повсюду неотступно следовал за Урсулой. Мать девушки, будучи женщиной предприимчивой, держала на заднем дворе своего дома частный детский сад, где Урсула обязана была заниматься с детьми, за эту работу Ван Гог удостоил её званием «Ангел малышей». Часами Винсент мог просиживать на заднем дворе, наблюдая, как Урсула развлекает детей. И надеяться, надеяться на то, чему не суждено было сбыться.
Соперник появился в доме Урсулы и ее матери неожиданно для художника, Ван Гогу тут же было отказано в квартире, а Урсула принялась готовиться к свадьбе. Впрочем, пылкого влюблённого не остановило и это. Перебравшись в пригород Лондона, каждый день он продолжал приходить к дому своей музы, чтобы несколько минут постоять под плотно зашторенными окнами – вдруг там мелькнёт силуэт возлюбленной. Десятки километров пешком, в кровь стёртые ноги, и всё ради нескольких минут счастья. В один из таких дней, проведённых возле дома Урсулы, Ван Гог имел «счастье» лицезреть её свадьбу. После этого отрицать наличие жениха было бы глупо, жизнь вдруг потеряла для него всякий смысл и он, бросив и стабильную работу и насиженное место, отправился в путешествие, толком не зная, куда и зачем он едет, лишь бы оказаться подальше от вероломной Урсулы.
Кэй Фос
Ван Гогу казалось — полюбить второй раз невозможно, нет на земле второй Урсулы. Да, действительно, «второй» Урсулы не было, зато была кузина художника, Кэй. В 1881 году Винсент писал своему младшему брату Тео, с которым до конца жизни оставался в близких отношениях, в письме, что хочет поделиться с ним тайной, которую брат уже, возможно, знает от других. Он писал: «Хочу сообщить тебе, что этим летом я очень сильно полюбил К.»
Загадочная К. оказалась двоюродной сестрой Ван Гога. История развивалась стремительно. Кэй, несмотря на свою молодость, успела уже побывать замужем, родить ребёнка и овдоветь. О том, чтобы завести новую семью, девушка не задумывалась, тем паче ей претила мысль связать свою жизнь с некрасивым кузеном, который к тому же уже славился своими странностями. Он встретился с ней в гостях у собственных родителей, куда Кэй приехала на несколько дней. Винсенту она давно нравилась. Таинственная скорбь в глазах кузины так поразила впечатлительного художника, что он тут же, не сходя с места, признался ей в любви.
Такая прыть напугала предмет обожания до такой степени, что она, не раздумывая собрала вещи и покинула гостеприимный дом, не забыв сообщить художнику, что взаимная любовь в их случае невозможна. Винсент, которого горький опыт прошлого ничему не научил, отправился следом за новой возлюбленной. Она вновь отказала ему, но, похоже, решительное «нет» только раззадорило гения. Чтобы создавать шедевры, ему необходимо было любить, пусть это был всего лишь бестелесный образ, недостижимая мечта, ему нужен был идеал! Однако судьба распорядилась иначе – Ван Гог, сгорая от страсти, каждый день писал Кэй письма, иногда в сутки она получала до пяти конвертов. Не самое приятное положение, согласитесь, особенно при полном отсутствии взаимных чувств. В отличие от Урсулы, Кэй не желала предложить своему воздыхателю даже дружбы. Вскоре о болезненном увлечении Винсента знала вся семья. Отец Кэй? не в силах справиться с явно помешанным родственником, обратился за помощью к отцу Ван Гога. Разразился грандиозный скандал.
Не в силах сдерживать в себе бушующее пламя, художник d очередной раз отправился к возлюбленной домой. Однако там его ждала неожиданная преграда в виде родителей «невесты». В приступе отчаяния Ван Гог поднёс свою ладонь к пламени горящей свечи и произнёс: « Позвольте мне хотя бы поговорить с Кэй столько, сколько я смогу держать руку в огне!»
Пять, десять, пятнадцать секунд. Кожа покрылась волдырями, стала лопаться, почернела. Отец Кэй был ошеломлён. Не выдержав отвратительной картины, старик вытолкал безумца за порог. Жизнь снова была кончена. Но оставалось творчество.
В одном из писем к брату Тео он писал об этих днях так: «Тогда — правда, не сразу, но очень скоро — я ощутил, что любовь умерла во мне и её место заняла пустота, бесконечная пустота. Но и после смерти воскресают из мёртвых. »
Христина
Больше он не влюблялся. Единственной страстной, а главное — взаимной любовью так и осталась живопись. Что, впрочем не помешало художнику жениться. Но не по любви, а по каким-то одному ему понятным соображениям (но мы же помним, что гений всегда был немного не в себе). Этот союз поражал своей оригинальностью: в жёны Винсент пожелал взять прачку (а в прошлом проститутку), тем самым в очередной раз повергнув семью в смятение. В письмах к брату художник писал: «Оставить её — значит снова толкнуть на путь проституции, а этого та рука, которая пыталась спасти её, сделать не может. » Однако благородного порыва Христина не оценила. Она была на несколько лет старше гения, ничего не понимала в живописи, пила как сапожник и в семейной жизни понимала немногим больше, чем сам Ван Гог. Довольно быстро смекнув, что больших денег с нищим живописцем ей не видать как своих ушей, она сбежала от Винсента и вновь подалась в публичный дом. Ван Гог оказался натурой до крайности чувствительной. Как могла она бросить его, благодетеля, практически забравшего ее с улицы? Он вновь был раздавлен и уничтожен женщиной.
Марго Бегеманн
Последней попыткой семейного счастья стала для художника стала 40-летняя Марго Бегеманн. Как-то работая на пленэре, Винсент заметил мелькнувшее в кустах платье, окликнул незнакомку, и поскольку прятаться дольше не имело никакого смысла, Марго пришлось признаться Ван Гогу, что она вот уже несколько месяцев следит за каждым его движением и сгорает от любви. О, как это было похожу на самого Винсента в пору его юности. В отличие от своих бывших возлюбленных, Ван Гог решил дать Марго шанс и с лёгкостью предложил ей немедля сыграть свадьбу.
Но, увы, несмотря на солидный возраст, невеста была подвержена влиянию своих сестёр, которые были категорически против сомнительного союза. Марго, всегда покорная, неожиданно проявила настойчивость, и сёстры пообещали, что выдадут её за Ван Гога, но не раньше, чем через два года. Винсент же, вероятно, решив, что тернистый путь не для него (по крайней мере, в любви) тут же отказался от своего предложения. К несчастной его не вернули даже попытки Марго покончить с собой. С этого момента Винсент Ван Гог решил забыть о женщинах раз и навсегда, отныне у него была единственная возлюбленная – живопись.
- 1 В бананово-лимонном Сингапуре: жизнь и любовь Александра Вертинского
- 2 Эдуард и Уоллис: девушка или корона
- 3 5 знаменитых любовных историй с плохим концом
- 4 Больше чем искусство: самые странные и дорогие арт-объекты в мире
Источник фото: Getty Images, картины Ван Гога
Тайна безумия Ван Гога: о чем говорит его последняя картина?
Поделиться сообщением в
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Летним днем в 1890 году Винсент Ван Гог застрелился на поле в окрестностях Парижа. Обозреватель BBC Culture исследует картину, над которой он работал тем утром, чтобы понять, что она говорит о состоянии психики художника.
27 июля 1890 года Винсент Ван Гог вышел на пшеничное поле, раскинувшееся позади замка во французской деревушке Овер-сюр-Уаз в нескольких километрах от Парижа, и выстрелил себе в грудь.
К тому моменту художник уже полтора года страдал от психического заболевания — с тех самых пор, как декабрьским вечером в 1888 году, в период своей жизни в городе Арле во французском Провансе, несчастный отрезал себе бритвой левое ухо.
После этого у него эпизодически случались приступы, которые подрывали его силы и после которых он по несколько дней, а то и недель находился в состоянии помутненного сознания или утрачивал связь с реальностью.
Впрочем, в промежутках между срывами его ум был спокоен и ясен, и художник мог писать картины.
Более того, пребывание в Овере, куда он приехал в мае 1890 года после выхода из психиатрической лечебницы, стало самым плодотворным этапом его творческой жизни: за 70 дней он создал 75 картин и более ста рисунков и эскизов.
Однако несмотря на это, он чувствовал себя все более одиноким и не находил себе места, убедив себя в том, что жизнь его была напрасна.
В конце концов он раздобыл небольшой револьвер, принадлежащий хозяину дома, который он снимал в Овере.
Это-то оружие он и взял с собой в поле в тот роковой воскресный день в конце июля.
Однако в руки ему попал всего лишь карманный револьвер, не очень мощный, так что когда художник спустил курок, пуля, вместо того, чтобы пронзить сердце, отрикошетила от ребра.
Ван Гог потерял сознание и упал на землю. Когда наступил вечер, он пришел в себя и стал искать револьвер, чтобы довести дело до конца, но не нашел и поплелся обратно в гостиницу, где ему вызвали доктора.
О случившемся сообщили брату Ван Гога, Тео, который прибыл на следующий же день. В течение некоторого времени Тео думал, что Винсент выживет — но поделать уже ничего было нельзя. Той же ночью, в возрасте 37 лет, художник умер.
«Я не отходил от его изголовья, пока все не было кончено, — писал Тео своей жене Йоханне. — Умирая, он выговорил: «Вот так я и хотел уйти!», после чего прожил еще несколько минут, а потом все закончилось, и он обрел покой, которого не мог найти на земле».
Выставка «На грани безумия» в Музее Ван Гога в Амстердаме дает подробное и целостное представление о последних полутора годах жизни художника.
Точный диагноз Ван Гога посетителям не называют (за прошедшие десятилетия выдвигались самые разные гипотезы — от эпилепсии и шизофрении до алкоголизма, психопатии и пограничного расстройства личности), зато среди экспонатов есть проржавевший револьвер, найденный в полях за замком в Овере где-то в 1960 году.
Анализ револьвера показал, что из него стреляли и что он пролежал в земле от 50 до 80 лет, — иными словами, вполне вероятно, что это именно тот револьвер, с помощью которого Ван Гог покончил с собой.
Корни всех бед
Кроме того, на выставке можно взглянуть на недавно обнаруженное письмо, о котором много говорилось в средствах массовой информации.
Его написал лечащий врач Ван Гога в Арле Феликс Рэй, снабдив повествование рисунком, показывающим, какую именно часть уха отрезал себе художник.
В течение долгих лет биографы спорили о том, лишился ли Ван Гог всего уха или только мочки. Письмо, найденное независимым исследователем Бернадеттой Мерфи, которая написала о своем открытии книгу «Подлинная история уха Ван Гога», неопровержимо доказывает, что несчастный безумец отхватил себе ухо целиком.
Разумеется, письмо стало на выставке гвоздем программы. Однако во время недавнего посещения музея мое внимание привлек другой экспонат — неоконченная картина шириной около метра под названием «Корни деревьев» (1890 год).
Ван Гог работал над ней утром 27 июля, за несколько часов до попытки самоубийства. Это было его последнее полотно.
На первый взгляд эта насыщенная картина кажется почти абстрактной: как можно «прочитать» эту массу синих, зеленых и желтых мазков, между которыми просвечивает холст?
Но постепенно сквозь беспорядочные пятна проступает пейзаж: обнаженные корни и нижние части деревьев на фоне светлой песчаной почвы на крутом известняковом склоне. В верхнем левом углу картины проглядывает небольшой клочок неба.
За исключением этого крохотного кусочка весь холст занят тесным сплетением узловатых корней, стволов, ветвей и буйной растительности. Как отмечает Мартин Бэйли, историк-искусствовед и автор книги «Южная студия: Ван Гог в Провансе», которая сейчас готовится к публикации, «верхушки деревьев обрезаны очень необычным образом — примерно как на японских гравюрах, которыми так восхищался Ван Гог».
На самом деле, «Корни деревьев» — во многом экстраординарная картина: это новаторская сплошная композиция без какого-либо определенного акцента.
Возможно, она стала предтечей дальнейших форм развития современного искусства, таких как абстракция.
И в то же время невозможно не воспринимать это полотно в ретроспективе, зная, что вскоре после работы над ним Ван Гог попытался покончить с собой.
Что же эта картина говорит нам о состоянии его психики?
Прощай, жизнь?
От картины, все всякого сомнения, веет возбуждением, она вся словно пропитана эмоциональной неустойчивостью.
«Это одна из тех картин, глядя на которые можно почувствовать психические муки Ван Гога», — рассказывает Бэйли.
Более того, тема этой работы, по-видимому, тоже имеет значение. Несколькими годами ранее Ван Гог создал этюд, изображающий корни деревьев, который, как он написал в своем письме Тео, должен был символизировать жизненную борьбу.
Незадолго до смерти в другом письме брату он сообщил, что его жизнь «подрублена под самый корень».
Могло ли это полотно быть задумано Ван Гогом как прощальное?
Впрочем, когда я поделился своими соображениями с сотрудницей музея Нинке Баккер, которая отвечает за изобразительную часть коллекции, она предостерегла меня от поспешных выводов.
«В работах последних недель жизни Ван Гога — таких как «Пшеничное поле с воронами» или «Пшеничное поле под грозовыми тучами» — заметно сильное эмоциональное возбуждение, — поясняет она. — Очевидно, он пытался выразить свое собственное эмоциональное состояние».
«Однако картина «Корни деревьев» получилась очень яркой и полной жизни. Это очень смелая работа. Трудно поверить, чтобы человек, написавший такое утром, в конце того же дня попытался свести счеты с жизнью».
«Мне сложно утверждать, будто Ван Гог сознательно задумал эту картину как прощание, — это был бы чересчур рациональный поступок», — считает Баккер.
Наконец, Нинке Баккер решительно пресекает предположения о том, будто болезнь Ван Гога и сделала его гениальным художником.
«Все эти искореженные узловатые корни оставляют впечатление чего-то беспорядочного, крайне эмоционального. Но эта картина не является порождением больной психики», — полагает она.
«Он знал, что делает. До самого конца своей жизни Ван Гог писал вопреки своей болезни, а не благодаря ей. Об этом не следует забывать».
Винсент Ван Гог: любовь как безумие
20 марта мир отмечает 165-летие всемирно известного художника-постимпрессиониста Винсе́нта Ви́ллема Ван Гога. Гений, взорвавший живопись, не раз удостаивался эпитета “сумасшедший”, и все — из-за любви
Рожденый в 1853 году в глухой деревушке Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы, он был довольно тихим, серьёзным и задумчивым ребенком, почти не играл с другими детьми. В 15-летнем возрасте посреди учебного года Винсент неожиданно бросил школу-интернат, находившуюся в 20 км от родного дома, и возвратился в отчий дом. На этом образование гения заканчивается.
О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…». С 16 лет он работает в торговой фирме своего родственника. Через 7 лет Ван Гог бросает работу и, будучи 23 летним юношей, принимает решение стать священником, как и его отец. Какое-то время Винсент служил миссионером, но, разочаровавшись, к 27- годам понял, в чем его призвание в этой жизни. Ван Гог решил, что должен во что бы то ни стало стать художником. Многие постфактум ставят ему диагноз — шизофрения. Конечно, объяснить, как невообразимое смешение красок на его картинах неожиданно преобразуется в яркий запоминающийся образ, в особый мир, проще всего душевной болезнью. В сумасшествии художника обвинял даже родной отец: еще бы, ведь сын бросил престижное дело – торговлю — и занялся рисованием в таком уже почтенном возрасте. Возраст Ван Гога приближался к тридцати. Он жил в небольших городах Бельгии и Голландии, брал уроки рисования и живописи. Что еще нужно начинающему художнику?
Безумная любовь художника
И вот однажды он влюбился. Любовь его была безумной. Любовь его была такой же необъяснимой, как и неуместные на первый взгляд цвета, которые он использовал впоследствии в своих картинах. Любовь была такой же сумасшедшей. Любовь поглотила его, все, что он не успевал отдать живописи, он отдавал любви. По сути, отдавать было нечего — с предметом любви его связывали короткие встречи, чаще не наедине, и длинные письма. Письма были искренними, выворачивающими наизнанку душу, но это были только письма. Однако этому сумасшедшему было все равно, он поддался любви и не верил, что может быть нелюбим. Конечно, этот неюный мужчина был наивен, инфантилен — в силу времени, в силу воспитания, в силу характера, в силу особенностей своей души, в силу любви. Его будоражило чувство, которое полыхало в его сердце. Винсент писал своему брату Тео в письме, что хочет поделиться с ним тайной: «Хочу сообщить тебе, что этим летом я очень сильно полюбил К.» Далее будущий художник сообщал, что К. сразу ответила отказом, она сразу сказала: отношения невозможны. Невозможны никогда. Под буквой К. скрывалась двоюродная сестра художника Кей Фос, молодая вдова. Какой была эта женщина, посмевшая отказать гению, — сведения об этом найти нелегко. Имя человека, любовью которого она пренебрегла, вошло в список бессмертных. А тогда Ван Гог продолжал забрасывать ее письмами до тех пор, пока это не стало достоянием большой семьи. Отец женщины напрямую обратился к отцу художника, разразился большой семейный скандал. Ван Гог был в отчаянье. Спасала живопись и любовь, которая независимо от обстоятельств кипела в душе. «Жизнь стала мне очень дорога, и я счастлив, что люблю. Моя жизнь и моя любовь — одно целое,» — писал Винсент и сравнивал свою любовь с куском холодного льда, который он прижимает к груди, чтобы растопить.
Однажды Ван Гог решил объясниться со своей возлюбленной. Он думал, что может словами убедить ее хотя бы попробовать встречаться, чтобы лучше узнать друг друга. Без приглашения и оповещения он приехал в Амстердам, нашел улицу и дом, постучал. Ему разрешили войти. Там он увидел родителей своей возлюбленной, но не ее. Его дядя — отец девушки — сказал Ван Гогу, что как раз собирался послать ему письмо, но теперь лучше прочтет его вслух. Письмо было написано в стиле нотации и содержало требование прекратить беспокоить Кей письмами. Винсент в свою очередь потребовал встречи с любимой женщиной. Ему отказали. Он настаивал. Его торопили с уходом. Далее, как гласит легенда, Винсент протянул ладонь над свечой и попросил: «Дайте мне видеть ее хотя бы столько, сколько я вытерплю держать руку над огнем». Эти слова часто упоминаются в литературе, но сам художник не оставил об этой фразе письменных свидетельств. Он только записал, что тетя с дядей — «эти двое стариков» — оделись и вышли вместе с ним в темную ночь, чтобы проводить его до дешевой гостиницы. Больше он к ним не возвращался. Такова была единственная и неповторимая любовь Ван Гога.
Ван Гог и отрезанное ухо
В 1888 году он перебрался на юг Франции. Местные жители считали его ненормальным лунатиком. Несмотря на это, Винсент нашел тут друзей и чувствовал себя вполне хорошо. Со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. От злости из-за неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. После он провел две недели в психиатрической клинике и снова вернулся туда в 1889 году, так как его стали мучить галлюцинации. В мае 1890 года он окончательно покинул приют для душевнобольных и отправился в Париж к своему брату Тео и его жене, которая только-только родила мальчика, которого назвали Винсентом в честь дяди. Жизнь стала налаживаться, и Ван Гог был даже счастлив, но болезнь вернулась. 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог выстрелил себе в грудь из пистолета. Он скончался на руках брата Тео, который очень его любил. Спустя полгода умер и Тео. Братья похоронены рядом на кладбище Овера.
Картины художника
За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, натюрморты и пейзажи с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов. Большинство критиков не замечало Ван Гога до его самоубийства в возрасте 37 лет, которому предшествовали годы тревог, нищеты и расстройств рассудка.
Источники:
http://www.marieclaire.ru/psychology/vinsent-van-gog-lyubov-kak-bezumie/
http://www.bbc.com/russian/vert-cul-37158960
http://afisha.nyc/vinsent-van-gog-lyubov-kak-bezumie/