9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии обучения здоровому образу жизни. Тема: Медико-гигиеническое обучение населения и формирование здорового образа жизни (зож) Психология здорового образа жизни обучение

ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Описание: Здоровый образ жизни – это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

Дата добавления: 2014-06-22

Размер файла: 320.93 KB

Работу скачали: 144 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж »

«Допустить к защите »

Заведующий кафедрой ( ЦМК )

«___» ____________ 20 __ г.

ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ( ПРОЕКТ )

Ушакова Светлана Александровна, студентка группы 401 специальности Сестринское дело

Фасхиева Мария Салимовна

Используемые сокращения … ……………………………………..3

Глава I Здоровый образ жизни теоретический аспект

1.1Понятия здорового образа жизни и его проблемы …………… . 6

.2Обучение населения здоровому образу жизни ………………… .8

Глава II Практическая часть

.2 Интерпретация данных ………………………………………… . 15

Список используемой литературы ………………………………… 21

1 ) ЗОЖ – здоровый образ жизни.

3 ) ВОЗ – всемирная организация здравоохранения

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Обучение населения здоровому образу жизни актуальная тема на сегодняшний день. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими пациентами. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья ( психического, физического и других ) .

Здоровый образ жизни – это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

) Дать определение здоровому образу жизни, рассмотреть его основные проблемы

2 ) Научить основным приемам формирования ЗОЖ

3 ) Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью

)Разработать практические рекомендации по усовершенствованию обучения населения здоровому образу жизни

На первом этапе исследования изучалось теоретическая значимость

На втором этапе исследования проводилось анкетирование, интерпретация данных и выводы о проделанной работе.

Глава Здоровый образ жизни теоретический аспект

1.1Понятие здорового образа жизни и его проблемы

Аспекты, характеризующие ЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят: трудовая, социальная, психологическая, интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицын Ю.П. в понятие « образ жизни » включает важный фактор – медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

. характер активности людей – интеллектуальный, физический.

2. сфера активности – трудовая, вне трудовая.

3.виды активности – производственная, социальная, культурная ( образовательная ) , физическая, медицинская и т.д.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мине – и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Здоровый образ жизни ( ЗОЖ ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Можно дать несколько понятий для здоровья, образа жизни, болезни и профилактики. Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно.

В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может, раскрыт его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен, не только внешне, но и внутренне. Неоднозначно его поведение, восприятие, взгляды, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. Но самое, пожалуй, интересное состоит в том, что один и тот же человек на одно и то же воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

Новое определение понятия « здоровье » было впервые сформулировано Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ) в 1940 году. Оно звучит так: « Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни » . Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состояний человека. Оно по нашему мнению, наделено вполне очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем, каких – либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь формирует культуру человека. Конечно, в данном случае речь идет о медицинской, а более точно – о гигиенической культуре как элемент общечеловеческой культуры.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально – психологических ситуаций. Образ жизни – это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.

1.2 Обучение населения здоровому образу жизни

Обучение здоровому образу жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей ( в основном экономическая категория ) . Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей ( преимущественно социологическая категория ) . И, наконец, стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности ( социально-психологическая категория ) . Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух ( уровень и качество ) , носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.
Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья. Обучение здоровому образу жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Читать еще:  Недоношенные дети: группы, развитие до года по месяцам, выхаживание. Недоношенный ребенок: развитие по месяцам, особенности ухода, осложнения, отставание в развитии

ЗОЖ включает следующие компоненты:
) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности.
) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек ( употребления алкоголя, курения ) , рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье.
) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам.
) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте.
) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.
Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.
Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля над их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.
Таким образом, при выполнении общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен проявлять и творческий подход к своему здоровью.

Глава 2.Практическая часть

Анкетирование проводилась в ГБУЗ СГБ № 1 с 13.05.14г по 20.05.14г. В опросе участвовало 270 респондентов. Заданные им вопросы указаны в анкете ( см. Приложение 1 ) . Расчет результатов велся в процентах. Общее количество опрошенных людей бралось за 100%,и методом уравнения находился нужный нам процент опрошенных.
Принимали участие люди обоих полов, различного возраста, проходивших плановое или незапланированное обследование больнице г. Серова.

Классификация вопросов в анкете производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиены собственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянии здоровья, следующие 6 о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов, завершающие 4 вопроса касаются условий и уровня жизни респондента.

Таблица 1.Общие результаты анкетирования в процентах

Формирование здорового образа жизни населения

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная,

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь

без него становиться нестерпимой и унизительной».

Мишель де Монтень

На современном этапе в основу гигиенического обучения и воспитания населения РФ положена концепция формирования здорового образа жизни, которая должна находить конкретное воплощение в различных гигиенических, профилактических программах. На 10% – здоровье человека зависит от качественной медицинской помощи. На 20 % – от генетики, 20 % – от экологии, и 50% – от образа жизни человека.

Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни» включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

– «здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках отпущенной Господом земной жизни».

Элементы ЗОЖ

Здоровый образ жизни – это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

Базовые составляющие ЗОЖ:

– воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

– окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

– отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.

– питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

– движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

– гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

– эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

– интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

Читать еще:  Тема любви в повести «Гранатовый браслет. "Гранатовый браслет": тема любви в произведении Куприна

– духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Для чего нужен здоровый образ жизни?

– Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека.

– Для сохранения и укрепления здоровья.

– Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.

– Для продления рода и достижения активного долголетия.

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

– рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

– правильный режим труда и отдыха;

– рациональная организация свободного времени;

– оптимальный двигательный режим;

-соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

– соблюдение норм и правил психогигиены;

– сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

– сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

– контроль за своим здоровьем.

Формирование здорового образа жизни включает:

– создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

– снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

– привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения и восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия, для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности).

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

– социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;

– инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;

– личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной жизньчеловека.

Первый совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

Второй совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

Третий совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

Четвертый совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

Пятый совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

Шестой совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.

Седьмой совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

Восьмой совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

Девятый совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

Десятый совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др.

Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей.

Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные – определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития (ИЧР), исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

Объем валового внутреннего продукта на душу населения

Индекс потребительских цен

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Уровень младенческой смерти

Качество жизни населения – это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.

Взаимозависимость объектов качества жизни

Основными показателями качества жизни населения являются:

– доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

– качество питания (калорийность, состав продуктов);

– качество и модность одежды;

– комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

– качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

– качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

– качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

– качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

– качество сферы обслуживания;

– качество окружающей среды, структура досуга;

– демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

– безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Стиль жизни – особенности поведения конкретного человека или группы людей.

Стиль жизни – это признак индивидуальности, самостоятельности, способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Читать еще:  Красивые валентинки для подружки. Подборка открыток с поздравлениями, которые растрогают до слез. Какой должна быть поздравительная открытка для подруги в День всех влюбленных

Гигиеническое обучение и воспитание как основа формирования здорового образа жизни

Гигиеническое обучение и воспитание является одной из стратегий формирования здоровья, здорового образа жизни индивида, различных групп населения, это активная медико-педагогическая деятельность, направленная на повышение знаний по вопросам поддержания и укрепления здоровья, создание мотиваций для ведения здорового образа жизни, формирование гигиенической культуры и гигиенического поведения. Данная деятельность предусматривает активность как со стороны воспитателя — учителя, преподавателя, социального работника — так и со стороны воспитуемого. Процесс воспитания в отличие от просвещения заключается в целеустремленном и систематическом воздействии на психологию индивидуума с целью привития ему желаемых качеств, в данном случае гигиенических знаний и навыков.

Гигиеническое обучение и воспитание осуществляется с использованием комплекса путей, методов и средств воздействия одновременно через семью, школу, медицинское и социальное учреждения, учреждения культуры.

Гигиеническое воспитание рассматривается сегодня как основа профилактики, которая представляет собой действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболеваний или нарушений, прерывание или замедление прогрессирования заболевания, уменьшение вероятности нетрудоспособности.

Выделяют различные виды профилактики. Так, под первичной профилактикой понимается система мер по предупреждению возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний. К ним относятся социально-экономические меры государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию, такие как вакцинация населения, создание общественных и индивидуальных условий для оптимального режима труда и отдыха, рационального питания, оздоровления окружающей среды и др.

Вторичная профилактика предусматривает проведение комплекса мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях способствуют обострению (рецидиву) заболевания или его переходу в хроническую форму. Наиболее действенным механизмом вторичной профилактики является диспансеризация населения, а также диспансерное наблюдение за лицами с нарушением здоровья, наличием хронических заболеваний.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мероприятий, проводимых в отношении больных с хроническими формами заболеваний и инвалидов с целью восстановления их социального функционирования. Действенной мерой данной профилактики является организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, включая меры медицинского, профессионального, социального, психологического и иного характера, имеющих восстановительную направленность.

Целью гигиенического обучения и воспитания является формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Этому способствует решение следующих основных задач:

  • — обеспечение населения необходимой медико-гигие-нической информацией о факторах, позитивно и негативно влияющих на здоровье, а также способах уменьшения или исключения их влияния на здоровье;
  • — стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для гигиенического воспитания населения, а также побуждение его к ведению здорового образа жизни;
  • — вовлечение в работу по гигиеническому воспитанию населения не только медицинских работников, но и таких специалистов, как педагоги, психологи и социальные работники;
  • — создание условий для широкого распространения движения за здоровый образ жизни.

Гигиеническое воспитание населения строится на следующих принципах:

  • — научность, т.е. пропаганда тех сведений, которые являются научным знанием, прочно утвержденным и доказанным научными исследованиями;
  • — правдивость и объективность;
  • — дифференцированность и целенаправленность;
  • — массовость;
  • — систематичность и последовательность;
  • — комплексность (участие в работе по гигиеническому воспитанию различных специалистов и учреждений).

Важнейшими направлениями гигиенического воспитания являются:

  • 1. Пропаганда факторов, позитивно влияющих на здоровье.
  • 2. Пропаганда предупреждения (профилактики) влияния факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье.

Гигиеническое воспитание населения может и должно проводиться в различных формах: а) в индивидуальной (с каждым человеком отдельно); б) групповой (с группой граждан, однородных по полу, возрасту, социальному и иному статусу); в) массовой.

Гигиеническое воспитание в настоящее время строится на трех основных методах: устном, печатном и изобразительном. На практике их обычно сочетают.

Каждому из указанных методов соответствуют определенные средства. Это вся совокупность конкретных приемов ведения работы, а также инструментарий по гигиеническому воспитанию. К средствам, используемым при применении устного метода, относятся: лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие, инструктаж и др.

Средствами печатного метода являются брошюра, буклет, бюллетень, журнал, статья, книга, листовка, лозунг, памятка, стенная газета и др. Они могут быть двух видов: разработанные и тиражированные самими специалистами или готовые печатные издания.

Наглядный (изобразительный) метод гигиенического воспитания включает следующие средства: плоскостные (плакат, рисунок, схема, таблица, чертеж, план, диаграмма и др.), объемные (муляж, макет, модель, фантом, диорама, чучело и др.); натуральные объекты (макро- и микропрепараты, образцы растительного и животного происхождения, продукты и др.); комбинированные средства (вагон-выставка, театр, кукольный театр и др.); технические средства (магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель и др.).

Каждый из перечисленных методов и соответствующих ему средств имеет свои достоинства и недостатки. Тщательный выбор метода в зависимости от поставленной цели и задач, а чаще совместное их использование с учетом особенностей конкретного мероприятия, численности и состава аудитории, будет способствовать более эффективному донесению до слушателей необходимой информации.

Формирование целевых аудиторий — потребителей информации (рис. 7.1) является непреложным условием разработки и использования обучающих программ, организационных технологий и других форм, средств и методов, применяемых в социальной работе.

Рис. 7.1. Модель целевых аудиторий — потребителей информации по гигиеническому обучению и воспитанию

Первичную целевую группу формируют здоровые люди, дети и молодежь; работающие, дети и молодежь с факторами риска; пожилые люди и инвалиды.

Вторичную целевую группу — социальные работники, врачи, психологи, реабилитологи, методисты и инструкторы по лечебной физкультуре и массажу; персонал учреждений социальной защиты. Популяризаторами этой работы должны стать средства массовой информации и рекламодатели.

Работа с целевыми аудиториями является неотъемлемой и обязательной составляющей деятельности профессиональных социальных работников.

В настоящее время необходимо использовать современные программы и технологии гигиенического обучения и воспитания в различных группах населения с учетом региональных особенностей, национальных традиций, профессиональной принадлежности.

Сегодня существует много программ, направленных на формирование здоровья и профилактику заболеваний различных контингентов населения, оздоровление социума в целом методами и средствами гигиенического обучения и воспитания.

Исследователями доказана возможность формирования поведения, адекватного здоровому образу жизни, и снижения уровня как общей заболеваемости, так и заболеваемости по отдельным нозологическим формам.

К комплексу мер, способствующих решению проблем формирования здорового образа жизни населения, относятся:

  • — соответствующая политика государства;
  • — личная заинтересованность и ответственность человека;
  • — ответственность членов семьи за здоровье каждого;
  • — широкий охват населения гигиеническим обучением и воспитанием и др.

Поведение человека, в том числе в отношении своего здоровья, зависит от множества факторов. Среди них важное место принадлежит знаниям, позволяющим понимать сущность и важность здоровья для достижения своих личных целей, а также возможность его сохранения и укрепления. Только на основе научно обоснованных фактов, современных представлений о механизмах сохранения и укрепления здоровья могут быть выработаны навыки здоровьесберегающего поведения современного человека.

В настоящее время в связи с пониманием для сохранения здоровья первостепенного значения образа жизни перед различными специалистами и учреждениями, а также обществом в целом стоит задача разработки и совершенствования технологий гигиенического обучения и воспитания населения. Важное место в их реализации, безусловно, отводится бакалаврам социальной работы.

Источники:

http://refleader.ru/yfsyfsotr.html
http://mydocx.ru/12-31797.html
http://studme.org/125058/meditsina/gigienicheskoe_obuchenie_vospitanie_osnova_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: