Тема любви в произведениях русской литературы. Примеры любви в литературе
Содержание
- 1 Тема любви в произведениях русской литературы. Примеры любви в литературе
- 1.1 Любовь в произведениях русских писателей (ЕГЭ по литературе)
- 1.2 LiveInternetLiveInternet
- 1.3 Тема любви в русской литературе XX века
- 1.4 ТОП-10 любовных пар в русской литературе
- 1.5 10. Макар Девушкин и Варвара Доброселова
- 1.6 9. Александр Григорьев и Катя Татаринова
- 1.7 8. Петр Гринев и Маша Миронова
- 1.8 7. Евгений Онегин и Татьяна Ларина
- 1.9 6. Мастер и Маргарита
- 1.10 5. Анна Каренина и Алексей Вронский
- 1.11 4. Андрей Болконский и Наташа Ростова
- 1.12 3. Княгиня Екатерина Трубецкая и Сергей Трубецкой
- 1.13 2. Аксинья Астахова и Григорий Мелехов
- 1.14 1. Константин Левин и Кити Щербацкая
Любовь в произведениях русских писателей (ЕГЭ по литературе)
Эпиграф: «Без любви жить легче. Но без нее нет смысла». (Л.Н. Толстой)
Что такое любовь? Этот вопрос, несомненно, волнует каждого человека. Недаром извечным проблемам любви посвящено немало произведений художественной литературы. Особенно эта тема волновала великих русских писателей: А.П. Чехова, И. С. Тургенева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. У каждого из них было свое, личное, отношение к любовным переживаниям, которые являлись для их героев либо серьезным испытанием, либо становились причиной тяжелой драмы, либо приводили к серьезным раздумьям и духовному обновлению.
Как рассуждает главный герой рассказа Чехова «О любви» Павел Константинович Алехин, русская интеллигенция, которую очень интересуют вопросы любви, все усложняет и предпочитает «украшать свои чувства роковыми вопросами»: честно или нечестно, умно или глупо, и к чему все это может привести? По его мнению, любовь не терпит каких-либо законов, и у каждого любящего или влюбленного проявляется по-своему.
Чужой опыт совершенно бесполезен. Именно сомнения в правильности своего влечения помешали самому Алехину любить Анну открыто и смело, признавшись в этом не только ей, но и самому себе. Понимание того, что для любви не должно быть никаких преград и оговорок, пришло к нему слишком поздно и принесло только боль и горестные воспоминания. И все-таки он осознал свою роковую ошибку: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Понял, но уже был глубоко несчастлив.
О том, как важно не проглядеть свое счастье, пишет Тургенев в повести «Ася».
Главный герой N, как и Алехин в рассказе Чехова «О любви», начинает понимать, насколько сильно было его чувство к Асе, только тогда, когда навсегда потерял ее любовь. Своей нерешительностью и рассудочностью он все испортил. В общем-то, он испугался светлого и сильного чувства девушки, обидев ее и оттолкнув. Спустя годы, он, «утратив все крылатые надежды и стремления», свято хранит предметы, напоминающие ему об Асе, и тоскует в полном одиночестве.
О сложностях любовных отношений также писали Бунин и Куприн. Но они по-разному подходили к этой теме. У Бунина любовь – это сильные и в то же время тревожные эмоции.
Порой все заканчивается трагедией, потому что поступки влюбленных героев не всегда благородны и честны. Страстные и безответственные чувства разрушительны. Так, в рассказе «Кавказ» обманутый муж убивает себя из-за предательства жены, которая любила другого человека и скрытно уехала с ним отдыхать на Кавказ, хотя боялась и страдала. Ее украденная любовь не была счастливой в отличие от любви Верочки в рассказе Куприна «Куст сирени». Вера не просто любит своего мужа Алмазова, а жертвует ради него многим, поддерживает его и во всем помогает. Любовь дает для этого силы, которые Вере необходимы еще и потому, что Алмазов слабый, нервозный и не очень умный человек. Но для нее это не имеет значения. Она счастлива, когда муж спокоен и доволен собой.
Любовь – это очень сильное и многогранное чувство. Ее сила может быть направлена и на созидание, и на разрушение. Сколько бы ни размышляли, сколько бы ни писали, ответ на вопрос, какой должна быть любовь, каждый человек находит для себя сам. Об этом просто и точно сказал поэт К. Жане:
Два парня поспорили так горячо,
Что их услыхал бы любой.
Они говорили еще и еще
О том, что такое любовь.
«Любовь – это радость!» — один говорил.
«Нет, жертва», — ответил другой.
«Любовь – это сила, что выше всех вил!»
«Нет – слабость», — заметил другой.
«Любовь – это счастье! Любовь – это свет!», —
Один вдохновенно кричал.
«Счастливой любви не бывает и нет», —
Угрюмо другой отвечал.
Поняв, что в тупик их зашел разговор,
Друзья подошли к старику.
«Отец, ты поможешь решить этот спор,
Ты много видал на веку».
Но он отвечал им: «Вам трудно, друзья,
Понять, где тут правда, где ложь.
Любовь объяснить, к сожаленью, нельзя:
Полюбишь – тогда и поймешь!»
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30932
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- СМОТРИ (130)
- И смех, и грех (129)
- С миру по нитке (118)
- Великие женщины (84)
- ХУДОЖНИК (76)
- СТИхоз (73)
- ЧИТАЙ (73)
- Хлам (65)
- Радужное многоцветие (60)
- мудрые мысли (60)
- ФОТО-ОБРАЗ (58)
- ЗАПИСКИ СУМАСШЕТШЕГО (51)
- СЮРР ОТ. (49)
- рецензии (44)
- Тесты (38)
- ПОВСЕДНЕВКА (15)
- ОЧАРОВАННАЯ ДУША (7)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Тема любви в русской литературе XX века
Настроение сейчас — карашо
Тема любви – вечная, как само чувство, ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. В русской литературе XX в. эта тема приобрела новое звучание, поскольку проникновение в диссонансы человеческой души вызвало мечту о ее полной «переплавке». Вполне можно утверждать, что целостную концепцию жизни художники во многом определяли через постижение сущности любви.
К истолкованию этого дара как могучей, преобразующей силы сначала пришла философская мысль. Соловьев выделил «половую любовь» — между мужчиной и женщиной – среди других видов этого чувства (братского, родительски-сыновнего и пр.) и развенчал взгляд на нее некоторых создателей классической философии, в частности А.Шопенгауэра. Неприятие вызвало признание «половой любви» «за средство родового инстинкта, или за орудие размножения», равно и за «обольщение, употребляемое природой или мировой волей для достижения ее особых целей». Для Соловьева чисто плотское влечение (данность реального существования) ничего общего не имело с любовью. Но он не отрицал, напротив, всемерно укрупнял значение телесной страсти. Именно ее горение дает «высший расцвет» индивидуальности. Более того, «половая любовь» спасает людей от одиночества и эгоизма: она важна «как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое», как «действительное и неразрывное соединение двух жизней в одну». Но и такими достижениями не ограничил Соловьев открывшихся перед страстно любящей личностью возможностей. Тяготение к идеальному образу приводит к творчеству – к преобразованию «по этому истинному образцу не соответствующей ему действительности». Не принимая христианского призыва к аскетизму, подавлению якобы греховной плоти, философ поклонялся созидательному началу любви: «Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение». Раскрыл Соловьев и венец этих метаморфоз: «… путь высшей любви, совершенно соединяющей мужское с женским, духовное с телесным, есть соединение или взаимодействие божеского с человеческим…».
Некоторые религиозные мыслители младшего поколения (В.Розанов, Н.Бердяев, Л.Карсавин) по-своему развивали положение труда Соловьева «Смысл любви»; другие (С.Булгаков, С.Франк) не соглашались с признанием в «половой любви» высшего типа человеческого чувства. Но все видели в нем источник духовного обновления.
Н.Бердяев убежденно писал: «Эрос, о котором так таинственно учил Христос, которым хотел соединить людей в Боге, — не родовая любовь, а личная и соборная, не природная любовь, а сверх-природная, не дробящая индивидуальность во времени, а утверждающая ее в вечности». С.Франк, указывая на «трагическую иллюзорность эротической любви» (разновидности ложного идолопоклонства), не сомневался в том, что «любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни – более того, единственная подлинная ее основа.
В словесном искусстве были прямые последователи гуманистической философии В.Соловьева – символисты; группа А.Белого так и называла себя – «соловьевцами». Помимо непосредственного влияния, создатели поэзии и прозы неоднородной эстетической направленности самостоятельно, следуя логике своего жизненного и литературного опыта, пришли к раскрытию даже тягостных испытаний несчастной любви как величайшего стимула человеческого преображения. Поэтому любовные муки по-разному сближались с муками творчества, чаще – художественного.
Измена женщины воспринимается лирическим героем Н.Гумилева (сборник «Жемчуга») утратой самой дорогой способности души – «уменья летать». Однако в страданиях рождается страстное желание «заворожить садов мучительную даль», в смерти найти «острова совершенного счастья». Безответная любовь (сборник «Костер») все-таки влечет «сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». А в радостном сближении с любимой обретается новая прекрасная страна мечты (сборник «Огненный столп»):
Там, где все сверканье, все движенье,
Пенье все, — мы там с тобой живем;
Здесь же только наше отраженье
Полонил гниющий водоем.
А.Ахматова восприняла свои горькие разочарования, потери источником вдохновения: «легче стало без любви» — «одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет». Из пепла сожженного чувства возрождается, как птица Феникс, самоотреченная тяга к поэзии:
Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим – это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть.
Интимные переживания донесены всюду, нередко средствами конкретных, «вещных» деталей. Тем не менее, образ идеала оттеснен воплощение того или иного смысла любви: торжества мечты, взлета духа, победы певческого дара… Высокое чувство становится исходом самосознании личности, раздумий о сущности бытия.
В прозе А.Куприна, И.Бунина, других крупных художников эпохи своеобразно выразилось сходное устремление. Писателей привлекала не столько история отношений любящей пары или развитие ее психологического поединка, сколько влияние пережитого на постижение героем себя и всего мира. Либо на первый план повествования выдвигалось авторское осмысление тех же процессов. Потому событийная канва была предельно упрощена, а внимание сосредоточено на мгновениях прозрения, поворотных внутренних состояниях персонажа.
Беспредельные духовные возможности человека и его же неспособность их реализовать – вот, что волновало Куприна, и было запечатлено уже в ранних его рассказах. В заметке «Фольклор и литература» он расшифровал свое представление о причинах этой двойственности: извечно подстерегает людей борьба «силы духа» и «силы тела». Писатель, однако, верил в преодоление низменных плотских влечений высокими запросами.
ТОП-10 любовных пар в русской литературе
“Любовь зимой приходит в платье белом,
Весной любовь приходит в платье голубом,
Любовь приходит летом в платьице зеленом,
А осенью любовь приходит в золотом”
Ляпис Трубецкой – В платье белом
Этот ТОП было сложно составить, ибо многие персонажи из списка могут не нравиться в силу разных читательских вкусов. Однако русские классики очень красиво и по-разному писали о разной любви любви. Ниже – самые яркие и самые искренние любовные пары русской литературы.
10. Макар Девушкин и Варвара Доброселова
Роман Достоевского “Бедные люди” состоит из любовной переписки между бедным чиновником и одинокой девушкой. Каждый вечер Макар Девушкин садится за столом и пишет Варваре длинные письма, в которых он признается ей в своих чувствах и заботится о ней. Она отвечает ему взаимностью, однако их отношения заканчиваются грустно: Варвара выходит замуж за другого.
9. Александр Григорьев и Катя Татаринова
Саня Григорьев из романа “Два капитана” любил Катю всю свою жизнь. Их не раз пытались рассорить, однако юноша никогда не сдавался и завоевал свою любовь, которая оказалась взаимной. Можно сказать, сама судьба свела их вместе.
8. Петр Гринев и Маша Миронова
Петр – смелый, молодой и очень благородный дворянин, которого занесло в пучину пугачевского восстания. Он искренне полюбил девушку по имени Машу Миронову и по долгу чести стремится всячески ее защитить, как и она его. Им удается не только выжить во время бунта, но и сохранить свою любовь друг к другу.
7. Евгений Онегин и Татьяна Ларина
Еще одна пушкинская пара, но теперь из “энциклопедии русской жизни”. Всему виной – роковое “поздно”. Татьяна сохранила свою любовь к Евгению даже после того, как он ее отверг, однако положение не позволяет ей отдаться чувствам. Хоть эти герои не смогли быть вместе, однако их история показалась очень жизненной для читателей Пушкина
6. Мастер и Маргарита
Их любовь – страсть с первого взгляда. Маргарита любит Мастера таким, какой он есть, и при этом любовь очищает и преображает их обоих. Хоть они и вынуждены страдать от разлуки, оба скучают и мечтают встретиться. Маргарита же готова на все, лишь бы знать, жив ли Мастер или нет. И все-таки судьба дарует им встречу, покой и уединение.
5. Анна Каренина и Алексей Вронский
Их отношения – это тоже страсть, накрывшая их с головой. Ради Вронского Анна отказалась от мужа, а Вронский – от Кити Щербацкой и карьеры военного. Светское общество осуждало их и распространяло за их спинами грязные сплетни, однако любовь жила, пока Вронский совсем не охладел к ней, что и закончилось очень трагично – смертью Карениной.
4. Андрей Болконский и Наташа Ростова
Они быстро полюбили друг друга, хотели поскорей пожениться, однако их отношения не сложились из-за Анатоля Курагина. Болконский долго не мог забыть измену и нарушенное обещание своей дамы сердца, но находит в себе силы простить ее перед смертью. Можно сказать, это была единственная искренняя и сильная любовь Андрея.
3. Княгиня Екатерина Трубецкая и Сергей Трубецкой
Княгиня Трубецкая – это героиня поэмы Некрасова “Русские женщины”. Ради своего мужа-декабриста она отправляется в Сибирь, лишая себя светской и обеспеченной жизни, чтобы быть вместе с ним там, в ссылке. Стоит отметить, что поэт Некрасов взял за основу реальную историю из жизни.
2. Аксинья Астахова и Григорий Мелехов
Аксинья и Григорий пронесли свою любовь друг к другу через весь роман Шолохова “Тихий Дон”. Они не могли быть вместе, потому что были обещаны другим, но все равно их чувства оказались сильнее любых препятствий. Однако автор оказался беспощаден и закончил их историю гибелью Аксиньи.
1. Константин Левин и Кити Щербацкая
Крепкая и духовная любовь, которую, кажется, не способен разрушить никто. Левин и Кити часто делают ошибки и ругаются, но все равно постоянно работают над отношениями. В отличии от многих вышеперечисленных персонажей, им удается понять друг друга, построить семью и счастливый брак.
Нравится читать и обсуждать русскую литературу? Организуйте литературный вечер с помощью сервиса Lamoorе! И не забудьте подписаться на Lamoore в Яндекс.Дзен , Facebook , ВКонтакте и Instagram , чтобы узнать много полезной информации о праздниках и их организации!
Источники:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=30932
http://www.liveinternet.ru/users/sun_ambrella/post89467353/
http://zen.yandex.ru/media/id/5ae2dd64db0cd9e28f7a03b0/5c7428e8a0219800b21bb0ef