11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема женской доли и образ матрены. Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Русская женщина появилась в творчестве Н.А. Некрасова давно и неслучайно. Поэт очень любил свою мать Елену Андреевну и видел, что ей приходилось терпеть от мужа. Эта замечательная русская женщина стала в глазах сына олицетворением духовного мужества, ласкового большого сердца, самоотверженности и стойкости.

И в своих произведениях поэт постоянно создавал такой образ русской женщины. И всегда она была несчастна, загружена непосильным трудом.

Тема женской доли начинает развиваться в творчестве Некрасова в 40-е годы. Образ загубленной бытом женщины мы находим и в ‘Тройке», и в «Еду ли ночью. «, и в поэме «Мороз, Красный нос» в лице Дарьи.

И в самом монументальном своем произведении — поэме «Кому на Руси жить хорошо» — Некрасов опять разрабатывает эту тему. Нигде в поэме так ярко она не раскрыта, как в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно ей автор посвящает целую часть поэмы под названием «Крестьянка».

Впервые мы видим ее глазами мужиков-правдоискателей. Это

. осанистая женщина, широкая и плотная,

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла.

Описание внешности, а потом и одежды создает перед нами образ простой русской женщины-крестьянки. Но она уже заслужила уважение всех крестьян из соседних деревень. Постепенно и нас она покоряет.

Когда мужики рассказали ей о цели своего прихода, она «закручинилась». А дело здесь в том, что ее беспокоит сама мысль о возможности оставить работу. Уже по этому можно охарактеризовать ее как женщину толковую, разумную и трудолюбивую. А вспомним, как долго ждали мужики, пока она с хозяйством управится. Вспомним и такую деталь: мужики расположились за домом, где «богатый огород» и «два стога здоровенные». Это еще раз доказывает нам, что Матрена — прекрасная хозяйка.

Но легко ли это дается женщине? Конечно же, нет. Порою даже не по силам. И постоянно в рассказе Матрены чувствуется весь пролитый ею за непрекращающейся работой пот. Но на это она никогда не жалуется, потому что воспитали ее в любви к труду. Все ее повествование о жизни в девичестве овеяно яркими, теплыми красками, каких, пожалуй, больше в дальнейшем рассказе о ее жизни не встретишь.

Матушка с батюшкой, хотя и берегли героиню, да не баловали; самое главное же — любили. Работа в родном доме была ей по душе, и весело она об этом вспоминает. Матрена знала по песням и от матери о нелегкой женской доле, а потому перед замужеством и говорила:

Я в подневолье с волюшки,

Бог видит, не пойду!

И плакала от понимания того, что убежать от этого невозможно. И женская судьба все же настигает Матрену: она выходит замуж. Нет больше рядом с ней ее родимых заступников.
Сколько натерпелась эта женщина от свекровушки и свекора, от золовушки и деверя. Хоть она мужа и называет заступничком, он только «молчать, терпеть советовал» да и побил ее однажды. Но на это она не жалуется, так как «не годилось бы жене побои мужнины считать». И вообще, мужем она довольна:

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать.

А потому и было горем для нее, когда его поймали за кражу и «полумертвого подкинули в сарай».

Казалось бы, в судьбе Матрены есть и просветления, счастливые моменты. Например, рожденье Демушки, который «весь гнев с души . согнал улыбкой ангельской». Но это всегда ненадолго, и горе опять перевешивает и затмевает все радостное, что было. Так и на этот раз.

Смерть Демушки была самым сильным потрясением в жизни Матрены. Что может быть ужаснее потери родного ребенка? Трагические краски нагнетаются символической картиной горения дерева с соловьиным потомством в гнезде. Такой соловушкой и становится Матрена. Не уберег Савелий дитятко, заели свиньи его. А убитая горем мать «клубышком каталася, червушком свивалася». Но даже погоревать добром по сыну и похоронить по-христиански не дали ей. Жестокие десятники и сотники, попы — «неправедные судьи» накинулись, как коршуны, на маленькое тельце. Как можно это вынести? И слезы, причитания и плачи, которыми наполнена речь, сосредоточена именно в этом эпизоде. Да тут еще судить взялись бедную мать.

Читать еще:  Что вы не знаете об особенностях нашего лица и их соотношении с нашим характером. Выступающая надбровная дуга - о чем это говорит

Разве это не поругание над чувствами, разве это не унижение человека! И все она выдерживает, хотя сама не знает как. Выдерживает, но какой ценой.
Описание природы опять гармонирует с душевным состоянием героини. Картина черной грозовой ночи передает тревогу и скорбь Матрены Тимофеевны после смерти первенца. Долго не могла она простить Савелия, даже работа была ей не в радость.

И больше всего недоумевает Матрена, почему никто не вступится за нее и сына. И Савелий дает ей краткий, но более чем достаточный ответ: «Ты крепостная женщина!» Отсюда все ее беды и горести.

Но есть у нее еще родители, любимые ею и любящие ее. Они-то и возрождают ее к жизни:

У батюшки, у матушки

С Филиппом побывала я,

За дело принялась.

И все у нее идет своим чередом: работа, дом, дети. Им она и отдает всю себя без остатка. Не стала жизнь ее лучше, да все довольна она и покорна:

Поешь, когда останется

От старших да от деточек,

Уснешь — когда больна.

Но беды на этом не кончаются: кто-то рождается, а кто-то. Осталась Матрена до конца жизни сиротой на этом свете. Испытала она «горе лютое»:

К кому оно привяжется,

До смерти не избыть!

Но при всем этом ее никогда не покидала человечность. Она забывает проступок дедушки Савелия, она умеет прощать, когда вокруг нее никто на это не способен.

Вообще, сила воли героини поражает, беды ее неисчерпаемы, и на этом не заканчиваются. Но она по-прежнему живет по законам совести и доброты. Горе не ломает Матрену, не переделывает, а только укрепляет.

И после смерти Савелия, который говорил: «Как вы не бейтесь, глупые, Что на роду написано, Того не миновать!»

Матрена, как его послушавшись, покоряется всем и живет только ради своих детушек. Ради них она готова на все. Так, она берет на себя побои, ограждая сына Федотушку от наказания за то, что он отдал уже мёртвую овцу голодной волчихе.
Сын унаследовал от матери гуманность и способность к жалости. А мать даже в такой унизительной ситуации сумела сохранить свое достоинство, не упав, как ей советовали, в ноги старосте. Теперь Матрена сознательно все берет на себя:

Коли терпеть, так матери,

Я перед богом грешница.

Кстати, так как Матрена глубоко религиозна, все свои беды она видит, как наказание Господа. И потому она смиренно их принимает, даже когда пришла бесхлебица: «Брат брату/не уламывал куска! Был страшный год. «

Но когда мужа забрали в рекруты, нельзя ей было так жить и детей мучить. Не видать бы Матрене его долго-долго да ходить по миру с голодными ребятками, если бы господь не научил ее пойти к губернатору с просьбой о заступничестве.

Дважды горела героиня, трижды «бог посетил сибирской язвою. «. Всего не перечесть, что пришлось ей пережить.

Таким образом, все горести, выпадавшие на долю женщины-крестьянки, Матрена испытала. Но, несмотря на все, Матрена идет по жизни с песнями: даже во время тяжелого труда она поет. Эта песенная стихия неотделима от печалей многокручинной и многострадальной русской женщины.

Образ Матрены Тимофеевны стал почти символом. Ее смело можно поставить впереди всех русских женщин, когда-либо изображенных поэтом. Все в ней, в самом ее облике, повадке, речах полно особого значения: и ее девичья целомудренность, и открытость для добра, и ее нравственная чистота. Но не знает Матренушка путей к женскому счастью, ведь

Три петли: шелку белого,

Вторая — шелку красного,

А третья — шелку черного,

В любую полезай.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Смотрите также по произведению «Кому на Руси жить хорошо»:

Читать еще:  Новогоднее оформление бутылок шампанского конфетами. Бутылка шампанского на новый год своими руками

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова. В ее образе Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно женский образ был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — это образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Часть «Крестьянка» в поэме и самая большая по объему, и написана она от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: “за бурушкой сама. в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла”. И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило “подневолье”. И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,

А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала “с девичьей холи в ад”. Изнурительная работа, “обиды смертные”, несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

В ее рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожай. Вот как описывает Некрасов горе матери, потерявшей своего ребенка:

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку –

Да поздно было звать.

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим “тело белое” ее сына, она шлет гневные проклятья: “Злодеи! Палачи!” Матрена Тимофеевна хочет найти на “их управу, нр Савелий отговаривает ее: “Высоко Бог, далеко царь. Нам правды не найти”. “Да почему же, дедушка?” — спрашивает несчастная. “Ты — крепостная женщина!” — и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится “дерзкой”: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала “великую милость”:

Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям.

Однако эти испытания не могут сломить ее духа, она сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось смириться и Матрене Тимофеевне. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:

Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:

И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася.

Но затем неумолимость «неправедных судей», их жестокость рождают в ее душе чувство протеста:

В груди у них нет душеньки,
В глазах у них нет совести,
На шее — нет креста!

Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это — женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

Читать еще:  Новогодние подарки на 3 года. Что подарить ребёнку на Новый год. Диодные LED часы-браслет «Самурай»

Глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы («ползком ползет», «шумят-бегут, «горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики»), постоянные эпитеты («буйную голову», «свету белого», «горе лютое»), синонимические выражения, слова («удобрили, ухолили», «как зыкнула, как рыкнула»). При построении предложений часто использует восклицательные формы, обращения («Ой, матушка, ты где?», «Ой, бедная молодушка!», «Сноха в дому последняя, последняя раба!»). В ее речи много поговорок и пословиц: «Не плюй на раскаленное железо — зашипит», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс — овес»; часто употребляет уменьшительно-ласкательные слова: «матушка», «бледнешеньки», «камушек».

Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто «Крестьянка». Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок. Об этом же говорит и притча о «ключах от счастья женского». И горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна, обращаясь к странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»

Женская доля в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)

Судьба русской женщины это тема, которая волновала многих писателей. Как живется ей на Руси? Счастлива ли она? Ответы на эти вопросы Н.А.Некрасов дал нам в образе Матрены Тимофеевны, от которой ведется повествование.

Матрена Тимофеевна — простая русская женщина с непростой судьбой. Она рассказывает крестьянским мужикам о своей тяжелой жизни. Мужчины путешествуют по земле Русской в поисках людей, которым живется хорошо.

Родилась Матрена в большой крестьянской семье.

Первые годы жизни были самыми счастливыми. В то время маленькая Матрена была окружена любовью и заботой. Но, к сожалению, детство крестьянских недолгое.Как только девочка подросла, она стала помогать родителям.

Матрена Тимофеевна вспоминает свою юность. Она была хороша собой, трудолюбива, деятельная. Неудивительно, что у многих она вызывала симпатию. Вскоре пришло время выходить замуж, и Матрена попала в «подневолье с волюшки». В новой семье девушка была младшей снохой и ей приходилось угождать всем. После замужества пришел конец вольной жизни.

Матрене приходилось терпеть много: упреки родственников, битье мужа, тяжкий труд.

Этим качеством Некрасову удалось показать, что у русской женщины поистине ангельское терпение. У Матрены рождается сын, и это событие переворачивает ее жизнь. Она стала матерью и теперь не так озлоблена на жизнь, ведь любовь к ребенку согревает ее сердце. Но счастью не суждено было длиться долго. После упреков свекрови девушка перестала брать сына с собой в поле, стала оставлять его с дедом Савелием. С Савелием у Матрены были хорошие отношения: она могла с ним поговорить, спросить совета. Но и он, невольно, причинил ей страшную боль — не досмотрел за мальчиком и тот погиб. После этой трагедии девушка чуть не сходит с ума.

За свои тридцать восемь лет Матрене пришлось пережить многое: смерть родителей, грубое отношение в семье мужа, спасла мужа Филиппа от несправедливой солдатчины.

Женщину прозвали «счастливой» за то, что не сломалась и не потеряла волю к жизни.Сама же Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой. Она думает, что среди женщины просто не может быть счастливых. Доля женская это беспокоиться, страдать, переживать.

Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» обобщенно показал судьбу русской женщины и крестьянки. По мнению автора, их доля — самая тяжелая. Женщине приходится переживать за жизнь своих детей и близких, страдать от бесправного положения в семье, непосильно трудиться. Но и в таких условиях русская женщина умеет сохранить свою внешнюю красоту и красоту души.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50531

Источники:

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00098701184864239470
http://megaobuchalka.ru/6/23195.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=50531

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector