Трудная правда о войне («Сотников», «Знак беды»). Сочинение на тему: “Война – жесточе нету слова”! Предварительная подготовка к уроку
«Война – страшнее нету слова …»
«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА …»
Голос за сценой: Война – жесточе нету слова!
Война – печальней нету слова!
Война – страшнее нету слова в тоске и боли этих лет
И на устах у нас иного ещё не может быть. И нет…
Война такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что даже через много лет
Живым не верится, что живы.
Библиотекарь: Сегодня мы поговорим о войне. Так исторически сложилось, что наш народ видел и был участником не одной войны. Сегодня трудно найти семью, которую не коснулась бы война: Вторая мировая или афганская. Разное время, разные поколения, разные причины объединяет одно страшное слово – война. Сколько жизней отнято, сколько судеб искалечено, вы только задумайтесь над этим!
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу землю. И народ поднялся на защиту своего Отечества. В те дни люди по-настоящему осознали значение этого страшного слова – война, ощутив ту жестокость, с которой враг истреблял всё на своём пути. Но это не сломило и не остановило защитников.
На фронте и в тылу люди мечтали о победе и делали всё, прикладывая порой сверхчеловеческие усилия, для её приближения. Они защищали Родину. Такой была война для одного поколения.
Другое поколение тоже знало войну не понаслышке. Для наших ребят она началась 28 декабря 1979 года – война в Афганистане. Молодые люди шли туда не за орденами и медалями, они свято верили в то, что выполняют свой интернациональный долг. Оказавшись в пекле, верили, что несут освобождение порабощённому народу. И не убивают, а защищают новую жизнь. И при этом гибли, гибли, гибли… Сколько родителей так и не дождались своих сыновей, девушки – любимых, друзей.
Чтец: Без тебя, сынок, осталась,
Улетел мой белый аист,
Вырвалась душа, как птица –
Без тебя, родной, не спится.
Не сердись на мать…
Не берёт, сынок, усталость,
Улетел мой белый аист,
Библиотекарь: Более двух десятилетий прошло с тех пор, как наших ребят уже не посылают на эту войну. И кажется, что война окончилась. Но она никогда не закончится для тех, кто воевал. Тех, кто не дождался своих родных и близких, кто терял боевых друзей и сама был на волоске от смерти. Сегодня у нас в гостях люди, которые были очевидцами и непосредственными участниками той войны, которые испытали на себе все тяготы и лишения, смотрели смерти в глаза, но вопреки всему выжили. У нас в гостях – воины-афганцы. И у вас, ребята, есть замечательная возможность узнать о той войне из первых уст. Узнать правду, о которой, возможно, никогда не писали советские газеты, и не освещало телевидение.
(выступление воинов-афганцев: рассказы; исполнение афганских песен;
чтение собственных стихотворений)
Библиотекарь: Афганская война – незаживающая рана в людской памяти, такая же, как и Вторая мировая.
Чтец: Вы думаете павшие молчат!
Конечно, да – вы скажете.
Пока ещё стучат
И осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь,
И будят нас, живых,
Невидимыми чуткими руками
Они хотят, чтоб памятником их
С пятью материками.
Библиотекарь: Разные поколения, разное время – тысячи убитых, раненых, пленных, пропавших без вести, тысячи искалеченных судеб объединило одно страшное слово – война… и память.
Чтец: Всё можно сокрушить, смести, предать забвенью,
Заасфальтировать и заковать в бетон.
Взорвать собор как лишнее строенье,
На месте кладбища построить стадион.
Всё можно растерять, что собрано веками,
Всё можно замолчать, расправами грозя…
И только человеческую память
Забетонировать и истребить нельзя!
Библиотекарь: Память! Она везде: в каждой пяди земли, в душах людей, в семейных альбомах, в музыке, в книгах… Очень много книг написано о тех событиях. Многие авторы сами были участниками боевых действий. Многих уже нет среди живых. Рассказать обо всех невозможно. Мы остановимся на некоторых.
У меня в руках книга Василя Быкова «Знак беды». Имя автора этой книги долго значилось на надгробной плите в числе погибших в бою возле украинского села Великая Северинка недалеко от Кировограда. Январским утром 44-го года Василя Быкова, тяжело раненного командира взвода «сорокапяток», отнесли в избу, а вскоре сквозь неё прошел вражеский танк. Деревня переходила из рук в руки, подвергалась бомбардировкам, и Быкова сочли погибшим. Родные получили похоронку. А на самом деле он успел выбраться из той злополучной избы. Его повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды» рассказывают о том страшном времени, о героизме и мужестве наших солдат. Его «Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться» – произведения, в которых Быков показывает героизм партизан на оккупированной территории Белоруссии.
(Уч-ся зачитывает отрывок повести Быкова «Дожить до рассвета»)
Библиотекарь: Ребята! Вряд ли среди нас найдётся человек, который не слышал о Сталинграде. Во всём мире знают этот город, где во время Второй мировой войны развернулись ожесточённые кровопролитные бои. В историю они вошли как «Сталинградская битва». О событиях тех дней написано много книг. Среди них повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
(Уч-ся рассказывает краткое содержание повести)
Библиотекарь: Рассказывая о произведениях, написанных о войне, нельзя не упомянуть о повестях Бориса Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие» и др. В них рассказывается о событиях начального периода Великой Отечественной войны. В этих произведениях трагизм переплетается с героизмом, патриотизмом, смелостью и стойкостью нашего народа.
Чтец: Не все солдаты встретят день победный.
Не все придут на праздничный парад.
Не умирает мужество солдат.
Библиотекарь: «В списках не значился» – это повесть о неизвестных защитниках Брестской Крепости. Образ Николая Плужникова воплотил в себе черты характера всех солдат, которые стойко защищали каждую пядь земли. Но их имена остались неизвестны.
Повесть «А зори здесь тихие» рассказывает о далёких событиях 42-го года. В расположение зенитно-пулемётной батареи старшины Васкова забрасывают немецких диверсантов. А у него под началом только девушки-зенитчицы. Задание Васков выполняет, но слишком дорогой ценой. Девушки совершили подвиг, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед народом и Родиной заглушило чувство страха, боли и мысли о смерти.
Чтец: Они исполнили солдатский долг суровый
И до конца остались Родине верны
А мы в историю заглядываем снова
Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.
Библиотекарь: У меня в руках книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая». В ней автор глубоко исследует судьбы людей, раскрывает тему человека и войны. В ней изображена судьба русской женщины, оказавшейся в разорённом и сожжённом хуторе.
(Уч-ся зачитывает отрывок из книги)
Библиотекарь: Есть у нас в библиотеке «Повесть пламенных лет» Александра Довженко. В своих произведениях Довженко обращается к самым трагическим страницам из истории ВОВ – к её началу, когда наши войска отступали. В центре произведения – трагическая судьба украинского народа, растоптанного оккупантами, но выжившего в те страшные годы.
(Уч-ся зачитывает отрывок из книги)
Библиотекарь: Перу украинского писателя Олеся Гончара принадлежит роман «Прапороносці». Этот роман был переведён на многие языки мира. В нём показана правда о роли солдат-украинцев в победе над фашизмом, возвеличен образ рядового-украинца не за какой-то героический подвиг, а за тяжёлую ежедневную работу, благодаря которой приближалась победа.
Библиотекарь: Немало стихов, посвящённых войне, написано украинскими поэтами: Тычиной, Рыльским, Сосюрой и др.
(Уч-ся декламируют стихи)
Библиотекарь: Много произведений о ВОВ написано и нашими земляками. Многие из них о Донбассе в годы войны. Среди них В. Шутов «Смерти смотрели в лицо», Б. Мезенцев «Опознать отказались», Б. Горбатов «Непокорённые», В. Андриянов «Повесть о шахтёрских полках». Много документальных: «Сквозь грозы», «Донецкие мстители», «За каждую пядь», «Твоих, Донбасс, героев имена»… Последняя книга примечательна ещё и тем, что в ней есть очерк, посвящённый нашему городу. Он так и называется – «Подвиг в Амвросиевке». Все эти и многие другие книги есть в нашей библиотеке. И я рекомендую вам их прочесть.
(Демонстрация книжной выставки)
Но тема войны и человека в войне раскрыта не только в этих книгах. Афганистан – боль и скорбь наша, незаживающая рана. Сколько парней не вернулось с этой войны. Кто погиб, кто пропал без вести… А сколько среди них наших земляков, ребят из нашего города и окрестных деревень. Они просто выполняли свою воинскую повинность, свой безвыходный долг. Но выполняли честно и героически. До последнего вздоха…
Немало лет прошло с тех пор, но события тех лет живой болью отзываются у многих, кто воевал в той войне. И сейчас не дают им покоя. И не только им, а очень многим современникам. Тема ужасов, страданий, безмерной боли той войны беспокоит людей и в наши дни. На эту тему звучат песни, сняты фильмы, написаны книги. Очень много песен посвятил событиям в . Они не оставляют равнодушными никого, как и фильмы «Афганский излом», «Прорыв», «9-я рота».
У меня в руках книга Алексея Дмитренко «Аист». Это художественно-документальная повесть о судьбе воина и поэта Александра Стовбы. Выполняя свой интернациональный долг на земле Афганистана, лейтенант Стовба и четверо его солдат ценой своих жизней спасли боевых товарищей. Александру шёл 23-й год. Вот строки из его стихотворения:
Мы готовы к защите Отечества
Руку дружбы народам подать
И, спасая судьбу человечества,
Жизни юные счастью отдать.
Он и многие другие подписались под этими словами своей жизнью. Стовбы многогранна, много стихотворений он посвятил своим боевым товарищам.
Две жизни вычеркнуто в списке,
Их растворило в синей мгле,
Мы им поставим обелиски
И молча предадим земле.
Упали парни, смежив веки,-
Мир настороженно затих…
Они останутся навеки
Моложе сверстников своих.
Это стихотворение из сборника «Мама, я вернусь…». Этот сборник есть в нашей библиотеке. Я рекомендую вам его прочесть. Как и книгу А. Дмитренко «Аист». Из них вы узнаете, чем жили, о чём думали, с какими мыслями шли в бой воины – «афганцы». Как ночью просыпались от взрывов снарядов и свиста пуль, как теряли боевых друзей, и что означает для них словосочетание «Чёрный тюльпан». Многие из них тогда стали поэтами, пытаясь придать словесную форму «крику души», выплеснуть его. Авторы многих «афганских» стихов неизвестны. Они писали не для славы…
(В грамзаписи и в исполнении учащихся звучат стихи «Горит звезда над городом Кабулом» В. Верстакова, «Если слёзы не лил» В. Тарасова, «У офицеров и солдат», «Не будет речи над могилой» (автор не известен), «Дай мне руку» В. Куценко, «Ордена не продаются» Ю. Слатов, «Ступив на хребет Гиндукуша» В. Верстаков, «Ти вічний біль, Афганістан»)
Библиотекарь: Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах и былинах. Летопись ратных будней воины-интернационалисты вели своими песнями. И хочется, чтобы эта летопись не была забыта.
Пусть прорвётся сквозь любой заслон,
Зазвучит сегодня иль когда-то,
Пронесёт сквозь годы радость, боль и стон
Песня, сочинённая солдатом.
Ребята! У вас впереди целая жизнь. Вам творить будущее. Но чтобы строить будущее, нужно знать прошлое, свою историю, и извлекать уроки. Поэтому читайте, изучайте, анализируйте… и ПОМНИТЕ.
Сегодня мы коснулись темы войны – Отечественной и афганской. Вы знаете, что каждый год 9 мая наш народ празднует День Победы. А сегодня исполняется 22 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Поэтому сейчас мы посетим сквер воинов-интернационалистов, где вместе с ветеранами-«афганцами» почтим память погибших.
«война – страшнее нету слова …»
«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА …»
Голос за сценой: Война – жесточе нету слова!
Война – печальней нету слова!
Война – страшнее нету слова в тоске и боли этих лет
И на устах у нас иного ещё не может быть. И нет…
Война такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что даже через много лет
Живым не верится, что живы.
Библиотекарь: Сегодня мы поговорим о войне. Так исторически сложилось, что наш народ видел и был участником не одной войны. Сегодня трудно найти семью, которую не коснулась бы война: Вторая мировая или афганская. Разное время, разные поколения, разные причины объединяет одно страшное слово – война. Сколько жизней отнято, сколько судеб искалечено, вы только задумайтесь над этим!
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу землю. И народ поднялся на защиту своего Отечества. В те дни люди по-настоящему осознали значение этого страшного слова – война, ощутив ту жестокость, с которой враг истреблял всё на своём пути. Но это не сломило и не остановило защитников.
На фронте и в тылу люди мечтали о победе и делали всё, прикладывая порой сверхчеловеческие усилия, для её приближения. Они защищали Родину. Такой была война для одного поколения.
Другое поколение тоже знало войну не понаслышке. Для наших ребят она началась 28 декабря 1979 года – война в Афганистане. Молодые люди шли туда не за орденами и медалями, они свято верили в то, что выполняют свой интернациональный долг. Оказавшись в пекле, верили, что несут освобождение порабощённому народу. И не убивают, а защищают новую жизнь. И при этом гибли, гибли, гибли… Сколько родителей так и не дождались своих сыновей, девушки – любимых, друзей.
Чтец: Без тебя, сынок, осталась,
Улетел мой белый аист,
Вырвалась душа, как птица –
Без тебя, родной, не спится.
Не сердись на мать…
Не берёт, сынок, усталость,
Улетел мой белый аист,
Библиотекарь: Более двух десятилетий прошло с тех пор, как наших ребят уже не посылают на эту войну. И кажется, что война окончилась. Но она никогда не закончится для тех, кто воевал. Тех, кто не дождался своих родных и близких, кто терял боевых друзей и сама был на волоске от смерти. Сегодня у нас в гостях люди, которые были очевидцами и непосредственными участниками той войны, которые испытали на себе все тяготы и лишения, смотрели смерти в глаза, но вопреки всему выжили. У нас в гостях – воины-афганцы. И у вас, ребята, есть замечательная возможность узнать о той войне из первых уст. Узнать правду, о которой, возможно, никогда не писали советские газеты, и не освещало телевидение.
(выступление воинов-афганцев: рассказы; исполнение афганских песен;
чтение собственных стихотворений)
Библиотекарь: Афганская война – незаживающая рана в людской памяти, такая же, как и Вторая мировая.
Чтец: Вы думаете павшие молчат!
Конечно, да – вы скажете.
Пока ещё стучат
И осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь,
И будят нас, живых,
Невидимыми чуткими руками
Они хотят, чтоб памятником их
С пятью материками.
Библиотекарь: Разные поколения, разное время – тысячи убитых, раненых, пленных, пропавших без вести, тысячи искалеченных судеб объединило одно страшное слово – война… и память.
Чтец: Всё можно сокрушить, смести, предать забвенью,
Заасфальтировать и заковать в бетон.
Взорвать собор как лишнее строенье,
На месте кладбища построить стадион.
Всё можно растерять, что собрано веками,
Всё можно замолчать, расправами грозя…
И только человеческую память
Забетонировать и истребить нельзя!
Библиотекарь: Память! Она везде: в каждой пяди земли, в душах людей, в семейных альбомах, в музыке, в книгах… Очень много книг написано о тех событиях. Многие авторы сами были участниками боевых действий. Многих уже нет среди живых. Рассказать обо всех невозможно. Мы остановимся на некоторых.
У меня в руках книга Василя Быкова «Знак беды». Имя автора этой книги долго значилось на надгробной плите в числе погибших в бою возле украинского села Великая Северинка недалеко от Кировограда. Январским утром 44-го года Василя Быкова, тяжело раненного командира взвода «сорокапяток», отнесли в избу, а вскоре сквозь неё прошел вражеский танк. Деревня переходила из рук в руки, подвергалась бомбардировкам, и Быкова сочли погибшим. Родные получили похоронку. А на самом деле он успел выбраться из той злополучной избы. Его повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды» рассказывают о том страшном времени, о героизме и мужестве наших солдат. Его «Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться» – произведения, в которых Быков показывает героизм партизан на оккупированной территории Белоруссии.
(Уч-ся зачитывает отрывок повести Быкова «Дожить до рассвета»)
Библиотекарь: Ребята! Вряд ли среди нас найдётся человек, который не слышал о Сталинграде. Во всём мире знают этот город, где во время Второй мировой войны развернулись ожесточённые кровопролитные бои. В историю они вошли как «Сталинградская битва». О событиях тех дней написано много книг. Среди них повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
(Уч-ся рассказывает краткое содержание повести)
Библиотекарь: Рассказывая о произведениях, написанных о войне, нельзя не упомянуть о повестях Бориса Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие» и др. В них рассказывается о событиях начального периода Великой Отечественной войны. В этих произведениях трагизм переплетается с героизмом, патриотизмом, смелостью и стойкостью нашего народа.
Чтец: Не все солдаты встретят день победный.
Не все придут на праздничный парад.
Не умирает мужество солдат.
Библиотекарь: «В списках не значился» – это повесть о неизвестных защитниках Брестской Крепости. Образ Николая Плужникова воплотил в себе черты характера всех солдат, которые стойко защищали каждую пядь земли. Но их имена остались неизвестны.
Повесть «А зори здесь тихие» рассказывает о далёких событиях 42-го года. В расположение зенитно-пулемётной батареи старшины Васкова забрасывают немецких диверсантов. А у него под началом только девушки-зенитчицы. Задание Васков выполняет, но слишком дорогой ценой. Девушки совершили подвиг, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед народом и Родиной заглушило чувство страха, боли и мысли о смерти.
Чтец: Они исполнили солдатский долг суровый
И до конца остались Родине верны
А мы в историю заглядываем снова
Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.
Библиотекарь: У меня в руках книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая». В ней автор глубоко исследует судьбы людей, раскрывает тему человека и войны. В ней изображена судьба русской женщины, оказавшейся в разорённом и сожжённом хуторе.
(Уч-ся зачитывает отрывок из книги)
Библиотекарь: Есть у нас в библиотеке «Повесть пламенных лет» Александра Довженко. В своих произведениях Довженко обращается к самым трагическим страницам из истории ВОВ – к её началу, когда наши войска отступали. В центре произведения – трагическая судьба украинского народа, растоптанного оккупантами, но выжившего в те страшные годы.
(Уч-ся зачитывает отрывок из книги)
Библиотекарь: Перу украинского писателя Олеся Гончара принадлежит роман «Прапороносці». Этот роман был переведён на многие языки мира. В нём показана правда о роли солдат-украинцев в победе над фашизмом, возвеличен образ рядового-украинца не за какой-то героический подвиг, а за тяжёлую ежедневную работу, благодаря которой приближалась победа.
Библиотекарь: Немало стихов, посвящённых войне, написано украинскими поэтами: Тычиной, Рыльским, Сосюрой и др.
(Уч-ся декламируют стихи)
Библиотекарь: Много произведений о ВОВ написано и нашими земляками. Многие из них о Донбассе в годы войны. Среди них В.Шутов «Смерти смотрели в лицо», Б.Мезенцев «Опознать отказались», Б.Горбатов «Непокорённые», В.Андриянов «Повесть о шахтёрских полках». Много документальных: И.И.Людников «Сквозь грозы», В.Ф.Белявец «Донецкие мстители», В.И. Ананко «За каждую пядь», А.А. Трокаев «Твоих, Донбасс, героев имена»… Последняя книга примечательна ещё и тем, что в ней есть очерк, посвящённый нашему городу. Он так и называется – «Подвиг в Амвросиевке». Все эти и многие другие книги есть в нашей библиотеке. И я рекомендую вам их прочесть.
(Демонстрация книжной выставки)
Но тема войны и человека в войне раскрыта не только в этих книгах. Афганистан – боль и скорбь наша, незаживающая рана. Сколько парней не вернулось с этой войны. Кто погиб, кто пропал без вести… А сколько среди них наших земляков, ребят из нашего города и окрестных деревень. Они просто выполняли свою воинскую повинность, свой безвыходный долг. Но выполняли честно и героически. До последнего вздоха…
Немало лет прошло с тех пор, но события тех лет живой болью отзываются у многих, кто воевал в той войне. И сейчас не дают им покоя. И не только им, а очень многим современникам. Тема ужасов, страданий, безмерной боли той войны беспокоит людей и в наши дни. На эту тему звучат песни, сняты фильмы, написаны книги. Очень много песен посвятил событиям в Афганистане Александр Розенбаум. Они не оставляют равнодушными никого, как и фильмы «Афганский излом», «Прорыв», «9-я рота».
У меня в руках книга Алексея Дмитренко «Аист». Это художественно-документальная повесть о судьбе воина и поэта Александра Стовбы. Выполняя свой интернациональный долг на земле Афганистана, лейтенант Стовба и четверо его солдат ценой своих жизней спасли боевых товарищей. Александру шёл 23-й год. Вот строки из его стихотворения:
Мы готовы к защите Отечества
Руку дружбы народам подать
И, спасая судьбу человечества,
Жизни юные счастью отдать.
Он и многие другие подписались под этими словами своей жизнью. Поэзия А.Стовбы многогранна, много стихотворений он посвятил своим боевым товарищам.
Две жизни вычеркнуто в списке,
Их растворило в синей мгле,
Мы им поставим обелиски
И молча предадим земле.
Упали парни, смежив веки,-
Мир настороженно затих…
Они останутся навеки
Моложе сверстников своих.
Это стихотворение из сборника «Мама, я вернусь…». Этот сборник есть в нашей библиотеке. Я рекомендую вам его прочесть. Как и книгу А. Дмитренко «Аист». Из них вы узнаете, чем жили, о чём думали, с какими мыслями шли в бой воины – «афганцы». Как ночью просыпались от взрывов снарядов и свиста пуль, как теряли боевых друзей, и что означает для них словосочетание «Чёрный тюльпан». Многие из них тогда стали поэтами, пытаясь придать словесную форму «крику души», выплеснуть его. Авторы многих «афганских» стихов неизвестны. Они писали не для славы…
(В грамзаписи и в исполнении учащихся звучат стихи «Горит звезда над городом Кабулом» В.Верстакова, «Если слёзы не лил» В. Тарасова, «У офицеров и солдат», «Не будет речи над могилой» (автор не известен), «Дай мне руку» В.Куценко, «Ордена не продаются» Ю.Слатов, «Ступив на хребет Гиндукуша» В.Верстаков, «Ти вічний біль, Афганістан»)
Библиотекарь: Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах и былинах. Летопись ратных будней воины-интернационалисты вели своими песнями. И хочется, чтобы эта летопись не была забыта.
Пусть прорвётся сквозь любой заслон,
Зазвучит сегодня иль когда-то,
Пронесёт сквозь годы радость, боль и стон
Песня, сочинённая солдатом.
Ребята! У вас впереди целая жизнь. Вам творить будущее. Но чтобы строить будущее, нужно знать прошлое, свою историю, и извлекать уроки. Поэтому читайте, изучайте, анализируйте… и ПОМНИТЕ.
Сегодня мы коснулись темы войны – Отечественной и афганской. Вы знаете, что каждый год 9 мая наш народ празднует День Победы. А сегодня исполняется 22 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Поэтому сейчас мы посетим сквер воинов-интернационалистов, где вместе с ветеранами-«афганцами» почтим память погибших.
Военная проза В. Быкова
Победу над фашистской Германией называют Великой. Это потому что ежедневно и ежечасно, на протяжении бесконечно долгих 1418 дней и ночей, она создавалась нечеловеческим напряжением миллионов людей на фронте и в тылу, включая детей, стариков и женщин. Ее ковали работники-тыловики, кормившие, обувавшие нашу армию, снабжавшие ее необходимым оружием и боеприпасами, и каждый боец на своей боевой позиции – маленьком островке героизма посреди бушующего океана войны.
В этом заключается подвиг всех и каждого в то время, в этом источник Великой
Ярким показательным примером такого неоднозначного выбора для меня является повесть Василя Быкова “Обелиск”. В этом произведении деревенский обелиск над братской могилой олицетворяет вечную память о подвижничестве народа в годы Великой Отечественной войны.
Василь Быков ушел на войну восемнадцатилетним юношей. Военное училище, а затем – фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия.
Был ранен, числился без вести пропавшим, и его имя даже выбито на обелиске на одной из братских могил. Поэтому личная судьба писателя сродни судьбе тех пяти человек, чьи имена
Повесть пронизана атмосферой раздумья, характерной для творчества Быкова. Она раскрывает читателю нравственный смысл подвига. В авторском понимании подвиг является основной мерой гражданской позиции и общественной ценности человека.
Вот почему Быков так строг к себе и своему поколению.
И еще мы понимаем, что у подвига могут быть разные измерения. Например, учитель Мороз за всю войну не убил ни одного фашиста. Более того, он, как и до войны, продолжал учительствовать при оккупантах.
Известно, что одноплановость и односторонность вредит поиску истины при решении любой, казалось бы, самой простой задачи. Может быть, закрыть собственной грудью амбразуру вражеского дзота или направить горящий самолет на вражескую колонну с техникой и боеприпасами даже легче, чем самолично явиться на расправу к гитлеровцам. А ведь именно так и поступил скромный деревенский учитель, когда, арестовав пятерых учеников, фашисты потребовали явки Мороза в комендатуру.
В повести автор не дает однозначного решения моральной проблемы. Он просто представляет на наш суд две противоположные точки зрения – Ксендзова и Ткачука. Первый говорит, что никакого подвига не было, что учитель Мороз не совершал героического поступка.
А потому зря Павел Миклашевич, бывший ученик Мороза, чудом выживший в дни арестов и казней, столько времени и сил своей жизни потратил на то, чтобы имя учителя было выбито на обелиске рядом с именами пятерых погибших учеников.
Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука происходит в день похорон Миклашевича. Он, как и Мороз, после войны стал учителем и работал в сельской школе. Уже одним этим он доказал не только свою верность памяти учителя, но и то, что тот сеял разумное, доброе, вечное.
В отличие от Ксендзова, комиссар Ткачук пытается вникнуть в нравственную сторону поступка Мороза: “Не будем учить мы – будут оболванивать они”. И нам трудно опровергнуть подобное выражение. Ведь борьба за души подростков в наши дни не менее актуальна, чем в годы оккупации.
И тому, кто завоюет симпатии молодежи, будет принадлежать будущее.
Учитель Мороз знал, что идет на верную смерть. Он знал, что казнят и его, и ребят. Нравственная сила этого поступка оказалась настолько значимой, что Павел Миклашевич через всю жизнь пронес идеи своего учителя.
Он и сам стал учителем, чтобы иметь возможность передать своим ученикам то, что в свое время вложил в него учитель Мороз. Писатель не случайно вводит в повествование сцену, когда Ткачук узнает, как один из учеников Миклашевича помог недавно задержать бандита. “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”, – произносит Ткачук по этому поводу.
И эти слова являются самой лучшей похвалой Миклашевичу и оправданием Мороза.
В. Быков заставляет нас задуматься над смыслом героизма и подвига – совсем скромного и малозаметного. Таких поступков недальновидные люди не замечают или говорят о них в сослагательном наклонении. Но для настоящего человека нравственный выбор всегда однозначен – правда выше лжи, верность выше предательства.
Нравственный выбор и есть настоящий подвиг.
На примере истории, изложенной в повести В. Быкова “Обелиск”, мы можем проследить своего рода генеалогию подвига. Как утверждает древнеиндийская мудрость, “посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Такие семена сеял в своих учениках Мороз, его примеру следовал Миклашевич.
И можно не сомневаться, что Витька, ученик Миклашевича, со временем тоже станет настоящим учителем.
Похожие сочинения:
НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ В ПОВЕСТИ В. БЫКОВА “ОБЕЛИСК” Василь Быков – автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно.
Воспитать в себе человека (военная тема в произведениях Б. Васильева и В. Быкова) Война – тяжелое испытание как физической стойкости, так и силы духа. Трудно среди бед, лишений, смертей выстоять и не потерять человеческое достоинство, не сломаться, сохранить чуткое сердце и веру в.
Тема войны в творчестве В. В. Быкова Василий Владимирович Быков прошел всю войну взводным. Война стала главной темой творчества белорусского писателя. Основой сюжетов произведений Быкова является ситуация нравственного выбора. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических.
Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести В. В. Быкова “Сотников” Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях.
Военная тема в творчестве Светланы Александровны Алексеевич Светлана Александровна Алексеевич не могла быть участником или свидетелем военных событий. Тем не менее, ее книга о войне “У войны не женское лицо”, опубликованная в 1984 году, стала широко известна.
Сочинение-рецензия на повесть В. Быкова “Карьер” Первые произведения Василя Быкова были опубликованы в послевоенные годы. Тема войны появилась в творчестве писателя не случайно, уже в сорок первом он ушел на фронт, был дважды ранен. В шестидесятых.
“ЗНАК БЕДЫ” ВАСИЛЯ БЫКОВА Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война.
Проза военных лет На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Русская литература стала литературой одной темы – темы войны, темы.
ОБЕЛИСК В. В. БЫКОВ ОБЕЛИСК Умер в белорусской деревне Сельцо не старый еще учитель Миклашевич. Еще подростком принимал он участие в партизанских делах. Его друзья-школьники расстреляны немцами в сорок втором. Миклашевич.
Военная тема в лирике А. Т. Твардовского Поэзия А. Т. Твардовского – поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы военного лихолетья, когда сам А. Т.
ГЛАВНАЯ ТЕМА ВАСИЛЯ БЫКОВА Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового.
ПРИРОДА В ПОВЕСТИ В. БЫКОВА “ПОЙТИ И НЕ ВЕРНУТЬСЯ” Василий Владимирович Быков – большой мастер слова. Он включает в повествование различные метафоры, не столько украшающие его доходчивую и яркую речь, сколько помогающие понять читателю замысел автора, проникнуться его идеей.
ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ БЫКОВ ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ БЫКОВ (1924-2003) Белорусский писатель. Писал на белорусском языке (сам переводил свои произведения на русский язык). Родился в деревне Череновщина Витебской области в крестьянской семье. Был студентом Витебского художественного.
Военная лирика Твардовского Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может.
Современная проза о Великой Отечественной войне О войне написано много: “Василий Теркин” А. Твардовского, “Живые и’ мертвые” К. Симонова, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана, “В окопах Сталинграда” В. Некрасова, “А зори здесь тихие…” Б. Васильева, “Обелиск”.
Нравственные образы повести В. Быкова “Сотников Новый этап в творческом развитии В. Быкова открыла повесть “Сотников” – одно из самых глубоких произведений не только самого писателя, но и во всей многонациональной советской литературе про войну. Сотников.
Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые годы.
Волошин и Маркин. Сравнительная характеристика героев повести В. Быкова “Его батальон” Чем значительнее в человеке истинно человеческое, тем важнее для него своя собственная жизнь и жизнь окружающих его людей. В. Быков Василий Владимирович Быков – вдумчивый и серьезный художник, его произведения.
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ В. БЫКОВА “СОТНИКОВ” “Война есть противное человеческому естеству состояние”, – писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
Твои впечатления от прочитанного произведения “Альпийская баллада” В. Быкова Недавно на уроке литературы мы изучали произведение Василия Быкова “Альпийская баллада”. Меня сразу захватил сюжет повести. Когда я дочитала до конца, была поражена еще больше. Это трагическая история человеческой жизни.
ТРАГЕДИЯ ФЕДОРА РОВБЫ – ТРАГЕДИЯ КРЕСТЬЯНИНА-ТРУЖЕНИКА В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ (по повести В. Быкова “Облава”) Писатель Василь Быков известен нам как правдивый, искренний рассказчик о человеческой судьбе в годы Великой Отечественной войны. Тема войны является основной в его творчестве. Большую известность получили такие его повести.
ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ (по повести Василя Быкова “Сотников”) Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается.
“Облава” Быкова в кратком содержании Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места так называемые кулаки, а на самом деле – крепкие хозяева.
Проза А. П. Чехова Творчество Чехова завершает классический период русской литературы и в то же время открывает новые пути развития, подхваченные уже литературой XX века. Вот почему относительно творчества Чехова так остро стоит вопрос.
Русская проза конца XX века Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны. За небольшой период страна.
Проза А. С. Пушкина Поздний Пушкин тяготеет к прозе: “Лета к суровой прозе клонят”, – сказал он в “Евгении Онегине”, который уже был завершен, когда в 1831 году вышла первая книга художественной прозы Пушкина.
Поэзия и проза. Роды и жанры Как написано “Слово о полку Игореве” – прозой или стихами? Судя по переводам, осуществленным писателями XIX и XX веков, это, безусловно, поэтическое произведение. Жуковский, Майков, Шевченко, Заболоцкий, Новиков, Югов перелагали.
Городская проза. Творчество Ю. В. Трифонова В 60-70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название “городская проза”. Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской.
Н. Г. Быкова Н. Г. Быкова “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное.
Быкова Н. Г Быкова Н. Г Поэма А. Блока “Двенадцать” Поэма написана Александром Блоком в начале 1918 года. В ней отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. “Двенадцать” – поэма.
Источники:
http://pandia.ru/text/78/144/20147.php
http://uchebana5.ru/cont/3702524.html
http://goldsoch.info/voennaya-proza-v-bykova/