Цветотерапия в детском лечении — на чем основана и как работает методика. Проект «Мир в цвете» – восстановление ребенка посредством цветотерапии, (старший дошкольный возраст)
Проект «Мир в цвете» (Восстановление ребенка посредством цветотерапии)
проект (подготовительная группа) на тему
Проект «Мир в цвете» (Восстановление ребенка посредством цветотерапии)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 – ЦРР»
(Восстановление ребенка посредством цветотерапии)
(старший дошкольный возраст)
Марина Васильевна Мурашова
Тип проекта : Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на личностное развитие воспитанников.
Воспитанница подготовительной группы №8, воспитатель группы, родители.
Краткосрочный (1,5-2 месяца).
Актуальность . С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.
Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.
Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия.
Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом всегда интересовали исследователей души, которые пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Человеческий организм, по представлениям индийских йогов, состоит из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.
Педагогические показатели психического здоровья
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие – поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
– социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
– положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
– равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
– доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны.
Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах.
Немного истории: цветом исцеляли в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей. В Древнем Китае больному (в соответствии с его заболеванием – психическим или соматическим) прописывали носить одежду определенного цвета или находиться в комнате, где стены окрашены или завешены материей нужного оттенка.
Воздействие цвета на психику и тело человека не переставало быть актуальной темой и позже. Так, Иоганн Гете, очень интересовавшийся этим вопросом, сделал следующее наблюдение: “Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, они печалят нас или радуют”.
Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: “Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры”. Американский психолог Джекоб Либерман, целых тридцать лет занимавшийся изучением воздействия света и цветовых лучей на организм человека, пришел к выводу о том, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!
В настоящее же время сложилась целая научная теория, рассказывающая о том, как именно цвет действует на психофизиологическое состояние человека.
Сегодня во многих вальдорфских школах цвет применяют на каждой стадии развития детей. Например, в качестве методики на уроках для маленьких детей используют яркие и теплые тона, а для обучения старших применяются холодные тона.
Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор – на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков – от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.
Погружаешься в цвет, как в глубины моря, отдаешься его вибрациям, словно морским волнам, купаешься в цвете, впитываешь цвет, наполняешься цветом и только тогда начинаешь ощущать, что же такое цвет. Цвет — это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.
Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.
Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели.
Цель. Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.
1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.
2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.
3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.
5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.
6. Развивать коммуникативные способности.
7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.
Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей и сохранение психологического здоровья детей.
Развивающая деятельность, организованная по методу цветотерапии, будет способствовать коррекции психологического развития дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, если:
– создана концепция сохранения психологического здоровья дошкольников, важнейшим положением которой является необходимость расширения психологического образования, являющееся одним из принципов успешного развития, воспитания и образования дошкольников;
– выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на сохранение психологического здоровья детей;
– определены содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.
– Теоретический анализ специальной, справочной литературы по проблеме исследования;
– Прямое и косвенное наблюдение;
– Диагностические методы (тестирование, экспертная оценка);
– Праксиметрические (анализ продуктов деятельности);
– Организация игровых занятий с последующей обработкой полученных результатов.
Проблемная ситуация и сследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровье сберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».
Содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
Ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
Принцип прогностичности предполагает формирование повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений, а также некоторые каждодневные действия по отношению к другим людям, умение сдерживать свои желания и эмоции, если они наносят вред другим.
Знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.
Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой.
Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы. Предполагает побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом. Постановка задач НОД должна служить цели развития мотива деятельности детей как осмысленного побуждения для определённых действий.
7. Принцип продуктивной обработки информации.
Создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки полученной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную педагогом; включение в НОД заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную, но в своём индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изо – деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений.
8. Принцип динамичности восприятия.
Предполагает включение в ООД, игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, корригирующих отклонения в его характеристиках.
Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
Материалы и инструменты:
1. Обеспечение организационных условий (разработка содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, представление опыта педагогам ДОУ города).
3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, заинтересованность специалистов сопровождения).
4. Обеспечение научно – методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).
5. Обеспечение рефлексивного пространства для педагогов, принимающих участие в проекте (создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам сохранения психологического здоровья детей с ОВЗ).
6. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, кабинета педагога-психолога).
Цветотерапия: Как цвета влияют на школьника
Организм человека устроен так, что он способен видеть мир в цвете. Так уж вышло, что цвета окружают нас повсюду, и уже в древности люди начали замечать, что каждый цвет влияет на человека определенным образом. Именно тогда и зародилась наука, которая называется цветотерапия.
Если не вдаваться в научные определения, то простыми словами цветотерапия – это нетрадиционный метод лечения человека путем воздействия на него различными цветами. Зародился он еще в древней Греции. Данный метод лечения также применялся в Китае, Египте, Индии и Персии. Цветотерапия может вылечить как физические заболевания, так и психические расстройства. Кроме того, цветотерапия способна повлиять на нашу продуктивность и эмоциональное состояние.
Чтобы научиться использовать цвета в свою пользу, для начала стоит разобраться, какие цвета и как на нас воздействуют. Всем уже давно известно, что цвета разделяют на две основные группы: цвета теплой гаммы и, соответственно, цвета холодной гаммы.
Теплую гамму составляют: желтый, красный, коричневый, оранжевый и все их оттенки. Данные цвета создают у тех, кто на них смотрит или же носит, ощущение расслабленности, комфорта и уюта.
Холодную гамму составляют все оттенки голубого, синего, зеленого, серого, фиолетового. Эти тона заставляют нас чувствовать себя более собранными. Мало кто знает, но именно с этим и связана подборка цвета для школьной формы.
Каждый цвет что-то за собой несет, он может повлиять на настрой человека и его душевное состояние на весь день. Конечно, существует огромное количество цветов, их оттенков, и описать их в одной статье будет весьма затруднительно, но мы затронем цвета, которые считаются основными, а основными цветами принято считать красный, зеленый и синий. Почему же именно они основные? Это связано с тем, что при смешивании этих трех цветов можно получить все остальные цвета и оттенки.
В психологии принято считать, что красный цвет символизирует энергию и уверенность в своих силах, готовность к решительным действиям. Зеленый же наоборот воспринимается как цвет, который может успокоить и расслабить человека. Ну а синий цвет характеризует спокойных, в меру уверенных в себе людей, стремящихся к мирным способам решения проблем.
Итак, мы выяснили, что цвета, принадлежащие к холодной гамме, влияют на нашу продуктивность и собранность, а цвета теплой гаммы могут поднять нам настроение и в то же время создать для нас, при необходимости, ощущение комфорта и расслабленности. Надеюсь, что эта статья помогла вам разобраться с тем, как цвета могут повлиять на вас.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/05/proekt-mir-v-tsvete-vosstanovlenie-rebenka-posredstvom-tsvetoterapii
http://vk.com/@-130153402-cvetoterapiya-kak-cveta-vliyaut-na-shkolnika