Урок культура раннего возрождения в италии. В чем проявилась новизна учения о человеке? Скульптура раннего Возрождения
Содержание
- 1 Урок культура раннего возрождения в италии. В чем проявилась новизна учения о человеке? Скульптура раннего Возрождения
- 1.1 Урок культура раннего возрождения в италии. В чем проявилась новизна учения о человеке? Скульптура раннего Возрождения
- 1.2 Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии. план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
- 1.3 Скачать:
- 1.4 Предварительный просмотр:
- 1.5 Урок культура раннего возрождения в италии. В чем проявилась новизна учения о человеке? Скульптура раннего Возрождения
Урок культура раннего возрождения в италии. В чем проявилась новизна учения о человеке? Скульптура раннего Возрождения
В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях. Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны.
В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.
С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому банкиров Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекаются писатели, поэты, ученые, архитекторы и художники. Начинается век медицейской культуры. Первые признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в период кватроченто.
Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека; в XV в. итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве треченто.
В формировании светской культуры кватроченто огромную роль сыграла античность. XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения.
В XV вв. итальянская скульптура переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий; художественные конкурсы приобретали характер широких общественных мероприятий. Событием, которое открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г. конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера — Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455). Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425—1452 гг.), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают выразительностью живописные картины. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры. Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386—1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери своей мастерской, и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) — юноша-воин со щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).
В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения.
Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти — нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII—XVIII вв.
Второе поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400—1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525).
Огромная роль, которую в архитектуре раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо. Брунеллески и Донателло переживали творческий расцвет, когда родился Мазаччо. По словам Вазари, «Мазаччо стремился изображать фигуры с большой живостью и величайшей непосредственностью наподобие действительности». Мазаччо умер молодым, не дожив до 27 лет, и всё же успел сделать в живописи столько нового, сколько иному мастеру не удавалось за всю жизнь.
Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401 — 1428), родился в местечке Сан-Вальдарно близ Флоренции, куда он юношей уехал учиться живописи. Существовало предположение, что его учителем был Мазолино де Паникале, с которым он затем сотрудничал; сейчас оно отвергнуто исследователями. Мазаччо работал во Флоренции, Пизе и Риме. Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица» (1427—1428), созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, которая построена в форме ренессансной арочной ниши. На росписи представлены распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя. Их осеняет образ Бога-Отца. На переднем плане фрески запечатлены коленопреклонённые заказчики, как бы находящиеся в самом помещении церкви. Расположенное в нижней части фрески изображение саркофага, на котором лежит скелет Адама. Надпись над саркофагом содержит традиционное средневековое изречение: «Я был таким когда-то, как вы, и вы будете такими, как я».
До 50-х гг. XX в. это произведение Мазаччо в глазах любителей искусства и учёных отступало на второй план перед его знаменитым циклом росписей капеллы Бранкаччи. После того как в 1952 г. фреска была перенесена на прежнее место в храме, промыта, отреставрирована, когда была обнаружена её нижняя часть с саркофагом, «Троица» привлекла к себе пристальное внимание исследователей и любителей искусства. Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях. Величавая отрешённость образов сочетается здесь с не виданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объёмностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери. В те же годы Мазаччо (в содружестве с Мазолино) создал в церкви Санта — Мария дель Кармине росписи капеллы Бранкаччи, названные так по имени богатого флорентийского заказчика.
Перед живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нём мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фигур связать с природным или архитектурным фоном. Мазаччо не только успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внутреннее напряжение и психологическую глубину образов.
Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо со статиром» рассказывает, как у ворот города Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на поддержание храма. Христос повелел апостолу Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и извлечь из неё статир. Слева на втором плане зритель видит эту сцену. Справа Пётр вручает деньги сборщику. Таким образом, композиция соединяет три разновременных эпизода, в которых трижды предстаёт апостол. В новаторской по существу живописи Мазаччо этот приём — запоздалая дань средневековой традиции изобразительного рассказа, от него в то время уже отказались многие мастера и более столетия назад сам Джотто. Но это не нарушает впечатления смелой новизны, которой отличаются весь образный строй росписи, её драматургия, жизненно убедительные, чуть грубоватые герои. Иногда в выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своё время. Вот фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» в той же капелле Бранкаччи. Зритель верит тому, что Адама и Еву, нарушивших Божественный запрет, ангел с мечом в руках действительно изгоняет из рая. Главное здесь — не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта. В августе 1428 г. Мазаччо уехал в Рим, не закончив росписи, и вскоре внезапно умер. Капелла Бранкаччи стала местом паломничества живописцев, перенимавших приёмы Мазаччо. Однако многое в творческом; наследии Мазаччо сумели оценить лишь следующие поколения. В творчестве его современника Паоло Уччелло (1397—1475), принадлежавшего к поколению мастеров, работавших после смерти Мазаччо, тяга к нарядной сказочности приобретала подчас наивный оттенок. Эта особенность творческого стиля художника стала его своеобразной визитной карточкой. Прелестна его ранняя маленькая картина «Святой Георгий». Решительно шагает на двух ногах зелёный дракон с винтообразным хвостом и узорчатыми крыльями, словно вырезанными из жести. Он не страшен, а забавен. Сам художник, вероятно, улыбался, создавая эту картину. Но в творчестве Уччелло своенравная фантазия сочеталась со страстью изучения перспективы. Эксперименты, чертежи, зарисовки, которым он посвящал бессонные ночи, Вазари описывал как чудачества. Между тем в историю живописи Паоло Уччелло вошёл как один из тех живописцев, кто впервые стал применять в своих полотнах приём линейной перспективы. В молодости Уччелло работал в мастерской Гиберти, затем выполнял мозаики для собора Сан-Марко в Венеции, а вернувшись во Флоренцию, познакомился с росписями Мазаччо в капелле Бранкаччи, оказавшими на него огромное влияние. Увлечение перспективой отразилось в первом произведении Уччелло — написанном им в 1436 г. портрете английского кондотьера Джона Хоквуда, известного итальянцам как Джованни Акуто. Огромная монохромная (одноцветная) фреска изображает не живого человека, а его конную статую, на которую зритель смотрит снизу вверх. Смелые искания Уччелло нашли выражение в трёх его известных картинах, заказанных Козимо Медичи и посвящённых битве двух флорентийских полководцев с войсками Сиены при Сан-Романо. В удивительных картинах Уччелло на фоне игрушечного пейзажа сошлись в ожесточённой схватке всадники, и воины перемешались копья, щиты, древки знамён. И, тем не менее, сражение выглядит условной, застывшей на редкость красивой, поблёскивающей золотом декорацией с фигурами коней красного, розового и даже голубого цвета.
Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Урок истории в 7 классе » Культура раннего Возрождения в Италии».
План изучения темы:
1. Связь Возрождения и Античности.
3 Особенности культуры раннего Возрождения.
4.Искусство раннего Возрождения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Культура раннего Возрождения в Италии.
Образовательная: ученик сможет раскрыть понятие «культура раннего Возрождения», «гуманисты»; назвать страну, где она зародилась и причины зарождения новой культуры, основных культурных деятелей этого периода; определить основные особенности культуры раннего Возрождения.
Развивающая : продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
План изучения темы:
1. Связь Возрождения и Античности.
3 Особенности культуры раннего Возрождения .
4.Искусство раннего Возрождения.
- Организационный момент
- Проверка готовности школьников к учебному занятию.
- Организация внимания учащихся.
II Тема и постановка цели урока
— Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением?
— Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ.
Демонстрация античных памятников
— Что вы можете сказать об эти произведения искусства
(античные, изображен человек, красота, сила, уверенность)
-Рассмотрите иллюстрации в учебнике до …. найдите такие же прекрасные изображения человека? (их нет)
-Почему нет? Что происходит? (Римская империя была завоевана варварами и люди забыли античную культуру)
-Пролистайте учебник дальше (снова появляются прекрасные изображения человека )
— Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек)
Начиная с 14 века, в богатых городах Италии появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали древнегреческую культуру идеалом, когда процветали науки и искусство, а люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость. И вот теперь любители мудрости хотели возродить ее, и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения — средними веками. Но интерес к древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!
3. Изучение нового. В чем особенность новой культуры?
1. Поработайте с текстом, сравните представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения
Вопросы для сравнения
Культура раннего Возрождения Италии.
Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои знания они называли – «познание божественного».
С 14 века новые ученые (они назывались «любители мудрости») стали изучать не только Библию и труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа. Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни. Они стали называть себя гуманистами (с лат. humanus – человеческий).
В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться, прятать от чужих глаз.
Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни. Как человек может достичь совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь помогает активным людям. Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.
В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты будили интерес современников не к святым, а к реальным людям. Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты.
В феодальном обществе «благородными », то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы.
В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность . Росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством. Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям.
— Беседа по вопросам таблицы
-Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).
2.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)
Слайд 1. Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.
Работа над отрывком сонета Петрарки (работа в парах)
Тема: любовь. Образ: земная женщина. Основная мысль: любовь — это счастье и страдание.
Слайд 2 . Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.
Слайд 3. В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из разных сословий.
Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение Венеры», …Мадонны
Задание . Посмотрите на произведения Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем ?
(античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны — задумчивое выражение лица с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.
IV. Закрепление изученного на уроке .
Работа в группах (главный в группе распределяет задания, чтобы каждый в группе имел возможность принять участие при ответе) .
В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается ряд наставлений современникам:
— Кто слишком долго спит-теряет время.
— Помни, что время упущенное нельзя вернуть.
— Будь тщательным и бережливым во всех своих делах.
-Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха.
— Всегда трудись, чтобы получить выгоду.
1. Какую цель жизни автор считает главной?
2. Какими способами он предлагает ее добиться?
Во Флоренции в 14-15 вв. торговлю сукном считали благородным занятием, а богатого купца считали «синьором», т. е. обращались к нему, как к дворянину.
Подумайте, чем отличалось новое понимание благородства от рыцарского?
1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти ?
-«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».
-«Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, — мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».
-«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».
Ответьте только «да» или «нет» на следующие утверждения:
- Эпоха Возрождения началась в 15 веке.
- Новая культура огромное внимание уделяла человеку, проявляла интерес к жизни и природе.
- Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям.
- Франческо Петрарка был знаменитым художником раннего Возрождения.
- Донателло был увенчан званием лучшего поэта Италии и лавровым венком.
- Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.
-Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?
Урок культура раннего возрождения в италии. В чем проявилась новизна учения о человеке? Скульптура раннего Возрождения
Цели: — выяснить причины подъёма культуры в Италии в XIV веке;
— обеспечить усвоение нового понятия « культура Возрождения»
— познакомиться с гуманистами и их взглядами;
— развивать умение работать с учебником и находить нужную информацию;
— развивать умение рассуждать, высказываться, делать умозаключения.
— воспитывать интерес к изучению культуры других народов;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, презентация, тесты, задания на карточках.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
Тестирование по теме: « Средневековая литература и искусство»
1. Как назывались поэты-певцы, которые проявились в Провансе в XI веке?
2. Что не воспевали в своих стихах поэты-певцы?
А) справедливую и богатую жизнь
Б) образ идеального рыцаря
В) служение Прекрасной даме, Мадонне
3. Как назывались рыцарские поэты, которые появились в Северной Франции. Италии. Испании, Германии?
4. В средневековых романах отражались:
А) древние легенды и поверья
Б) взгляды древних мыслителей
В) легенды о короле Артуре, беззаветная любовь и судьба Тристана Изольды
5. Любимым жанром городской литературы был
Б) рассказы в стихах и басни на бытовые темы
6. Самым великим поэтом Средневековья был:
А) Франциск Виньонн
В) Данте Алигьери
7. В « Божественной комедии» автор описывает путешествие в:
А) Рим и встречу с папой
Б) загробное царство
В) на небеса и разговор с Богом
8. Романский стиль характеризовался:
А) массивные здания с гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором
Б) низкие здания с большим количеством полукруглых окон
В) лёгкие здания с большим количеством просторных и высоких зданий
9. Художники средневековья стремились:
А) прославить красоту человеческого тела
Б) раскрыть богатый мир человеческой души, мысли, чувств.
В) писать портреты святых
10. Главной фигурой декора в храме, в монастырской келье, в спальне мирян было изображение:
Б) любого святого
В) распятие Иисуса Христа
11. Средневековая живопись была представлена:
А) витражами и книжными миниатюрами
Б) фресками и мозаиками
( проверить, какие ошибки допустили учащиеся при решении тестового задания)
— Но вам ещё было задано письменно ответить на вопрос в учебнике или представить, что вы путешествуете с Данте по одной из части загробного мира.
— Вот мы проверили с вами, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему
3. Сообщение темы и целей урока.
— Начиная с XIV века культура Италии получает новый импульс в своём развитии. Этот период называют культурой Возрождения, как вы думаете, почему?
— Чем могло быть вызвано появление новой культуры? Об этом мы и будем с вами говорить сегодня на уроке.
— Запишите тему урока в тетрадь.
— Какие цели мы для себя поставим сегодня на уроке при изучение данной темы?
( сл. 2) Изучать новый материал мы будем по такому плану:
« Любители мудрости» и возрождение античного наследия.
Новое учение о человеке.
Воспитание нового человека.
Первые гуманисты.
Искусство раннего Возрождения.
— Задание на урок:
( сл. 3) — Мне бы очень хотелось, чтобы на протяжении нашего урока вы подумали вот над каким вопросом: « Почему именно Италия стала родиной появления новой эпохи – эпохи Возрождения»
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
— Как уже говорили, в середине XIV века в Италии зарождается новая культура — культура Возрождения, которая распространится затем по всей Западной Европе. Эпоха Возрождения, когда развивалась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.
— Как вы думаете, почему возникла эта культура? Какие причины способствовали её появлению? ( ответы детей)
– Давайте обобщим ваши предположения и запишем в тетради причины появления эпохи Возрождения:
1) Расцвет итальянских городов
2) Развитие торговли и ремесла
3) Развитие в городах образования
4) Стремление горожан узнать больше
1. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия.
— Переходим к изучению первого вопроса.
— Какие цели вы для себя поставите?
В XIV веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они преклонялись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда процветали науки и искусство, люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную латынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с христианской верой.
( сл. 6) Свое время «любители мудрости» назвали эпохой Возрождения.
Возрождение или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.
( сл. 7) Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.
— А как вы думаете, почему людей называли « Любителями мудрости»?
— Что они должны были изучать, чтобы их так стали называть?
( изучали латинский и греческий языки, разыскивали античные статуи и рукописи, переписывали и изучали произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и деньги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.)
— Как вы думаете, люди каких профессий могли попасть в число « любителей мудрости»? ( Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адвокат и чиновник)
— собравшись вместе, они увлеченно обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.
— «Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории.
— Как вы думаете, они были правы? Почему вы так считаете?
( Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, готические соборы, философия Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, храмы Акрополя и философия греков) .
— Можем ли мы сказать, что античное искусство было хуже , чем новая?
( Они не лучше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести — античность
— Мы с вами выяснили, кто такие « люди мудрости», а теперь познакомимся с новым учением о человеке.
2) самостоятельная работа по учебнику:
— Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с новым учение о человеке, а потом я задам вам несколько вопросов, чтобы проверить, как внимательно вы читала этот материал.
— Давайте проверим, как вы поняли прочитанный материал.
— Каково второе название « любителей мудрости» ? ( гуманисты)
( сл. 8) – запишем определение
Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;
— Каким было отношение гуманистов к человеку? ( они считали, что человек – это лучшее и главное творение Бога).
— Каким способом человек может достичь звёзд и победить судьбу? ( усилием воли и трудом)
— Что послужит человеку наградой за его старание, труды и упорство? ( слава современников)
— Какой человек был идеалом для гуманистов? ( « универсальный человек», который достиг совершенства во всём)
3) рассказ учителя:
3. Воспитание нового человека.
— Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозяином своей судьбы. Господь предоставляет людям выбор и помощь, и только от человека зависит, возвысится ли он до существа почти божественного или упадет ниже скотов.
— Природные способности подобны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух.
— Давайте вспомним, кого в феодальном обществе считали « благородным»?
( у кого были знатные предки. )
— Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой человек может добиться величия и славы.
— Если бы вы сейчас оказались в Средних веках, то вас бы можно было назвать гуманными?
4. Первые гуманисты.
( сл. 9) Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Петрарку (1304—1374). Против воли отца Петрарка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консервативных и более практичных родителей.
-( сл. 10) Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вершин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чувства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.
— Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не абсолютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказаться от свободы размышлять и от собственного мнения.
— За годы жизни в Воклюзе Петрарка приобрел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Европа.
( сл. 11) Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные государи Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торжественной церемонии в Риме Петрарка был увенчан лавровым венком и титулом короля поэтов.
( сл. 12) Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313— 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.
— Благодаря Петрарке, Боккаччо и их последователям авторитет гуманистов необыкновенно возрос. Знатоков античной словесности приглашали читать лекции в университеты, назначали на высокие должности в управлении городов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.
— В XV веке центрами культуры раннего Возрождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов распространялись в другие страны Европы.
5. Искусство раннего Возрождения.
( сл. 13) Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения проникнуты идеалами гуманизма.
— Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получает живописный и скульптурный портрет — индивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из разных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.
— Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объема. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.
— ( сл. 14) Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро Боттичелли (1445—1510).
( сл. 15-16) Самые известные картины мастера — «Весна» и «Рождение Венеры», которые исполнены наивной безмятежности, пленяют нежностью и изяществом.
( сл. 17) Менялась архитектура итальянских городов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы — палаццо, загородные виллы, купеческие особняки, университеты, госпитали. Эти строения комфортабельны, созданы для удобства человека.
В эпоху Возрождения художники и архитекторы стали пользоваться огромным уважением.
Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, короли и правители городов Италии.
5. Подведём итог урока.
— Вспомните, какие цели вы поставили перед собой в начале урока. Вы их достигли?
— Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения.
2. Её родиной считается Греция.
3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости»
4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а средневековье – «золотым веком»
5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм.
6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы.
7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку.
8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон»
9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро Боттиччели.
Источники:
http://www.sites.google.com/site/vozrozdenievitalii/home/rannee-vozrozdenie
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/12/16/urok-istorii-srednikh-vekov-v-6-klasse-kultura-rannego
http://razrabotky.ru/load/6_klass/istorija/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_istorii_po_teme_kultura_rannego_vozrozhdenija_v_italii/62-1-0-2298