9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успенский, николай васильевич. Николай успенский и его судьба

Успенский, николай васильевич. Николай успенский и его судьба

Успенский Николай Васильевич (май 1837— 21.10 [2.11].1889), писатель. Родился в с. Ступино, ныне Ефремовского р-на Тульской обл., в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико-хирургической академии, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Первые 2 очерка «Из простонародного быта» опубликованы в 1857 в журнале «Сын Отечества». В 1861 Успенский — постоянный сотрудник журнала «Современник», после разрыва с которым преподавал русский язык и словесность в Яснополянской школе (1862), в уездных училищах и гимназиях. С сер. 70-х вел бродяжническую жизнь.

В своих рассказах и очерках изображал люмпен-пролетарские слои русского крестьянства. Успенский первым в русской литературе резко критически отметил их духовную неразвитость и рутинность мышления («Старуха», «На пути», «Змей», «Хорошее житье», «Обоз», «Колдунья»). Обличительные тенденции характерны также для пореформенных очерков Успенского о деревне, о земских учреждениях, о духовенстве, о судьбах разночинной интеллигенции («Юрская формация», «Следствие», «Федор Петрович», «Егорка-пастух», «В земской управе»). Трезвый реализм Успенского не был поддержан нигилистической критикой, что способствовало углублению его творческого кризиса и прекращению литературной деятельности в последние годы жизни.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Николай Васильевич Успенский (1837—1889). Родился в семье священника. Учился в тульской духовной семинарии. Но предначертанную ему родителями духовную карьеру резко изменил. В духе веяний нового времени поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, затем перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета. С 1858 по 1862 г. Успенский постоянный сотрудник «Современника». Большую славу принес ему сборник рассказов о крестьянской жизни. В разработке крестьянской, народной темы в «школе беллетристов» он оказался самой «программной» фигурой.

Чернышевский в оценке этого писателя допускал некоторые преувеличения, но того, что Успенский поистине был очень талантлив, отрицать нельзя.

Самая плодотворная творческая пора Успенского падает на период тесного общения с «Современником». Здесь публиковались его лучшие рассказы: «Поросенок», «Хорошее житье», «Грушка и Змей», «Ночь под светлый день», «Сельская аптека», «Деревенская газета», «Вечер», «Обоз», «Брусилов», «Зимний вечер», «Из дневника неизвестного». А затем — в «Искре»: «Студент», «Работница».

Рассказы вышли отдельным сборником в двух частях в 1861 г. Чернышевский отозвался на него статьей «Не начало ли перемены?».

О какой «перемене» шла речь? О «перемене» после чего? Известно, что зачинателями крестьянской темы в 40-х годах были Д. В. Григорович и И. С. Тургенев. Цель их была возбудить симпатии к народу. В 60-годы этого мало. Достоинство рассказов Успенского в том, что в них нет «никакой тенденции»: «Он пишет о народе правду без всяких прикрас». В духе некрасовского стихотворения «Блажен незлобивый поэт», Чернышевский говорит: «. в суровых ваших словах слышится любовь к нему» и «они полезны для него, гораздо полезнее всяких похвал» 1.

Народ живет по правилу «так заведено». Но не будем торопиться обвинять народ: вероятно, были какие-то причины, которые принуждали его следовать этому правилу. Дюжинные, бесцветные, крестьянские типы выводил в рассказах Успенский. Их склонность к «гуртовому способу суждений», способность забывать обиду и даже выражать благодарность, когда хозяин обсчи-

1. Эту мысль развивал позднее В. И. Ленин. У Чернышевского В. И. Ленин находил в незаконченном романе «Пролог» еще более резкие слова: «. жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы» — и делал заключение: «. по нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах. » (см. статью «О национальной гордости великороссов» (1914)// Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.26. С.107)

тывает,— все это результат многовековой рабской жизни, все это имеет длинную историю.

Чернышевский делал революционные выводы из рассказов Успенского. Во-первых, не следует по этим приниженным людям, которых изображает Успенский, судить обо всем русском народе, о том, к чему он способен, чего он хочет и чего достоин: «Но их изучение все-таки важно, потому что они составляют массу простонародья (. ) инициатива не от них; но должно знать их свойства, чтобы знать, какими побуждениями может действовать на них инициатива». Во-вторых, совершенно не исключено, что рутина в мыслях этих представителей народа не будет их вечным уделом. Может наступить время энергических усилий, отважных решений, когда народ поймет, что дурное происходит «только по его собственной вине» и для улучшения жизни нужно лишь желание «изменить свою судьбу» 1.

Начало «перемены» в изображении народа в том, что Успенский не умиляется мужиком, не идеализирует его, а считает мужиков «за людей, одинаковых с собою», «о которых можно говорить откровенно все, что замечаешь в них». Рассказы Успенского не простое собрание курьезов из народной жизни, а критика власти темноты, суеверий, покорности, которые мешают народу распрямить спину.

Для анализа Чернышевский особенно выделил очерк «Обоз». В нем удручающее впечатление производит полная неспособность крестьян и даже нежелание их вникнуть в расчеты с хозяином постоялого двора, который явно их обманывает, прибаутками, шуточками отвлекает от дела. Они знают, что хозяева всегда плутуют, но за всеми не уследишь, их никогда не переспоришь. Успенский вспоминал, что Д. В. Григорович никак не мог понять: «что же тут интересного?», «что это за сюжет!». Ну, едут себе мужики, и едут. Я тут ничего не понимаю». «Время показало, однако, как глубоко заблуждался Дмитрий Васильевич. Мой «Обоз» стяжал мне неувядаемую славу знатока народного быта» 2 . Заметим попутно: «Обоз» читался на сцене Малого театра П. М. Садовским, его ставили как драматическую пьесу в Александринском театре во время бенефиса П. В. Васильева.

Но разве дело только в том, что от «Обоза» создается удручающее впечатление? «Квасные патриоты» тут могут покуражиться или похвалить автора за «неподдельный юмор». Но суть дела — в правде, в ее силе. Любая косность может быть преодолена: следует только дать «нужное направление» «искусной и сильной рукой» — и народная энергия пробудится. В период революции быстро навёрстывается ранее потерянное. Обманывая цензуру, Чернышевский писал: «Если вожжи схвачены такою рукой, лошадь в пять минут своей горячности передвинет вас (и себя,

1. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1950. Т.7. С.884.

Читать еще:  Душевные и трогательные поздравления с рождением внука дедушке. Как поздравить бабушку и дедушку с рождением внука? Красивые поздравления с рождением внука в стихах и прозе

2. Успенский Н. В. Из прошлого. Воспоминания. С.100—101.

разумеется) так далеко вперед, что в целый час не подвинуться бы на такое пространство мерным, тихим шагом» 1. Для отвода глаз цензуре Чернышевский приводил пример подъема народного духа в Отечественную войну 1812 года. На самом же деле речь шла о современной революционной ситуации в стране, о реформе, о народе и его демократическом авангарде.

Такой способ трактовки можно применить и к другим рассказам. Под забитостью народа таится подлинное благородство его чувств, под смешением представлений — четкое понимание своих интересов. Пореформенная кутерьма не может сбить крестьянина с толку — он знает, где истина и где ложь. С кем бы крестьянин ни сталкивался: с помещиком, купцом, чиновником, подрядчиком — везде Успенский дает почувствовать, что правда за народом. Автор сообщает об этом читателю общей интонацией повествования, скрытой иронией, прямым укором.

К царской реформе 1861 года он относился резко отрицательно, называя ее «вздором».

Автор прибегает к приемам тонкой словесной живописи, к искусству компоновки материала. Язык у него мощный, богатый, экспрессивно выразительный. В рассказе «Старуха» крестьянка из села Горемыкино рассказывает на постоялом дворе купцу страшную историю из своей жизни о том, как два ее сына были призваны в солдаты, делится своим горем. Праздно зевающий купец бестолково поддакивает ей и только травит душу бесцеремонными расспросами, и, наконец, засыпает. Ему и дела нет до страданий старухи. А она его жалеет: «касатик», «желанный мой», «вестимо, намаялся, сердечный» 2.

Успенский мастерски помогает высказаться своим отрицательным героям (этому учил Некрасов: «Украшают тебя добродетели. »). Глумится целовальник над мужиками-простаками, оставаясь всегда в выигрыше. Всем он нужен, все ему должны. Мужик, и правда, глуп, «так заведено», кудели от жены пропивает, все к целовальнику несет. Дубовое бревно, которое испокон веку лежало посреди деревни, и мужики любили сиживать на нем и калякать, вдруг взяли и пропили. Циничные признания развеселого кабатчика-обиралы о том, как он может «окрутить» самое головоломное дело, умеет всякого «в аккурате» «упоштовать» и с начальством в круговой поруке состоит 3.

Пресловутый крестьянский «мир», сходка, общинный «лад» чистая фикция — убеждает читателя автор очерков. Тут часто

1. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 882.

2. Так, позднее и у Чехова извозчик Иона Потапов будет поверять свою «тоску» — у него умер сын — случайным седокам, и только лошаденка в стойле готова понять его: «Иона увлекается и рассказывает ей все. » («Тоска»),

3. По художественной выразительности эти открытия Успенского на одном уровне со знаменитыми признаниями подьячего Порфирия Петровича в щедринских «Губернских очерках» и упреждают столь же знаменательные признания «язвы»-приобретателя Прохора Порфирыча в «Нравах Растеряевой улицы» Глеба Успенского.

и правого, и виноватого так плетью отходят, что только ступай да почесывай спину. Царит разбойничье разорение посреди белого дня. Мужик мужику враг. Приговоры мира бывают нелепы и жестоки: так, Фадеича наказали за то, что вопреки общему уговору вышел пахать на день раньше, соху отняли и пропили ее в кабаке, а самого заставили плясать. Он же в кураже и потники, и передок от телеги пропивает. «Мир только и думает о том, кого бы «взгреть».

Но не всегда причина видна как на ладони. В рассказе с жалостливым названием «Бобыль» выведен бездельник, говорун, мастер пожить на чужой счет. Везде он поспевает, следит, где бы подцепить даровой хлеб. Такие бесхозные не сеют, не жнут, а только зернышки клюют. На селе всегда они чудаки, перекурщики, балагуры, которым грош цена, к ним всегда относятся с презрением: они бобыли по своей воле.

Обличение либерализма, показной филантропии господ по отношению к крестьянам, дикость пореформенных нравов также в поле зрения Успенского. Никаких обольщений от ласкового напева нынешних барских речей. У Успенского есть свои образы, подобные слепцовскому Щетинину.

Особенно много казусов порождали крестьянские потравы на барских посевах. Теперь такие дела пресекались особенно строго. Просвещенный помещик Захар Ильич ведет иудушкины речи с мужиком, виновато стоящим перед ним без шапки: «Не могу, друг мой!», «Ты очень хорошо знаешь, что теперь эмансипация, другими словами, общая равноправность! Ты со мной можешь поступать точно так же, как и я. Зайдет моя скотина к тебе на огород, бери ее, назначай и с меня штраф: в этом-то и заключается гарантия неприкосновенности имущества каждого из нас, в этом-то и весь прогресс!» Мужик по-старому упал в ноги: бывало, выпорют — и дело с концом. А теперь — канитель и жалкие слова. Что делать, «дома есть нечего». Успенский обличает барский либерализм, его лицемерие с еще большим сарказмом, чем Слепцов.

Высмеивает Успенский благодеяния господ в рассказах «Сельская аптека», «Деревенская газета», «Деревенский театр». Писатель в совершенно «современниковском» духе люто ненавидит либералов. Он судит мужика судом либерального оболванивания, которому народ доверчиво поддается. Успенский делает это неспроста,— он знал, как сам Герцен, автор статьи «Очень опасно. », не понимал лицемерия либерального обличительства и боялся, что демократы своей непримиримостью «ослабляют фронт прогресса». А о В. П. Боткине и говорить было нечего. Он сам от Боткина слышал в Риме в 1861 г.: «Новые положения, недавно объявленные правительством,— превосходны, и пусть ваш мужик околеет, если не воспользуется этими положениями. » 1. В таких

1. Из письма Н. В. Успенского к К. К. Случевскому// Щукинский сборник М., 1907. Вып.7. С.ЗЗО.

условиях непримиримость Успенского приобретала высокий, принципиальный характер.

По ряду обстоятельств Успенский ослабил связи с «Современником», и это повлияло на его творчество. Тяжелые условия обострили его болезненное восприятие жизни, и он покончил самоубийством. Но его рассказы не имеют мрачного колорита. Чернышевский высветил внутреннее их содержание, крайне нужное всей русской литературе. Особого внимания заслуживает его поздний рассказ «Егорка-пастух» (1871), естественно, не попавший в сборник, о котором писал Чернышевский. А рассказ вносит нечто принципиально новое в оптимизм творчества Успенского.

Пастух Егорка имеет свое человеческое достоинство. Он вместе с Парашей борется против насильственного определения их судьбы, мстит своим притеснителям. Писатель видел в народе не только забитость, но и зарождение социального протеста, рост личности, бунтарского духа.

В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989, с. 129-133.

Николай Успенский и его судьба

Во всей русской литературе XIX века нет писателя с более трагической судьбой. Его произведения и в XX веке переиздавались периодичностью раз в двадцать лет, а в университетских учебниках (про школьные никто и не говорит) его имя в лучшем случае только упоминают. А ведь без этого автора литературная картина XIX, да и XX века будет явно неполной.

Читать еще:  Какой цвет хорошо сочетается с красным. Цветовой круг сочетания цветов: основной принцип использования. Как влияет розовый цвет на людей

Николай Успенский был двоюродным братом писателя Глеба Успенского, к которому он, ввиду неудачливой личной и творческой жизни, относился с завистью и раздражением. Родился Николай в селе Ступино Чернского уезда Тульской губернии в 1837 (по другим данным – в 1834) году в многодетной и полунищей семье сельского священника.

Его отец, Василий, обладал в высшей степени неуживчивым характером, из-за которого вынужден был странствовать по деревням и сёлам, меняя приход за приходом. Характер отца в какой-то мере передался и Николаю, который не получил систематического образования, недоучившись в семинарии и Петербургской медико-хирургической академии. Николай не продержался там и года: в какой-то момент у него просто сдали нервы. В приступе злости Николай изрезал на куски руку трупа, выданную ему для препарирования, изломал инструменты, разбросал их по палате и ушёл, за что тут же с позором был изгнан из академии.

От нищеты Николая Успенского спасла только его литературная деятельность, начатая им в 1858 году, в пору своего недолгого студенчества, с публикации двух рассказов («Старуха» и «Поросёнок») в еженедельном журнале «Сын отечества». Третий рассказ, «Хорошее житьё», он отнёс было туда же, но там решили, что язык рассказа слишком народен и непонятен для публики. И Успенский, набравшись смелости, явился с рассказом к Н. А. Некрасову в «Современник».

И вот тут-то и началась самая светлая пора его жизни и творчества. Рассказы своего протеже Некрасов распорядился печатать самым крупным шрифтом на первых страницах ближайшего издания журнала. Автору платили вполне приличный гонорар, а через год даже заключили контракт с условием, чтобы он сотрудничал только с «Современником».

С этой поры каждый новый рассказ Успенского немедленно шёл в печать, а через два года Николай Добролюбов уже настойчиво рекомендовал пополнить хрестоматию для юношества его рассказами. Ещё через год один из ведущих литературных критиков той поры Н. Г. Чернышевский посвятил анализу творчества двадцатичетырёхлетнего писателя большую хвалебную статью.
Первая книга Н. В. Успенского вызвала положительный отзыв Ф. М. Достоевского. Талант Успенского был также признан и поддержан и И. С. Тургеневым, и Л. Н. Толстым, и Д. В. Григоровичем – ведущими писателями той поры. Казалось бы, чего ещё желать молодому писателю?
Но Николай был не из тех людей, которые могут наслаждаться жизнью. Вернувшись из заграничной поездки, Успенский, к удивлению всех, обвинил своего старшего коллегу Некрасова в эксплуатации его таланта и потребовал платить себе такой же гонорар, который получал Лев Толстой. Никакие уговоры эффекта не возымели, и Успенского в конце концов прогнали из «Современника».

Впрочем, на этом светлая полоса жизни Николая Успенского пока не закончилась. Изобразив свой денежный конфликт с редакцией как эпизод из истории идейного размежевания писателей – либералов и аристократов, Успенский нашёл себе новых покровителей в лице И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич в том же 1862 году пригласил Николая Успенского преподавать в своей школе, да заодно и его рассказы у себя в журнале перепечатал. Однако Николай Успенский там не задержался, разругавшись и со Львом Толстым.

Тургенев безвозмездно предоставил в своём имении несколько десятин земли, чтобы Успенский спокойно себе занимался творчеством, ни о чём не тревожась. Но Николай Успенский был не таков.

Пожив сначала в Петербурге у Глеба Успенского, Николай вдруг вернулся назад в Спасское и вздумал продать выделенный ему участок земли. Уговоры Тургенева одуматься, естественно, ни к какому результату ни привели, и тому пришлось заплатить Успенскому за свою же землю.

Вот тут-то светлой полосе жизни и творчества Успенского и пришёл логический конец. «Отечественные записки» вкупе с «Современником» подвергли писателя резкой критике. За Успенским закрепились следующие эпитеты: человеконенавистник (в этическом плане), ренегат (в идеологическом) и бесталанный беллетрист с крошечным куриным миросозерцанием и крошечной куриной наблюдательностью.

Успенский поначалу не сдавался. Выдержав экзамен на звание учителя русского языка и словесности, Николай Васильевич пытался преподавать, но каждый раз срывался и в конце концов без разрешения дирекции покинул Первую московскую военную гимназию задолго до конца учебного года. Успенскому грозил трибунал – за «дезертирство» и невыплату выданных ему денежных средств, но, слава Богу, обошлось.

В 1879 году Николай Успенский женился по страстной любви на семнадцатилетней дочери священника и вновь погряз в денежных раздорах, на этот раз с тестем – из-за приданого. Через три года жена Успенского умерла, и безутешный муж, то ли от горя, то ли от безысходности, взял гармонику, чучело крокодила и горячо любимую двухлетнюю дочь, чтобы петь и плясать в трактирах. Также Николай Успенский произносил монологи за крокодила и рассказывал биографии знаменитых русских писателей.

Моральная деградация Николая Успенского шла по нарастающей. Однажды он выменял у кабатчика четвертинку водки на свою гармонь, легкомысленно пообещав, что потом её выкупит. Водку писатель выпил с мужиками, а через два дня к кабатчику пришёл полицейский. Успенский заявил, что кабатчик торгует спиртным без патента и к тому же украл его гармонь.

Кабатчик еле выпутался тогда из этой неприятной истории, благо полицейский попался дотошный, нашёл свидетелей сделки. Потом он даже попенял Успенскому: «Как же ты можешь напраслину на людей возводить?»

Но даже в это тяжёлое для себя время Николай Успенский продолжал печататься – сначала в иллюстрированных «Будильнике», «Сиянии», «Ниве», потом в ультраконсервативном «Развлечении». Но об Успенском как о писателе уже давно забыли, а если и вспоминали, то с уничижительностью.

Итог его жизни известен – в ночь на 21 октября 1889 года Николай Успенский перерезал себе горло перочинным ножом подле одного из домов Смоленского рынка, где ютился нищенствующий московский люд. Писатель был похоронен на деньги Московского университета.
Казалось бы, имя Николая Успенского, не поддержанное стоустой молвой, должно было непременно кануть в лету. Однако этого всё же не случилось. Ведь именно Николай Успенский выступил одним из родоначальников деревенской прозы, и влияние его в той или иной мере испытывали все последующие классики, писавшие в этом направлении (Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Валентин Распутин). И даже Л. Н. Толстой, возможно, противу своего желания, наследовал традиции Успенского в таких своих произведениях, как, например, пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения». Тем более он, уже после смерти Успенского, говорил о нём такие слова: «Я ставлю Николая Успенского много выше превознесённого другого Успенского, Глеба, у которого нет ни той правды, ни той художественности».

Читать еще:  Как подготовить грудь к кормлению — рекомендации. Подготовка груди к кормлению ребенка

Успенский, николай васильевич. Николай успенский и его судьба

Русский писатель Н.В. Успенский родился в 1837 году в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии. Николаю Успенскому было всего пять лет отроду, когда его отца – сельского священника, обремененного большой семьей, – перевели в приход села Шипово (ныне Становлянского района Липецкой области). С Шиповым связаны детские и юношеские годы будущего писателя-демократа. Здесь он узнал тяжелую деревенскую жизнь: пахал, сеял, убирал хлеб вместе с крестьянами, юношей ездил с парнями в ночное. В Шипове он увидел разницу между нищенской жизнью крепостных крестьян и сытой, богатой, утопающей в роскоши и праздности жизнью в помещичьем имении, научился презирать пресмыкающуюся, тунеядствующую дворню. Отсюда же отец отвозил его на лошади в Тульское духовное училище, где Успенский впервые познал «на своей шкуре» удушающий и тупой бурсацкий быт, который скрашивался только наступающими каникулами, когда Николай возвращался в деревню.

Обо всем этом Николай Успенский поведает позже в автобиографическом рассказе «Декалов»:

«Часов в семь утра во всех классах училища дрожали стены от крика, беганья по скамьям и чтения уроков. Среди третьего класса ученик дневальный с необыкновенной ловкостью вертел в воздухе лозой, желая познакомить товарищей с методой, которой он держался при сечении: товарищи, удивляясь его искусству, совали ему кто кусок хлеба, кто пирог или черепенник» 1 .

Эпизоды раннего периода жизни Николая Успенского, его деревенские впечатления, семинария, студенческий быт нашли отражение также в автобиографических произведениях «Ночь под светлый день», «При своем деле», «Брусилов» и др.

В 1850 году Николай Успенский поступает в Тульскую духовную семинарию, но, не окончив курса в ней, поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию.

Уже будучи студентом, Н. В. Успенский писал рассказы и очерки из жизни деревни, которую он превосходно знал. Изданные в журнале «Современник» под общим названием «Очерки народного быта», они принесли ему успех и признание. В статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» подчеркивалось новаторское значение произведений Успенского в литературе о народной жизни.

Знакомство писателя с Некрасовым и Чернышевским, сотрудничество в «Современнике» свидетельствует о близости Николая Успенского к революционно-демократическому лагерю. Но его идейная убежденность была недостаточно глубокой, а жизненный и творческий путь необыкновенно запутанными и тягостными.

Ни в учебных заведениях, ни на службе он подолгу не задерживался, часто переезжал с места на место, занимался преподаванием в уездных училищах.

Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели к трагической развязке. Николай Успенский покончил жизнь самоубийством 21 октября (2 ноября) 1889 года.

Ценнейшей частью литературного наследия Успенского являются очерки и рассказы, созданные в первый период его творчества. Не заигрывание с народом, а суровая правда о нем – вот основная особенность произведений писателя.

Творчество Успенского было предметом острых споров в литературной критике XIX века. Со статьями о нем выступали Чернышевский, Достоевский, Михайловский. Среди многочисленных рецензентов – имена выдающихся уроженцев липецкого края – И. А. Бунина и Г. В. Плеханова. Георгий Валентинович наиболее точно определил место Успенского в Истории русской литературы: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта. Он сочувствовал народу именно по-своему, то есть как «просветитель», то есть как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы» 2 .

1 Успенский Н. Повести, рассказы и очерки. – М., ГИХЛ, 1957. – С. 220.
2 Плеханов Г. В. Литература и эстетика. – М., 1958. – Т. 1. – С. 510.

Произведения Н. В. Успенского, связанные с Липецким краем

  • Рассказы. Ч. 1-2. – СПб., 1861.
  • Сочинения: повести, рассказы и очерки: в 3-х т. – М. 1876.
  • Собрание сочинений / ред., вступ. ст. и коммент. К. И. Чуковского. – М.-Л., 1931. – 551 с.
  • Повести, рассказы, очерки / вступ. ст. Е. Покусаева. – М., 1957. – 655 с.
  • Очерки народной жизни / [сост., авт. вступ. ст. и примеч. М. Л. Семанова]. – М. : Советская Россия, 1986. – 506 с. – (Б-ка русской художественной публицистики др.). – Содерж.: Из цикла «Очерки народного быта» : Заграничные письма / Н. В. Успенский.

Литература о связях Н. В. Успенского с Липецким краем

  • Успенский Д. И. Николай Васильевич Успенский // Исторический вестник. – 1905. – № 11. – С. 482.
  • Чернышевский Н. Г. Не начало ли перемены? // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. – М., 1957. – Т. 7. – С. 855-889.
  • Бунин И. А. К будущей биографии Н. В. Успенского // Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1967. –Т. 9. – С. 495-501.
  • Дудина Т. П. «Страшные загадки русской души…» Н. В. Успенский (1937-1889) // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. – 2-е изд., доработ. и доп. – Елец, 1999. – С. 114-119.
  • Печальная участь «Мефистофеля» // Добрый вечер. – 2007. – 23-29 мая (№ 20). – С. 6.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 411-412.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 770.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 207-208.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. – М., 1990. – Т. 2. – С. 337-340.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указатель. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 27-28.

Персоналии

Владимиров Александр Александрович .

Прозаик, член Союза журналистов СССР, лауреат областной премии им. И. А. Бунина. В войну семью эвакуировали.

Бунин Юлий Алексеевич (1857–1921).

Поэт, литератор, публицист, общественный деятель, педагог, участник революционного народнического движения.

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891–1.

Известный советский писатель. В июне 1938 г. с семьей отдыхал в г. Лебедяни в Покровской слободе, где.

Памятные места

Барельеф Святителя Феофана Затворни.

Установлен на фасаде родительского дома.

Памятник А. С. Пушкину (г. Елец).

Памятник установлен в 1979 году в сквере им. А. С. Пушкина. Автор памятника: скульптор Дюжев Б. И.

Памятник А. А. Вермишеву (г. Елец).

Памятник установлен на площади г. Ельца, расположенной недалеко от железнодорожной станции. Автор памятника: скульптор.

Источники:

http://www.hrono.ru/biograf/bio_u/uspenski_nv.php
http://www.proza.ru/2012/04/24/1518
http://lounb.ru/lipmap/index.php/personalii/zhili-prebyvali-v-lipetskom-krae/147-uspenskij-n-v

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector