13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устное народное творчество. План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока «Устное народное творчество

Конспект урока «Устное народное творчество»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока для 3 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока. Устное народное творчество .

— Здравствуйте ребята. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.

Дети улыбаются друг другу.

— У нас на уроке сегодня гости, повернулись, поприветствовали гостей.

Теперь настроение у всех хорошее и мы можем приступить к работе.

  1. Постановка учебной задачи.

На листах напечатаны тексты разных жанров. На доске расположены названия жанров.

(загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)

Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.

Задания. 1.«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». («Курочка ряба») — сказка

2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи — пословица

3. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой.

Убегает зайчик мой. — считалка

4. А баю, баю, баю,

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок. — колыбельная

Горелый блин. — дразнилка

6. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. — загадка

7. От топота копыт пыль по полю летит. — скороговорка

8. Ты пирог съел?

— Ребята, для чего мы выполняли данную работу?

Что мы выяснили?

Думали, размышляли, давали правильные ответы.

Выясняли: « Какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения»

Выявление темы урока детьми:

— А к какому разделу относятся все эти жанры?

Устное народное творчество.

— А еще все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор .

Найдите в литературном словарике и прочитайте что такое фольклор?

Фольклор – это устное народное творчество

— Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? В ответе на этот вопрос вам может помочь литературный словарик.

1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.

2.Народное – принадлежащее народу.

3. Творчество – создание чего – то нового.

— Итак, давайте с вами определим, какие жанры относятся к УНТ?

Устное народное творчество

Зарядка под музыку

  1. Отработка учебного материала

1. Ребята, давайте с вами прочитаем об УНТ.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

(реквизиты: кукла, пеленка или платок)

— Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.

— Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Найдите и прочитайте про колыбельные песни.

Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.

— Какие колыбельные песенки знаете вы?

Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.

— Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?

— Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,

Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

— Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Чтобы были здоровыми и не болели.

— Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими — то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

— Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

А Петенькины боли

Уходите за горы

— Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)

Ах, ты, моя девочка,

— Подумайте, какие жесты можно добавить.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

Пока 4 ребенка готовятся, смотрим презентацию потешки.

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

  1. Что такое загадка? Найдите и прочитайте определение.

ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.

Каждому ребенку даётся по цветочку, на котором записана загадка.

Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.

Чтение загадок и разгадывание.

1.Солнце греет все теплей,

Снег с полей бежит ручьями. (весна)

По небу катается,

С утра улыбается,

Очень даже горячи. (солнышко)

Читать еще:  Цветные портреты исторических личностей - история в фотографиях. Самые красивые портреты в мире

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

И солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (сосулька)

4.На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…….(скворец)

Одеяло потекло. (снег)

Повеселились, но …. Делу — время, потехе — …час, – говорит русская (что?)

Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей.

Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество

Скачать:

Предварительный просмотр:

(Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.

Коммуникативные – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

Познавательные – отбор и структуирование необходимой информации.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные — коррекция своих действий, моделирование изучаемого содержания. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.

I. Орг.момент. Вступительное слово учителя:

Сегодня КВН у нас,

Мы рады видеть вас сейчас

Всех дорогих гостей —

Сегодня наш КВН посвящён устному народному творчеству. Вы покажите, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу .(Слайд 1)

Играть будут 2 команды : «Сивка — Бурка» и « Жар- птица».

-Какой КВН без ЖЮРИ? Это будут наши гости.

-Ребята, чтобы время зря не терять вам надо КАПИТАНОВ выбирать!

— Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

Конкурс 1 «Разминка» (самый-самый) ( Слайд 2)

Я буду командам по очереди задавать вопросы.

Вы должны назвать сказочного героя или предмет из сказки.

Оценки: За каждый правильный ответ 1 балл

На обдумывание 10 секунд.

-Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)

-Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)

-Самый быстрый сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)

-Самый гостеприимный, вместительный домик.(Теремок)

-Самый долгоживущий сказочный герой.( Кащей Бессмертный)

-Самый трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)

-Самое шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)

-Самая говорящая речная рыба. (Щука)

Прошу жюри огласить результаты.

Конкурс 2 «Кроссворд» (Слайд 3)

Задание: Команды по очереди отвечают на вопросы, данные в кроссворде.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Конкурс 3 «Виды фольклора» (Слайд 4)

Задание: за 2 минуты вы должны перечислить как можно больше видов

фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Раздать листочки и

ручки. Время пошло!

(Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная

сказка, былина, легенда, загадка, частушки, скороговорки, сказки).

За каждый правильный ответ 1 балл.

Конкурс 4 «Закончи пословицу» (Слайд 5)

На листочках у вас записано начало пословиц, вы напишите конец.

1 балл за каждую правильную пословицу.

— Труд человека кормит, а … лень портит.

— Кончил дело — … гуляй смело.

— Один за всех — … все за одного.

-Терпение и труд – …всё перетрут.

Физкультминутка. (Слайд 6)

Конкурс 5 «Конкурс капитанов» (Слайд 7)

Блиц-опрос. Кто больше даст правильных ответов.

Время на обдумывание 3 секунды.

— На чём предпочитала передвигаться Баба- яга? (На метле и ступе)

— Русская народная эпическая песня о богатырях – это… (Былина)

— Какая избушка была у Бабы –Яги? (На курьих ножках)

— Кого вылепили старик со старухой из снега ? (Снегурочку)

— В этой сказке всё по три .(Три медведя)

— Из чего солдат вари кашу? ( Из топора)

— Кто выручал из беды Петушка в РНС «Кот, Петух и Лиса» (КОТ)

— Чем играл братец Иванушка у Бабы – яги из сказки «Гуси — лебеди»

— Из какой сказки пословица «Как аукнулось – так и откликнулось»

— Кто из обитателей болота стал женой Царевича? (Лягушка).

— Как звали царя – отца Иванушки из сказки «Сивка — Бурка»? (Афронт).

— Сказочное название скатерти? (Самобранка).

Конкурс 6 «Составь название сказки» (Слайд 8)

Соедини слова так, чтобы получилось название сказки.

За правильный ответ 1 балл.

Конкурс 7 «Угадай сказку по опорным словам» (Слайд 9)

Из данных слов составьте название сказки

За правильный ответ 1 балл.

Конкурс 8 «Викторина по сказкам» (Слайд 10)

Ответьте на вопросы и назовите сказку.

За правильный ответ 2 балла.

Конкурс 9. «Что такое сказка?» ( Слайд 11)
Задание 1.
— Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное;
раньше передавалось из уст в уста.
— Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
(Например: Сказка — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста.
В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
После выслушивания ответов дается второе задание в этом конкурсе.
Задание 2.
— Прочитайте по ролям фрагмент сказки.

За выполненное правильно задание 5 баллов.

Конкурс 10. «Узнай героя или назови сказку». (Слайд 12)

Нужно выбирать загадку и отгадать её. На обдумывание 5 секунд.

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль»)

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

А сказка называется… («По щучьему велению»)

  1. — Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила,

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь — … (Царевна — лягушка)

4) — «Не пей, Иванушка, если устанешь…»

А братец всё выпил до донышка.

Читать еще:  Открытие месторождений руд и развитие металлургии в Кузбассе.

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь!»

Плачет… (Сестрица Алёнушка )

5) Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Ну, отгадал загадку?

Тогда ответь скорей!

Названье этой сказки…(«Маша и медведь»)

6) Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети… (Семеро козлят).

X. Рефлексия. (Слайд 13-25)

— Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка раскрасится.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок – КВН обобщающий урок по теме Устное народное творчество

Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы узнали по этой теме, как умеете дружить и помогать друг другу. У нас играют 2 команды: «Конёк-горбунок» и «Сивка-бурка»

Конкурс «Кроссворд» 1.Кто был хозяином Жар-птицы? 2.В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? 3.Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? 4.О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? 5.К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана ? 6.Как звали невесту Иванушки-дурачка ? 7.Какие яблоки росли в саду царя Берендея? 8.Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? Афрон козлёночек Алёнушка конь уздечка Елена золотые перстень

Конкурс «Виды фольклора» Задание: чья команда больше перечислит видов фольклора. Песня,потешка,прибаутка,пословица , поговорка,считалка,докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.

Конкурс «Закончи пословицу» Труд человека кормит, а Раз соврал – навек Кто других не любит, Кончил дело — Человек от лени болеет, а Худо тому, кто Сам потерпи, а Учись доброму лень портит . лгуном стал. сам себя губит. гуляй смело. от труда здоровеет. добра не делает никому. другого не выдай. худое на ум не пойдёт.

Конкурс «Составь название сказки» ГУСИ МОРОЗА КАША ЛЕБЕДИ ПЕТУШОК ТОПОР ДЕВОЧКА ЗЁРНЫШКО ДВА СНЕГУРОЧКА

Конкурс «Угадай сказку по опорным словам» СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН СТАРУХА СТАРИК ДОЧКА «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Девочка Снегурочка ».

Конкурс «Викторина по сказкам» Ответь на вопросы: Чем угощала лиса журавля? Чем подавился петушок? Из чего варил кашу солдат? Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? Кого заморозил Мороз — Синий нос? Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? В кого превратился Иванушка в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ? Кашей , бобовым зёрнышком, из топора, платочек, мышка, купца, Жучка, козлёночка.

Конкурс «Что такое сказка?»

Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка постепенно раскрасится.

Краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки — это… пословица загадка былина

Какой из жанров не относится к УНТ? сказка рассказ пословица

Определи вид сказки «Лиса и журавль» волшебная о животных бытовая

Найди карточку с пословицей Сидит девица в темнице, а коса на улице. Верному другу цены нет. Солнышко- вёдрышко, Выгляни в окошечко!

Закончи пословицу: Ум хорошо, … людей насмешишь. а два лучше. семь раз отмерь.

Определи жанр произведения: Катилося яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет. поговорка считалка загадка

Песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания -… героическая колыбельная обрядовая

загадки считалки потешки Небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких – это…

Найди карточку с небылицей Кто на елке, на суку Счет ведет: ку-ку, ку-ку? Шла лиса, мела хвостом И трясла рогами. Вырос на пеньке пустом Короб с пирогами. Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели, А водить тебе велели.

Назови лишнюю сказку: Лиса и журавль Огниво Зимовье зверей

Молодцы! Отличная работа!

Источники информации http://yvision.kz/images/post/special/photo/33/339b306fcc9e24c60f06fb9f694e9a6c-preview.jpg — чернильница с пером http://dengivoda.at.ua/_ph/94/2/779780042.jpg — раскраска http://kino.a42.ru/images/46701/4-7f.jpg — сказительница http://tolkslovar.ru/s5913.html — значение слова сказитель http://allriddles.ru/ru/riddles/kids/p5/ — загадки http://playroom.com.ru/schital.php — считалки http://notillusion.ru/nebilitsi-dlya-detey.html — небылица

http://fordezign.ru/kliparty/18052-klipart-v-png-na-prozrachnom-fone-raznocvetnye-zavitushki.html клипарт «Разноцветные завитушки», элемент декора на 1 слайде А.С. Пушкин, Сказки Пушкина, издательство «ОЛМА Медиа Групп» (2011) , серия «Лучшие сказки для детей », художник Канивец Татьяна Все элементы для создания фона взяты из книги. Изображения отсканированы и обработаны в программе Adobe Photosho p . Рамочка сделана в программе Adobe Photoshop . Источники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: «Устное народное творчество».

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Занятие кружка «Литературное творчество».

Этот материал можно использовать как на уроке литературного чтения, так и во внеклассной работе, а так же на уроке ОРКСЭ.

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины Пивоваровой «Жила-была собака».

Вашему вниманию предоставлен конспект обобщающего урока по разделу «Устное народное творчество».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК Устное народное творчество

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК Устное народное творчество

Цель: обобщить знания учащихся о фольклоре, его малых жанрах: пословицах, поговорках, потешках, песнях, скороговорках, загадках, играх и считалках. Развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной работы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

1. Кроссворд «Зашифрованное слово»

— сегодня мы будем говорить об устном народном творчестве.

Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

-«Устное» — передавалось «из уст в уста», не записывалось. «Народное» — сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.

«Творчество» — это когда что-то придумывают, творят.

— То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

Читать еще:  Первые признаки начало родов. Преждевременное излитие околоплодных вод. Уменьшение шевелений плода

2. Что мы относим к устному народному творчеству?

3. Сегодня мы побываем на ярмарке. Что такое ярмарка?

4. У каждого из вашей пары будет товар. Вы должны рассказать, что за товар на вашем прилавке.

-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь! Запаситесь впрок ученьем, шуткой доброй и весельем.

— Пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость.

* Игра «Доскажи пословицу»

Без труда не вытащишь …

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Сделал дело – гуляй смело.

Не спеши языком – торопись делом.

Прилавок «ПОТЕШКИ» «Малыш плачет, развесели его»

Что такое потешки, кому их рассказывали, для чего.

Кашу варила, деток кормила.

Гостей собирала, всех угощала.

Этому – дала, этому – дала, …

-Ладушки, ладушки, где были? — У бабушки.

-А что ели? — Кашку.

-А что пили? — Бражку.

— Кашка–то сладенька. Бабушка добренька.

Попили, поели, на головку сели, ладушки запели.

— Идёт коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт?

Того забодает, забодает!

По кочкам, по кочкам мы ехали домой. В ямку – бух – раздавили 40 мух.

Ябеда-корябеда, соленый огурец

По полу валяется, никто его не ест.

Рева-корова, дай молока, сколько стоит

Андрей-воробей, не гоняй голубей

Плакса, вакса, гуталин,

Проглотил горелый блин.

Жадина, жадина, жадина, говядина.

Скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая).

1) Шапка да шубка, вот и весь мишутка.

2) Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор.

3) Съел Валерик вареник, А Валюшка – ватрушку.

4) Во дворе трава, на траве дрова

Ай, баю, баю, баю, Ай, люли, люленьки

Тебе песенку спою Прилетели гуленьки.

Я про серого кота. Сели гули на кровать,

Как у серого кота Стали гули гулевать

Колыбелька золота, Стали гули ворковать,

Позолоченная, Стал ребёнок засыпать.

Подушечка в голове,

Баю – баюшки, баю

А я песенку спою.

ШИШЕЛ-МЫШЕЛ
Шишел-Мышел
Сел на крышу.
Шишел-Мышел
Взял – И вышел!
КТО НЕ СПРЯТАЛСЯ
Раз, два, три, четыре, пять!
Я опять
Иду искать!
Кто не спрятался –
Я не виноват!

ЕХАЛ ЛУНТИК НА ТЕЛЕЖКЕ….

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, целый день сидели,

На нее (на него) глядели, делали вот так.

— Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Кому принадлежат эти слова из сказки?

— «Не пей, братец, козлёночком станешь» (Алёнушка)

— «Фу – фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

— «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

— «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

— «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

— «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Машенька)

— «Я по коробу скребён, по сусекам метён, на сметане мешан, на окошке стужен» (Колобок)

Работа в группах «Угадайте сказку»

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какое у вас было настроение сегодня на уроке?

— Что понравилось на уроке?

— Где можно применить знании, полученные сегодня на уроке?

Домашнее задание: попробуй сочинить свое произведение (сказку, загадку и т. д.)

III. Проверка домашнего задания

IV. Изучение нового материала.

— Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм (т.е. любовь к Родине). Кроме того, фольклор — это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка — потешка развеять грусть, помирить поссорившихся.

Учитель: Загадки раньше воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Возникшие давным – давно они и современным детям помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать ответ. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа.

Загадки о животных.

Не воин, а со шпорами. (Петух)

Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идет, знать даёт. (Собака).

Плавала, купалась, сухою осталась. (Утка)

Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук)

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/09/13/konspekt-uroka-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/03/17/urok-kvn-obobshchayushchiy-urok-po-teme-ustnoe-narodnoe
http://vseosvita.ua/library/tematiceskij-urok-ustnoe-narodnoe-tvorcestvo-99384.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector