Виды театров в подготовительной группе. Театрализованная деятельность в детском саду
Официальный сайт
Еранцевой Оксаны Александровны
Виды театрализованной деятельности в каждой возрастной группе
Категория: Консультации Обновлено 17.02.2017 11:09 Создано 10.02.2015 20:52 Автор: Еранцева Оксана Александровна Просмотров: 19738
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.
Видами драматизации являются: игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры – драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:
Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- содержательное общение педагога и детей;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
- обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:
Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т.д.
Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.
Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.
Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Классификация театрализованных игр
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:
- настольный театр игрушек;
- настольный плоскостной театр;
- плоскостной театра на фланелеграфе;
- пальчиковый театр.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
- мягкой игрушки;
- деревянный театр;
- конусный театр;
- театр народной игрушки;
- плоскостных фигур;
- театр ложек;
- театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.
В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.
Виды театрализованной деятельности
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Виды театрализованной деятельности
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.
Театр на стенде
Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся: фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько); Фланелеграф является основой для разыгрывания разных сюжетов, персонажей которых воспитатель и родители могут изготовить самостоятельно из бумаги, ткани и подручных материалов магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска); театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).
Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть: бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам; магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах; из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей). Малышей захватывает уже сам процесс изготовления персонажей из природных материалов
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из: картона, вырезанного в форме конуса; ткани; шариков для тенниса; пластиковых бутылок, тарелок, стаканов; спичечных коробков и пр.
Верховой театр Это интересно. Термин, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке. Существует несколько типов верхового театра: тростевой (кукла закреплена на высокой трости); бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы); Куклы бибабо могут действовать и без ширмы, на столе театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей. В марионеточном представлении малыши остаются зрителями, но ничто не мешает им попробовать оживить куклы после или до спектакля
Театр живых кукол
Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно: пересказать сказку; разыграть сюжет для зрителей.
Различают 3 типа театра живых кукол: масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству); платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом); Платочные куклы помогают детям учиться лучше координировать свои движения театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).
Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий .
Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Виды театров в разных группах ДОУ
Лукиных Светлана
Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС. Виды театров в разных группах ДОУ
Театрализованная деятельность дошкольников.
Данный материал, интересен и полезен для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для педагогов дополнительного образования.
Цель: значение театра в жизни ребёнка, руководящая помощь взрослого.
1. Познакомить родителей, педагогов с театрализованной деятельностью и ее значением для развития ребенка.
2. Показать влияние театрализованной деятельности на раскрытие творческого потенциала ребенка.
3. Научить ориентироваться в видах театра.
«Волшебный мир театра !»
Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
– сформировать правильную модель поведения в современном мире;
– повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
– совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
– дает элементарные представления о видах театра;
– совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
– творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
– развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Виды театрализованной деятельности в каждой возрастной гру ппе
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.
Видами драматизации являются: игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры – драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т. д.
– В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
• различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;
• реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
• атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Классификация театрализованных игр
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:
• настольный театр игрушек;
• настольный плоскостной театр;
• плоскостной театра на фланелеграфе;
• Театр мягкой игрушки;
• театр народной игрушки;
• театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т. д.
• В старшей и подготовительной возрастных группах – детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.
Младший возр аст.
Настольный театр игру шек
• настольный плоскостной театр- это плоскостные игрушки.
И настольный театр с обыкновенными игрушками, с которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из под молока и кефира, коробок из под обуви.
Плоскостной театр на фланелегр афе – иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные
Пальчиковый те атр – это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода.. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
– Театр мягкой игруш ки; Деревянные настольные театры ;
конусный театр- помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев с речью; побуждает выражать свои эмоции. Часто используется такой кукольный театр, доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх. Легко можно сделать своими руками.
театр народной игрушки;
театр плоскостных фигур – это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала. ;
театр ложек – Дети с удовольствием используют этот вид театра. Деревянные ложки очень приятно держать в руках, дерево теплое на ощупь. Кукла на ложке, ложковый театр становится все более популярным в работе дошкольных организаций. Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения.
Теневой театр – теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т. д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой)
Верховой театр (куклы Би-ба-бо) (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т. д. – Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
Верховой театр можно использовать с детьми, начиная со средней группы. Спектакли должны быть подобраны соответственно возрасту и программным задачам, решаемым в детском саду. Театральные игрушки верхового театра изготовляются легкими, небольшими, т. к. ребенку еще трудно удерживать ее на вытянутой руке. Идеальным вариантом для начала работы с верховыми куклами является ложковый театр. Он удобен для кукловождения и прост в изготовлении. Особенность театра Верховых кукол заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:
В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
Старшая и подготовительные группы
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.
В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с напольным театром- В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами.
Театр живой куклы.
Различают следующие виды описанной игровой деятельности:
Театр масок;
Театр “живой руки”. Роли кукол выполняют либо взрослые, либо дошкольники. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.
Существуют другие виды театра
Театр Ростовых кукол
Платочный театр
Театр вязанной игрушки
Театральная игрушка из носков и прищепок
Театр из прищепок
Плоскостной театр с “ножками”
Театральные игрушки из скорлупы и соленого теста
Кукольный театр из мочалок
Настольный театр из бросового материала
На что способен фартук
Куклы из губок
Театр “Дом-подушка”
Театр настрое ний
Выво д : Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.
Как результат приобщения детей к театру мы видим детей, открытых миру, с любопытством и с интересом относящихся к театрализованной деятельности.
Занимаясь с детьми театральным искусством, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, а наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.
Виды театров в детском саду «Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!» С. И. Мерзлякова Я работаю с детьми средней группы.
Фотоотчет «Виды театров в моей подготовительной группе» «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе «Самара театральная. Виды театров» Подготовила воспитатель: Вороновская Л. В. Цель: Формирование представления детей о видах театров. Задачи: – познакомить детей с профессией.
Консультация для воспитателей «Виды театров» Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! А когда ожившие куклы начинают двигаться,.
Презентация «Виды пальчиковых театров, направленных на развитие дошкольников» Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.
Презентация «Виды театров» Виды театров: Театр масок Пальчиковый театр Перчаточный театр Театр картинок на фланелеграфе Театр ложек, шапочек, на палочках Теневой театр.
Театральная деятельность в ДОУ. Предметно-развивающая среда в разновозрастных группах Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93 общеразвивающего вида г. Владивостока» Слайд 1. Тема:.
Источники:
http://skazka.tgl.net.ru/teatr-work
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/08/19/vidy-teatralizovannoy-deyatelnosti
http://www.maam.ru/detskijsad/-teatralnaja-dejatelnost-v-dou-v-sotvetstvi-s-fgos-vidy-teatrov-v-raznyh-grupah-dou-2019-g.html