1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Викентий вересаев — биография, информация, личная жизнь. Викентий викентьевич вересаев биография

Викентий Вересаев — биография, информация, личная жизнь

Викентий Вересаев

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия — Смидович). Родился 4 (16) января 1867 года, Тула — умер 3 июня 1945 года, Москва. Русский и советский писатель, переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919), Сталинской премии первой степени (1943).

Викентий Смидович родился 4 (16) января 1867 года в Туле.

Отец — Викентий Игнатьевич Смидович (1835—1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад.

Троюродным братом Викентия Вересаева был Пётр Смидович, а сам Вересаев приходится дальним родственником Натальи Фёдоровны Васильевой — матери генерал-лейтенанта В. Е. Васильева.

Окончил Тульскую классическую гимназию (1884) и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1888 году.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896—1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице, а в 1903 году поселился в Москве.

Викентий Вересаев увлекся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров.

Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие — крестьянству.

В автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики. Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня. Зимой 1885 года вспыхнула знаменитая Морозовская стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».

Творчество писателя этого времени — переход от 1880-х к 1900-м годам, от близости к социальному оптимизму Чехова к тому, что впоследствии выразил в «Несвоевременных мыслях» Максим Горький.

В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».

В 1894 году была написана повесть «Без дороги». Автор даёт картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.

За 1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» П. Б. Струве, выходит книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».

В 1897 году Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.

Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» произведения «Записки врача» — биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача.

«Врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова», — отмечает писатель.

Читать еще:  Смотреть квн третья игра сезона.

Затем в 1903—1927 годах было 11 изданий. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил — бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях.

Не случайно Сталинскую премию писатель получил за эту работу в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. Но всемирную известность эта работа получила только в 1972 году. Действительно, с годами актуальность позиции Вересаева возрастает, — если иметь в виду те научные исследования и те новые технологии, которые так или иначе воздействуют на здоровье, благополучие, достоинство, безопасность человека. Такие исследования в наше время проводятся далеко за рамками собственно медицинской и биомедицинской науки. В полемике с противниками Вересаев показал убожество сторонников права сильного на эксперименты якобы «в интересах общественного блага» над «бесполезными членами общества», «старухами-процентщицами», «идиотами» и «отсталыми и социально чуждыми элементами».

К началу столетия развёртывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 года начинает выходить «Искра». Выходит «Освобождение» — орган либеральной оппозиции. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма».

Эти процессы нашли своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902 года. Героиня Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъёмом рабочего движения, это её раздражает, хотя она и сознает: «я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности».

Ближе к 1905 году общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим обманом», он не побоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шли различные слои общества.

В 1904 году, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии.

Викентий Вересаев на русско-японской войне

Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в записках «На японской войне». После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы.

В 1908 году, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.

В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни.

В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму.

За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева: «В юные годы» (Воспоминания); «Пушкин в жизни»; переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны».

С 1921 года жил в Москве.

В 1922 году вышел роман «В тупике», в котором показано семейство Сартановых. Иван Иванович, учёный, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает, что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.

В 1928—1929 годах опубликовал в 12 томах полное собрание своих сочинений и переводов. В том 10 вошли переводы с древнегреческого эллинских поэтов (исключая Гомера), в том числе «Работы и дни» и «Теогония» Гесиода, неоднократно затем переиздававшиеся.

По манере письма Вересаев — реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви и правды. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

Вересаев пишет и о рабочих и крестьянах. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает рабочего.

В очерке «Лизар» рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено ещё несколько очерков.

Большой интерес представляет работа о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни» — здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества — это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром. » «Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь — вот основа жизни.

Читать еще:  Оригинальное оформление стенгазеты к 23 февраля. Главный мужской праздник уже на пороге

В 1941 эвакуировался в Тбилиси.

Умер в Москве 3 июня 1945 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.

Личная жизнь Викентия Вересаева:

Был женат на своей троюродной сестре — Марии Гермогеновне Смидович.

Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 года «Эйтимия», что означает «радостнодушие».

Детей у Вересаевых не было.

Библиография Викентия Вересаева:

В тупике (1923)
Сёстры (1933)

В священном лесу (1918)
Последние дни (1935) в соавторстве с М. А. Булгаковым

Без дороги (1894)
Поветрие (1897)
Два конца: Конец Андрея Ивановича (1899), Конец Александры Михайловны (1903)
На повороте (1901)
На японской войне (1906—1907)
К жизни (1908)
Исанка (1927)

Загадка (1887—1895)
Порыв (1889)
К спеху (1897)
Товарищи (1892)
Лизар (1899)
Ванька (1900)
На эстраде (1900)
Мать (1902)
Звезда (1903)
Враги (1905)
Состязание (1919)
Собачья улыбка (1926)
Княгиня
Невыдуманные рассказы о прошлом.

Биография Викентия Вересаева

Викентий Викентьевич Вересаев (псевдоним; настоящая фамилия Смидович) – русский писатель, литературовед, переводчик – родился 4 (16) января 1867 года в Туле в семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной семье было восемь детей. Учился Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был «первым учеником». Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В тринадцать лет стал писать стихи.

В 1888 году Вересаев окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1894 году – медицинский факультет Дерптского университета. В 1894 получает диплом врача и несколько месяцев практикует в Туле под руководством отца, затем едет в Петербург и поступает сверхштатным ординатором в Барачную больницу.

Первые публикации В. Вересаева – стихотворение «Раздумье» (1885), рассказ «Загадка» (1887). С 1903 года В. Вересаев жил в Москве, входил в литературную группу «Среда». Совмещал литературную деятельность с врачебной практикой, в качестве врача участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1917 Вересаев был председателем Худпросветкомиссии при Московском совете рабочих депутатов. В сентябре 1918 уезжает в Крым, предполагая прожить там три месяца, но вынужден оставаться в поселке Коктебель, под Феодосией, три года. В 1921 писатель вернулся в Москву.

Личный опыт лёг в основу публицистических произведений, в которых острый социальный критицизм сочетается с гуманистическим пафосом: «Записки врача» (1901), «Рассказы о войне» (1913), «На войне. (Записки)» (1907-1908), «На японской войне» (1928). Основная тема художественной прозы Вересаева, выдержанной в реалистических традициях, — духовные искания русской интеллигенции в периоды общественных потрясений: повести «Без дороги» (1895), «На повороте» (1902), роман «В тупике» (1923-1924) и др.

Философские воззрения Вересаева изложены в книге «Живая жизнь» (1-я часть – «О Достоевском и Льве Толстом», 1910; 2-я – «Аполлон и Дионис. (О Ницше)», 1914), где Вересаев, принимая художественный опыт Льва Толстого и отвергая мир Ф.М. Достоевского, утверждает «самоценность жизни» и противопоставляет её богатство «мёртвым» истинам разума. Широкую популярность приобрели составленные по документальным источникам книги «Пушкин в жизни» (1925-1926), «Гоголь в жизни» (1933), «Спутники Пушкина» (1937). Вересаев – автор мемуаров («Воспоминания» (1936), «Невыдуманные рассказы о прошлом» (1941), «Записи для себя» (опублик. в 1968)), переводов из древнегреческой поэзии (Гомер, Сафо, Гесиод, Гомеровы гимны). В 1943 году был удостоен государственной премии СССР.

Викентий Вересаев умер 3 июня 1945 года в Москве.

Ключевые слова: Викентий Вересаев,Смидович,биография Викентия Вересаева,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 века,русские писатели 20 века,жизнь и творчество Викентия Вересаева

Викентий Вересаев. Писатель, военврач, биограф, переводчик

В икентий Вересаев заинтересовался литературой еще в гимназические годы, свое первое стихотворение, «Раздумье», он опубликовал в 18 лет. Позже Вересаев стал врачом. Он описывал в книгах свой докторский опыт и литературные исследования, создавал произведения о революции и переводил древнегреческих поэтов.

«Новые люди» в литературе

В конце XIX века Вересаева увлекли радикальные политические взгляды. Он выступал в марксистских кружках и собирал у себя дома социал-демократов. В автобиографии Вересаев писал: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими. Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня».

В 1894 году Викентий Вересаев написал повесть «Без дороги» о двух поколениях, которые потеряли «путеводную звезду» и не знают, куда им двигаться дальше. Спустя три года главная героиня повести «Поветрие» уже нашла собственный путь. Там же, где и автор книги, — в марксистских кружках и на политических собраниях. Викентий Вересаев чутко откликался на события в стране. Он создавал произведения о рабочих и крестьянах: повесть «Конец Андрея Ивановича», очерки «На мертвой дороге» и «Лизар», — в 1904–1905 годах написал «На японской войне». Молодой писатель искал такой жанр, в котором публицистика могла бы соединиться с художественным описанием, и нашел его — так появилась публицистическая повесть.

Читать еще:  Аниме про парня с невероятной силой. Аниме где невероятно сильный гг пытается скрыть свою силу

Со временем революционный пыл в писателе угасал. В 1922 году Вересаев опубликовал роман «В тупике» о семье Сартановых. В нем автор показал, как расслоилось общество в годы переворотов. Персонажи романа — отец, представитель «старой» интеллигенции, и дети-революционеры — обречены на непонимание и бесконечные ссоры.

Писатель из медицинского вуза

В начале ХХ века была популярна шутка, что в России больше всего писателей выпускают медицинские вузы. Викентий Вересаев — еще одно тому подтверждение. В 1894 году он окончил медицинский факультет и начал работать врачом в родной Туле, а позже — в Боткинской больнице Санкт-Петербурга.

Книгу о работе доктора «Записки врача» Викентий Вересаев написал в 1901 году. Биографическая повесть рассказывала о практике молодого врача, его столкновении с неромантичной реальностью, об экспериментах на людях и врачебной этике. Хотя «Записки» и шокировали публику, произведение быстро стало популярным у читателей, а Викентий Вересаев — известным в литературной среде.

В 1904 году, во время Русско-японской войны, Вересаева призвали на военную службу и как военврача отправили в Маньчжурию. Он нес службу в тяжелейших условиях, не раз ему приходилось оперировать буквально на передовой. Фронтовым врачом он служил и позже, во время Первой мировой.

«Монтажер» характеристик и мнений

В 1910 году, после смерти Льва Толстого, Вересаев создал объемный труд о двух писателях уходящей эпохи — Толстом и Достоевском. Книга «Живая жизнь» до сих пор популярна и у литературоведов, и у биографов. Викентий Вересаев считал ее одним из самых значимых произведений в своем творчестве.

В 1920–30-е годы Вересаев почти все время посвящал изучению литературы. В этот период он написал книги «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни» и «Спутники Пушкина». Вересаев впервые в русской литературе начал писать биографии в новом жанре — хронике характеристик и мнений. Например, у книги «Гоголь в жизни» был подзаголовок «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Автор не давал трактовку событий из жизни своего персонажа, не описывал их с помощью художественных средств. Он создал лишь предисловие, комментарии и «монтировал» исторические факты, ссылаясь на источники.

Переводчик древнегреческой поэзии

Викентий Вересаев увлекался переводами. В 1919 году он получил Пушкинскую премию за переводы древнегреческой поэзии. Несколько лет спустя Вересаев начал работать над новыми переводами Гомера. Он не отказывался от переводческих традиций «Илиады» и «Одиссеи», которые создали Николай Гнедич, Василий Жуковский и Николай Минский. В предисловии к «Илиаде» Вересаев написал: «Все хорошее, все удавшееся новый переводчик должен полною горстью брать из прежних переводов». Однако он видел в них недостатки: у Гнедича — архаический язык и перенасыщенность текста церковнославянскими словами; Минский, как писал Вересаев, «вял и прозаичен». В своем тексте он стремился максимально приблизиться к древнегреческому оригиналу, сделать язык классической поэзии более близким и понятным читателю.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), — С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. Отрывок из поэмы «Илиада», перевод Николая Гнедича

Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына, Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам, Много сильных душ героев пославший к Аиду, Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным Птицам окрестным и псам. Это делалось, волею Зевса, С самых тех пор, как впервые, поссорясь, расстались враждебно Сын Атрея, владыка мужей, и Пелид многосветлый. Отрывок из поэмы «Илиада», перевод Викентия Вересаева

В 1929 году Викентий Вересаев выпустил собрание своих сочинений и переводов. В него вошла и поэзия, включая «Работы и дни» и «Теогонию» Гесиода.

Источники:

http://stuki-druki.com/authors/Veresaev.php
http://md-eksperiment.org/post/20161127-biografiya-vikentiya-veresaeva
http://www.culture.ru/materials/164814/vikentii-veresaev-pisatel-voenvrach-biograf-perevodchik

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector