0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Визуальность в новелле И. Бунина «Безумный художник

Анализ рассказа И.А.Бунина «Безумный художник»
статья по литературе (10 класс) по теме

Анализ произведения `Безумный художник`, написанного Буниным в 1921 году.
Автор: Лунина Н.В.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа Ивана Бунина «Безумный художник». Автор – Лунина Н.В.

Рассказ «Безумный художник» написан Буниным в 1921 г., в первый год его пребывания во Франции после отъезда из России, события в которой потрясли его и вызывали резкое и безоговорочное отрицание. В первые годы его жизни вдали от родины Бунин находился в состоянии глубокой депрессии и даже считал себя, судя по его дневникам, «полным банкротом». Состоянию депрессии и разочарований в самом себе способствовали тяжелое материальное положение семьи и события его личной жизни (смерть брата жены, которую он остро переживал).
Именно эти настроения пессимизма и отчаяния нашли отражение в этом рассказе. В отечественной литературной критике советского периода рассказ практически не рассматривался. В собрании сочинений Бунина в шести томах издания 1988 г. ему уделена только одна фраза: «Глубоким отчаянием вызван рассказ о художнике, который, стремясь воплотить на своем полотне божественную мировую гармонию, независимо от своей воли запечатлевает картину ужасающего разрушения и гибели».
Действительно, это так. Сюжет рассказа не сложен. Некий, уже не молодой, художник в канун Рождества прибывает петроградским поездом в неназванный древний русский город и останавливается в лучшем номере городской гостиницы. Из отрывочных фраз, которые проскакивают в его разговорах с другими персонажами и с самим собой, следует, что он побывал в Стокгольме, Испании и Италии, пережил «страшную одиссею» и потерял свою любимую жену и вместе с ней только что родившегося ребенка. Его обуревает идея, навязчивая мысль, мечта написать прекрасную картину о Рождении Нового Человека. Именно такое название он намерен дать этой картине. В ее основе сюжет на библейскую тему, отображающий рождение младенца Иисуса Христа. Все на картине должно быть наполнено светом, ликованием ангелов, радостью и торжественностью. В облике Мадонны он намерен воскресить любимую им женщину, «убитую злой силой вместе с новой жизнью, выношенной ею под сердцем». Картина должна стать торжеством всеобщего мира – даже лев и ягненок должны в ней «возлежать рядом – именно рядом!». Чтобы восстановить в памяти черты погибшей женщины, он достает из чемодана альбом с фотографическим снимком, на котором изображена она, лежащая в гробу, и рядом «крохотный гробик с младенцем, похожим на куклу». Трудясь без отдыха всю ночь, художник видит, что картина безнадежно испорчена: она загромождена рисунками, «совершенно противоположными друг другу по смыслу и по значению». Его вдохновение не повиновалось ему. Лежащий рядом альбом оказал на него свое воздействие. Он прячет его и вновь приступает к работе. Его наполняет дерзкая решительность, уверенность в себе, чувство сознания, что он «все может, все смеет, что нет более для него сомнений, нет преград. Он исполнился надежд и радости». И мысленным взором он видит ту прекрасную картину, которую задумал. Со свойственной ему красочностью Бунин описывает эту действительно прекрасную картину. И вот работа закончена. Он хочет поделиться с кем-нибудь своей радостью; его темные глаза горят «нечеловеческим страданием и вместе с тем каким-то свирепым восторгом». Увы, действительность покорила его воображение: на картине была изображена полная противоположность его страстным мечтам – дикое, черно-синее небо, кровавое пламя пожаров, гибель людей, разрушение храмом, дворцов и жилищ, смерть, ненависть, злоба, братоубийства, превращения людей в «скотов, зверей, дьяволов». Заключительные строки рассказа написаны с огромной художественной выразительностью. На этом страшном, преисполненном ужаса описании рассказ заканчивается. События, описанные в рассказе, происходят еще до революции в России (до и в 1916 году), поэтому говорить о взаимосвязи картины гибели и разрушения мира с событиями в России, трудно. Скорее всего, в рассказе отражены общие нравственно-философские взгляды Бунина: идеи катастрофичности мира и его неотвратимой гибели. В этом плане рассказ «Безумный художник» сопоставим с его более ранним рассказом «Господин из Сан-Франциско» (1915 г.). Между этими рассказами есть сходство и в художественной манере. В Обоих рассказах их герой не называется по имени. В «Безумном художнике» — только одно имя – некоего «Ивана Матвеевича из полиции». Все остальные персонажи (коридорный гостиницы, ее хозяин, продавщица магазина, извозчики) – безымянны. Но Иван Матвеевич в рассказе является персонажем пассивным – он только упоминается в разговоре двух безымянных персонажей – коридорного и хозяина гостиницы. Таким показом своих персонажей Бунин подчеркивает мысль, что случившееся с его героем может произойти или даже неизбежно произойдет с любым художником, с любым деятелем искусства, стремящимся к красоте и гармонии. Художник в момент творчества, всей душой отдавшись своей идее, «представляет себя не рабом жизни, а творцом ее».Действительность опровергает это его представление – он бессилен перед ней, его воля бессильна перед действительностью мира. Известно, что Бунин не разделял известной идеи Достоевского о том, что «красота спасет мир». Не исключено, что в этом рассказе он вступает в полемику с Достоевским, доказывая не только несбыточность этой идеи, но и невозможность создания условий, при которых в мире царила бы красота. Прилагательное «безумный» в названии рассказа должно подчеркнуть тщетность попытки художника; его мечта о создании красоты и гармонии – это всего лишь проявление безумия.
Характеризуя творчество Бунина, один из критиков (Олег Михайлов) писал, что Бунину были близки записанные им слова Чехова, жестокие и горькие: «В природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной бабочки выходит мерзкая гусеница». В «Безумном художнике» Бунина из прекрасных мечтаний его героя, вопреки его воле, вышла именно такая «мерзкая гусеница».
Но и здесь Бунин остается верен себе: его описания даже безымянных персонажей четки, индивидуальны и ярки (рыжий бородач-извозчик, румяная барышня в шубке, неизменно готовый на услуги коридорный, хозяин гостиницы – приземистый человек с бобриком на темени и острыми глазами). – Узнаю тебя, Русь! – говорит художник, шагая по площади города, и читатель вместе с ним видит « бодрое утро с легким морозом и инеем», «рисующимся по голубому небу нежно и сизо », подпоясанных, толсто одетых бодрых торговцев и торговок, продающих «мерзлые белые туши голых свиней с глубокими разрезами на толстых загривках, серых рябчиков, ощипанных гусей, индеек, жирных и застывших»; извозчиков, «стегающих лохматых лошадей», — словом, картину древнего русского города, готовящегося к рождественским праздникам.

Читать еще:  Сценарий праздника «Детство – это мы с тобою, Детство – это я и ты. Cценарий праздника. Детство – время золотое И волшебные мечты. Детство – это мы с тобою, Детство – это я и ты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств.

1. «Золотой луг» 2. Работа с текстом «У ручья» 3. Приложение: о Пришвине, таблица «Изобразительно-выразительные средства», расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова «Анализ художественного текст.

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах.

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия.

Лингвистический аназиз текста.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес.

Тема:Анализ рассказа по Г.Скребицкому «Художник-весна»Тип урока: урок усвоения новых знаний.Методы: словесные, наглядные, практические.Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.Фо.

Анализ рассказа И.А.Бунина «Безумный художник»
статья по литературе (10 класс) по теме

Анализ произведения `Безумный художник`, написанного Буниным в 1921 году.
Автор: Лунина Н.В.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа Ивана Бунина «Безумный художник». Автор – Лунина Н.В.

Рассказ «Безумный художник» написан Буниным в 1921 г., в первый год его пребывания во Франции после отъезда из России, события в которой потрясли его и вызывали резкое и безоговорочное отрицание. В первые годы его жизни вдали от родины Бунин находился в состоянии глубокой депрессии и даже считал себя, судя по его дневникам, «полным банкротом». Состоянию депрессии и разочарований в самом себе способствовали тяжелое материальное положение семьи и события его личной жизни (смерть брата жены, которую он остро переживал).
Именно эти настроения пессимизма и отчаяния нашли отражение в этом рассказе. В отечественной литературной критике советского периода рассказ практически не рассматривался. В собрании сочинений Бунина в шести томах издания 1988 г. ему уделена только одна фраза: «Глубоким отчаянием вызван рассказ о художнике, который, стремясь воплотить на своем полотне божественную мировую гармонию, независимо от своей воли запечатлевает картину ужасающего разрушения и гибели».
Действительно, это так. Сюжет рассказа не сложен. Некий, уже не молодой, художник в канун Рождества прибывает петроградским поездом в неназванный древний русский город и останавливается в лучшем номере городской гостиницы. Из отрывочных фраз, которые проскакивают в его разговорах с другими персонажами и с самим собой, следует, что он побывал в Стокгольме, Испании и Италии, пережил «страшную одиссею» и потерял свою любимую жену и вместе с ней только что родившегося ребенка. Его обуревает идея, навязчивая мысль, мечта написать прекрасную картину о Рождении Нового Человека. Именно такое название он намерен дать этой картине. В ее основе сюжет на библейскую тему, отображающий рождение младенца Иисуса Христа. Все на картине должно быть наполнено светом, ликованием ангелов, радостью и торжественностью. В облике Мадонны он намерен воскресить любимую им женщину, «убитую злой силой вместе с новой жизнью, выношенной ею под сердцем». Картина должна стать торжеством всеобщего мира – даже лев и ягненок должны в ней «возлежать рядом – именно рядом!». Чтобы восстановить в памяти черты погибшей женщины, он достает из чемодана альбом с фотографическим снимком, на котором изображена она, лежащая в гробу, и рядом «крохотный гробик с младенцем, похожим на куклу». Трудясь без отдыха всю ночь, художник видит, что картина безнадежно испорчена: она загромождена рисунками, «совершенно противоположными друг другу по смыслу и по значению». Его вдохновение не повиновалось ему. Лежащий рядом альбом оказал на него свое воздействие. Он прячет его и вновь приступает к работе. Его наполняет дерзкая решительность, уверенность в себе, чувство сознания, что он «все может, все смеет, что нет более для него сомнений, нет преград. Он исполнился надежд и радости». И мысленным взором он видит ту прекрасную картину, которую задумал. Со свойственной ему красочностью Бунин описывает эту действительно прекрасную картину. И вот работа закончена. Он хочет поделиться с кем-нибудь своей радостью; его темные глаза горят «нечеловеческим страданием и вместе с тем каким-то свирепым восторгом». Увы, действительность покорила его воображение: на картине была изображена полная противоположность его страстным мечтам – дикое, черно-синее небо, кровавое пламя пожаров, гибель людей, разрушение храмом, дворцов и жилищ, смерть, ненависть, злоба, братоубийства, превращения людей в «скотов, зверей, дьяволов». Заключительные строки рассказа написаны с огромной художественной выразительностью. На этом страшном, преисполненном ужаса описании рассказ заканчивается. События, описанные в рассказе, происходят еще до революции в России (до и в 1916 году), поэтому говорить о взаимосвязи картины гибели и разрушения мира с событиями в России, трудно. Скорее всего, в рассказе отражены общие нравственно-философские взгляды Бунина: идеи катастрофичности мира и его неотвратимой гибели. В этом плане рассказ «Безумный художник» сопоставим с его более ранним рассказом «Господин из Сан-Франциско» (1915 г.). Между этими рассказами есть сходство и в художественной манере. В Обоих рассказах их герой не называется по имени. В «Безумном художнике» — только одно имя – некоего «Ивана Матвеевича из полиции». Все остальные персонажи (коридорный гостиницы, ее хозяин, продавщица магазина, извозчики) – безымянны. Но Иван Матвеевич в рассказе является персонажем пассивным – он только упоминается в разговоре двух безымянных персонажей – коридорного и хозяина гостиницы. Таким показом своих персонажей Бунин подчеркивает мысль, что случившееся с его героем может произойти или даже неизбежно произойдет с любым художником, с любым деятелем искусства, стремящимся к красоте и гармонии. Художник в момент творчества, всей душой отдавшись своей идее, «представляет себя не рабом жизни, а творцом ее».Действительность опровергает это его представление – он бессилен перед ней, его воля бессильна перед действительностью мира. Известно, что Бунин не разделял известной идеи Достоевского о том, что «красота спасет мир». Не исключено, что в этом рассказе он вступает в полемику с Достоевским, доказывая не только несбыточность этой идеи, но и невозможность создания условий, при которых в мире царила бы красота. Прилагательное «безумный» в названии рассказа должно подчеркнуть тщетность попытки художника; его мечта о создании красоты и гармонии – это всего лишь проявление безумия.
Характеризуя творчество Бунина, один из критиков (Олег Михайлов) писал, что Бунину были близки записанные им слова Чехова, жестокие и горькие: «В природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной бабочки выходит мерзкая гусеница». В «Безумном художнике» Бунина из прекрасных мечтаний его героя, вопреки его воле, вышла именно такая «мерзкая гусеница».
Но и здесь Бунин остается верен себе: его описания даже безымянных персонажей четки, индивидуальны и ярки (рыжий бородач-извозчик, румяная барышня в шубке, неизменно готовый на услуги коридорный, хозяин гостиницы – приземистый человек с бобриком на темени и острыми глазами). – Узнаю тебя, Русь! – говорит художник, шагая по площади города, и читатель вместе с ним видит « бодрое утро с легким морозом и инеем», «рисующимся по голубому небу нежно и сизо », подпоясанных, толсто одетых бодрых торговцев и торговок, продающих «мерзлые белые туши голых свиней с глубокими разрезами на толстых загривках, серых рябчиков, ощипанных гусей, индеек, жирных и застывших»; извозчиков, «стегающих лохматых лошадей», — словом, картину древнего русского города, готовящегося к рождественским праздникам.

Читать еще:  Правила выполнения макияжа для азиатских глаз. Основные правила макияжа для азиатского типа лица

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств.

1. «Золотой луг» 2. Работа с текстом «У ручья» 3. Приложение: о Пришвине, таблица «Изобразительно-выразительные средства», расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова «Анализ художественного текст.

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах.

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия.

Лингвистический аназиз текста.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес.

Тема:Анализ рассказа по Г.Скребицкому «Художник-весна»Тип урока: урок усвоения новых знаний.Методы: словесные, наглядные, практические.Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.Фо.

Визуальность в новелле И. Бунина «Безумный художник

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 590 119
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 871

Золотилось солнце на востоке, за туманной синью далеких лесов, за белой снежной низменностью, на которую глядел с невысокого горного берега древний русский город. Был канун Рождества, бодрое утро с легким морозом и инеем.

Только что пришел петроградский поезд: в гору, по наезженному снегу, от железнодорожной станции, тянулись извозчики, с седоками и без седоков.

В старой большой гостинице на просторной площади, против старых торговых рядов, было тихо и пусто, прибрано к празднику. Гостей не ждали. Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете, из-под которого падали зеленоватые кудри, и в длинной дохе блестящего каштанового меха.

Рыжий бородач на козлах притворно крякал, желая показать, что он промерз, что следует набавить ему. Седок не обратил на него внимания, предоставив расплатиться с ним гостинице.

Читать еще:  Как сделать деда мороза из бросового материала. Дед-мороз из бумажных полосок. Прикольный Дед Мороз своими руками из пластиковой бутылки и ложек - мастер-классы для садика

– Ведите меня в самый светлый номер, – громко сказал он, торжественым шагом следуя по широкому коридору за молодым коридорным, несшим его дорогой заграничный чемодан. – Я художник, – сказал он, – но на этот раз мне не нужна комната на север. Отнюдь нет!

Коридорный распахнул дверь в номер первый, самый почетный, состоявший из прихожей и двух обширных комнат, где окна были, однако, невелики и очень глубоки, по причине толстых стен. В комнатах было тепло, уютно и спокойно, янтарно от солнца, смягченного инеем на нижних стеклах. Осторожно опустив чемодан на ковер посередине приемной, коридорный, молодой малый с умными веселыми глазами, остановился в ожидании паспорта и приказаний. Художник, ростом невысокий, юношески легкий вопреки своему возрасту, в берете и бархатной куртке, прошелся из угла в угол и, сронив движением бровей пенсне, потер белыми, точно алебастровыми руками свое бледное! измученное лицо. Потом странно посмотрел на слугу невидящим взором очень близорукого и рассеянного человека.

– Двадцать четвертое декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года! – сказал он. – Эту дату ты должен запомнить!

– Слушаю-сь, – ответил коридорный.

Художник вынул из бокового кармана куртки золотые часы, мельком, прищурив один глаз, взглянул на них.

– Ровно половина десятого, – продолжал он, снова устраивая на носу свои стекла. – Я у цели своего паломничества. Слава в вышних богу и на земле мир, в человецех благоволение! Паспорт я тебе дам, не беспокойся, но сейчас мне не до паспорта. У меня нет ни одной свободной минуты. Сейчас я спешу в город, чтобы вернуться ровно в одиннадцать. Я должен завершить дело всей моей жизни. Мой молодой друг, – сказал он, протягивая к коридорному руку и показывая ему два обручальных кольца, из которых одно, на мизинце, было женское, – это кольцо – предсмертный завет!

– Так точно, – ответил коридорный.

– И я этот завет исполню! – грозно сказал художник. – Я напишу бессмертную вещь! И я подарю ее – тебе.

– Покорнейше благодарим, – ответил коридорный.

– Но, любезный, дело в том, что я не взял с собой ни холста, ни красок, – провезти их из-за этой чудовищной войны было совершенно невозможно. Я надеюсь достать их здесь. Я наконец воплощу все то, что сводило меня с ума целых два года, а потом так дивно преобразилось в Стокгольме!

Говоря и отчеканивая слова, художник в упор смотрел через пенсне на своего собеседника.

– Весь мир должен узнать и понять это откровение, эту благую весть! – воскликнул он, театрально взмахнув рукой. – Слышишь? Весь мир! Все!

– Хорошо-с, – ответил коридорный. – Я доложу хозяину.

Художник снова надел доху и направился к двери. Коридорный со всех ног кинулся отворять ее. Художник важно кивнул ему и зашагал по коридору. На площадке лестницы он приостановился и добавил:

– В мире, мой друг, нет праздника выше Рождества.

Нет таинства, равного рождению человека. Последний миг кровавого, старого мира! Рождается новый человек!

На улице совсем ободнялось, стало совсем солнечно. Иней на телеграфных проволоках рисовался по голубому небу нежно и сизо и уже крошился, осыпался. На площади толпился целый лес густых темно-зеленых елок. У мясных лавок стояли мерзлые белые туши голых свиней с глубокими разрезами на толстых загривках, висели серые рябчики, ощипанные гуси, индейки, жирные и застывшие. Прохожие, переговариваясь, спешили, извозчики стегали лохматых лошадей, подреза визжали.

– Узнаю тебя, Русь! – громко говорил художник, шагая по площади и глядя на туго подпоясанных, толсто одетых бодрых торговцев и торговок, покрикивающих возле своих лотков с самодельными деревянными игрушками и большими белыми пряниками в виде коней, петухов и рыб.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/10/analiz-rasskaza-iabunina-bezumnyy-khudozhnik
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/10/analiz-rasskaza-iabunina-bezumnyy-khudozhnik
http://www.litmir.me/br/?b=653404&p=1

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector