0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопрос: найдите описание природы в повести. Какие литературные приемы делают их краше и таинственнее? Ночь перед рождеством

Урок литературы в 5 классе «Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Роль пейзажа».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

МАОУ «Заводоуковская СОШ №4»

Урок литературы в 5 В классе Майер О.Н.

Тема: Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».Ночь чудес и справедливости. Роль пейзажа

Образовательные -формировать умение анализировать художественный текст, проводить наблюдение над особенностями языка писателя, соотносить изобразительно-выразительные средства языка с идейно-художественным содержанием произведения, авторским замыслом.

Развивающие – формирование исследовательских навыков учащихся, навыков выразительного чтения, пересказа.

Воспитательные — расширить читательский кругозор, в оспитать любовь к великой русской литературе, в оспитывать интерес и уважительное отношение к культуре русского и украинского народов.

Методы: эвристический, проблемно-поисковый.

Тип урока – урок изучения нового материала

Форма урока -урок-погружение

Познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят анализ информации, обобщают);

Личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

Коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника);

Регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят самоконтроль) .

Предметные — умение характеризовать героев, понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.

Метапредметные — воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни.

Личностные — формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию ; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,а также к мировоззрению, истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и Украины; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

-Ребята,сегодня на наш урок я взяла волшебный сундучок моей бабушки. Хотите узнать, что там лежит? ( в сундучке соломенные елочные игрушки, рождественская звезда, колокольчики)

— Как вы думаете, почему я захватила с собой елочные игрушки? Из чего они сделаны? Почему игрушки из соломы? (Это связано с историей праздника. Младенец Иисус родился в пещере, колыбельку ему заменили ясли, в которых лежала солома).

-Почему в сундучке лежит звезда? (Когда родился Спаситель, на небо взошла звезда, указавшая путь волхвам, которые пришли с дарами к Младенцу Иисусу. С тех пор пошла традиция украшать вершину елки вифлиемской звездой).

Слайд 1 «Дева Мария с младенцем Христом», рождественская мелодия

-А что это за колокольчики?( Говорят, перед Рождеством начинают звонить небесные колокола, восхваляя Бога за рождение Его Сына, Иисуса Христа. И с каждым новым ударом такого колокола небесная благодать разносится по нашему грешному миру, а у ангелов растут крылья).

-Ребята, слышите, как нежно звучат колокольчики, в углу сверкает разноцветными огоньками красавица -елка, а в небе загорелась яркая звезда, возвещая людям о приближении великого христианского праздника.

-А что это за праздник? У каждого из вас есть на партах звездочки, напишите на них по одному ключевому слову, раскрывающему смысл слова «рождество», суть этого праздника. Свои звездочки прикрепите на доску( спросить некоторых ребят обосновать свой выбор). Посмотрите, что у нас получилось! (звездное небо) Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Читать еще:  Е карпов меня зовут иваном читать. Карпов Евгений«Меня зовут Иваном

— У каждого старинного праздника есть свои традиции. Ребята, а какие рождественские традиции вы знаете?

1.Гадания. Славянские народы часто гадают на Рождество, особенно девушки — на суженого. Загадывают желания и сны, которые, по поверью, обязательно сбудутся. В некоторых селах в ночь перед Рождеством строят «колодцы» из веточек. Верх «колодца» кладут небольшой навесной замочек, который перед сном захлопывают. Ключ девушка кладет под подушку , загадывая, чтобы суженый пришел воды напиться из колодца, а «колодец» на замке. Ключ нужно у суженой взять: придет суженый у девицы ключ просить, так они и свидятся.

Существует и еще одна традиция. Для того чтобы вещи в доме водились и семья всегда была в обновках, в канун Рождества (6 января) следует переложить вещи с полок на полки, поменяв из местами. Тогда, по верованиям, весь год семья, живущая в этом доме, сможет покупать новые вещи.

2.Колядование. Кроме того, в Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра (Слайд3 «Коляда» )

Что значит «колядовать»? (в учебнике подстрочник,с.172)

Ребята, а кто из вас знает колядки?(исполняют колядки)

В Украине обычно исполняли колядки 6 парубков- береза (атаман), звездонос, михоносец, его помощник, запасной парень и коза; девушки колядовали отдельно.

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач. Целеполагание.

-Сегодня на уроке мы начинаем изучение самой волшебной и таинственной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Дома вами был прочитан небольшой фрагмент из этого произведения — описание рождественской ночи.

-Итак, тема нашего урока. А где же она ? Уж не нечистая ли сила постаралась? У нашего урока нет названия, придумайте ему имя. Запишем тему урока( например, «Ночь чудес и справедливости»).

-С какой целью мы проводим этот урок? Чему мы должны научиться?

4 . Анализ фрагмента. Работа над средствами выразительности

-Ни для кого не секрет, что настоящий художник находит в окружающем мире особенную красоту, открывшееся только ему очарование, и тогда торопится он открыть всем неведомое чудо. Так и Гоголь, готовя нас к встрече с необычным, чудесным, обращается к нам с вопросом: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!…»Какая же она, эта дивная украинская ночь, тем более что в повести «Ночь перед Рождеством» она особенная, озаренная светом великой звезды, под которой родился Иисус?

-Давайте закроем глаза и представим себе эту дивную рождественскую ночь (Слайд4 «Рождественская ночь»,звучит рождественская мелодия) . Представили? Расскажите, ребята, какой вам представилась рождественская ночь (2-3 ученика высказывают свое мнение)

— А теперь давайте посмотрим, какой изобразил рождественскую ночь Н.В.Гоголь. Обратимся к тексту. Прочитаем самое начало повести (чтение фрагмента, с.172)

1.Выразительное чтение отрывка «Описание рождественской ночи».

-Так какой же увидел ночь накануне Рождества Н.В.Гоголь?(таинственная,фантастическая и т. д.)

2.Заполнение таблицы (работа в парах)

Что помогло автору передать радостную и таинственную атмосферу праздника?(средства выразительности).

С помощью каких художественных приемов автору удалось так ярко и выразительно представить нам ночь перед Рождеством?(эпитеты,олицетворения)

Найдите примеры изобразительно-выразительных средств в тексте, включите их в таблицу, попробуйте объяснить их роль в художественном тексте (работа в парах).

Работаем в парах, эта работа будет оцениваться, поэтому в конце урока таблички вложите в рабочие тетради. На листочках с табличками напишите ваши фамилии и имена.

олицетворение: «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы весело было все колядовать и славить Христа», «месяц один только заглядывал в них украдкою».

гипербола: «…зато было так тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты».

эпитеты: «…ясная ночь», «скрипучий снег».

прием неожиданности: «Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

Читать еще:  Нобелевская премия по литературе советские писатели. Великие русские писатели, не получившие нобелевскую премию

Олицетворение (очеловечивание неживых предметов)

Показать восторженное настроение автора

Эпитеты (яркие, образные определения)

Придают тексту выразительность, образность

-Давайте посмотрим, что у нас получилось.

-Какие чувства выразил автор в этом описании?

(Любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос) .

3.Характеристика образа черта.

Рождество — светлый семейный праздник, который отмечается многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда все желают друг другу добра, благополучия, крепкого здоровья. Но в эту же святую ночь по белому свету шатается нечистая сила, которая старается навредить благочестивым христианам (Слайд 5 «Черт и Солоха»)

Так что же натворили в небе черт и ведьма? Как они воровали звезды?(цитирование)

Хотите найти воришку-черта? Для этого нужно составить его точный фоторобот. На листочке-бегунке по очереди запишите самые яркие особенности внешности и характера героя. Посмотрим, какой ряд справится быстрее с этим заданием и составит точный фоторобот черта ( Последний ученик в команде озвучивает написанное (Слайд 6 «Черт») . Благодаря вашим точным характеристикам нашими коллегами был составлен фоторобот черта.

Если бы вам, ребята, предоставилась такая возможность задать черту вопросы, то о чем бы вы его спросили? Вопросы формулируем только по тексту повести.

Примерные вопросы черту:

Для чего ты украл месяц?

За что ты так невзлюбил кузнеца Вакулу?

Как ты старался помешать Вакуле работать над картиной?

Зачем ты поднял метель перед Чубом и его кумом, когда они отправились в гости к дьяку?

Вопрос к классу

Ребята, как вы думаете, почему черт крадет месяц, а не звезды? (Месяц – символ молодой нарождающейся жизни, символ обновления и надежд, символ семейного благополучия. Даже традиционное рождественское блюдо-вареники и галушки напоминают месяц) (Слайд 7,8 «Галушки и вареники»)

Творческое задание Вы, наверное, со мной согласитесь, что ночь перед наступлением Рождества — самая волшебная и таинственная. Почему? Закончите фразу: «Ночь перед наступлением Рождества — самая волшебная и таинственная, потому что. ».

Сегодня у нас необычный урок- значит и домашнее задание должно быть оригинальным, творческим. На выбор 2 домашних задания,выберите то, которое вам понравится.

1.Сочините стихотворение по данному началу «Рождество-чудесный праздник».

2.Выучите понравившийся фрагмент из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Какие приемы народной сказки встречаются в повести «Ночь перед Рождеством»?

Назовите приемы народной сказки, которые встречаются в повести «Ночь перед Рождеством»?

Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» ни в коей мере нельзя назвать сказкой, хотя мистики и чудес в ней хоть одбавляй. Но все-таки некоторые приемы, более характерные для народных сказок, автор в ней использует.

Так, в этой повести мы не найдем зачина, но зато в ней имеется очень четкая концовка — история с архиереем, который видит Оксану уже с ребенком.

В повести нет троекратных повторов, но зато используется народная разговорная речь, с яркими образными оборотами, характерными именно для сказок.

В повести действуют существа волшебные, сверхъестественные, такие как черт и ведьма Солоха, такие как Пузатый Пацюк. В повести есть волшебный полет на черте, необычном, сказочном транспортном средстве.

Есть в повести испытание главного героя, задание достать черевики, с которым Вакула отлично справляется.

Но при этом место действия вполне определенное — хутор Диканька, герои — обычные люди, в повести показаны реальные исторические персонажи — Потемкин, Екатерина вторая.

Повесть наполнена фольклорными элементами, начиная с живого народного языка, которым написана, и заканчивая сказаниями и легендами, которые просматриваются сквозь литературную ткань.

А ещё повесть во многом напоминает сказку. В сказке есть волшебство. Вспомните, наверное, самый яркий и запоминающийся отрывок из повести, когда кузнец Вакула летел верхом на черте. Тут как раз и волшебное событие, и сказочный персонаж (обязательный для волшебных сказок отрицательный мистический или демонический герой). Чёрт — один из обязательных героев произведений Гоголя, но в других его произведениях он показан в образах реальных персонажей (например, портной в «Шинели»), а тут — самый «настоящий» чёрт.

Читать еще:  Biblia Sacra с иллюстрациями Дали. "Священное писание" от несравненного Сальвадора

В большинстве волшебных сказок идеализированный главный герой преодолевает трудности, добывает какую-то ценную вещь или выполняет задание, разгадывает загадки. В повести «Ночь перед Рождеством» тоже есть такое. Все помнят, как он сумел добыть такие, как у самой царицы, черевички.

И самое главное, что роднит повесть с волшебными сказками, — это то, что в ней силы света побеждают силы тьмы.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: описание, герои, анализ произведения

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» — выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю «Ночь перед Рождеством»)

Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Источники:

http://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-n-v-gogol-noch-pered-rozhdestvom-rol-peyzazha-2394205.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2739184-kakie-priemy-narodnoj-skazki-vstrechajutsja-v-povesti-noch-pered-rozhdestvom.html
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9D%D0%BE%D1%87%D1%8C%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%20%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector