1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воссоздание гмнзи: осторожно, опасность! Выставка «Западноевропейское искусство» Пушкинский музей западное искусство.

Музейный город на Волхонке

31 мая свое столетие отмечает один из самых знаменитых музеев мира – Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

В честь этого юбилея на сцене Большого театра состоится праздничное торжество. «В этот день мы ждем в гости руководителей крупнейших музеев мира, которые приедут поздравить нас с юбилеем», – сообщила директор музея Ирина Антонова на пресс-конференции в РИА «Новости». Конечно, посетить этот праздник сможет только узкий круг приглашенного бомонда, но для широкой публики музей уже подготовил три выставки: «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы», «Пушкинскому» музею – 100 лет» и главный юбилейный выставочный проект – «Воображаемый музей».

Выставка, посвященная коллекционерам, открылась в марте. По словам Ирины Антоновой, эта экспозиция показывает, насколько разнообразны интересы и увлечения московских коллекционеров.

Выставка «Пушкинскому» музею – 100 лет», открывшаяся на прошлой неделе, посвящена истории музея. В экспозиции отражены самые различные страницы его биографии. Начиная с обсуждения еще не созданного музея в письмах профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, сбора средств на его строительство, открытия первой постоянной экспозиции слепков, новых поступлений подлинников из расформированного по указу Сталина ГМНЗИ (Государственного музея нового западного искусства). И до новаторских выставок «Москва – Париж», «Пабло Пикассо», а также создания «Музейного городка» на Волхонке при участии известного архитектора Нормана Фостера.

Главная предъюбилейная выставка – «Воображаемый музей», также открылась на прошлой неделе. Ее идея заключается в том, что в залах с постоянной экспозицией появятся шедевры, которых нет в коллекции музея.

– Задумывая этот проект, – говорит Ирина Антонова, – мы хотели показать то, чего у нас нет. Например, в музее прекрасная коллекция голландцев, но нет Вермеера, или же у нас есть искусство ХХ века, но не представлен Климт. В результате более 30 крупнейших музеев откликнулись на нашу просьбу предоставить экспонаты для временного дополнения нашего собрания.

На пресс-конференции Ирина Антонова также говорила и о перспективах развития музея. По ее словам, проект реконструкции ГМИИ принят. Под реконструкцией подразумевается, прежде всего, создание «Музейного городка», то есть целого музейного комплекса вокруг главного здания музея на Волхонке. Проект реконструкции разработан Норманом Фостером, который несколько лет назад на месте ЦДХ предлагал построить 15-этажный дом-апельсин. Разумеется, и эта работа вызвала немало возражений со стороны Архнадзора и ряда других организаций. Но компромисс, как заверяет Антонова, уже найден: «В целом проект принят, и некоторые здания уже строятся». К тому же дискуссия разворачивается главным образом не по части творческого содержания проекта, а из-за факта строительства в исторической части города. Но, как считает Ирина Александровна, при соблюдении определенных условий в исторических районах Москвы новые здания возводить можно:

– У защитников старой Москвы иногда хочется спросить: «Где вы все были, когда городу наносился колоссальный ущерб?» Вот сейчас неподалеку от музея находятся здания, которые нам передавались на протяжении 40 лет. Вы можете догадаться, какая огромная работа была проделана нами совместно с мэрией, а перед этим с Моссоветом. Многие из этих 11 домов находились буквально в руинах. У нас есть фотографии, на которых видны деревья, прорывающиеся через их крыши. А сейчас там работают отделы музея.

Что же касается «Музейного городка», то эта идея еще возникла во время закладки первого камня в основании здания музея – в 1898 году Цветаев написал в своем дневнике: «Ныне начинаемое нами предприятие расширится со временем, и здесь вырастет целый музейный городок».

США и другие страны НАТО помогают Литве эффективно «сдерживать» Россию, заявил президент прибалтийской республики Гитанас Науседа на Мюнхенской конференции по безопасности. Об этом сообщает Sputnik Литва со ссылкой на администрацию главы государства.

14 февраля на площади Киш в Бенгази состоялся митинг «Стоп террор», в котором приняли участие более 200 тысяч жителей Ливии. Во время митинга главнокомандующий ЛНА Халифа Хафтар дал обещание гражданам страны, что не отступит, пока не победит террористов, захвативших Триполи, и не изгонит их из республики.

Правительство поручило подготовить предложения по снижению выплат по ипотечным кредитам, следует из документа, опубликованного на сайте кабмина.

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил «Парламентской газете» первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Читать еще:  Описание технологического процесса. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Мыльные телесериалы с неприхотливыми сюжетами, рассказывающими о судьбе провинциальных золушек, желающих покорить Москву изрядно надоели зрителям, финал которых можно предугадать заранее, где нежданной беременности никак не избежать.

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.

Общественно-политическая газета «Трибуна»

Зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Выставка «Западноевропейское искусство». Воссоздание гмнзи: осторожно, опасность! Пушкинский музей западное искусство

После Октябрьской революции, в конце коллекции их были национализированы декретами Советской власти и превращены в государственные музеи, которые в объединили в один. Таким образом ГМНЗИ стал еще и первым в мире музеем современного искусства, обогнав на пять лет знаменитый нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА). Уникальность ситуации заключалась в том, что и Щукин, и Морозов заинтересовались работами импрессионистов, Сезанна , Ван Гога , Гогена , Матисса и раннего Пикассо раньше, чем французские музеи и музеи других стран оценили это искусство и начали его приобретать — коллекционеры часто идут впереди музеев. Русские коллекционеры, таким образом, сумели привезти в Россию наиболее характерные произведения самых известных мастеров. «(. ) Ни один из музеев, ни одна из частных галерей, кроме, может быть, Музея-института Барнса в Филадельфии, не дает столь разнообразной и богатой картины развития французской живописи за последние 50 лет, — писал в 1933 году директор музея Борис Николаевич Терновец , — Значение музея не только в полноте его коллекций, но и в необычайно высоком их уровне; большинство ведущих мастеров 19 и 20 столетий, как Моне , Ренуар , Гоген , Сезанн , Ван Гог , Матисс , Пикассо , Дерен и другие, представлены в музее первоклассными, порою даже центральными в их творчестве работами; отсюда та яркость, та концентрированность впечатлений, которая охватывает посетителя и держит его в неослабевающем художественно-эстетическом напряжении». Велико было влияние произведений из ГМНЗИ на творческое развитие советских художников, многие считали музей своей профессиональной школой. Те, кто был старше, видели многие картины еще до революции в доме С.И.Щукина, который открыл свое собрание для обозрения публики. Музей был широко известен и за рубежом, как были ранее, до Первой мировой войны, известны собрания Щукина и Морозова, и поэтому посещался иностранцами, приезжавшими в СССР.

Оформление здания музея к XIX годовщине Октябрьской революции
1936 год

Чтобы оправдать свое название Музей современного западного искусства должен был развиваться и пополнять свои коллекции, быть в курсе новых явлений в искусстве Европы и Америки, однако о тех ежегодных масштабных приобретениях, которые могли себе позволить Щукин и Морозов, государственному музею мечтать не приходилось: в стране был голод физический и голод валютный. В из музеев и библиотек власти отбирали на экспорт для финансирования построения социализма лучшие произведения искусства, древние рукописи, уникальные книги, коронные драгоценности российской царской династии. И ГМНЗИ пострадал в эту кампанию, утратив часть своих шедевров. Все, что оставалось музею, это пополнять свои коллекции картинами и скульптурой из национализированных в годы революции частных коллекций, в которых, правда, встречались и очень значительные произведения, путем закупок с выставок, за счет даров, а также получая живопись и графику современных европейских художников по обмену на работы советских художников. Одновременно шел обратный процесс — по распоряжению Наркомпроса осуществлялась передача из ГМНЗИ части картин, включая лучшие образцы, в Эрмитаж, не имевший в своих собраниях искусства соответствующего периода.

Музей популяризировал свою коллекцию, пытаясь с помощью пояснений, помещенных под картинами, в беседах с посетителями и в брошюрах, посвященных отдельным художникам, в доступной форме объяснить эстетически неподготовленному зрителю смысл и художественную ценность выставляемых произведений. Однако в соответствии с требованиями советской идеологии и международной политической обстановки музею пришлось из музея чисто художественного стать музеем революционного искусства Запада, обслуживать предвыборные кампании и политические праздники и даты, и при этом ГМНЗИ вынужден был постоянно отстаивать свое право на существование. До конца 1928 года коллекции музея сохраняли свои первоначальные, — особняки, приспособленные еще их владельцами для удобства экспонирования (о постройке новых зданий для музеев в те годы речь не шла). В 1928 г. одно из зданий было отобрано, а коллекции сосредоточены в тесном для музея помещении бывшего морозовского особняка на Кропоткинской ул. (ныне Пречистенка), 21.

Во время Великой Отечественной войны коллекции . После возвращения в Москву в 1944 году экспозиция не восстанавливалась. В 1946 году после в международной политике началась эпоха «железного занавеса», а вскоре в СССР развернулась борьба с космополитизмом. Вопрос с ГМНЗИ решался на самом верху — он был ликвидирован постановлением СМ СССР от 6.III.1948 года за № 672 . В этом постановлении коллекции музея, а подразумевалась наиболее ценная и яркая их часть, в основном то, что приобрели когда-то Щукин и Морозов, именовались «рассадником формалистических взглядов и низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой эпохи империализма» и утверждалось, что они «нанесли большой вред развитию русского и советского искусства». Коллекция, которая в характеризовалось как «исключительное собрание великих европейских мастеров», которое «по своей высокой художественной ценности имеет общегосударственное значение в деле народного просвещения» теперь объявлялась общественно вредной и социально опасной.

Читать еще:  Запоры у беременных - причины и методы избавления. Лечение и профилактика запоров при беременности


1 / 2

Текст «Постановления Совета Министров СССР о ликвидации Государственного музея нового западного искусства» от 6 марта 1948
Лист второй

Репрессии, шедшие в стране то нарастая, то ослабевая с 1920-х годов, уносившие многие сотни человеческих жизней и вычеркивавшие по идеологическим соображениям из отечественной культуры то Есенина, то Шостаковича, то Ахматову и Зощенко, коснулись теперь и этого художественного музея. Живописные, скульптурные коллекции и предметы прикладного искусства ГМНЗИ были разделены между и и ушли в запасники; здание ГМНЗИ на Пречистенке досталось вновь созданной Академии художеств СССР — главному идеологу и проводнику метода социалистического реализма в изобразительном искусстве. Произведения, которые сделали бы честь любому музею, были отправлены под спуд из-за идеологических предрассудков и, возможно, не без помощи некоторых влиятельных советских художников, из страха и зависти ненавидевших всякое проявление свободного творчества. Напрашивается сравнение с судьбой произведений русского авангарда, еще в 1936 году и на долгие десятилетия изъятых из экспозиций Третьяковской галереи и Русского музея.

Так Москва утратила музей, чьи знаменитые коллекции когда-то зародились в ее культурной среде, музей, уникальный не только в масштабах одной страны. Факт этот в истории советских художественных музеев остается, к счастью, единственным. Сегодня и Есенин, и Шостакович, и Ахматова и многие другие из «черного списка», включая искусство русского авангарда давно восстановлены в своих правах. Пришло время вспомнить и о Музее нового западного искусства и его драматической судьбе и попытаться понять, как и за что он был уничтожен в период господства тоталитарного режима в СССР, задуматься о дальнейшей судьбе разделенных и идеологически «заклейменных» произведений искусства и о том, чтобы ничего подобного не могло повторится впредь. Государственный музей нового западного искусства в Москве должен быть извлечен из забвения и, наконец, реабилитирован.

Документальный фильм об истории
Государственного музея нового западного искусства (1918 — 1948)

Интервью с И.А Антоновой, Президентом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина :

Интервью с М.Б. Пиотровским, Директором Государственного Эрмитажа :

НОВЕЙШЕЕ ИСКУССТВО
(программа для молодых художников)

Курс «НОВЕЙШЕЕ ИСКУССТВО» представляет собой годовую программу, рассчитанную на молодых художников, желающих развиваться в области актуального искусства. Школа даёт возможность художникам, уже имеющим определенную техническую базу, не только интеллектуально развиваться в контексте современного искусства, но и влиться в профессиональное сообщество.

В Школе нет прикладных занятий по живописи, скульптуре и другим медиа. Практические задания слушатели курса выполняют во внеучебное время. Однако на занятиях происходит обсуждение и анализ проделанной работы. В обязательную программу входят курсы по истории и теории искусства, различных медиа, лекции и семинары по философии искусства, практикумы по оформлению портфолио и самопродвижению, взаимодействию с институциями. Обязательно проходят мастер-классы с известными художниками, кураторами, деятелями культуры, которые делятся опытом и отвечают на вопросы слушателей курса.

Главная задача курса — показать пути развития и продемонстрировать автору возможности художественного языка, погрузить в теорию и философию культуры, впустить в сообщество.

В качестве лекторов приглашены преподаватели ведущих гуманитарных вузов Москвы (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский государственный гуманитарный университет, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), а также практикующие специалисты — научные сотрудники Московского музея современного искусства из различных департаментов (научного, выставочного, отдела фондов), художники, институциональные и независимые кураторы, редакторы СМИ.

В течение учебного года проходят персональные консультации с преподавателями Школы по созданию и воплощению персональных и групповых проектов.

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в Пушкинском музее
ARTinvestment.RU 21 февраля 2017

ГМИИ им. А.С.Пушкина
7 марта — 21 мая 2017
Москва, ул. Волхонка, 12

Выставка организована совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».

Читать еще:  «Это шедевр!»: Огромный петух из навоза сразил жителей Бурятии. В якутии к новому году слепили из навоза огромного петуха

Экспозиция рассказывает об общей борьбе и победе над фашистскими режимами в Европе — о тех страницах истории, которые сформировали современный облик Европы. Несмотря на все противоречия периода «холодной войны», художников объединяли общие ценности и задачи их искусства. Выставка призвана не только впервые объединить неоавангардное искусство стран Западной и Восточной Европы, но также привести доказательства того, что все новые формы искусства, появившееся после Второй мировой войны, зародились в Европе или по крайней мере развивались параллельно с Америкой: от медиаискусства (фотография, кино, телевидение, видео-арт) до концептуального искусства и акционизма.

Выставка состоит из пяти разделов и хронологии с 1945 по 1968 год, которая включает фотографии, плакаты и другой материал, обеспечивающий погружение зрителя в контекст эпохи.

I. Конец войны. Скорбь и память

Первые послевоенные годы характеризуются частым обращением художников к теме скорби и памяти жертв военных преступлений. В этот период возрождаются такие традиционные мотивы христианской иконографии, как Распятие, Погребение и Оплакивание Христа. Экзистенциалистское настроение времени выражается в преобладании черного цвета как в абстрактных, так и в фигуративных работах. Для скульптуры характерны образы страдающих и поверженных человеческих фигур (Генри Мур, Вадим Сидур, Алина Шапошников).

II. Борьба за мир

Трагические события недавнего прошлого вызвали к жизни движение в защиту мира, которое активно поддержали писатели, художники и интеллектуалы из разных стран. Однако начавшаяся гонка вооружений и целая череда международных конфликтов (войны в Корее, Алжире, Вьетнаме) привели мир на порог новой мировой войны и грозили окончательно расколоть Европу. В этих условиях искусство было особо призвано служить объединению людей, невзирая на политические границы, устоявшиеся стереотипы и отличия художественных методов.

III. Новый реализм

Для многих художников война ознаменовала собой гибель искусства в довоенном его понимании. Они начинают искать ответы на вопросы, которые были поставлены самими реалиями войны, и используют для этого новую и расширенную концепцию реализма. Обновление реалистических форм и средств выразительности после 1945 года произошло сначала в Италии (течение Realismo) и в Англии (т.н. Лондонская школа).

Лекция Эдуардо Паолоцци 1952 года, на которой он представил изображения, составленные из вырезок и рекламных объявлений из американских журналов, собиравшихся им с 1948 года, считается датой рождения британского поп-арта. Еще до появления своего американского аналога британский поп-арт успел повлиять на немецкий «капиталистический реализм» и даже оставил свой след в искусстве СССР. Французские «новые реалисты» обнаружили на городских улицах готовые произведения в виде сорванных и наклеенных поверх друг друга плакатов. Метод коллажа был перенесён ими и в работу с простыми бытовыми предметами. Поп-арт придал эстетическую ценность предметам обыденным и даже вульгарным, создал систему новой образности, где уравнено «высокое» и потребительское, уникальное и массовое.

IV. Новый идеализм

1950–60-е годы в искусстве стали не только десятилетиями реконструкции, восстановления связей с модернизмом предвоенных лет и развития неоавангарда, но и временем подлинных инноваций, «Новых тенденций» (так назывались выставки в Загребе, в которых с 1961 года принимали участие представители «конкретного искусства» со всей Европы). В качестве альтернативы как новым формам реализма, так и пессимизму живописи информеля, название группы ZERO стало обозначать все оптимистические, идеалистические и технические утопии и новации, в том числе такие течения, как оп-арт и кинетическое искусство. Художники как Западной, так и Восточной Европы экспериментировали с новыми формами городских утопий, фантастической архитектуры, их интересовала дематериализация искусства и преодоление гравитации. Все это происходило на фоне экспериментов в области ядерной энергетики, мечтаний о космических путешествиях и развития потребительской культуры. К этому общеевропейскому художественному тренду относится и деятельность отечественной группы «Движение» (Лев Нусберг, Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук и др.).

V. Политическая утопия: 1968

Новые художественные течения в искусстве неизбежно влияют на формирование новой политической и социальной повестки, оказываясь тесно связанными с надеждами и утопическими исканиями своего поколения. 1960-е годы в Европе характеризуются широким распространением революционных идей среди молодёжи и в первую очередь в университетской среде. Следующим шагом были политические движения, создаваемые бывшими студентами и преподавателями: «Красные бригады» в Италии, RAF в Германии и «Прямое действие» во Франции. Зарождающаяся поп-культура сходилась с одной точке с молодыми революционными идеями, музыкой, кино и искусством. Знак «68» означал тройственный союз молодежной революции, поп революции и политической революции.

Доктор Экхарт Гиллен, независимый куратор (Берлин)

Профессор Петер Вайбель, председатель ZKM / Центра искусства и медиатехнологий (Карлсруэ).

Данила Булатов (ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Александры Даниловой (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Дарьи Милле (ZKM).

Источники:

http://newtribuna.ru/news/2012/05/07/13747/
http://knhb.ru/vystavka-zapadnoevropeiskoe-iskusstvo-vossozdanie-gmnzi-ostorozhno.html
http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170221_european_art_1945_1968_exhibition_gmii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector