0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занимательные факты по психологии на тему: Детская агрессия: причины, преодоление, профилактика. Агрессия у детей школьного возраста. Профилактика подростковой агрессии

Занимательные факты по психологии на тему: Детская агрессия: причины, преодоление, профилактика. Агрессия у детей школьного возраста. Профилактика подростковой агрессии

В детской психологии известен «эксперимент Джонса», проведенный группой исследователей в 1979 году. Психологи в лабораторных условиях оценивали поведение детей в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Ученым было важно понять, как общаются эти дети со своими мамами и с другими детьми.

Отмечали время реакции матерей на плач или просьбы о помощи своих детей, как быстро брали их на руки или иначе проявляли внимание и заинтересованность. Фиксировали и уровень агрессивности малышей: как часто они кого-то ударяли, кусали, толкали, отбирали чужие игрушки.

Дети, чьи мамы не спешили приходить на помощь, вели себя более агрессивно, чем тем, чьи мамы были чуткими и внимательными.

Не забывайте и про физиологию: подросток переживает гормональную перестройку, взрыв, который неизбежно сказывается на его поведении. Мамы, представьте, если бы вас ругали за ПМС. Глупо, правда?

Мы договорились, что подростковая агрессия как форма подросткового кризиса – этап взросления. Этап освоения и узнавания себя: Кто я? Где мое место? Какую роль я играю? Насколько я могу справляться с кризисами? Как я выхожу из конфликтов? И проявления подростковой агрессии встречаются и в семье, в школе при общении со взрослыми, и в кругу сверстников, в подростковой среде.

Но агрессия для ребенка как способ справиться со страхами, защитить свое мнение, адаптироваться в новой социальной среде. То есть агрессия может быть естественной, необходимой и «вредной». Задача – направить изменения в мирное русло.

В первом случае взрослые болезненно реагируют на проявления подростковой агрессии. Всплывают шаблоны, которые усугубляют конфликт.
«Мал на мать кричать!»
«Посмотрите, умный нашелся!»
«Уматывай! Потом на коленях обратно приползешь!»
«Ты меня в могилу загонишь, неблагодарный!»

Протест ведет к протесту – и так по кругу.

Во втором случае родители начинают игнорировать проявления подростковой агрессии. Из лучших, конечно, побуждений.
«Все мы такими были!»
«Он это перерастет, с возрастом пройдет»
«Перебесится»

Если он не научится преодолевать конфликты сейчас, в подростковом возрасте, дальше это сделать сложнее.

Родителям нужно найти золотую середину: не игнорировать, но и не реагировать слишком бурно на деструктивное поведение ребенка. На агрессию не стоит отвечать агрессией. Когда ваш ребенок был маленьким, вам говорили, как важно быть для него другом, наставником, опорой. Сейчас ничего не изменилось.

Агрессия у детей школьного возраста. Профилактика подростковой агрессии.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: Агрессия у детей школьного возраста.
Профилактика подростковой агрессии.

Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Причины проявления агрессии у детей могут быть разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания, но огромную роль играют воспитание в семье. На становление агрессивного поведение большое влияние оказывают характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Педагогические наблюдения показали, что родители резко подавляющее агрессивность у своих детей напротив развивают чрезмерную агрессивность. Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

В каждом коллективе детей встречаются ребята с признаками агрессивного поведения, которые нападают на остальных, обзывают детей, намеренно употребляют грубые выражения. Это агрессия – прежде всего отражения внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг ребенка события.

Агрессивный ребенок, как и другие, нуждаются в ласке, помощи взрослых. Так он борется за место под солнцем.

Как помочь агрессивному ребенку?

Работа с гневом.
Обучение агрессивных детей способом выражения гнева. Это не значит кусаться, ругаться, а научить выражать в приемлемой форме. Поиграть в «Обзывалки» (снять вербальную агрессию, выплеснуть гнев, а потом услышать о себе что-то приятное).
«Мешочек для крика» — покричать в мешочек.

Далеко не всегда дети ограничиваются словесной реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а потом слова. В таких случаях мгновенно можно отреагировать так: переключить внимание, организовать спорт-соревнование, разорвать и растоптать бумагу. Это способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения.

Обучение навыков распознавания и контроля негативных эмоций. Игра «Камушек в ботинке». Цель: научить распознать собственные эмоции и говорить о них.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Игра «Я – сообщение». Цель: провозглашение педагогам своего самочувствия, состояния мыслей, ответ на факт как некое явление жизни.

Читать еще:  Медикаментозное прерывание беременности – эффективность и риски. Медикаментозное прерывание беременности на раннем сроке: как делают, какие препараты используют для аборта

Гораздо полезнее говорить ребенку о своих чувствах используя местоимение («я», а не «ты»).
Например, говорим «ты не убрал в классе, не выучил урок», а надо «я расстроена тем, что класс не убран». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, а говорите о своих ощущениях. Это вызывает чувство доверия.

Мы говорим: «закрой рот, ты мне мешаешь вести урок». То есть обвиняете. У ребенка рождается чувство сопротивления, протеста. При «я – высказывании» содержаться наши чувства.

В течении ноября-декабря 2014 года была проведена диагностика самооценки психических состояний по Г. Айзенку. «Агрессивность». Она включала в себя десять вопросов.
Результаты выражены в таблице.

Практические рекомендации по снижению агрессии у школьников.

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

— переключение внимания; «помоги мне, пожалуйста»
— выражение понимания чувства ребенка «конечно, тебе обидно»

2. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. «здесь и сейчас».

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации. (не кричать, не настаивать)

5. Обсуждение проступка (наедине)

6. Сохранение положительной репутации подростка.

7. Обращение с ребенком после агрессивного поведения. (подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка).

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: Агрессия у детей школьного возраста.
Профилактика подростковой агрессии.

Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Причины проявления агрессии у детей могут быть разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания, но огромную роль играют воспитание в семье. На становление агрессивного поведение большое влияние оказывают характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Педагогические наблюдения показали, что родители резко подавляющее агрессивность у своих детей напротив развивают чрезмерную агрессивность. Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

В каждом коллективе детей встречаются ребята с признаками агрессивного поведения, которые нападают на остальных, обзывают детей, намеренно употребляют грубые выражения. Это агрессия – прежде всего отражения внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг ребенка события.

Агрессивный ребенок, как и другие, нуждаются в ласке, помощи взрослых. Так он борется за место под солнцем.

Как помочь агрессивному ребенку?

1. Работа с гневом.
Обучение агрессивных детей способом выражения гнева. Это не значит кусаться, ругаться, а научить выражать в приемлемой форме. Поиграть в «Обзывалки» (снять вербальную агрессию, выплеснуть гнев, а потом услышать о себе что-то приятное).
«Мешочек для крика» — покричать в мешочек.

Далеко не всегда дети ограничиваются словесной реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а потом слова. В таких случаях мгновенно можно отреагировать так: переключить внимание, организовать спорт-соревнование, разорвать и растоптать бумагу. Это способствует снижению эмоционального и мышечного напряжения.

2. Обучение навыков распознавания и контроля негативных эмоций. Игра «Камушек в ботинке». Цель: научить распознать собственные эмоции и говорить о них.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Игра «Я – сообщение». Цель: провозглашение педагогам своего самочувствия, состояния мыслей, ответ на факт как некое явление жизни.

Гораздо полезнее говорить ребенку о своих чувствах используя местоимение («я», а не «ты»).
Например, говорим «ты не убрал в классе, не выучил урок», а надо «я расстроена тем, что класс не убран». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, а говорите о своих ощущениях. Это вызывает чувство доверия.

Мы говорим: «закрой рот, ты мне мешаешь вести урок». То есть обвиняете. У ребенка рождается чувство сопротивления, протеста. При «я – высказывании» содержаться наши чувства.

В течении ноября-декабря 2014 года была проведена диагностика самооценки психических состояний по Г. Айзенку. «Агрессивность». Она включала в себя десять вопросов.
Результаты выражены в таблице.

Практические рекомендации по снижению агрессии у школьников.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

— переключение внимания; «помоги мне, пожалуйста»
— выражение понимания чувства ребенка «конечно, тебе обидно»

2. Акцентирование внимания на поступках, а не на личности. «здесь и сейчас».

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации. (не кричать, не настаивать)

5. Обсуждение проступка (наедине)

6. Сохранение положительной репутации подростка.

7. Обращение с ребенком после агрессивного поведения. (подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка).

Педагог-Психолог
Мацькайло И.В.

Детская агрессия: причины, преодоление, профилактика.
занимательные факты по психологии на тему

Этот материал подойдёт для родительского собрания. В нём отражены: примеры детской агрессивности и поведение родителей, причины детской агрессивности, принципы общения с агрессивными детьми и пути преодоления детской агрессивности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

причины, преодоление, профилактика» (рекомендации родителям).

Истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Читать еще:  Как сделать из гофрированной бумаги ёлку. Мастер-класс «Елочка из гофрированной бумаги. Мастер класс по изготовлению елки в виде конуса из бумаги и ватных дисков

Разберем примеры детской агрессивности и поведение родителей

• Отсутствие реакции взрослых на негативные поступки детей само по себе является подкреплением агрессии. Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость. Если ребенка наказывать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать ее в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Строгость родителей может привести к тому, что вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. А физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними. В случаях, когда родители осуждают агрессию, проговаривают свои чувства ребенку (о его проступке, активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает.

• Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из-за невозможности каким-либо иным способом получить внимание родителей.

• Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными (вспышки гнева, с помощью которых можно влиять на дальнейший ход событий и добиваться своего).

• Порой дети понимают, что ведут себя плохо, но им сложно выплеснуть накопившиеся эмоции. Если ребенок скандалит, то изначально нужно найти причину плохого поведения и по возможности устранить ее (ребенок устал, голоден, смотрит долго мультики, тревожится и т. д.).

Причины детской агрессивности

Исследования в области изучения детской агрессии показывают, что на формирование данной особенности влияют:

-негативизм близких (отчужденность, равнодушие, постоянная критика);

-безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);

-суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

-социальное научение (пример взрослых, киногероев и т. д.).

На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка. Это самые основные причины детской агрессии, к тому же обобщенные. Помните, что ваш ребенок и вы – уникальные люди, и чтобы разобраться в причинах агрессивности именно вашего ребенка, нужно разбираться в данном конкретном случае и искать специфические именно для вашего ребенка причины. К тому же, чтобы воспитать желаемые черты поведения у своего ребенка, надо разобраться со своими собственными недостатками и достоинствами.

Принципы общения с агрессивными детьми:

1. Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

2. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

3. Давайте ребенку возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, поколотить подушку, крепко сжать кулаки и т. д.)

4. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.

5. Хвалите ребенка, тогда и поводов для непослушания будет меньше. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение — это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова. Так же не стесняйтесь обнять ребенка, говорить о своей любви к нему.

6. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет! » К сожалению, в большинстве случаев, за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие фразы: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила? »

7. Показывайте ребенку личный пример конструктивного (неагрессивного) поведения.

Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные ребенка не должны проявлять агрессию. Направляйте активность ребенка в другое русло (активные подвижные игры во дворе, секции по его интересам и возможностям и т. п.) . Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.

Читать еще:  Фотографии туманностей и галактик. Космическая красота: Изумительные снимки вселенной, снятые с помощью телескопа Хаббл

Пути преодоления детской агрессивности

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

— Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

— Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрениее.

— Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

— Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков — это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

— Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

Нужно обратить внимание на то, что без родительской помощи и внимания ребенок может замкнуться в себе и агрессивный стиль поведения станет для него нормой. А чтобы избежать этого помогите свои детям. Ведь порой для того чтобы снять агрессию достаточно лишь ласковых и теплых слов.

Так же замечательно снимают напряжения творческие занятия, такие как рисование, лепка из пластилина, папье – маше, и так далее.

Для профилактики детской агрессивности:

• Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

• Не допускайте бесконтрольного просмотра мультфильмов, фильмов, телепередач, видеофильмов (а так же игр на компьютере, компьютерной приставе). Выбирайте видеопродукты без элементов насилия, агрессии.

• Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

• Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-либо. Справедливым можно назвать такое требование, которое было озвучено родителями, и которые хорошо известно ребенку. Несправедливость требований родителей часто происходит вследствие их внутреннего состояния и не обусловленного непосредственно поступками ребенка (например, на работе – раздражение и ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания (например, неубранные игрушки). У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых, чувство несправедливости, обиды, агрессия.

• Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.

Так же хочется заметить, что родители, столкнувшись с агрессивностью своего ребенка, часто оказываются перед необходимостью понимания своего ребенка. Без искреннего интереса к личности ребенка невозможно полноценно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для его развития, побуждать к хорошим поступкам и т. д. То есть, родителям необходимо понять причины и следствия, управляющие их ребенком. Одной из важнейших причин конфликтов в детско-родительских отношениях является низкий уровень заинтересованности родителей в отношениях с детьми. Т. е. родители не способны правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и, что хуже всего, не стремятся откликнуться на его проблемы, что вызывает протесты, агрессию и обиды детей.

В заключении, можно напомнить, что агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные агрессивные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме.

Источники:

http://kakzdorovo.center/blog/detskaya-psihologiya/podrostkovayaagressiya
http://infourok.ru/agressiya_u_detey_shkolnogo_vozrasta.__profilaktika_podrostkovoy_agressii.-413743.htm
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/12/05/detskaya-agressiya-prichiny-preodolenie-profilaktika

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector