39 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знаменитые мастера музыкальных инструментов. «Российская школа мастеров музыкальных инструментов

Производственный комбинат музыкальных инструментов
фонда П.И. Чайковского

Производство народных щипковых музыкальных инструментов

Наши мастера

На комбинате работают высококвалифицированные мастера своего дела. Наши мастера принимают активное участие во всех конкурсах, выставках, занимая высокие призовые места. Большая часть мастеров имеет многочисленные дипломы и награды за высокий профессионализм, сохранение и развитие традиций изготовления русских народных музыкальных инструментов.

Мастер по изготовлению балалаек и гуслей звончатых

Мастер по изготовлению духовых народных инструментов

Мастер по изготовлению щипковых народных инструментов (балалайка, домра) СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ 12 АВГУСТА 2017 г.

Мастер по изготовлению щипковых народных инструментов инструментов (балалайка, домра)

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов балалаечной группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов балалаечной группы

Высококвалифицированные мастера по изготовлению клавишных и щипковых («Садко», концертные оркестровые, «Гергенс») и звончатых гуслей

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов балалаечной группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов балалаечной группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению щипковых народных инструментов инструментов (балалайка, домра)

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов домровой группы

Знаменитые мастера музыкальных инструментов

Никоколо Амати (итал. Nicolo Amati) (3 декабря 1596 — 12 апреля 1684) — один из известнейших мастеров семейства Амати. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери.

Николо Амати родился 3 декабря 1596 года в Кремоне. Его отцом был Джироламо (Иеронимус) Амати — сын Андреа Амати, основателя скрипичной школы. Он, как и вся его семья, жил и работал в Кремоне. Николо является наиболее известным представителем семейства.

Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364—365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати — Николо, сохранилось очень немного — чуть больше 20.

Также одним из его учеников был его сын Джироламо Амати 2-й (1649—1740). Но он не оправдал надежд отца, и при нём знаменитая школа была закрыта.

СТРАДИВАРИ , Страдивариус Антонио (ок. 1644—1737) — итальянский скрипичный мастер, ученик знаменитого Н. Амати. С юных лет до последних дней жизни Страдивари работал в своей мастерской, движимый стремлением довести скрипку до высшего совершенства. Сохранилось свыше 1000 инструментов, изготовленных великим мастером и отличающихся изяществом формы, непревзойденными звуковыми качествами. Преемниками Страдивари были мастера К. Бергонци (1683—1747) и Дж. Гварнери (1698—1744). “Русским Страдивари” называли знаменитого скрипичного мастера И. А. Батова.

Иван Андреевич Батов (1767 — 1841, Санкт-Петербург) — первый знаменитый российский мастер по изготовлению музыкальных инструментов.
Был крепостным графа Н. И. Шереметева. Учился в Москве у мастера Владимирова. Изготовлял музыкальные инструменты в имении графа под Москвой для его оркестра. С 1803 года проживал в Санкт-Петербурге. Шереметев пожелал, чтобы Батов изучил также новое по тем временам ремесло — изготовление фортепиано. Этому Батов учился у мастера Гаука. Шереметев позволял ему принимать заказы только от музыкантов. По преданию, Батов сделал скрипачу и балалаечнику князя Потёмкина из старой гробовой доски балалайку, за которую граф А. Г. Орлов предлагал тысячу рублей. Батов неоднократно ремонтировал инструменты для музыкантов царского двора. В 1822 году получил от Д. Н. Шереметева вольную, по рассказам, за виолончель своей работы. Особого мастерства И. А. Батов добился при изготовлении струнных инструментов — гитар, скрипок, виолончелей. Изготовление контрабасов считал делом неблагодарным, делал их только в мастерской Владимирова.

За свою жизнь Батов создал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и 10 гитар. Отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы. Особое внимание Батов обращал на качество дерева для инструментов. На приобретение его он не жалел денег и нередко покупал на материал старые двери и ворота.

Краснощёков И. Я.
Иван Яковлевич (30 I (10 II) 1798, с. Знаменка Зарайского у. Рязанской губ. — 19 (31) VII 1875, Москва) — рус. инстр. мастер. Обучался с 1810 у М. Дубровина в Москве, где в 1824 открыл собств. мастерскую. Изготовлял преим. 7-струнные гитары, а также скрипки. На инструментах его работы играли почти все выдающиеся рус. гитаристы. Был дружен с М. Т. Высоцким, советами к-рого пользовался. Инструменты К., отличавшиеся мягким серебристого тембра звуком и тонкой художеств. отделкой, высоко ценились. В 1872 гитара его работы была удостоена золотой медали на Моск. политехнич. выставке.

Читать еще:  Туалетная вода mugler. Тьерри мюглер, фотографии разных лет. Духи "Тьерри Мюглер Alien Sunessence

Семен Иванович Налимов (1857—1916) — выдающийся выльгортский мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов, создавший замечательные образцы балалаек, домр и гуслей различного размера и строя и снискавший славу «коми Страдивари».

В 1886 году С. И. Налимов изготовил свою первую домру — музыкальный инструмент, давно вышедший из употребления. Налимов дал этому инструменту новую жизнь. С. И. Налимов изготовил свыше 250 инструментов. Инструменты, изготовленные мастером, высоко ценились специалистами, удостоились бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и золотой медали на выставке «Музыкальный мир» в Петербурге в 1907 году. Выдающийся мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов, создавший замечательные образцы балалаек, домр и гуслей различного размера и строя. Он работал при Великорусском оркестре В. В. Андреева, в специально для него оборудованной мастерской в имении В. В. Андреева (с. Марьино Бежецкого уезда Тверской губернии).

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема, — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый, выпускаемый им из рук инструмент — идеалом совершенства» — писал Николай Привалов в статье «Балалаечный Страдивариус». Кроме превосходных музыкально-акустических данных, налимовские инструменты отличаются редкостной по изяществу формой и красотой внешней отделки. Помимо наклеенной внутри корпуса этикетки с указанием фамилии мастера, даты и порядкового номера, все инструменты Налимова имеют в правом верхнем углу головки особую марку в виде герба, инкрустированного цветным деревом. «Великорусский оркестр никогда не доведен был бы до настоящей степени инструментального совершенства, если бы Андрееву не посчастливилось встретить и завербовать себе С. И. Налимова». Совместная работа Андреева с Налимовым и другими мастерами и музыкантами привела к тому, что русские народные музыкальные инструменты снискали мировую славу.

АРХУЗЕН Роберт Иванович (род. 4 октября 1844, Петербург, – ум. 20 января 1920, Москва), – известный русский гитарный мастер. Сын знаменитого инструментального мас-тера И.Ф. Архузена, младший брат Ф.И. Архузена. Получил домашнее образование. С четырнадцати лет учился искус-ству изготовления музыкальных инструментов у своего отца. Работал сначала в Петербурге, а с 1875 года – в Москве. Был одним из лучших русских гитарных мастеров. Инструменты его работы, отличавшиеся силой и разнообра-зием звука, красотой тембра, изяществом отделки, высоко ценились и удостаивались наград на Всероссийских промышленных выставках в 1871, 1872 и 1882 гг. Свою деятельность начал с изготовления недорогих гитар – по 25 рублей за штуку, а по настоянию В.А. Русанова стал конструировать их очень высокого качества, в связи с чем поднялась и цена – до 200 рублей. Конструирование одной гитары занимало до месяца работы. Лучшей гитарой Р.И. Архузена считается большая гитара, подаренная им летом 1908 г. В.А. Русанову. К числу лучших терц-гитар относится одиннадцатиструнный инструмент работы 1908 года, сде-ланный по заказу В.П. Машкевича. Из семьи гитарных мастеров Архузенов пользовался наибольшей славой.

АРХУЗЕН Иван (Иоганн) Фёдорович (род. 1795, Копенгаген, Дания, – ум. 21 февраля [5 марта] 1870, Санкт- Петербург, Россия), – знаменитый инструментальный мастер. Отец гитарных мастеров Р.И. и Ф.И. Архузенов. С трехлетнего возраста и до конца жизни жил в Петербурге. В молодости работал на инструментальной фабрике Бреля. В 1818 году открыл собственную мастерскую по изготовлению арф, гитар и роялей, где делал хорошие, но дорогие инструменты (гитары по 40 рублей за штуку и дороже). В 1856 году одна из гитар И.Ф. Архузена была удостоена второй премии (500 франков) за лучший инструмент на Международном конкурсе гитаристов в Брюсселе, организованном Н.П. Макаровым (первую премию получила гитара австрийского мастера И. Шерцера).

АРХУЗЕН Федор Иванович – гитарный мастер, сын и ученик И.Ф. Архузена, старший брат Р.И. Архузена. После смерти отца работал вместе с братом в Петербурге, а после отъезда последнего в 1875 году в Москву продолжил работу самостоятельно. Инструменты Ф.И. Архузена отличаются солидностью конструкции и чистотой работы. Мастер под-ражал модели Шерцера, но делал гитары с очень большой мензурой – 66,0 — 66,5 см при длине корпуса в 46,5 — 48,0 см, а также шел своим путем, делая различные эксперименты. Об этом свидетельствует гитара его работы 1890 года с четырьмя деками (верхняя, две нижних и одна внутри корпуса)

Гитарные мастера. Австрия

Читать еще:  В чем видит любимые герои толстого смысл жизни. В чем видят герои произведения 'Война и мир' Л.Н

* Scherzer, Johann Gottfried (Шерцер, Иоганн Готфрид). – Вена.

Знаменитый гитарный мастер. Происходил, по видимому, из Фогтлянда. Кроме гитар, конструировал мандолины и скрипки. Очень культурный мастер, внесший множество нововведений (металлический прут внутри корпуса, вторая нижняя дека, скрытая механика из слоновой кости и т.д.). Конструировал гитары трех размеров: кварт, терц и большие. Все время стремился к усилению тона инструмента и в связи с этим увеличил размеры ее корпуса. Scherzer ввел в Австрии десятиструнную гитару Ferrari, конструировал гитару-арфу Petzval, хранящуюся в коллекции Венского общества «Друзья Музыки» и, по заказу М.Д.Соколовского, семнадцатиструнную гитару. Самостоятельно поставил несколько опытов по акустике и много содействовал физикам и ученым, охотно идя навстречу выполнению их идей. Он жил сначала на Гундштрумштрассе, 65, а затем на Маргаретенштрассе, №99.

F.Buek в своей книге ”Die Gitarre und ihre Meiser” о Шерцере говорит следующее:

“Johann Gottfried Scherzer /1834-1870/, по-видимому, был учеником Jogann Georg Staufer. Он имел свою мастерскую на Гундштурмштрассе, № 65, а позже на Маргаретенштрассе, №99. Его гитары отличались большим форматом, чистотой работы и сильным тоном. Он первый ввел добавочные басы на шестиструнной гитаре, а так же применял механику вместо деревянных колков. Русский гитарист-виртуоз Макаров, который отыскал в Вене и заказал ему много гитар, назвал его лучшим гитарным мастером Германии и отдавал предпочтение его инструментам перед всеми инструментами того времени. Поэтому гитары Шерцера в большом количестве шли в Россию, и ими пользовались преимущественно гитаристы-профессионалы и виртуозы. Русский гитарист-виртуоз Соколовский обладал гитарой Шерцера, как и его последователи Соловьев и Лебедев. В Брюсселе на конкурсе Макарова Шерцер получил Первую премию за гитару с тремя добавочными басами. Гитарист-виртуоз Соколовский заказал Шерцеру гитару с пятнадцатью басами. Когда этот инструмент проходил русскую границу, таможня не знала, как ее назвать, так как гитары такой формы и объема не были известны. Ввиду того, что этот инструмент нельзя было отнести к обыкновенной гитаре, ей дали название «арф-гитары» и считали ее переходом от арфы к гитаре. Гитара своеобразной грушевидной формы с очень широким корпусом и мензурой в 59 см. принадлежит и г.Kern из Мюнхенского гитарного квартета. Этот прекрасно звучащий и чисто сделанный инструмент относится к сольным гитарам, которые появились в Вене, были сделаны для маленьких рук и позже переделаны инструментальным мастером Lux и другими. Строй этих гитар, которые всегда имеют грушевидную форму, по высоте соответствует прим-гитаре. Шерцеровские гитары, как концертные, вышли из употребления современных артистов, так как басовый характер делает их непригодными для игры соло, а гриф не соответствует современным требованиям. В качестве аккомпанирующего инструмента эти гитары оказывают большую услугу, как об этом свидетельствует Sepp Summer.»

Эта заметка требует некоторых корректив, а именно:

1.) Если 1834 г. указан, как дата рождения Шерцера, то это ошибка, так как не может быть, что бы он работал подмастерьем в возрасте моложе 16 лет у Staufer, умершего в 1850 г. Макаров, отыскавший Шерцера в 1852 г. не называет его юношей.

2.) Введение добавочных басов на шестиструнной гитаре приписывается итальянскому мастеру и гитаристу Giambattista Ferrari, работавшему в Модене в 1853-1889 гг., хотя уже L.Legnani в 1808 г. выступал в концертах на гитаре с двумя добавочными басами (6+2). Ferrari считается изобретателем десятиструнной гитары.

3.) Еще до Шерцера механические колки применял Штауфер и Панармо.

4.) Гитара М.Д.Соколовского имела двенадцать, а не пятнадцать добавочных басов.

5.) Мнение Buek о гитарах Шерцера вызывает недоумение. Большая часть лучших инструментов этого мастера шла в Россию и судить об их качестве по гитарам, сохранившимся в Австрии и Германии, может быть и невозможно. Но заявлять о непригодности гитар Шерцера для сольного исполнения в концертах «вследствие их басового характера» и «узости грифа» — необоснованно, так как подбором басов соответствующей толщины можно достигнуть одинакового звучания жильных и басовых струн, а гриф расширить или сменить на более широкий. Ведь допустил же он модернизацию грифа своей терц-гитары работы F.Schenk!

* Источник: Историко-биографический словарь-справочник «Энциклопедия гитарного искусства».- Тюмень, Издательство «Вектор Бук», -608 стр., илл.32.

Борис Горшков возрождает российскую школу скрипичных мастеров

За пять веков, минувших со времени крупного итальянского мастера Андреа Амати, основателя самой известной школы смычковых музыкальных инструментов, куда вошли его сыновья, внуки, а позже их знаменитые ученики из семейств Страдивари и Гварнери, традиции их ремесла не претерпели сколько-нибудь существенных изменений. Прежними остались и критерии оценки этих инструментов. Рядом с привычными «за мастерство», «за лучшее звучание», до сих пор существует такая, казалось бы, несовместимая с прагматичностью нашего века градация оценки — «за лучшее художественно-техническое решение». И это — веское подтверждение того, что хороший скрипичный мастер отличается не только разнообразными знаниями и умениями, но каждодневной шлифовкой своего таланта, умением видеть прекрасное и претворять его в жизнь, попросту говоря, использовать в своем ремесле и науку, и искусство. Это в полной мере может обеспечить лишь Школа, имеющая за плечами традиции, возрастающий багаж навыков, собственные наработки — «know how», наконец, возможность использовать соревновательность её членов на благо всех. Преуменьшить важность таких школ нельзя, особенно в тех областях деятельности, где синтез искусства и науки является главным фактором развития. Многовековой опыт существования школ скрипичных мастеров — из самых сильных тому доводов.

Читать еще:  Что подарить на День учителя классному руководителю: идеи подарков. Что подарить учителю

До XVIII века Россия не имела профессиональных мастеров смычковых инструментов. Эти инструменты привозили из Италии, Франции, Польши. Естественно, что и спрос на них был не слишком велик, он ограничивался кругом образованных владельцев крупных имений, приобретавших их для себя и актеров своих крепостных театров. Первым широко известным в кругах меломанов России скрипичным мастером стал крепостной графа Шереметева Иван Андреевич Батов, подаривший скрипку своей работы Александру I, за что был высочайше пожалован двумя тысячами рублей. Известен ряд его великолепных смычковых инструментов, не уступающих по уровню образцам известных западных мастеров.

Но ощутимо это ремесло заявило о себе в России лишь с конца XIX столетия, чему немало способствовали известные чешские мастера Франц Шпидлен и Евгений Витачек, нашедший здесь вторую родину. Создавший более 400 скрипок, альтов и виолончелей, удостоенный на Всероссийском конкурсе новых скрипок в 1913 году двух первых мест и золотой медали, Витачек стал родоначальником современной школы российских мастеров. В советское время он был одним из создателей национального достояния России — Государственной коллекции уникальных смычковых инструментов, её хранителем и реставратором. Им же было инициировано и открытие мастерской музыкальных инструментов при Московской консерватории, где он, как профессор, преподавал на струнно-смычковом отделении. Он был центром и той знаменитой нынче плеяды русских скрипичных мастеров, которая включала Т.Ф. Подгорного, Я.И. Косолапова, С.М. Доброва, Н.М. Фролова. В его консерваторской мастерской получили образование известные наши мастера Л.А. Горшков, А. Матыцин, И. Крикунов, А. Ручкин, И. Кучеров, которые затем передали свой опыт работы со смычковыми инструментами следующим поколениям. С 1976 года в Советском Союзе стал действовать Госзаказ на штучные работы мастеров-струнников, который просуществовал до 1990 года.

IX Международный конкурс имени П.И. Чайковского, состоявшийся в том же 1990 г. впервые, наряду с четырьмя исполнительскими конкурсами, предоставил место еще одному музыкальному творчеству — созданию струнных инструментов. Тогда-то русские мастера, представившие весь СССР, подытоживая обретенный за предстоящие годы потенциал, завоевали первую (Владимир Китов — скрипка), вторую (Владимир Снегов — виолончель) и две третьих премии (Вячеслав Дубровский — альт, Вячеслав Супрун — виолончель), обогнав самых именитых друзей-соперников. Следующий Конкурс имени Чайковского (1994) принес России вторую (Сергей Горшков — альт) и третью (Николай Стасов — скрипка) премии. На Конкурсе 1998 года вновь добился успеха Николай Стасов, завоевавший сразу две премии: серебряную медаль и диплом «За лучшие звуковые качества инструмента» за скрипку и третью премию за альт. Конкурс 2002 года, уже явно указал на неблагополучие дел отечественных мастеров-струнников. Однако первая премия и специальный диплом «За лучшую художественную работу», которые стали наградой скрипке мастера Игоря Улицкого, несколько сгладили негативное впечатление. И вот через пять лет — V Конкурс скрипичных мастеров, по традиции стартовавший ранее других номинаций XIII Конкурса имени Чайковского. В разделе создания инструментов наши мастера даже не смогли пробиться в число участников третьего тура ни по одной из номинаций! И это — прямая «заслуга» людей, стоящих ныне у кормила культуры. На создание школы мастеров смычковых инструментов потребовались столетия, а для разрушения ее достало и полутора десятка лет. Сможем ли мы восстановить то, что потеряли? Бог весть.

Председатель Творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов, Главный эксперт Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, заслуженный работник культуры, заслуженный деятель искусств, старейший скрипичный мастер России, свято чтящий традиции своего ремесла и болеющий за него, за 45 лет своей деятельности создавший более 350 скрипок, альтов, виолончелей, Борис Львович Горшков вот уже несколько лет пытается достучаться до властей, сообщить им о неблагополучии в родной его сердцу сфере, по сути, поведать им о необратимом регрессе Школы российских скрипичных мастеров. И что же? Всё тщетно. Он даже не знает, получил ли его письмо, где изложены предложения по реформации этой области культуры, приведению ее к существующим экономическим условиям, Президент. Напомню, там, где дело касается высокозатратных отраслей культуры, всегда существовал заказ на их исполнение. Так работали даже величайшие из великих — Леонардо и Микеланджело. В случае, разбираемом нами, последний звонок прозвучал. И потому слово — за государством, если власть действительно волнует развитие России, невозможное без развития её культуры.

Источники:

http://mpkmi.ru/masters/
http://musicmaster1994.ru/istoriya
http://musikmaster.ru/boris-gorshkov-vozrozhdaet-rossijskuyu-shkolu-skripichnyh-masterov/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector