3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Татарская гармошка. Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе на тему «Татарские народные инструменты Татарская гармонь для конспекта

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе на тему «Татарские народные инструменты»

Айгуль Батдалова
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе на тему «Татарские народные инструменты»

Цели: познакомить с татарскими народными инструментами, формировать представление о строении музыкальных инструментов, систематизировать знания о геометрических фигурах, продолжать в упражнять в количественном и порядковом счете.

— расширить знания детей о татарских народных инструментах кубыз, гармонь, мандолина и курай;

— способствовать формированию знаний о строении музыкальных инструментов;

— закрепить умение различать геометрические фигуры;

— закреплять навык счета в пределах 5; знания о порядковом значении чисел ;

— воспитывать интерес к народной культуре;

— содействовать эстетическому воспитанию;

— обеспечить воспитание усидчивости, инициативности;

-развивать музыкальный слух;

— развивать творческое воображение — конструировать силуэт «мандолина» по образцу;

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Воспитатель:Ребята, к нам пришли гости поздороваемся с ними.

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живем?

Дети:Татарстан

Воспитатель: Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша малая Родина – это республика Татарстан.

Спросите нас: — откуда вы?

— Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода

Мы хлеб растим, пасем стада

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Воспитатель:Тогда я приглашаю вас отправиться в уникальное путешествие на теплоходе. А каким видом транспорта является теплоход?

Дети: Водным видом транспорта.

Воспитатель: В Татарстане много рек, назовите какие вы знаете?

Дети: Река Зай около Альметьевска впадает в Каму. А Кама встречается с Волгой.

Воспитатель: Предлагаю вам на теплоходе совершить занимательное путешествие по одной из крупнейших рек — по Волге в культурный центр и столицу нашей республики -в Казань.

Ребята, хватит ли у нас пассажирских мест на теплоходе? Сосчитайте сколько мест у нас на левой стороне?

Воспитатель:А на правой?

Воспитатель: Значит у нас на теплоход может сесть 5 пассажиров слева и 5 пассажиров справа.

Занимайте свои места в соответствии со своими билетами — геометрическими фигурами. Нужно найти такую же фигуру на теплоходе, чтобы она совпала по форме, цвету, но отличалась по величине.

Раздается гудок. Шум реки.

Воспитатель: Ребята, у нас путешествие необычное. Мы будем знакомиться с музыкальными инструментами, на которых любит играть татарский, русский, башкирский народы. Люди разных национальностей, которые живут в нашей республике. Остановки тоже необычные -музыкальные.

Первая остановка «Щипковая»

Воспитатель: Ребята,послушайте что за интересный звук?

(за ширмой звучит кубыз)

Ребята, как вы думаете что за инструмент для нас играет?

Выходит из за ширмы Су Анасы (водяная). Посмотрите какая гостья к нам пришла.

Су Анасы: вы узнали меня дети?

Су Анасы: Я Су Анасы из татарской сказки написанной Г. Тукаем «Су Анасы».(показывает на доску)

С. А.:Ребята, вы правильно назвали инструмент! (показывая инструмент рассказывает о нем) Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов. Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки и он приходит при вибрации издает звук. Послушайте еще раз как он звучит. Звук инструмента тихий или громкий. Да звук инструмента тихий.

На какую геометрическую фигуру похож кубыз?

Дети: на треугольник.

Воспитатель: Нам очень понравился ваш рассказ, мы с ребятами хотим предложить вам путешествовать с нами.

Су Анасы как тебе удается быть такой красивой и стройной и сохранять свое здоровье, ведь ты живешь в такой сырости?

С. А. Я делаю по утрам зарядку, закаляюсь.

Предлагаю вам тоже размяться. Физминутка под музыку.

Вторая остановка «Клавишная» (слышится звук гармони)

С. А. Ребята, а как вы думаете, что это за инструмент звучит?Да этот инструмент называется гармонь. Гармонь состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. А на какую геометрическую фигуру похожа гармонь?

Дети: на прямоугольник.

Ребята вы,наверно, устали в дороге. Поиграем в подвижную игру «День- ночь»

Читать еще:  Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию "давайте радоваться". Конспект занятия по морально-нравственному воспитанию дошкольников «Сказка учит, как делать добро

— Что вы делаете днем?

Дети: Мы играем в игры. Мы делаем гимнастику. Мы поем песни, танцуем, лепим, конструируем, занимаемся. Мы выходим гулять на улицу.

Когда я скажу «День», можно прыгать играть а когда скажу «Ночь» присесть и закрыть ладошками глаза. (под игру гармони)

Воспитатель: Ребята вы наверно немного устали в дороге.

Предлагаю вам размяться. Сделаем гимнастику.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)

Мы с тобой подружки маленькие пальчики. (ритмичное касание пальчиков обеих рук)

Раз,два, три, четыре, пять (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять. (руки вниз встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре, пять. (повторить предыдущие движения)

Мы закончили считать.

Третья остановка «Струнная» (звучит мандолина)

С. А.: Мандолина — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука

(показ игры на Мандолине)

Игра «Собери мандолину из геометрических фигур «(круги, прямоугольники) Предлагаю вам дети собрать мандолину из предложенных на столе геометрических фигур.

Четвертая остановка «Духовая»

С. А.: Курай — башкирский и татарский духовой инструмент Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

Пятая остановка остановка «Центр культуры»

С. А.:Дети посмотрите мы приближаемся к Казани. Казань -город Российской Федерации, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги, Один из крупнейших культурных и спортивных центров России.

Посмотрите как много в нем культурных центров: театр, кукольный театр, опера, балет и т. д.

Су Анасы: Дети нам пора прощаться. В подарок я вам дам гостинец татарское национальное блюдо чак чак.

Воспитатель: Спасибо. До свидания Су Анасы.

На этом наше путешествие подошло к концу.

Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Дети: очень красивые мелодии. Наша столица.

Воспитатель: Какое общее название мы дадим предметам с которыми мы познакомились в путешествии?

Дети: музыкальные инструменты.

Воспитатель: С какими музыкальными инструментами мы познакомились?

Дети: Кубыз, гармонь, курай, мандолина.

Воспитатель:А сколько их было всего?

Воспитатель. Да правильно. Которая по счету гармонь.

Воспитатель: Которая по счету мандолина?

Воспитатель: Молодцы дети! Не зря мы сегодня совершили это увлекательнейшее путешествие. А теперь мы пойдем в группу и попьем чай с чак чаком.

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Календарно — тематическое планирование по ФЭМП на 2012-2013 год. Сентябрь Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Цель: уметь.

Непосредственно-образовательная деятельность «Татарские народные инструменты» Непосредственно-образовательная деятельность «Татарские народные инструменты» Интеграция областей : художественно – эстетическое, познавательное,.

Конспект урока по предмету традиции и культура родного края на тему «Татарские народные музыкальные инструменты»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Предмет: Традиции и культура родного края

Тема : Татарские народные музыкальные инструменты

Познакомить учащихся с татарскими народными музыкальными инструментами, историей их создания, показать их самобытность.

Коррекция и развитие мышления, внимания, памяти, с лухового и зрительного восприятия; обогащать речь учащихся употреблением новых слов; способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитывать уважение к культуре татарского народа и народным музыкальным инструментам.

Оборудование к уроку : мультимедийное оборудование с проектором, урок сопровождает презентация, выполненная в формате Power Point, колонки для прослушивания аудиофайлов, раздаточный материал, иллюстрации с изображением татарских музыкальных инструментов .

Тип урока : совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока : урок-знакомство

Методы : наглядный, сравнение, сопоставление, беседа.

Орг. момент . Приветствие учителя. (Слайд 1)

Начался урооок. Здраааа-вствуууууй-теееее .

Чтобы душе было тепло и спокойно, надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой. Я знаю, что от нее ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!

Уч-ль : Ребята, в какой республике мы живем?

Уч-ль : Мы родились и живем в Татарстане , поэтому наша малая Родина – это республика Татарстан . А что вы можете сказать о нашей республике?

Офтольматренинг. Слайд 2)

Уч-ль : Ребята посмотрите пожалуйта на экран и скажите что вы видите?(на слайде музыкальные инструменты)(Слайд 3)

Читать еще:  Как мелированные волосы перекрасить в однотонный цвет. Как покрасить мелированные волосы

Уч-ся: Музыкальные инструменты.

Словарная работа: Музыкальный инструмент – предмет с помощью которых извлекаются различные музыкальные звуки. (Слайд 4)

Уч-ль: Как вы думаете, почему эти инструменты называются – татарские народные.

Уч-ся: Их создал татарский народ.

Уч-ль: Правильно, молодцы. С некоторыми инструментами наверно вы уже знакомы.

Уч-ль : Тема нашего урока «Татарские народные музыкальные инструменты» (Слайд 5)

Изучение основного материала .

Уч-ль: Сейчас я раздам вам небольшие карточки, которые мы заполним в течении нашего урока.(раздача карточек)

Уч-ль: Ребята,послушайте что за интересный звук?

Уч-ль: Как вы думаете что за инструмент для нас играет ? (ответы)

Уч-ль: Это КУБЫЗ.(Слайд 6)

Словарная работа : (Слайд 7)

Кубыз (варган)– народный самозвучащий язычковый музыкальный инструмент . (показывая картинку инструмента на слайде и рассказываю о нем )

Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов . Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки и он приходит в состояние вибрации и возникает звук.

Уч-ль: Послушайте еще раз как он звучит. Звук инструмента тихий или громкий .

Уч-ся : Звук тихий.

Уч-ль: Да звук инструмента тихий .

Уч-ль: У вас на партах лежат картинки с разными музыкальными инструментами. Найдите среди них кубыз и покажите мне (дети показывают)

Уч-ль: Слушаем следующий музыкальный инстумент (звучит мондалина)

Уч-ль: Как вы думаете как называется этот инструмент ? (ответы)

Уч-ль: Это МОНДАЛИНА. (Слайд 8)

Словарная работа: (Слайд 9)

Мандоли́на— струнный музыкальный инструмент небольших размеров . (показывая картинку инструмента на слайде и рассказываю о нем )

Мондалина — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров . На нем есть струны. Чтобы на нем сыграть надо задевать струны пальцами или птичьим пером. Корпусы мандолины бывают овальные, полуовальные, плоские. Форма корпуса мандолины придает определенный тембр.

Уч-ль: Послушайте еще раз как он звучит. Звук инструмента тихий или громкий . (показ игры на Мандолине)

Уч-ся : Звук негромкий.

Уч-ль: Да звук инструмента не громкий .

Уч-ль: У вас на партах лежат картинки с разными музыкальными инструментами. Найдите среди них мондалину и покажите мне (дети показывают)

Уч-ль: А сейчас предлагаю сделать небольшую паузу и провести физминутку.

ФИЗМИНУТКА. (Слайд 10)

Уч-ль: Спасибо, продолжаем нашу работу. И так с какими музыкальными инструментами мы познакомились?(ответы детей).

Уч-ль: Ребята,послушайте и попробуйте отгадать какой это музыкальный инструмент?

Уч-ль: Это КУРАЙ. (Слайд 11)

Словарная работа: (Слайд 12)

Курай — татарский духовой музыкальный инструмент. ( показывая картинку инструмента на слайде и рассказываю о нем )

Курай представляет собой трубочку, изготовленную из древесины или из металла. Имеет несколько разновидностей, отличающихся друг от друга по конструкции и материалу изготовления.

Уч-ль: Послушайте еще раз как он звучит. Звук к акой?

Уч-ся : Звук нежный.

Уч-ль: Да, звук инструмента просто волшебный .

Уч-ль: У вас на партах лежат картинки с разными музыкальными инструментами. Найдите среди них курай и покажите мне (дети показывают)

Уч-ль: Слушаем следующий музыкальный инструмент ? Это что?(ответы)

Уч-ль: Это ГАРМОНЬ (по татарский тальян гармун). (Слайд 13)

Словарная работа: (Слайд 14)

Гармонь — татарский клавишный музыкальный инструмент. (показывая картинку инструмента на слайде и рассказываю о нем )

Гармонь — татарский клавишный музыкальный инструмент. Состоит из двух полукорпусов — правого и левого, на которых находятся клавиатуры с кнопками. Между полукорпусами находится камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Уч-ль: Послушайте еще раз как он звучит. Звук инструмента тихий или громкий . (показ игры на гармони )

Уч-ся : Звук громкий, веселый.

Уч-ль: Да, звук инструмента громкий, веселый, звонкий .

Уч-ль: У вас на партах лежат картинки с разными музыкальными инструментами. Найдите среди них гармонь и покажите мне (дети показывают)

Уч-ль : Вот мы познакомились с основными татарскими народными музыкальными инструментами. Заполнили карточки. Кто прочитает?(ответы учащихся)(Слайд 15)

Уч-ль : Чтобы закрепить полученные знания предлагаю сыграть в игры на внимательность.

Игра «Найди пропущенную картинку». (Слайд 16)

Игра «Найди лишний предмет». (Слайд 17)

Уч-ль : Следующая игра на сообразительность.

Игра «Кто быстрее». (Слайд 18)

Собираем пазлы, получается иллюстрация одного музыкального инструмента.

Уч-ль : Как называются музыкальные инструменты, которые создал татарский народ?

Уч-ся: Музыкальные инструменты, которые создал татарский народ, называются « татарские народные музыкальные инструменты».

Уч-ль : А кто перечислит нам как называются эти музыкальные инструменты?

Уч-ся: Кубыз, курай, гармонь, мондалина.

Уч-ль : Молодцы ребята.

Уч-ль : Домашнее задание: подготовить краткое сообщение про один татарский народный музыкальный инструмент по карточкам. Каждый из вас подходит к столу и выбирает себе карточку с названием и описанием музыкального инструмента.

Читать еще:  Сообщение по биографии карамзина. Николай михайлович карамзин

Уч-ль : У вас на партах лежат смайлики, по итогам урока выбираем один и крепим на доску: если вам урок понравился выбираем веселый смайлик, если нет то грустный.

(Учащиеся выбирают смайлик и крепят их на доску с помощью магнитиков)

Так как урок является факультативом, учитель не оценивает ответы учащихся.

Урок подошел к концу, всем большое спасибо.

Гармонь — татарский клавишный музыкальный инструмент. Состоит из двух полукорпусов — правого и левого, на которых находятся клавиатуры с кнопками. Между полукорпусами находится камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Кубыз (варган)– народный самозвучащий язычковый музыкальный инструмент . Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов . Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки и он приходит в состояние вибрации и возникает звук.

Курай — татарский духовой музыкальный инструмент.

Курай представляет собой трубочку, изготовленную из древесины или из металла. Имеет несколько разновидностей, отличающихся друг от друга по конструкции и материалу изготовления.

Мандоли́на — струнный музыкальный инструмент небольших размеров . Мондалина — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров. На нем есть струны. Чтобы на нем сыграть надо задевать струны пальцами или птичьим пером. Корпусы мандолины бывают овальные, полуовальные, плоские. Форма корпуса мандолины придает определенный тембр.

Новости

Национальные музыкальные инструменты татар

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.

Духовые инструменты

Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.


Другой инструмент – сорнай, распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.

Струнные инструменты

Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала ещё во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы XIV века «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.


Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долблёного дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже XIX-XX веков думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.
Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечётным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.

Другие инструменты

Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.

Из раскопок

Известны такие музыкальные инструменты как: кыңгырау, тавышлы асма, таш сыбызгы, шөлдер, шалтыравык и т.д.


Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.


Пресс-служба РОО “ТНЦ МО” по материалам сайтов “Как Просто” и “Мой Дом”

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/neposredstveno-obrazovatelnaja-dejatelnost-v-srednei-grupe-na-temu-tatarskie-narodnye-instrumenty.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-predmetu-tradicii-i-kultura-rodnogo-kraya-na-temu-tatarskie-narodnie-muzikalnie-instrumenti-2510999.html
http://tnc-mo.ru/news/1476-natsionalnye-muzykalnye-instrumenty-tatar

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector