Архитектура Европы XVII — начала XIX вв. Красивые архитектурные памятники Европы Оперный театр Opera House в Норвегии
Школьная Энциклопедия
Nav view search
Навигация
Искать
Книги
Login Form
Европейская архитектура XIX века
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 23.08.2017 18:57 Просмотров: 3893
В период правления императора Наполеона I и в течение трёх первых десятилетий XIX в. в архитектуре Франции и других странах Европы получил развитие стиль ампир.
Затем ампир сменился эклектическими течениями в архитектуре, они доминировали в Европе и России фактически до конца XIX в.
Ампир в архитектуре XIX века
Ампир – завершающий этап эпохи классицизма. Причём этот стиль являлся официальным имперским стилем (от фр. empire – «империя»), насаждавшимся для особой торжественности и парадности мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.
У Наполеона были свои придворные архитекторы (Шарль Персье, Пьер Фонтен), которые и являлись создателями этого стиля.
Шарль Персье (1764-1838)
Робер Лефевр. Портрет Шарля Персье (1807)
Шарль Персье был французским архитектором, художником и декоратором, педагогом. Среди его учеников – Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Став придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I, он совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, например, арку на площади Каррузель в Париже (1806-1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме.
Арка на площади Каррузель. Архитекторы Ш. Персье и Ф.Л. Фонтен
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс.
Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма.
Архитекторами Персье и Фонтеном создано одно из крыльев Лувра (Павильон Маршан)
Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.
Мальмезон – усадьба в 20 км от Парижа, известная как частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне
Бильярдная в стиле ампир в Мальмезоне
Один из интерьеров замка Фонтенбло
Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762-1853)
Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве.
С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора.
Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа.
Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Дворец французских королей Тюильри в центре Парижа был построен в XVIII в., а во дни Парижской коммуны был сожжён и больше не восстанавливался. С приходом к власти Бонапарта он стал его официальной резиденцией, тогда и было начато сооружение северного крыла. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель).
Галерея в Тюильри
Дворец всё более воспринимался как символ монархического режима. Наполеон III также предпочёл остаться в Тюильри. При нём было достроено северное крыло Лувра вдоль улицы Риволи. К концу 1860-х годов Лувр и Тюильри составляли единый дворцовый комплекс.
В это же время (в эпоху Александра I) ампир был господствующим стилем и в России.
Эклектика в западноевропейской архитектуре XIX века
Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. было доминирующим. Популярно оно было и в мире.
Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Например, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но почти не применялся в частных постройках. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.
Примером эклектики в архитектуре можно назвать церковь Святого Августина в Париже (Сент-Огюстен). Строилась она 11 лет (1860-1871).
В архитектуре церкви просматриваются черты романского и византийского влияния. Главный фасад церкви украшен тремя арочными проходами в нижней части с символами евангелистов над ними и гигантской розой в верхней части. Между ней и аркадой создана галерея скульптур 12 апостолов. Купол церкви расписан известным художником А. В. Бугро.
Церковь Святой Марии (Брюссель)
Её также называют Королевской церковью Святой Марии и Собором Девы Марии.
Церковь спроектирована в эклектическом стиле, сочетая влияния византийской и древнеримской архитектур. Проект принадлежит архитектору Луи ван Оверстратену. Строительство церкви продолжалось 40 лет (1845-1885).
В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария). Он создан в 1894 г. по проекту нёвшательского скульптора Андре Ламберта.
Как мы уже отметили, стиль эклектика использовал элементы различных архитектурных стилей. Вот примеры использования некоторых форм эклектики.
Необарокко – одна из форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурные формы барокко. Это направление существовало недолго и отразилось в архитектуре менее определенно, обычно сочетаясь с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики, маньеризма и соединялся с элементами рококо. Поэтому в XIX в. необарокко приобрело эклектичный характер.
Наибольшее распространение необарокко получило после 1880 г. и за пределами Европы: в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.
Опера Гарнье в Париже (1862). Эклектика (форма необарокко)
Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину.
Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.
Собор Африканской Богоматери (Алжир)
Церковь Святого Петра в Галликанту. Иерусалим (Израиль)
Хотя две эти последние церкви находятся за пределами Европы, мы решили показать их, чтобы вы увидели, насколько масштабным было эклектическое направление в архитектуре XIX в.
Неоренессанс – одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурныерешения Возрождения. Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну).
В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.
Архитектура и конструкции XVII — начала XIX вв. в Западной Европе.
В этот период времени европейский феодализм проходит последнюю стадию своего существования в связи с развитием новых, капиталистических отношений. В истории этот процесс отмечен национальными буржуазными революциями: нидерландской 1566 г., английской 1642 г. и французской 1789 г.
В архитектуре в странах Западной Европы вне Италии отмечается смена трех основных стилей: стиль ренессанс, барокко и классицизма.
До середины XVIII в. среди них не было ни архитектора, ни строителя мостов. Но во время второй половины XVIII в. во Франции складывается профессия инженера-строителя, имевшего научно-теоретическую подготовку. Возникла потребность в кратком изложении материалов и результатов исследований, инструкциях, содержащих правила строительства, размеры конструктивных элементов. Одной из таких работ была «Инженерная наука» Белидора 1729 г. Со второй половины XVIII в. исследование теоретических вопросов еще теснее связывается с практикой. Вопросами теоретической и строительной механики стали заниматься инженеры. К таким деятелям относятся: Перроне — инженер-путеец, строитель многих каменных мостов и теоретик мостостроения; Готе — известен строительством мостов и трудом о мостостроении; Ронделе — инженер, написавший работу «Памятная записка по истории возведения купола Пантеона» и трактат «Искусство строительства», в котором рассмотрены разные вопросы строительства, статика сооружений, архитектурное проектирование и др.
В период барокко строительные конструкции часто усложнялись в соответствии с архитектурным образом, и это иногда приводило к новым конструктивным решениям. Например, смелое решение купола в церкви Сан-Лоренцо (архитектор Г. Гварини, 1668—1687 гг.). Здесь арки купола, направленные по пересекающимся хордам, создают легкую ажурную конструкцию, через которую в интерьер проникает свет.
В этот период времени были созданы купола из трех оболочек. Впервые эта идея возникла в проекте собора св. Петра в Риме Микеланджело, но его преемники не решились ее осуществить. Она была воплощена в жизнь при строительстве собора св. Павла в Лондоне по проекту Кристофера Рена (1675—1717гг.). Внутренняя кирпичная оболочка купола толщиной 16 см имеет форму полушара с круглым отверстием в вершине диаметром 6,1 м. Вторая кирпичная оболочка имеет коническую форму и несет нагрузку от фонаря. Выделение несущей основы купола и придание ей наиболее выгодной в конструктивном отношении конической формы сократило вес конструкции и расход материала, что дало уменьшение распорных усилий. Наружный купол выполнен из дерева для устройства свинцовой кровли.
Архитектор Ронделе при строительстве купола парижского Пантеона (церкви св. Женевьевы) запроектировал все три оболочки каменными. Тенденция к разделению внешней и внутренней оболочек связана со стремлением увеличить высоту купола, служащего доминантой в городской застройке, и, с другой стороны, гармонично уравновесить подкупольную часть и остальное пространство в интерьере.
К концу XVIII столетия металл начинает применяться в армокаменных конструкциях при строительстве мостов, промышленных зданий, для изготовления стропил, опор и балок.
Большие достижения и открытия в области науки и техники в период XVII — начала XIX вв. не оказали однако существенного влияния на архитектурное формообразование. Появившиеся новые конструкции расширили возможности архитектуры, но их влияние на композицию не выходило за границы традиционных форм, которые изменялись в соответствии с особенностями архитектурных стилей.
20 самых необычных архитектурных строений Европы
Обычно во время посещения зарубежных стран нас водят на экскурсии по всяким историческим местам и стараются поразить воображение ворохом дат, имён царствующих особ и легендарных событий. Однако кроме наследия старины в Европе есть множество интересных современных зданий. В этой статье мы собрали самые эффектные из них, чтобы вы не пропустили ни одного во время своих путешествий.
1. Офис Vodafone в Португалии
Этот проект является результатом конкурса, организованного телекоммуникационной компанией Vodafone для строительства своей штаб-квартиры в городе Порту. Концепция проекта призвана воплощать девиз компании «Жизнь в движении». Строительство было начато в 2008 году и закончено двумя годами позднее.
2. Отель Scandic Victoria в Швеции
Scandic Victoria Tower — это небоскрёб в Стокгольме, Швеция. Он также известен как башня Виктории, однако название Scandic используется, чтобы отличить его от башни Виктории, которая находится к юго-западу от Вестминстерского дворца. Отель имеет высоту 117 метров и является самым высоким зданием в Стокгольме, а также самым высоким отелем в Скандинавии.
3. Железнодорожная станция Arnhem в Нидерландах
Здание этой станции в Нидерландах было полностью перестроено в 2015 году. Его шикарный новый зал имеет современный вид благодаря стальным колоннам оригинальной формы.
4. Винодельня Marques de Riscal в Испании
Хозяйство Herederos del Marques de Riscal можно назвать одним из самых известных в испанском виноделии. Самый громкий их проект — строительство в 2006 году «Города вина» (Ciudad del Vino) по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери (Frank Owen Gehry). Это большой комплекс, который включает в себя винодельню, пятизвёздочный отель на 43 номера, ресторан с авторской кухней и винный спа-центр.
5. Мусоросжигательный завод Spittelau в Австрии
Вряд ли кто-нибудь посторонний догадается, что находится в этом здании с весёлой и необычной раскраской. Завод был построен в 1989 году на месте бывшего предприятия по переработке мусора, закрытого после пожара. На предприятии может утилизироваться до 265 000 тонн мусора ежегодно, за счёт чего отапливается около 60 000 венских квартир.
6. Крытый рынок Markthal в Нидерландах
Markthal — крытый рынок в Роттердаме, расположенный между улицами Binnenrotte, Hoogstraat и Blaak. Он был открыт 1 октября 2014 года в присутствии королевы Нидерландов Максимы. Markthal интересен тем, что под одной крышей здесь размещены 228 жилых квартир, а также коммерческие площади. Под рынком находится крупнейший в городе подземный паркинг на тысячу автомобилей.
7. Внутренний двор Британского музея в Великобритании
Британский музей — главный историко-археологический музей Великобритании и один из крупнейших музеев мира, второй по посещаемости среди художественных музеев после Лувра. Он находится в районе Блумсбери. В конце XX века была проведена перепланировка внутреннего пространства по проекту Нормана Фостера (Norman Foster), которая до сих пор вызывает восторг и удивление у всех туристов.
8. Винный завод Ceretto в Италии
Семья Ceretto является одним из основных владельцев виноградников Пьемонта, которые занимают более чем 160 гектаров земли в этом уголке Италии. В распоряжении семьи находится четыре винзавода и несколько ресторанов, которые построены и оформлены лучшими дизайнерами современности. На фото изображена смотровая площадка в одном из этих заведений.
9. Музей Guggenheim в Испании
Музей Гуггенхейма — это музей современного искусства, расположенный в Бильбао, Испания. В музее расположены постоянные экспозиции, а также проводятся временные выставки как испанских, так и зарубежных художников. Здание музея спроектировано известным архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году.
10. Корпус Aula Medica в Швеции
Каролинский институт — крупнейший в Швеции и один из крупнейших в Европе медицинских университетов. Aula Medica является одним из корпусов этого учебного заведения, в котором находится аудитория на тысячу человек для проведения научных конференций и лекций для учащихся.
11. Часовня Notre Dame du Haut во Франции
Это строение называют самым значительным с художественной точки зрения зданием XX века. Часовня построена знаменитым архитектором Ле Корбюзье (Le Corbusier) и идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода населения.
12. Выставочный центр Louis Vuitton Foundation во Франции
Фонд Louis Vuitton создан для поддержки и развития свободы творчества. Первым его манифестом стало строительство совершенно необычного выставочного центра в Булонском лесу. В компании Louis Vuitton говорят, что новый музей подобен прекрасному паруснику благодаря ажурным светлым конструкциям из стекла.
13. Выставочный центр The Armadillo в Англии
Это одна из главных достопримечательностей Глазго, расположенная на территории Шотландского выставочного и конференц-центра. Это фантастическое сооружение построено в 1997 году по проекту известного архитектора Нормана Фостера. Трёхэтажное здание является местом проведения международных конгрессов, конференций и бизнес-встреч, а также всевозможных выставок и культурно-развлекательных мероприятий.
14. Небоскрёбы Bosco Verticale в Италии
«Вертикальный лес» (Bosco Verticale) — жилой комплекс из двух башен высотой 76 и 110 метров. Два небоскрёба были построены в миланском районе Порта Нуова в 2009–2014 годах. Особенность этого проекта заключается в том, что на террасах, окружающих каждый из этажей, размещены зелёные насаждения: здесь высажено около 900 деревьев, 5 000 кустарников и 11 000 травяных дорожек.
15. Отель Inntel в Нидерландах
Этот отель выглядит словно игрушечный, чем несказанно радует туристов и жителей города. Здание было построено в 2010 году в центре города Заандам и состоит из 12 этажей. Его высота составляет 39 метров. В общей сложности в отеле 160 номеров, кроме этого имеются турецкая и финская баня, бассейн, спа-центр, конференц-зал, фитнес-центр и ресторан.
16. Офисный центр Dancing House в Чехии
Танцующий дом — офисное здание в Праге в стиле деконструктивизма, состоящее из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Это здание является архитектурной метафорой танцующей пары, благодаря чему и приобрело такое название. Авторы проекта — хорватский архитектор Владо Милунич (Vlado Milunic) и канадский архитектор Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 годы.
17. Концертный зал HARPA в Ирландии
Проект был разработан датской фирмой Henning Larsen Architects в сотрудничестве с датско-исландским художником Олафуром Элиассоном (Olafur Eliasson). Здание завоевало одну из самых престижных европейских архитектурных премий за необычный стиль и смелое исполнение. В стальной каркас стен вставлены стеклянные панели в виде сотовых ячеек разных цветов со встроенными светодиодами, которые отражают и преломляют внешний свет и создают удивительную по красоте игру красок и полутонов. Благодаря стеклянным стенам и потолку помещение наполнено светом и воздухом.
18. Оперный театр Opera House в Норвегии
Национальный оперный театр Норвегии находится в центре Осло. Театр построен на средства государственного бюджета и является учреждением, управляемым правительством Норвегии. Это крупнейшее общественное здание, построенное в Норвегии со времён возведения Нидаросского собора (около 1300 года).
19. Дворец Ideal Palace во Франции
Этот необычный дворец построен благодаря усилиям всего одного человека — простого французского почтальона Фердинана Шеваля (Joseph Ferdinand Cheval). Разнося почту, он ежедневно проделывал путь в 25 километров, складывая в тачку камни необычной формы. Из них в течение 33 лет в одиночку, в свободное от работы время, днём и ночью, в любую погоду, при помощи самых незатейливых инструментов он воплощал в жизнь свою архитектурную мечту.
20. Торговый центр Emporia в Швеции
Этот торговый центр сразу привлекает взгляды прохожих благодаря своему необычному фасаду. Он расположен в шведском городе Мальмо и считается одним из самых больших в Скандинавии. Очень эффектное и запоминающееся здание торгового центра разработала архитектурная студия Wingårdhs.
Источники:
http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-xix-veka/732-evropejskaya-arkhitektura-xix-veka
http://architecturalidea.com/architect/arhitektura-i-konstrukcii-xvii-nachala-xix-vv-v/
http://lifehacker.ru/20-unusual-buildings-in-europe/