23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие фразы изрекал органчик. «История одного города»: анализ произведения по главам

Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин

Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы 19 века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на иерархию, царящую в державе, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться легким чтивом. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.

Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Композиция – Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.

Посмотрите, что еще у нас есть:

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа автор относит и искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не как историю соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты исторических личностей. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в свое время высокие посты.

Читать еще:  Биография шведской писательницы астрид линдгрен. Астрид линдгрен краткая биография

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.

Композиция

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведен тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.

В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 градоначальников, которые в разное время обладали властью над всеми глуповцами.

В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».

«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – роман пестрит этими художественными приемами.

Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, однако все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.

Впрочем, фантастика в произведении весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Пересказ с цитатами из текста, комментарий. Органчик.

Органчик.

Начало правления Дементия Варламовича Брудастого- Органчика- 1762 год.

Летописец отмечает, как глуповцы с радостью ждали нового правителя. («…Поздравляли друг друга с радостью, целовались, проливали слезы). Некоторые надеялись, что при нём расцветёт торговля, что «под наблюдением квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства». Далее автор с иронией пишет, что в этом «вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие».

Но градоначальник «оказался молчалив и угрюм». Очень скоро они поняли, «что такое упорное начальстволюбие».

Но больше всех поразило то, что начальник во время приёма чиновников произнёс всего лишь: «Не потерпю!». Все «остолбенели», так как любили, «чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки».

Начальники могут даже ничего не делать или сечь и взыскивать недоимки, но при этом чтобы «приговаривали что-нибудь любезное» ( «…ты пригрозить-то пригрози, да потом и помилуй!)

«Новый градоначальник заперся в своем кабинете, не ел, не пил и все что-то скреб пером». Он изредка выбегал в зал, кидал кипу листов, произносил «Не потерплю!» и исчезал в кабинете.

Но что удивительно! В городе закипела деятельность чиновников! «Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают…»

Глупов приуныл. «Улицы запустели, на площадях показались хищные звери». Все люди были «испуганными и изнурёнными».

По городу поползли слухи, что градоначальник- оборотень.

Вдруг стало известно, что «градоначальника секретно посещает часовых и органных дел мастер Байбаков». Никак не могли глуповцы выведать у того тайну.

Но однажды путеводитель, войдя в кабинет к градоначальнику увидел, что тот сидел без головы, а голова его лежала на столе, «совершенно пустая».

Читать еще:  Основная мысль рассказаза паустовского "телеграмма". Чему учит рассказ паустовского телеграмма

Путеводитель выбежал, испугавшись. Пригласили надзирателя, а затем врача, стали допытываться, может ли быть тело без головы.

Помощник градоначальника » наказал хранить по этому предмету глубочайшую тайну, дабы не волновать народ и не поселить в нем несбыточных мечтаний».

Новость всё же дошла до глуповцев. По-разному они её восприняли: кто-то почувствовал себя сиротами и плакал, кто-то боялся ответственности за то, что подчинялся градоначальнику без головы.

Наконец настройщик Байбаков сознался, что не раз чинил голову градоначальнику, в которой было всего только две «пьесы» — «не потреплю! и «разорю». На данный момент механизм находится в Санкт-Петербурге, у часовых дел мастера Винтергальтера, и, видимо, ещё не привезён в город.

Однако шли дни, а механизм не доставлялся. В городе начались беспорядки. «Присутственные места запустели; недоимок накопилось множество,… начались убийства».

Оказывается, голову по дороге выбросил с телеги мальчик, который её доставлял. Он испугался, так как голова кричала: «Не потерплю!»

Между тем возмущения в народе продолжались. «Противообщественные элементы всплывали наверх с ужасающею быстротой». Но вдруг в город въехал градоначальник с перепачканной головой, кричащей: «Разорю!»

Оказалось, что это был самозванец. Через некоторое время приехал другой.

Заканчивается глава так: «Самозванцы встретились и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась».

В следующей главе читатель узнаёт, что из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.

КОММЕНТАРИЙ.

Каким изобразил Органчика автор?

С одной стороны, градоначальник постоянно работает, что -то пишет, чем-то распоряжается, усиленно занимается сбором накопившихся недоимок. При нём кипит деятельность всех чиновников.

Однако это жестокий, суровый человек, мрачный, неразговорчивый, с которым нередко случаются приступы ярости. Он вообще ни с кем не говорит, только приказывает. Ему двух фраз хватает, чтобы руководить целым гордом: «Не потерплю!» и «Разорю!»

Главное – народу не стало лучше от его правления! Глуповцы перестали радоваться, веселиться, общаться. В их душах поселился страх.

Автор сатирически описывает и правителя с его жесткими методами, с его недалёкостью ума и в то же время безнравственностью, и народ, который всё ещё надеется , что правитель может быть справедливым (вспомним, с какой радостью он ждал нового градоначальника). Это критика всей системы, существовавшей в царской России, и в то же время огромная боль автора за бесправное положение народа.

Пересказала и прокомментировала: Мельникова Вера Александровна.

История одного города (анализ романа)

«История одного города» — сатирический роман писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он был написан в 1870 году.

Смысл названия. Название является указанием на абсурдистскую сущность романа. Это некое историческое сочинение, пародирующее, в частности, «Историю государства Российского». Однако «государство» в романе сжалось до размеров небольшого города.

В нём и происходят события, сатирически отражающие реальные события российской истории (в основном периода XVIII – XIX веков). Роман и построен в форме исторической хроники – она является содержанием вымышленной летописи, которую якобы находит рассказчик.

Содержание. «История одного города» повествует о городе Глупове. В «летописи» рассказывается о происхождении глуповцев, о наиболее выдающихся правителях города, упоминаются важнейшие исторические события. Вот некоторые описания правителей: Дементий Брудастый – механический человекообразный робот, имеющий в голове «органчик» вместо мозга, который каждый раз выдаёт одну из нескольких запрограммированных фраз.

После того, как жители узнали, кем на самом деле является их правитель, Брудастый был свергнут. Шесть женщин-правительниц, которые стремились всеми средствами захватить власть, в том числе активным подкупом солдат. Пётр Фердыщенко – неразумный, легкомысленный реформатор, который привёл свой город к массовому голоду; сам же умер от обжорства.

Василиск Бородавкин – реформатор-просветитель, напоминающий Петра I; вместе с тем с дикой жестокостью уничтожил множество деревень, добыв тем самым всего несколько рублей для казны. Правил городом дольше всех. Угрюм-Бурчеев – пародия на Аракчеева, государственного деятеля времён Павла и Александра I.

Угрюм-Бурчеев – пожалуй, один из центральных персонажей «Истории». Это деспот и самодур, вознамерившийся построить в своём городе идеальную государственную машину. Это привело к созданию тоталитарной системы, несущей городу одни катастрофы. В этой части романа Салтыков-Щедрин явился одним из провозвестников нового литературного жанра – антиутопии. Смерть Угрюм-Бурчеева заставляет народ вздохнуть с облегчением и даёт надежду на какие-то перемены к лучшему.

Читать еще:  Как нарисовать из бумаги школу. Как нарисовать школу и учителя карандашом и красками: поэтапные фото для детей

Композиция. Роман построен из нескольких крупных фрагментов, как и подобает «летописи». Однако это не нарушает цельность произведения. Вот каков план повествования:

1. Введение в историю жителей Глупова;

2. Описание 22 правителей города;

3. правитель Брудастый с органчиком в голове;

4. Борьба за власть;

5. Правление Двоекурова;

6. Период спокойствия и наступление голода;

7. Правление Василиска Бородавкина;

8. Изменения в образе жизни горожан;

9. Развращённость жителей;

10. приход к власти Угрюм-Бурчеева;

11. Рассуждение Бородавкина об обязательствах;

12. Микаладзе рассуждает об облике правителя;

13. Рассуждение Беневольского о добросердечии.

Проблематика. Роман Салтыкова-Щедрина создавался с целью описать извечные неустройства российского государства и общества. Несмотря на сатиру и гротеск, становится понятно, что писатель лишь выпятил, преувеличил те тенденции, которые действительно имели место в российской истории. Даже порядок следования событий и правлений градоначальников во многом соответствует российской исторической хронологии. Иногда соответствие героев их реальным прототипам достигает фотографической точности; таков Угрюм-Бурчеев, описание внешности которого полностью списано с фигуры Аракчеева, что можно наблюдать, взглянув на известный портрет этого деятеля. Следует, однако, заметить, что российскую историю Салтыков-Щедрин осветил однобоко. Ведь и реформы Петра были в целом разумными и адекватными, и эпоха Елизаветы Петровны и Екатерины знаменовалась некоторым культурным и экономическим подъёмом. Даже Аракчеев, которого, по-видимому, так люто ненавидел Салтыков-Щедрин, современниками и историками оценивается во многом положительно: так, он никогда не брал взятки и не злоупотреблял своим положением в личных целях, а его яростное преследование коррупции и казнокрадства оказалось результативным. Однако сатирический пафос романа имеет свой смысл.

Идея. Идея романа в том, что глупость в одноимённом городе перманентна и вечна, и никакой новый «реформатор» не в состоянии её изжить; новый градоначальник оказывается не менее безрассудным, чем прежние. Так происходило и в реальной истории России: умные, толковые деятели надолго не удерживались во власти, а их здравые реформы последующие правители сводили на нет, из-за чего страна возвращалась к прежней неустроенности, нищете и дикости. Глупость – единственный источник всех бед города, а уж никак не стремление к богатству, стяжательство и жажда власти. Каждый правитель Глупова обладал своей неповторимой формой глупости, поэтому характер народных бедствий постоянно менялся. Кроме градоначальников, в городе проживают и простые обыватели. Их описание в романе неприглядное: все они составляют покорное стадо, которое не желает меняться, какими бы разумными ни были начинания некоторых правителей, и не сопротивляется дикому и безрассудному поведению властей. Время никак не сказывается на простых глуповцах. Лишь хорошая встряска, каковой служит правление Угрюм-Бурчеева, может хоть немного пробудить самосознание населения. Финал произведения в некотором смысле пророческий. Власть Угрюм-Бурчеева пала в результате революции, его самого постигла расправа; однако нет уверенности в том, что новый правитель, избранный народом, будет разумным и добропорядочным. Как мы знаем, через полвека после написания романа так и произошло в реальности.

Род и жанр. «История одного города» — роман, относимый к «литературе абсурда». В нём реалистичное начало уступает место гротеску, преувеличениям, фантастике. При этом активно используются фольклорные элементы: так, отдельные эпизоды (как рассказ о происхождении глуповцев) походят на сказки. В то же время автор стремится придать своему повествованию максимально реалистический образ.

В дело идёт летописная структура – в романе приведены точные даты всех событий, годы жизни градоначальников, история Глупова соотнесена с историей реальной России и мира; рассказчик приводит цитаты известных писателей. Читатель невольно начинает верить написанному. Примечательно, что «историческое» сочинение Салтыкова-Щедрина адресовано современному для него читателю. Этим он хочет сказать, что известные проблемы в обществе зародились давно и не исчезли со временем.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/istoriya-odnogo-goroda/analiz-proizvedeniya-saltykova-schedrina.html
http://literatura-ege.ru/%D0%BC-%D0%B5-%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%89%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B3%D0%BE-5/
http://test.ote4estvo.ru/knigi/172780-istoriya-odnogo-goroda-analiz-romana.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector