1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Асоциальная личность: стиль поведения таких людей и способы его коррекции. Асоциальный образ жизни

Психологические особенности асоциального поведения и способы коррекции.

Воспитание всегда направлено на формирование социальноодобряемого поведения (просоциального). Однако у некоторого числа воспитуемых не удается добиться стабильного просоциального по­ведения. В этом случае говорят об асоциальном или отклоняющемся поведении. Некоторые виды асоциального поведения называют также девиантным (лат. deviatio — отклонение).

Асоциальное поведение — это система действий, не соответ­ствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Выделяют следующие виды асоциального поведения: неодобряемое (эпизодические ша­лости, озорство); девиантное (нравственно-отрицательные проявле­ния и проступки); делинквентное (предпреступное); преступное; деструктивное. Дети и подростки, для которых характерны различ­ные виды асоциального поведения, относятся к группе педагогичес­ки запущенных, или трудновоспитуемых. Часто таких детей выде­ляют в особую «группу риска». Их поведение и личность характе­ризуются следующими особенностями:

изменение (или искажение) характера социальных связей, до­минирование влияния неформальных объединений;

сопротивление педагогическим воздействиям;

активное непринятие коллективных норм и ценностей;

отрицательное отношение к учебной и другим видам просоциальной деятельности;

неумение контролировать свое поведение и давать ему адек­ватную оценку;

склонность к дурным привычкам.

Воспитание таких учащихся связано со значительными затрата­ми усилий, необходимостью применения особого подхода, преодоле­нием их мощного внутреннего сопротивления.

Девиантное поведение, к которому относятся такие формы, как алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийства, побег из дома, является аморальным поведением. Действия, напрямую наруша­ющие существующий правопорядок и подлежащие уголовной от­ветственности, — это преступное поведение. Между аморальным и преступным поведением существует реальная связь. Аморальное поведение почти всегда предшествует совершению правонаруше­ний, хотя и необязательно приводит к нему.

Предпосылкой асоциального поведения выступают сочетание не­благоприятных социальных факторов, ситуации, в которых оказался ребенок или подросток, и ненормированное развитие личности. В настоящее время значимым социальным фактором, способствующим возникновению асоциального поведения, является нестабильность общественной жизни и капитальная переоценка жизненных идеа­лов и ценностей. В обществе укрепляются прагматически престиж­ные направления деятельности. Сегодня это участие в бизнесе, вла­дение частной собственностью, достижение материального благополучия и независимости, культурные развлечения. Но социально одобряемые средства достижения этих целей доступны далеко не всем. Те подростки, которым они недоступны, находят, естественно, другие пути.

Сильное влияние на возникновение асоциального поведения обусловлено также микросредой, и прежде всего семьей, если в ней имеют место аморальность, насилие, пьянство, тунеядство. Особен­но вредное воздействие такие факторы оказывают тогда, когда они считаются нормой. Недостаточное развитие личности также спо­собствует асоциальному поведению. Это могут быть относительно низкий уровень развития интеллекта, дефекты правового и нрав­ственного сознания, неразвитость потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и других сфер личности.

Асоциальному поведению также способствует усвоение подрост­ком норм и ценностей подростковой субкультуры. Сле­дует также учитывать особенности возраста, например кризис поло­вого созревания и связанные с ним возможные негативные психоло­гические проявления: упрямство, негативизм, агрессивность, тревож­ность, страх отвержения, склонность к конфликтам.

Стремление подростков к взрослости и некоторые психологи­ческие особенности их потребностно-мотивационной сферы иногда провоцируют некоторые виды асоциального поведения, в том числе преступные действия. К таким рода особенностям относится под­ражание негативному поведению взрослых или более старших под­ростков, бравада перед компанией. Это наиболее частая причина курения и первого приобщения к алкоголю. Из других особеннос­тей можно отметить потребность в риске, желание испытать новые ощущения, повышенную агрессивность, низкое самоуважение и не­адекватность способов его повышения. Для практической воспитательной и психологической работы с детьми и подростками, склонными к асоциальному поведению, воп­росом первостепенной важности является выяснение его причин мотивов. Требуется также дифференциация степени и осознания отклонения от просоциального поведения. Нередко дети становят­ся правонарушителями случайно. Воспитание детей и подростков с различными формами асоциального поведения требует глубокого изучения особенностей их поведения и личности: мотивационной сферы, интеллектуального развития, характера, внутриличностных конфликтов. Целесообразно консультироваться и работать совмест­но с психологом, реализуя особую программу психологической кор­рекции поведения и личности подростка.

Воспитательные воздействия на трудновоспитуемых детеймало­эффективны, если по отношению к ним применяются авторитарные, директивные методы. С помощью убеждения, объяснения и других Вербальных методов часто также не удается изменить их поведения. Наиболее действенным методом воспитания таких подростков слу­жит их включение в социально значимый труд и другие социально необходимые и одобряемые виды деятельности. Важным фактором, способствующим преодолению их склонности к асоциальному пове­дению, является помощь в определении жизненных целей, ближай­ших и отдаленных перспектив, составлении конкретных и реальных жизненных планов. Все это следует делать с максимальным учетом особенностей личности, мотивации и смыслов подростков, не ломая их, а постепенно, поэтапно преобразовывая.

Участие в коллективных формах деятельности для многих детей «группы риска» сопряжено с проблемами, так как у них часто воз­никают конфликты со сверстниками.

Д.И. Фельдштейн разработал определенные принципы форми­рования детско-юношеских коллективов, применение которых поз­воляет нивелировать негативные особенности поведения подрост­ков и способствует их перевоспитанию:

организуемая деятельность должна быть направлена на благо обществу, другим людям;

дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за­дачи;

значимые цели деятельности имеют как общественный, так и непременно личностный характер;

обеспечивается равноправная, самостоятельная творческая по­зиция каждого ребенка.

Активно включая детей и подростков в решение социально важ­ных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы

общения, создавая новые возможностисоциального воспитания лич­ности. Для трудновоспитуемых детей при этом важно, чтобы воспи­тательные функции коллектива отступали на второй план перед общественно полезными функциями их совместной деятельности. Иначе воспитательное воздействие коллектива (в силу известного подросткового негативизма) будет отвергаться или заменяться ме­нее влиянием неформальных групп и общностей.

Воспитательная работа с детьми, склонными к асоциальному поведению, требует больших душевных усилий воспитателя. Как правило, она включает работу с семьей, чтобы по возможности сгла­дить или минимизировать недостатки семейного воспитания. Пози­тивному влиянию на поведение подростков способствуют индиви­дуальный подход к каждому ребенку, неизменно доброжелательное отношение к нему, понимание его субъективных проблем, доверие к потенциальным возможностям исправиться, опора на его (быть мо­жет, забытые) положительные качества.

Совместная деятельность педагогов, психологов и родителей, направленная на профилактику и исправление асоциального по­ведения детей и подростков, оказывает реальную помощь многим детям. Однако эта проблема является многогранной и очень слож­ной. Для ее надежного решения требуется дальнейшее развитие государственной психологической службы в системе образования в сети всех образовательных учреждений для детей, нуждающих­ся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Не­обходимы снижения учреждений социального и психологическо­го обслуживания детей и подростков, и система центров профи­лактики наркомании. Нужно, наконец, наличие и увеличение числа подростково-молодежных клубов, центров занятости и творческо­го досуга.

Читать еще:  Первый поцелуй с парнем: как подготовиться к этому моменту. Как целоваться в первый раз

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

Кто такие асоциальные люди?

  • 14 Сентября, 2018
  • Психологические термины
  • Алекс Реймерс

Человек – создание социальное, и во многом формирование его личности и жизнь зависят от норм и законов общества. Правовые и моральные традиции влияют на мышление и действия каждого. Пассивное и активное игнорирование, а также сознательное нарушение установленных норм и демонстрация такого поведения являются примерами асоциальности (девиантности). Асоциальные люди встречаются среди всех возрастных и социальных групп, среди жителей всех стран и представителей разных профессий.

Определение термина

Асоциальность – поведение, противоречащее правилам поведения людей в определенном обществе и морали. А также существует другое значение этого термина – социальное безразличие. Соответственно ему антиобщественность – отсутствие мотивации или сильной заинтересованности в социальном взаимодействии и/или наличие мотивации для деятельности в одиночестве.

Слово, обозначающее асоциальных людей, стало популярным в начале прошлого века. Оно было введено политиками, которые с помощью этого термина в своих выступлениях подчеркивали всех неблагополучных людей. В период Второй мировой войны асоциальных элементов, которые находились в лагерях, можно было узнать по тем же знакам, что и умственно отсталых людей.

Легкая форма проявления асоциальности – интроверсия. Интроверты предпочитают уклоняться от активных позиций в общественной жизни. Окончательная форма – шизофрения. Этому психическому расстройству свойственно неумение контактировать с людьми и сопереживать им.

Интересно, что антиобщественность – это не только негатив. Некоторые религии поощряют такое поведение, так как уверены, что чем дальше человек от социума, тем ближе он к богу.

Виды асоциального поведения

Психологи выделяют четыре вида поведения асоциального человека:

  1. Аддиктивное – погружение в различные зависимости с целью уйти от реальности.
  2. Аморальное – уклонение от соблюдения моральных норм.
  3. Противоправное – нарушение правовых норм.
  4. Преступное – совершение преступлений.

Аддиктивное поведение. К зависимостям причисляют:

  • булимию и анорексию;
  • наркоманию, алкоголизм и токсикоманию;
  • религиозные секты;
  • зависимость от компьютера, игр, секса, информации и так далее.

Аморальное поведение не опасно для общества, но чаще всего осуждается окружающими. Примерами такого поведения являются нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество, проституция и беспорядочные половые связи.

Противоправные действия: оскорбления людей, мелкие кражи, драки, хулиганство, угон транспорта (не с целью воровства) и прочее.

Асоциальные личности также совершают деяния, за которые положена уголовная ответственность: изнасилование, бандитизм, мошенничество, разбойное нападение, вымогательство, массовые беспорядки.

Признаки у взрослых

Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий – они оказываются на улице.

Асоциальность – это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.

Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.

Асоциальные подростки

Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.

Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.

Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:

  • семейные проблемы;
  • влияние товарищей;
  • романтическое восприятие образа бунтаря;
  • строгость родителей или опекунов;
  • физические проблемы из-за болезней;
  • личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
  • психологические зависимости;
  • религиозные культы;
  • желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
  • фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
  • влияние субкультуры.

Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.

Проявления у детей

Первые признаки трудностей с социализацией у маленьких детей – это равнодушие к учебе, отсутствие коммуникативных навыков, наличие агрессивности к родственникам и другим людям, а также животным. Такие дети асоциальны, что значит — грубы, склонны к воровству, а неумение решать конфликтные ситуации компенсируют драками, криками и угрозами.

При возникновении аналогичных ситуаций те, кто учится в начальной школе, сразу определяются как трудные дети. Излишнее внимание администрации школы и учителя лишь обостряет проблему, так как вызывает у детей протест: они не слушаются, не хотят сотрудничать с одноклассниками и тратить время на задания.

Причины появления расстройств поведения (как и у подростков/взрослых) бывают психологическими, социальными, педагогическими и медицинскими. Если проигнорировать любые отклонения и жестокость ребенка, высок риск упустить развитие проблемы. Уже в подростковом возрасте часто отдельные девиации становятся осознанными действиями разрушительного характера.

Профилактика асоциальности

Стабильный процент людей — асоциалы, поэтому актуальна необходимость борьбы и профилактики этого явления. Лечение возможно, только если поведенческие отклонения вызваны физическими или ментальными болезнями. Главный метод коррекции – профилактика в семье и школах, которой необходимо уделять внимание с раннего детства. Для этого важно правильное воспитание ребенка, забота о его потребностях.

Рекомендации психологов

В воспитании здорового ребенка помогут знания о том, что такое асоциальный человек, и соответствующих признаков в поведении. Психологи советуют придерживаться пяти правил в воспитании здоровой личности:

  1. Открытое общение. Проблемы ребенка должны обсуждаться дома и решаться спокойно. Дети должны быть уверены в поддержке и понимании.
  2. Заслуженная похвала. Поощрение должно быть заслуженным, иначе развивается эгоизм, а в будущем – проблемы с социальной адаптацией и формирование отклонений.
  3. Положительный пример. Атмосфера дома, любовь супругов и уважение вырабатывают детскую адекватную самооценку, от которой зависит поведение в социуме.
  4. Исправление. Нужно спокойно объяснять ребенку, что и почему является неприемлемым: привычки, поступки и черты характера.
  5. Совместные занятия. Даже самым занятым родителям следует находить время для семейных развлечений, отдыха и праздников.
Читать еще:  Имеет ли пенсионер право на материальную помощь. Оказание социальной помощи пенсионерам

Психические расстройства

Выше упоминалось о людях асоциальных, что такое крайнее проявление присуще шизофреникам, но это не единственная психическая болезнь, при которой выражается девиантное поведение. Это также шизотипическое расстройство, инфантилизм, алкоголизм, употребление опиатов и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Асоциалы в литературе

Лучше помогут узнать о людях с антиобщественным поведением известные литературные произведения. Среди них:

  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Видеосмерть» (Ирвин Уэлш).
  • «Хорошо быть тихоней» (Стивен Чбоски).
  • Книги о Шерлоке Холмсе (Артур Конан Дойл).
  • «Превращение» (Франц Кафка).
  • «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон).
  • «О дивный новый мир» (Олдос Хаксли).
  • «Ганнибал» (Томас Харрис).
  • «Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте).

Асоциальные люди – те, у которых либо нет мотивации к социальной жизни, либо их поведение противоречит общественным правилам. Легкой формой асоциальности является интроверсия, крайней – шизофрения.

Девиантное поведение свойственно детям и взрослым, представителям разных социальных групп и уровня образования. Оно может выражаться во всевозможных зависимостях (побег от реальной жизни), а также игнорировании моральных норм и их нарушении (вплоть до уголовно наказуемых деяний).

Среди распространенных причин возникновения асоциальности: биологические, социальные и личностные факторы. Лучший способ борьбы – профилактика. Интересно, что асоциал – не всегда плохой человек, ими могут быть гении или верующие, чья религия поощряет уход от социума.

Асоциальное поведение личности подростка

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Асоциальное поведение подростков

Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научиться ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности – личные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются в подростковом возрасте.

Подростковым называют возраст от 13 до 19 лет. Он делится на два периода: младший подростковый возраст (пубертатный) – от13 до 15 лет (включительно) и старший подростковый возраст (ювенальный) – от 16 до 19 лет (включительно).

Это время большой перестройки не только организма, но и личности. Они полны противоречивых чувств и мыслей. Порой они не могут объяснить своих поступков. Родители тоже престают понимать своего ребенка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния перестают «работать». Учащаются конфликты.

Конфликтность усиливается и физиологическими особенностями. Слабость тормозных процессов в коре головного мозга делает намерения подростков решительными, порой необдуманными, увлечения – яркими и неотложными, суждения – категорическими, хотя и не достаточно обоснованными. Им хочется сделать задуманное «здесь и теперь», но если отсрочить исполнение, вся затея может показаться ненужной. По этой же причине у них легко завоевать авторитет и легко его утратить. Они замечают недостатки взрослых и склонны преувеличивать их, оценивая категорично, в черно-белых тонах.

Подросток все подвергает сомнению. Взрослые говорят, что это плохо. Почему? Я сам хочу попробовать это. А вдруг это хорошо? А что будет, если я не послушаюсь? Итак, подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории.

Часто это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений. Такое поведение иногда называют «подростковым бунтом». Но не всегда оно действительно является бунтом. Часто подросток просто не задумывается о последствиях своих действий. Вообще будущее выглядит для него весьма туманно. Он живет настоящим. Чувство ответственности у подростка еще не сформировано, поскольку все жизненные проблемы до сих пор за него решали взрослые. Отвоевывая самостоятельность, подросток редко задумывается над тем, что его смелость основана на чувстве хорошо прикрытого «тыла», который обеспечивают родители.

Однако не все родители способны обеспечить своим детям чувство безопасности и надежности. Кризис института семьи в современном обществе порождает много проблем, которые в конечном итоге могут привести подростка к отклоняющемуся поведению.

Различают виды отклоняющегося поведения:

Девиантное поведение – отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие в сложившемся в данном обществе социально-психологические, нравственные и культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.

Аддиктивное поведение – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние; к ним относятся табак, алкоголь, наркотики.

Деликвентное поведение – нарушение закона, совершение преступлений.

Однако в данном случае мы будем более подробно рассматривать именно девиантное поведение, поскольку именно данный вариант поведения наиболее часто встречается среди учеников нашей школы.

Девиантное поведение характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям. При этом его девиантные действия выступают:

в качестве средства достижения значимой цели;

как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

как самоцель, удовлетворяющая потребность самореализации и самоутверждения.

Девиантное поведение подростков отличается рядом особенностей, таких как:

недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;

отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;

повышенная эмоциональная возбудимость;

импульсивность, двигательная и вербальная активность;

повышенная внушаемость и подражательность;

особое стремление к независимости и негативизм;

неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;

низкая правовая грамотность.

По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это и неблагополучные семьи, в которых растут дети, и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям в связи с особенностями структуры психики, и несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность самого подростка за собственные поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.

Рассмотрим влияние семьи на формирование асоциального поведения.

Ребенок, приходя в этот мир, изначально сталкивается с влиянием микросреды – своей семьи. Семья для маленького ребенка является единственным ориентиром, с помощью которого ребенок познает мир. Если ребенок желанный и оба родителя хотят и способны заботиться о нем, открывать ему свою любовь, то ребенок вырастает самодостаточной, цельной и уверенной личностью. К окружающему миру (маросоциуму) такой ребенок испытывает доверие, сформированное родителями, а значит и противодействовать окружающему миру, без веских на то причин, ему незачем.

Читать еще:  Какую характеристику дает печорин водяному обществу. Печорин и «водяное общество» для раскрытия идейного смысла романа

Если же ребенок приходит в семью, в которой ему не рады, или по какой-либо причине родители не могут заботиться о нем, не способны давать ему свою любовь, такой малыш чувствует себя не нужным, не защищенным, и постепенно у него формируется негативное отношение к окружающему миру (маросоциуму). Первоначально формируется страх перед социумом, ощущение своей никчемности и уязвимости перед другими людьми. Затем, когда ребенок становится более взрослым, а именно это момент подросткового возраста, ощущение страха и соей уязвимости ребенок старается скрыть под маской агрессивности. И чем выше страх перед социумом, обида на родителей за то, что не дали ему своего тепла, а заодно обида и на весь мир, тем выше уровень агрессии у данного индивида. Причем агрессия может проявляться не только во вне (на окружающих), но и на самого себя (аутоагрессия). Аутоагрессия переплетается с глубоким чувством вины и низкой самооценкой, что приводит к различным видам суицидального поведения (употребление ПАВ, алкоголизм, развлечения, связанные с повышенной степенью риска для жизни и здоровья, попытки суицида). Как правило, такие подростки вырастают в семьях социально неблагополучных, но в последние 10-15 лет наблюдается стойкий рост девиантного поведения подростков и в семьях внешне вполне благополучных. В данной статье причины этого явления мы рассматривать не будем.

Другая причина асоциального поведения подростков – это функциональные и психические расстройства органического происхождения. К органическим расстройствам относятся поражения головного мозга различного генеза. Функциональные расстройства составляют большую часть психических нарушений. Это главным образом расстройства поведения или психических функций, связанные с изменением деятельности нервной системы; они серьезно затрудняют или делают невозможным адаптацию к социальным нормам. К ним относятся следующие расстройства:

аффективные (маниакально-депрессивный психоз);

тревожные состояния (фобии, панические расстройства, обсессивно-компульсивные – навязчивое и непреодолимое желание совершать определенное действие);

деперсонализация – потеря контакта человека с повседневностью, что приводит его к восприятию жизни как сновидения и формированию у него впечатления, что все его мысли и действия находятся вне его контроля;

различные сексуальные девиации.

Подростки, имеющие те или иные сексуальные нарушения, склонны к сексуальным преступлениям. Установлена связь между сексуальными преступлениями и типом психопатий. Так, у эпилептоидных и шизоидных психопатов преобладающим сексуальным преступлением является садизм, у истерических психопатов – эксгибиционизм, среди неустойчивых и астенических психопатов – педофилия, кроме того, среди них наблюдаются только групповые изнасилования.

Среди педагогически запущенных подростков также часто встречаются различные формы девиантного поведения. Противоправное поведение таких подростков часто связано с негативным отношением к социуму, а также с безответственностью и незнанием законов.

ПРОФИЛАКТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ

Профилактика и рекомендации напрямую зависят от того, какой именно способ проявления девиантного поведения выбирает подросток.

Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

организация мероприятий, в которых подростку предоставляется возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.;

снижение любопытства к формам отклоняющегося поведения через демонстрацию сужения жизненного пространства человека, ведущего противоправный образ жизни или употребляющего ПАВ, роста жизненных проблем у таких людей.

организация мероприятий, соревнований, походов, игр и т. д., где подросткам предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска, преодоление собственного страха;

яркая демонстрация отсутствия радостного напряжения в темной мрачности жизни наркозависимого человека; озлобленности или саморазрушительности будней человека, практикующего агрессивное или противоправное поведение.

обучение подростков получать удовольствие без употребления ПАВ;

сексуальное просвещение родителей и подростков.

Поиск способов избавления от скуки.

профилактика насилия, жестокого обращения с детьми в семье;

позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях, вместо того, чтобы критиковать за неудачи;

развивать лидерские качества, уверенность в себе;

развивать творческие способности;

придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя;

придерживаться и говорить об отношении к жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня;

обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения.

Принадлежность к социальной группе или страх перед физической и моральной расправой.

развитие уверенности в себе и принятия себя;

обучение выстраиванию независимых отношений;

Протест против родителей.

обучение родителей эффективному взаимодействию с подростками;

обучение подростков неагрессивному и уверенному отстаиванию своего мнения;

обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?».

Стремление снизить тревожность, вызванную неуверенностью в себе.

развитие умения видеть в себе реальные позитивные качества, принятие себя;

обучение ставить перед собой реальные цели и пошагово идти у их достижению;

постоянная поддержка при достижении поставленных целей (со стороны родителей и педагогов) и развитее веры в себя через подчеркивание веры в себя и спокойного отношения к временным неудачам.

Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых).

обучение подростка видеть дуальность жизни и социальных явлений, то есть показывать, что в любом негативном явлении содержится позитивное зерно, а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативному;

обучение приемам позитивного мышления;

психологическое сопровождение подростка при переживании им горя, разочарования в любви.

Что касается подростков с различными психическими нарушениями, то здесь необходимо проявлять бдительность: тщательное наблюдение за поведением подростка. В случае выявления предпосылок к тяжелым формам девиации (употребление наркотиков, противоправные действия, сексуальные девиации, суицидальное поведение) необходимо ставить вопрос о привлечении узких специалистов (психиатр, нарколог, психолог, социальный педагог) и ставить вопрос о безопасности нахождения данного подростка в школе.

Однако необходимо помнить, что несмотря на внешнее противодействие социуму, подросток испытывает огромную потребность в любви и поддержки от каждого, кто может ему это дать.

Источники:

http://lektsii.net/2-89697.html
http://psychbook.ru/421518a-kto-takie-asotsialnyie-lyudi
http://infourok.ru/asocialnoe-povedenie-lichnosti-podrostka-3473081.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×