11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Богатырь русской живописи» Виктор Васнецов. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой

Содержание

«Богатырь русской живописи» Виктор Васнецов. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой

Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»- говорил В. М. Васнецов.

Творческое наследие этого великого русского художника занимает весомое место в истории национального художественного искусства.

Художник – историк, летописец, вдохновитель своего народа. Об этом пойдет речь на встрече со школьниками в педагогическом институте им.П.П.Ершова.

Ребятам расскажут о том, как Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. В то время в русском обществе нарастало начавшееся еще в 1850-е годы внимание к национальной старине и истории, что проявилось в росте собирательства, изучении и публикациях памятников письменности и фольклора. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861-1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855-1864), «Песни», собранные П.Н. Рыбниковым (1861-1867), «Онежские былины» А.Ф. Гильфердинга (1873) и другие. В 1864 году было организовано Московское археологическое общество, и с середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении «древностей государства Российского», включая и устное народное творчество.

Особенное значение для художника имели исторические исследования русского быта XVI-XVII веков в трудах Ивана Забелина. Ученый, с которым Васнецов был знаком лично, был близок ему тем, что видел в народном искусстве проявление «живой души его создателей».

Ребятам напомнят о волшебном неповторимом мире русской народной сказки фрагментом из фильма «Морозко» выдающегося советского кинорежиссера А. А. Роу, прозвучит музыка Н.А.Римского–Корсакова из оперы «Снегурочка». Детям будет предложено подумать над замыслом художественных полотен мастера, подробно рассмотреть детали в картинах В.М.Васнецова: «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Ковер-самолет», «Спящая царевна», «После побоища Игоря Святославича с половцами»,»Битва скифов со славянами», «Три царевны подземного царства», «Аленушка», «Снегурочка». В серьезном разговоре о творчестве живописца найдется место играм и викторинам. Надеемся, что ребята по-новому откроют для себя удивительный мир большого художника.

Читать еще:  Поздравление коллег на новый год в офисе. Подбираем поздравления с новым годом коллегам

«Истинный Богатырь русской живописи»

14.05.2018 15:00

К 170-летию Виктора Михайловича Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов — один из тех замечательных художников, чьи произведения легко узнаваемы и любимы поколениями российских школьников. Трудно найти человека, незнакомого с сюжетом картин «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Аленушка», «Баба-Яга», «Снегурочка». Знакомые нам с детства, они давно стали своеобразным культурным штампом.

Васнецов — талантливейший живописец, декоратор и иллюстратор — стал основоположником особого «русского стиля», созданного на стыке исторического жанра и романтических течений, навеянных фольклором и символизмом

Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

«Хотя бы малую искорку духа Божия отразить в картине — и то великое счастье. » — писал В. М. Васнецов.

Сын сельского священника, он рос в российской глубинке, всей душой впитывая красоту родной земли, поэзию русских народных сказок и былин. Более десяти лет художник работал над росписью Владимирского собора в Киеве. «Страшный суд» — шедевр религиозного творчества Васнецова и русского церковного искусства конца XIX века. Трудился Виктор Михайлович и над мозаиками храма Спаса-на-Крови на месте убийства императора Александра II в Санкт-Петербурге. Революцию художник не принял. В последние годы жизни он занимался доработкой своих сказочных картин.

Виктор Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской «Песне о вещем Олеге»), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского «Снегурочка». Васнецов работал и как художник монументалист: он расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз «Каменный век»), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи. По его рисункам и проектам в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду и т. п.

Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, он стремился возродить русское народное творчество

Открыв чтраницы нашей выставки, вы приобщитесь к чуду таланта Васнецова. А прикоснувшись к нему, так и хочется воскликнуть: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. ».

Евстратова, Елена Николаевна
Шедевры русских художников .— М: Олма Медиа Групп, 2013

В альбоме представлены самые прославленные, пользующиеся неизменной популярностью у зрителя произведения русского изобразительного искусства

Бахревский, Владислав Анатольевич
Виктор Васнецов .— М: Молодая гвардия, 1989

В книге рассказывается о выдающемся русском живописце Викторе Михайловиче Васнецове

Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания .— М: Искусство, 1987

Сборник посвящен творческой биографии В. М. Васнецова, одного из выдающихся художников второй половины XIX — начала XX века

Васнецов: Альбом .— М: Классика, 2000

Настоящее издание выходит в серии, посвященной мастерам живописи. В данном альбоме представлено творчество выдающегося русского художника В. М. Васнецова

Пикулева, Галина Ивановна
Мир Васнецова. 1848–1926 .— М: ТЕРРА, 2008

Книга о жизни и творчестве выдающегося русского художника, создателя национальных полотен В. М. Васнецова, раскрываются особенности его стиля

Шилова, Екатерина Владимировна
Виктор Васнецов .— М: Арт-родник, 2004

Виктор Васнецов оставил богатейшее наследие: он был станковым живописцем, обращался к разным жанрам

Читать еще:  Оперные термины. Основополагающие термины в музыке

Малинина, Екатерина
Виктор Васнецов .— М: Белый город, 2010?

Стоит произнести имя Виктора Васнецова — и многим привидятся одни и те же картины

Гусакова, Виктория
Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи .— СПб: Аврора, 2008

Приемы письма Виктора Васнецова развивали его ученики и последователи

Виктор Васнецов. Живопись и графика: альбом .— М: Белый город, 2015

Альбом посвящен творчеству русского художника Виктора Михайловича Васнецова

Искусство

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ — богатырь русской живописи

(1848 — 1926)

Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

Виктор Михайлович Васнецов, старший брат художника Аполлинария Васнецова, прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Его называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов — автор «Алёнушки», «Богатырей», «Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, — вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Уже первые значимые картины художника «Чаепитие в трактире», а затем «Нищие певцы», «Книжная лавка» заставили говорить о нем как о мастере бытового жанра, Однако позже художник посвящает весь свой талант работе с фольклорной тематикой, былинно-сказочным сюжетам.

На музыкальных вечерах в доме Третьяковых Васнецов сосредоточенно слушал Баха, Бетховена, Моцарта. Позже он говорил: «Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни «Поля битвы», ни других своих картин, особенно «Аленушки и Богатырей». Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки».

В 1880 году он закончил одно из самых своих значительных полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами». Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию «Слова о полку Игореве». В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию.

В картине «Три царевны подземного царства» один из характеров — третьей, младшей царевны — получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах. Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника. Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная — эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову «по духу» женщин — Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Читать еще:  Значение слова эпиграф в словаре литературоведческих терминов. Что такое эпиграф в литературе? Примеры использования

В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века. Художник вложил в эту работу всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни. Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве Для Васнецова работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Ему было дано воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.

Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги. Успех васнецовских росписей был огромен, хотя вокруг них долгое время не утихали яростные споры. «Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле», — сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись. Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанное им уже в конце жизни: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже от гордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта». Этот отзыв — мужественное признание мастера, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение

«Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь.

Источники:

http://rusmuseumvrm.ru/data/events/2016/10/bogatir_russkoy_zhivopisi__viktor_mihaylovich_vasnecov/
http://www.domgogolya.ru/bibset/7342/
http://art.mirtesen.ru/blog/43992508775/VIKTOR-VASNETSOV——bogatyir-russkoy-zhivopisi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector