2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое дю солей. Кто создал «Цирк дю Солей»? Цирк дю Солей и его русские артисты

ТАЛАНТ В СОЛНЕЧНОЙ ОПРАВЕ

Цирк дю Солей и его русские артисты

«Это круче, чем кайф от колес». «Визуальный оргазм». «Я так смеялся, что почти описался». «Я больше никогда не смогу ходить в другие цирки». Такие записи оставляют зрители в книге отзывов «Цирка дю Солей».

Семь его разных шоу одновременно идут в разных точках мира. Любопытно, что в одном из представлений, «Алегрия», среди 50 выступающих на сцене артистов — 30 из стран бывшего Союза. В других труппах процент меньше, но тоже впечатляет. Интересно, почему там столько россиян и как наши земляки влияют на развитие современного цирка?

Цирковой организм

Канадский Cirque du Soleil («Цирк Солнца») на сегодня — самый мощный цирковой организм в мире. Это империя с годовым оборотом в $280 млн. долларов, имеющая громадный головной офис в Монреале, а также офисы в Амстердаме, Сингапуре и Лас-Вегасе. Более, чем 2000 служащих, 500 из которых — артисты. С 1984 года, когда при поддержке властей Квебека, был основан этот цирк, его постановки увидели более 23 миллионов зрителей. В 2000 году по мотивам спектаклей был снят игровой фильм «Путешествие человека» в 3D-формате IMAX, идущий сейчас во многих странах.

В планах на ближайшее будущее — осуществление концепции «Комплексный Цирк»: многомиллионные инвестиции в построение сети стационарных площадок в Лондоне, Нью-Йорке, Лас-Вегасе и Гонконге, где кроме арены для выступлений будут размещаться рестораны, гостиницы, магазины, развлекательные центры и так далее.

История

Когда все только начиналось (в первой половине 80-х), несколько друзей из канадской провинции Квебек, среди которых были нынешний президент компании (в то время — глотатель огня) Ги Лалиберте и креативный директор (а тогда жонглер на ходулях) Жиль Сте-Круа, придумали свою концепцию прорыва циркового жанра в будущее. Они собрали труппу, в 1985 году разжились полосатым шапито на 800 мест, окопались у Ниагарского водопада, и. крупно прогорели. Оказалось, что весь народ идет на водопад, а Цирк со своим шоу — отдыхает. Сделали другую постановку, поехали по Канаде до Ванкувера — опять провал. Сели думать, как начинать все с нуля, проанализировали ошибки, и решили, что разработка эстетики волшебного зрелища должна основываться на базе очень сильного менеджмента, а размах творческих идей — соответствовать уровню общечеловеческих ценностей.

Замысел стал принимать планетарный масштаб. Они много путешествовали по разным странам, встречались с мастерами именитых цирков, где были сильны собственные народные традиции, учились на лету, черпали опыт и вдохновение в просмотренных представлениях.

Во время одной из поездок по миру они познакомились со Славой Полуниным, лидером ленинградского клоун-мим театра «Лицедеи», и с их особенным стилем лирической клоунады, возникшим из сплава русского скоморошества, комедии дель арто, чаплинианы, мрачного юмора Бастера Китона и уличного театра.

В Цирке дю Солей появился отдел, занимающийся поиском интересных номеров и лучших артистов со всего мира, на которых не жалеется никаких денег. По началу не обошлось без обид со стороны организаций, откуда исчезали солисты. Пришлось решать проблему с помощью строгого соблюдения условия найма актеров: приглашаются только те, которые разобрались с предыдущими контрактами.

С 1992 года они, параллельно с коллажем из самых удачных номеров своих предыдущих постановок, начали показывать впечатляющий спектакль «Салтимбанко», сделанный уже в стиле нынешнего Цирка дю Солей. Кстати, в разное время в Цирке было создано 12 представлений, каждое со своим «волшебным» сюжетом, цветовой гаммой, оригинальной музыкой, характерными персонажами.

В 1994 году талантливый бельгийский режиссер Франко Драгоне поставил «Алегрию», которая сразу стяжала триумфальный успех.

Итак, почему там столько русских?

Наиболее массовые номера в «Алегрии» — полеты под куполом (9 человек) и «Russian bars» («Подкидные шесты», 10 человек), созданы в чисто русских традициях московскими постановщиками: Андреем Львом, Александром Моисеевым, Павлом Брюном.

В «Fast track» (прыжки на батутной дорожке) участвует 8 наших ребят, которые крутят самые сложные трюки. Да и кто может сравниться, например, с чемпионом мира по акробатике Евгением Ивановым, исполняющем филигранное тройное сальто? Вместе с тем, подрастает новое поколение, способное творить просто чудеса. Ну вы знаете, как русские готовят своих детей.

Наших артистов отличает еще и редкая способность к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров. Опять же богатырское здоровье, быстрая адаптивность и исполнительность.

Далее. Кроме Славы Полунина, с Цирком в разное время заключали контракты еще четыре «Лицедея», а так же привлекались последователи этой эстетики. Так что клоуны там почти на 100% — русской закваски. Потому как таких персонажей просто нигде больше нет. Достояние нации стало достоянием мира, и это замечательно.

Читать еще:  Модульное оригами медведь колобок схема сборки. Индивидуальный творческий проект "Театр оригами. Колобок.". Правила безопасной работы

Непосредственные впечатления с попытками их осмысления

10 января 2001 года в Окленде (Новая Зеландия) состоялась местная премьера «Алегрии» в рамках двухлетнего тура по Юго-Восточной Азии и Австралии. Меня потрясло шапито на две с половиной тысячи мест, которое выглядит как белоснежный мираж с остроконечными шатрами, высотой с гору. В вынесенном вперед фойе помещается целая площадь с кафе, фуршетными залами для VIP-гостей, магазинами, где можно купить CD и видео-записи спектаклей, разнообразные плакаты, фирменные галстуки, кружки, футболки, кепки, зонтики и т.д. Кстати, все это доступно и через он-лайновый магазин на их прогрессивном сайте. Такая приятная деталь: в красочных буклетах шоу есть фотопортреты всех создателей и участников, с указанием каждого имени, даты рождения и страны проживания (возраст представителей 13 стран — от 9 до 59 лет).

Шоу в Цирке дю Солей построено по принципу оперной постановки или кино, действие не провисает ни на секунду. Нет порочной практики «тут играем, а тут не играем, а реквизит монтируем». Сценография многослойна, как в балетах Бежара — множество персонажей одновременно обживают свои пласты пространства. Каждое из действующих лиц — фантастический характерный образ со своей историей и целью. Дух сказок Гофмана и каприччос Калло. Свет — разноцветный живой организм, то радостно вспыхивающий, то таинственный, то мрачно собирающийся помирать, но лукаво подмигивающий в последнюю секунду.

Музыка — особый разговор. У Цирка, как когда-то у Феллини был гениальный композитор Нино Ротта, есть свой гений — Рене Дюпере. Выходящая вперед певица (Андреа Симард) в ослепительно белом платье-колокольчике обладает голосом, заставляющем вспомнить о вокале Жанны Агузаровой, и выглядит, как полупрозрачная фея, красивее и добрее которой нет никого на свете. Изящными ручками она вынимает душу и лечит ее золотым звонким бальзамом, а твое тело от этого замирает и покрывается мурашками.

Сзади, на возвышении сидят оркестранты — сахарные вертлявые птички со смешными носами и хохолками. Играют изумительно слажено и здорово.

Шоу начинается с того, что на сцену вылезает маленький чернокожий горбун в ярко-пурпурном бархатном смокинге с круглым паучьим пузиком, в жилете, унизанном крупными бриллиантами. Мимика Марселя Марсо и кривые мягкие ножки. Сказочно роскошный персонаж.

Кстати, все костюмы, созданные мастерицей Доминик Лемье, можно назвать этим давно забытым в нашем обиходе словом: «роскошные». Говорят, что наряды в стиле XVIII века и кожанные маски «Старых Птиц» стоят порядка $10.000 USD за каждый комплект.

Интересно, что здесь нет традиционной цирковой арены, а есть полого уходящая вверх сцена с большим ромбообразным подиумом, который может выдвигать вверх круги и разъезжаться крестом, открывая батутную дорожку для акробатов.

Действие ведет горбун и стая упомянутых напыщенных «Старых Птиц», которые чванливо выступают этакими декадантскими аристократами. Они — замаскированные униформисты, введенные в сюжет на равных с остальными участниками шоу. В постоянном антагонизме с горбуном — главный из птиц, корявый и замедленный в своем блистающем наряде, с двумя пышными пучками нежных перышков над ушами. Впоследствии он неожиданно оказывается одним из акробатов, крутящихся в сальто на батутном «фаст-траке». Еще на сцене живут два монгола в национально-царских одеяниях, один — огромный и толстый, другой — маленький ребенок, точная копия большого. Этот малыш объявляет начало представления высоким пронзительным голосом. Время от времени по сцене проносятся эскадрильи ангелов и проплывает певица со свитой из нимф.

Да, забыла сказать, что «Алегрия» — означает «Радость» и еще: в этом цирке во всех шоу принципиально отсутствуют животные.

Предлагаемые публике номера: синхронные трапеции, акробатика на батутных дорожках, жонглирование факелами, клоунада, гуттаперчевые девушки, силач, полеты под куполом шапито, подкидные шесты — все звучит вполне традиционно, но зато! Принцип атмосферы магического театра, в котором возможно все. Необычное и очень красивое хореографическое решение всех номеров и связок. Ритм, драйв, синкопы в движениях персонажей такие, что дух захватывает. Иногда чудится, что из-за скорости и плотности кульбитов, траектории акробатов сливаются в единый размытый фантом, а их финальные жесты кажутся сверкающими. Профессионализм артистов, их пилотаж — класса ультра-си. Время от времени хочется схватить соседа по ряду за лацкан и допытаться у него, как же возможно то, что они вытворяют.

Действие идет единым потоком, в котором есть и стремнины, и тихие заводи.

Например, клоуны — это нечто особенное. Не буффонада, отнюдь, скорее наоборот, лирическая и философская медитация. Ни на что непохожая эстетика была изначально задана Славой Полуниным.

Кульминация многоходовой клоунады — придуманный им номер «Шторм» (авторские права защищены), в котором главный герой (исп. Юрий Медведев), собираясь в дорогу, влезает одной рукой в плащ, висящий на вешалке под шляпой, и чистит себе полы щеткой. Вдруг как в триллере, плащ оживает, отчуждая руку клоуна, и не отпускает его, отнимая щетку. Бедный клоун обмирает в тихом ужасе, а плащ неожиданно гладит его, снимает с плеча пылинки, по-женски приголубливает и незаметно сует ему в пиджак записку. Но раздается свисток на отправление, клоун вырывается, бежит к чемодану, надевает дымящуюся, как труба, черную шляпу и поездом объезжает вокруг сцены. Запыхавшись, он присаживается на чемодан, достает носовой платок, видит выпавшую записку, жадно ее читает. Потом медленно рвет и грустно бросает клочки вверх. Они кружатся, как снежинки, а сверху вслед за ними сыплется легкий бумажный снег, переходящий в густой непрерывный вал. Через минуту нарастающего завывания ветра начинается апокалиптический шторм. В глаза залу врубается ослепительный пожектор и ветряная турбина, которая разносит бумажные сугробы аж до верхнего яруса шапито. Громовая музыка продирает до костей. Полный зрительский катарсис. Истерическая овация. Антракт.

Читать еще:  Урок литературного чтения на тему: Внеклассное чтение.Книги М Пришвина. Михаил Пришвин «Паутинка»

После окончания шоу народу надо минимум 15 минут, чтобы вдосталь наораться-насвистеться. В финале — особенный такой номер, когда артисты выбегают на поклон и срывают с себя маски.

Прости, что меня занесло в слезливый восторг, но ничего с этим поделать не могу. Слезы текли сами, не спросясь. От радости.

Эпилог под фанфары

Думается, что столь глобальный успех цирка, достигнутый всего за 15 лет, обусловлен великолепным руководством, мощной художественной концепцией и неординарной эстетикой, абсолютным мастерством всех создателей шоу и артистов, новейшим техническим оборудованием, и, как следствие всего перечисленного, — элементарным денежным богатством. Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить, и мы вправе гордиться соотечественниками, которые своим искусством потрясают такое количество зрителей во всех концах света.

Не даром же на разных языках они пишут в книге отзывов: «Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки.» «У моего дедушки от радости выпала челюсть, но мы ее нашли и подняли.» «Я бы мог смотреть это еще 10 раз подряд. » «Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни.»

Что такое дю солей. Кто создал «Цирк дю Солей»? Цирк дю Солей и его русские артисты

Необычайные трюки, от которых захватывает дыхание

Цирк дю Солей, что в переводе означает «Цирк Солнца», не является традиционным цирком в нашем представлении: здесь нет животных, в нем участвуют только люди. Но они выполняют такие трюки, от которых у вас перехватит дыхание, а эмоциями вы будете переполнены еще месяц. Мастерство артистов гармонично, а порой и причудливо, соединяется с хореографией, музыкой и световыми эффектами.

Это еще и один из самых больших цирков, который, в прямом смысле, разросся в нечто грандиозное: его артисты, которых более 4 тысяч человек, выступают по всему миру. Кстати, впервые он появился в Канаде, первую труппу основали в 1984 году. И за эти годы цирк превратился в настоящую легенду, которую просто необходимо увидеть каждому, независимо от возраста или пола. Настоящий цирковой Голливуд.

Легендарные шоу

Артисты Cirque du Soleil ставят не просто цирковые номера. Это целая история, которая составляет нечто большее: так, программа Varekai знакомит зрителей с мифом об Икаре, другое шоу, Totem, показывает эволюцию человечества. Представления цирка не менее глубоки, чем выступления театральных артистов. И этот талант отмечен различными наградами, в том числе премией Эмми. «Цирк Солнца» — это новый этап циркового искусства, он вдохнул в него новую жизнь.

Основная цирковая труппа работает в Лас-Вегасе, другие труппы ездят по всему миру со своими выступлениями. В год выручка «Цирка Солнца» превышает 600 миллионов долларов.

20 интересных фактов о Цирке дю Солей

Факт №1. Визитная карточка Цирка дю Солей — необыкновенные и смешные клоуны. Их выступления понравятся даже тем, кто к клоунам относится настороженно. Кстати, в их труппе есть один грустный клоун. Он глухонемой.

Факт №2. Цирк всегда собирает полный аншлаг. Поэтому о билетах нужно всегда думать заранее.

Факт №3. Около 50 % артистов цирка — русские. Так, тут поет русскоязычная певица Марьяна Соболь.

Факт №4. Костюмы артистов потрясающие, и к каждому шоу их отшивают великое множество. Так, для шоу Alegria — это 4 тысячи элементов одежды, их объем — полтора грузовика.

Факт №5. Платье Белой певицы из шоу Alegria весит 10 килограмм, а на его юбку ушло примерно 60 метров фатина.

Факт №6. У артистов нет гримеров: они самостоятельно накладывают грим.

Факт №7. Каждое шоу состоит из номеров, которые имеют единую концепцию и сюжет.

Факт №8. Ги Лалиберте, основатель Cirque du Soleil, намеренно отказался от канонов цирка: от животных и круглой арены. Но образы животных есть в выступлениях: их играют люди. Кстати, за это цирк очень почитаем защитниками животных.

Факт №9. Артисты в 1985 году выступили возле Ниагарского водопада. Однако идея была неудачной: зрителей больше интересовала падающая вода.

Факт №10. В представлениях намеренно убрали диалоги, благодаря чему был значительно преодолен языковой барьер и расширена зрительная аудитория в других странах.

Читать еще:  Чем выгоднее всего торговать. Что можно продавать, чтобы заработать? Идеи для выгодного бизнеса

Факт №11. В шоу Mystere выступают прыгуны-банджи. На их костюмах все блестки были наклеены вручную. Их более 2 тысяч.

Факт №12. Лалиберте был в туристической поездке в космосе в 2009 году.

Факт №13. Цирк дю Солей каждый год собирает примерно 10 миллионов зрителей.

Факт №14. «Цирк Солнца» давал выступления на вручении премий «Оскар» и «Грэмми», а в 2009 году в Москве он закрывал «Евровидение».

Факт №15. 80 % доходов «Цирка Солнца» приносят сборы, остальные 20 % — видеозаписи и сувениры.

Факт №16. Дети Ги Лалиберте называют его «папа-дракон».

Факт №17. В шоу «О» артисты выступают в расписных вручную купальных костюмах. На их изготовление уходит примерно месяц, а его стоимость около 3500 канадских долларов. Хватает этих нарядов всего лишь на три выступления.

Факт №18. Только в 2007 году костюмерами цирка было изготовлено более 20 тысяч костюмов. Ежегодно на их пошив уходит примерно 20 километров ткани.

Факт №19. Ежегодный подбор новых артистов обходится примерно в 45 миллионов долларов.

Факт №20. Считается, что название «Цирк Солнца» Ги Лалиберте придумал в честь солнечных дней, которые он провел в юности на Гавайях.

Что было: к истокам Cirque du Soleil

История цирка Дю Солей

История Цирка Солнца восходит к далекому 1984 году, когда и была зарегистрирована компания Cirque du Soleil. Однако можно смело утверждать, что началась она гораздо раньше, едва идея создания необычной труппы зародилась в светлых головах друзей Ги Лалиберте и Даниэля Готье.

Родившийся в сентябре 1959 года в Квебеке — небольшом городке французской провинции в Канаде Ги Лалиберте с самого детства проявил артистические способности. Он овладел игрой на аккордеоне и научился ловко ходить на высоких ходулях. Уже в 14 лет юноша начал карьеру артиста, а со временем даже бросил учебу в колледже, чтобы иметь возможность колесить по Европе, давая уличные представления как факир и фолк-музыкант.

Вернувшись на родину в 1979 году, Ги пытался было начать серьезную работу на гидроэлектростанции на пограничье Квебека и Онтарио, однако судьба распорядилась иначе. Ги Лалиберте вместе со своими друзьями Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа участвовал в организации летней ярмарки в городке Бай-Сен-Поле.

Даниэль, закончивший к тому времени бизнес-колледж, уже был владельцем консалтинговой фирмы. В паре с Жилем они управляли общежитием для артистов Balcon Vert. Тогда-то друзья и решили организовать собственную, ни на что не похожую труппу. Не имея начального капитала, товарищи решили обратиться к правительству Квебека с просьбой профинансировать грандиозный проект. Для того чтобы убедить власти сделать это, Жиль Сте-Круа прошагал от Бай-Сент-Поля до самого Квебека на ходулях, а это ни много ни мало — 90 километров. То ли усилия молодого человека были оценены, то ли власти провинции разглядели в новом проекте будущий успех, но деньги были выделены, и уже на юбилейном городском торжестве новая труппа в составе 70 человек дала первое выступление.

На выделенном им земельном участке, аренда которого составляла символические 1 доллар в год, артисты разбили цирк-шапито, вместимостью 800 зрителей. С первых же выступлений стало ясно — зрительский успех просто невероятный.

К слову, в сентябре 2009 года Ги Лалиберте стал одним из первых космических туристов. С бота Международной космической станции он попытался привлечь внимание всего человечества к глобальным проблемам нехватки воды.

Чем сердце успокоится: грандиозные планы Cirque du Soleil

С 2008 года представительство компании Cirque du Soleil есть и в России. Осень 2009 ознаменовалась премьерной, специально приготовленной для российского зрителя постановкой Varekai. Российскому зрителю Цирк Солнца знаком также и по четырехминутному выступлению на песенном шоу-конкурсе «Евровидение», который проходил в Москве в 2009 году. Поэтому новых гастролей миллионы людей ждут с великим нетерпением. А они не заставят себя долго ждать, уже осенью 2010, 25 октября, на сцене Лужников российского зрителя ждет новая шоу-программа феерического Цирка Солнца — Сorteo (Кортео). Выступление труппы не ограничится Москвой — Цирк Солнца отправится в гастрольный тур по городам России!

Стоит сказать, что по отношению к России у корпорации Cirque du Soleil такие же грандиозные планы, как и сами выступления. По словам директора Цирка Солнца, планируется возведение театра и создание постоянно действующего филиала Cirque du Soleil в Москве. Проект обойдется в суму близкую к 200 миллионам долларов. Суммы, затрачиваемые организаторами на создание каждого нового шоу Cirque du Soleil, впечатляют так же, как и сами постановки. От 20 до 40 миллионов долларов уходит на каждую новую постановку. Но то, что происходит в итоге на арене, полностью оправдывает вложенные средства, заставляя зрителей вновь и вновь восторгаться шоу-программой.

На сегодняшний день шоу Cirque du Soleil еще не то что никто не превзошел, но даже и не приблизился к тем немыслимым вершинам, на которые вознеслось в Cirque du Soleil цирковое искусство.

Источники:

http://www.netslova.ru/terentieva/klounada9.html
http://weekend.rambler.ru/places/38914515-vsem-vozrastam-pokoren-samyy-luchshiy-tsirk/
http://du-soleil.ru/istoriya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector