«Добро должно быть с кулаками»: о чем писал и мечтал фантаст Андрей Круз. О чем мечтают фантасты
Два интервью с Андреем Крузом
Печальное известие — ушел из жизни Андрей Круз. Остались созданные им книги и светлая память о талантливом писателе и неординарном человеке.
Публикую два своих старых интервью с Андреем Крузом.
«Благородство редко бывает хвастливым»
Путешествия по мирам, где соседствуют магия и техника XX века, гномы гоняют на модернизированных грузовиках, колдуны-подпоручики ищут замаскированную нечисть, а бывшие отечественные спецназовцы снова борются с бандитами. Оружие, чудеса, любовь. Все достоверно.
Вы описываете вариант переселения желающих в иной, новый мир, где можно начать почти все сначала. А если бы вам предложили шагнуть за порог нашего мира? Какой мир вас бы «устроил» и кем бы вы хотели быть «там»?
Меня гложет смутная тоска по второй половине девятнадцатого века, когда мир был еще мало исследован, когда по Африке бродили экспедиции Ливингстона, их искали экспедиции Стэнли, когда люди осваивали новые земли и новые знания. Тогда вместо туризма были все больше путешествия, люди рвались к полюсам, в дебри, и даже злодейские «транснациональные компании» все же несли какой-то прогресс – строили города в дальних краях, прокладывали железные дороги по неосвоенным землям и вели суда по новым маршрутам. А мировые войны еще не начались.
Как рождаются ваши герои и героини? Есть ли у них реальные прообразы – друзья, враги, знакомые, сослуживцы, вы сами?
Рождаются сначала не герои, а мир, в котором они будут действовать. Первой появляется идея: «А что если случится так. ». Затем я начинаю «строить модель» этого мира, создавать его конструкцию, чтобы понять самому, какая там будет жизнь. Потом в этот новый мир помещается главный герой – в какой-то степени ментальная проекция меня самого. На то, чтобы создать совершенно другого человека, не хватает ни знаний, ни таланта, если честно.
Остальные же центральные персонажи в немалой степени списаны со знакомых людей. Хоть и не все.
Какой автор или авторы больше всего повиляли на вас? Что вы читаете и смотрите?
Кино смотрю очень мало в последнее время, просто времени не хватает, да и хороших новых фильмов не встречаю. Если смотрю, что что-то старое. Последним пересмотрел «Они сражались за Родину». Фантастики читаю очень мало. Недавно посчитал – не больше 20 авторов, причем не всех из них до конца. А вот спровоцировал на написание первой книги Павел Корнев, своим «Льдом». Почему так – до конца сам не знаю, но именно после прочтения этой книги засел за «Землю лишних» (на самом деле, это мой первый текст). Корнева читал все, и все что издано – купил.
А вообще читать люблю классику. Гоголь, Салтыков-Щедрин, Куприн, рассказы Чехова. Зощенко. Люблю читать воспоминания ветеранов Великой Отечественной. Симонов. Иван Акулов «Крещение» — роман, который должен прочесть каждый. Из новых авторов особенно выделяю Беркема аль Атоми, Глеба Боброва и Андрея Загорцева.
В одном из ваших романов («Земля лишних. Исход») действует капитан Круз? Родственник или просто совпадение?
Круз – очень распространенная испанская фамилия, так что совпадение.
Что для вас главное при «создании» фантастического мира? Синтез реальности и несбывшегося, достоверность, возможность прохождения героями множества «миссий», нестандартность или нечто иное?
Я не знаю даже, если честно. Идея самого мира приходит всегда достаточно неожиданно. Когда же в этот мир помещается главный герой. думаю, что моя главная задача – дать ему возможность показать себя человеком. Человеком, делающим свой выбор, определяющим, где «хорошо» и где «плохо», и следующим выбранным путем до конца.
«У Великой реки» стоит чуть особняком, но дело в том, что этот текст я начал писать скорее в шутку, подурачиться, а в результате он очень быстро вырос в полноценный роман, неожиданно для меня самого.
В каждом вашем романе есть женщины, причем как правило соблазнительные. Какое место в ваших произведениях занимает любовь? Неужели в душе героя — почти супермена все же живет романтика и между подвигами он заботливо прячет любовные телеграммы?
Любовь в моих текстах занимает ровно то же место, что и в моей жизни, то есть очень важное. Может быть даже основное. Думаю, что человек, в жизни которого этой самой романтической любви нет, живет неполноценно, даже ущербно. А тот, кто ее еще и отрицает, вызывает некую смутную жалость.
Ваши герои обычно люди, дружащие с оружием, и при этом обладающие неким «магическим» чутьем. Справедливость не для слабаков? Какова же цена мира и спокойствия в сотворенном вами мире?
Добро должно быть с кулаками. Сказал не я, но проголосовать за это я готов. Мои же герои готовы еще и бороться за эту самую справедливость, за свои идеалы, за своих друзей и свой народ, не ожидая, что кто-то придет и поборется за это все вместо них, раз уж они платят налоги.
Важен еще такой момент: я считаю, что готовым к борьбе должен быть каждый человек. Не бороться каждый день, отнюдь, на своей работе больше пользы принесем, но быть именно готовым, и морально, и физически, и технически. Кто еще помнит, что такое ГТО? Как раз об этом – «Готов к труду и обороне», подготовка самого себя к борьбе. Нет движения ГТО – ну и что? Смысл лозунга никуда не делся.
Как пишут Андрей и Мария Круз? По очереди или каждому – свой персонаж?
Пишу преимущественно я. Жена через плечо читает, ругается, выступает, чуть не дерется – а я все это записываю. Шутка, конечно, но только наполовину. В «Земле лишних» Бонита в диалогах, например – это как раз Мария Круз в чистом виде, в каждом слове, мы их вслух воспроизводили, входя в роль.
Если бы по вашим романам снимался фильм, кого из знаменитостей вы бы хотели видеть в главных ролях? А кого хотели сыграть сами?
В роли Бониты и Лари – свою жену, с которых они и списаны. Если так не получится, то тогда Салму Хайек – и внешность соответствует образу, и мало кому так удаются образы взбалмошных женщин.
Из российских актрис – не знаю, я практически не смотрю нового российского кино. А те, кого знаю, и кто нравится – совершенно не подходят по типажу.
Мужские персонажи. тут как раз западных актеров видеть не слишком хочется. Новых российских – опять же не знаю почти. Сказать: «Шукшин! Приемыхов! Любшин!» — это уже слишком претенциозно, меру надо знать в своих амбициях. Не знаю, в общем. Из новых вот Андрей Панин очень нравится, да как-то фактурой не подходит. О! Андрей Мерзликин (Лунин из «Каравана PQ17») был бы замечательным Крамцовым в «Эпохе мертвых», как мне кажется. А Волков из «Великой реки». Пореченков, может быть?
В примечаниях приводится подробнейшее описание оружия, боевой техники и транспорта соответствующего мира. По прочтении хочется что-нибудь приобрести. Что посоветуете для жаждущих переселиться и получить второй шанс?
Что-то надежное и ремонтопригодное. Проще надо быть.
Может быть, в одном из ваших последующих романов мы сможем познакомиться с подобным приложением по магическим устройствам? Уж больно у вас реалистично. Наверняка читатели уже готовят денежки на покупку чудесных штучек. Только не говорите, что все выдумали.
Выдумал от и до. А вообще в магию сам не верю, просто даже вовсе.
«По своему опыту знаю, что там, где очень много благородства сразу и в одном месте, — всегда какая-то дрянь зарыта». Действительно ли проверено опытным путем?
В немалой степени. Сам факт подачи: «У нас все благородно!» вызывает подозрения и желания покопаться глубже. Благородство редко бывает хвастливым. Иногда приятно разочаровываешься, но в большинстве случаев выясняешь, что или «помощь сиротам» всего лишь уход от налогов с откатами, или что-то похуже даже, а бесплатная раздача вакцин в странах третьего мира на самом деле нелегальное испытание лекарств. И хорошо, если лекарств.
О чем и о ком будет ваша следующая книга? Неужели на Новой Земле больше злодеев не осталось?
Обязательно остались. Но пока по плану завершение второй книги цикла «Эпоха мертвых», там на неделю работы осталось, затем на очереди еще приквел к этому же роману, под названием «Я еду домой!» — история человека из Москвы, волей судеб оказавшегося аж в Аризоне во время конца света, рассказ о том, как он возвращается к семье через гибнущий мир. А потом и к «Земле лишних» надо будет вернуться, потому что сюжет продолжения у меня есть, да времени нет на него.
«Я не верю в романтическое Зло»
Фантаст, специалист по постапокалиптическому миру, одинаково хорошо владеющий как словом, так и огнестрельным оружием.
Расскажите, пожалуйста, что заставило вас впервые «взяться за перо»?
Несколько причин. Главная – захотелось написать о том, о чем бы хотелось прочитать самому.
Кого вам чаще всего приходилось обманывать?
Тех, кого не жалко обмануть.
Что вы цените в мужчинах? А в женщинах?
Хочется, чтобы женщины оставались женщинами, а мужчины – мужчинами.
Цитируя А. Круза — «…главное, на правильные кнопки нажать». На какие кнопки у своих читателей вы жмете?
В основном пытаюсь заставить читателя думать на тему: «А как бы я сам поступил на месте героя? И что я сумел бы в этой или похожей ситуации сделать на самом деле? Может, лучше что-то изменить в своей жизни прямо сейчас?»
Самые мрачные жизненные ситуации в ваших романах обычно заканчиваются победой доблестного одиночки (с примкнувшими спутниками). Хорошо вооруженный оптимист – это звучит гордо?
Хорошо вооруженный оптимист звучит разумно. Куда хуже звучит «невооруженный оптимист, уверенный в том, что кто-то примчится его спасать за то, что он платил налоги».
Вы сочувствуете всем своим героям?
Разумеется, если говорить о героях главных. Иначе не писал бы о них.
«Двадцать пять тысяч (патронов), если быть экономным, за всю жизнь не расстреляешь!». А сколько примерно патронов в своей жизни расстреляли вы? Ведь о вас Рунете написано: «Владеет совместно с женой оружейными магазинами и стрелковым клубом». Это правда или чьи-то бурные фантазии?
Это правда, не фантазии. В среднем в неделю я расстреливаю от восьмисот до тысячи пистолетных патронов и примерно четыреста из винтовок. Стреляю уже много лет. Но в приведенной фразе говорится не о тренировках.
Ваше любимое оружие?
Автомат – безусловно наш АК. Пистолеты. их несколько, ни один отечественный в их число не входит. Очень люблю Кольт М1911 и его качественные клоны. Винтовки тоже не наши, с хорошими «болтами» в нашей стране большая напряженка. Нравится СВД из самозарядок.
Представьте себе, что вас пригласили читать лекцию об индивидуальной подготовке к Постапокалипсической жизни. С чего бы вы начали — «горючее становится «вечной ценностью»?
Я бы не стал читать такую лекцию. Предпочел бы читать лекцию на тему: «Что делать, чтобы не оказаться вдруг в постапокалиптической действительности».
«Видит Бог, не я это начал и не я этого хотел. Я просто еду домой – не надо мне мешать». Это просто фраза из романа или ваша философия «странника по жизни»?
Отчасти философия. Я стараюсь никому не мешать и не люблю, когда начинают мешать мне.
Насколько ваши романы автобиографичны?
Не слишком автобиографичны, хотя в них хватает описаний и реальных случаев, и реально существующих людей.
Какую самую неожиданную выходку вы себе позволили?
Неожиданную для кого? Я вообще предпочитаю избегать неожиданностей и того, что именуется словом «выходка».
Зомби, супермутанты и прочая нечисть постоянно «распадается в прах» под сапогами и очередями вашего главного героя. Нет ли у вас желания хоть раз перейти «на другую сторону» и написать нехорошего супергероя? Ведь в жизни всегда есть место не только подвигу, но и почти романтическому Злу…
Я не верю в «романтическое Зло», оно существует только в воображении комнатных барышень, читающих книжки про красивых кровососов. Любое зло обычно мерзко как выгребная яма.
Есть ли у вас хобби, или литературный труд занимает все время без остатка?
Я стреляю, занимаюсь единоборствами, вожу самолет и катер, катаюсь по грязи на квадроцикле и увлекаюсь дайвингом.
Чем для вас является интернет? Средством общения с читателями, некоего тестирования своих произведений или некой доской объявлений под условным названием «Для тех, кому интересно»?
Если честно, не задумывался над этим никогда. Он есть и я им пользуюсь, потому что он удобен. Хотя при этом его не люблю за полное отсутствие правил.
Добро должно быть с кулаками?
Для начала вспомним три популярных современных произведения о добре и зле.
Итак, первое стихотворение Дмитрия Багрецова:
«Добро, должно быть, с кулаками,
С хвостом и острыми рогами,
С копытами и с бородой.
Колючей шерстию покрыто,
Огнём дыша, бия копытом,
Оно придёт и за тобой!
Ты слышишь — вот оно шагает,
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Добро, зловеще завывая,
Рогами тучи задевая,
Всё ближе подползает к нам!
Тебе ж, читатель мой капризный,
Носитель духа гуманизма,
Желаю я Добра — и пусть
При встрече с ним мой стих ты вспомнишь,
И вот тогда глухую полночь
Прорежет жуткий крик: «На помощь!»
А дальше — чавканье и хруст…»
Второе, ещё более известное, стихотворение Евгения Лукина:
«На излёте века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомёта
Шлёп его, козла!
Стало быть, добро-то
Посильнее зла».
Третье, совсем короткое высказывание, автора которого я не знаю:
«Добро обязательно победит зло. Поставит на колени и зверски убьёт».
Смешно? Несомненно! Остроумно? Конечно! Жизненно? А вот это уже вопрос интересный. Если исключительно из этих и им подобных произведений пытаться вывести философию добра и зла, то очень легко можно прийти к совершенно бредовым выводам. Чтобы правильно и до конца понять весь юмор, всю глубину этих произведений, надо для начала понимать, а что же такое на самом деле добро и зло.
Добро — это гармония мира и его гармоничное развитие. Зло — разрушение гармонии мира и препятствование гармоничному развитию мира. Простейшая аналогия: человеческий организм и его здоровье — это добро, болезнь, поразившая человека и старающаяся его убить, — это зло.
Естественно, к этим, истинным понятиям добра и зла все три приведённые произведения не имеют никакого отношения. Судить по ним о настоящих добре и зле — это всё равно, что исследовать учение великого Пифагора по детскому стишку: «Пифагоровы штаны во все стороны равны…». И делать вывод, что Пифагор занимался пошивом штанов (которых, кстати, в его время в Древней Греции не носили).
И что же тогда получается, что эти произведения лживы, бессмысленны, пустая болтовня? Нет, просто говорят они совсем о другом. Они говорят о наших представлениях, предрассудках, о том, что мы ошибочно объявляем добром и злом. И ещё о том, что очень часто мы одних людей пытаемся безоговорочно отнести к добру, а других — к злу. Принцип деления может быть разным: по расе, национальности, вере, профессии, месту жительства и т.д. А в действительности подавляющее большинство людей, хоть и являются по сути своей добром, но осквернены злом, то есть подвержены искушениям, одержимы грехами и пороками, не застрахованы от ошибок. И каждый человек может в любой момент перейти на сторону зла, начать действовать методами зла, стать разрушителем гармонии мира и его частей.
Например, если полицейский (призванный служить добру) начинает пытать, грабить, убивать, насиловать людей, то это вовсе не значит, что именно так действует добро. Если врач вместо того, чтобы лечить (служить добру) вымогает взятки, назначает вредные препараты, забывает пинцет в животе у пациента, это не означает, что он служит добру, что он является добром. Если солдаты, сражающиеся на справедливой войне, начинают уничтожать и унижать безвинных мирных жителей, они сами переходят на сторону зла. Если правитель какой-то страны не борется с преступниками, разрушает образование, медицину, полицию, армию, не заботится о стариках и детях, такого правителя никак нельзя считать олицетворением добра.
И последнее. А должно ли добро быть на самом деле «с кулаками», должно ли оно уметь постоять за себя? Конечно! Если добро будет беззащитно перед злом, то зло просто разрушит, уничтожит мир, и добра не останется. Это как отсутствие иммунитета у человека: любая болезнь легко его убивает. Добро обязательно должно активно бороться со злом, а мы как раз и призваны ему в этом помогать. Для чего, собственно, и дана нам жизнь.
А что касается стихов, то лучше всех на тему добра с кулаками высказался, наверное, Михаил Ножкин:
«С тех пор, как завертелась вдруг вселенная,
Добро и зло воюют день и ночь.
С тех пор у нас забота неизменная —
Ну как добру, ну чем добру помочь?
У зла, мы знаем, кулаки пудовые
И нервы, как стальной канат, крепки.
А злые все — как правило, бедовые,
А добрые — как правило, робки.
Человечество проверило веками:
С тёмной силою сраженья нелегки.
А добро — оно должно быть с кулаками, с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
А добро — оно должно быть непременно с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
А зло — оно проклятое, живучее,
Завистливый, коварный, подлый враг.
Всё метит в спину светлому, да лучшему,
Толкает нас в невежество и мрак.
Да грязной лапой в душах наших роется,
Надежды наши добрые крадёт.
А без добра планета остановится,
А без добра и солнце не взойдёт!
Человечество проверило веками:
С тёмной силою сраженья нелегки.
А добро — оно должно быть с кулаками, с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
А добро — оно должно быть непременно с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
Трясёт планету поступь многотонная —
Шагает зло в двуличии своём.
Ползёт по свету пятою колонною,
Кружит над нами чёрным вороньём.
Но добрые — как правило, бесстрашные.
Плечом к плечу нам встать давно пора!
Пора вперёд, друзья, в атаку рукопашную
На тьму под светлым знаменем добра!
Человечество проверило веками:
С тёмной силою сраженья нелегки.
А добро — оно должно быть с кулаками, с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!
А добро — оно должно быть непременно с кулаками.
Люди добрые, сожмите кулаки!»
«Добро должно быть с кулаками»: о чем писал и мечтал фантаст Андрей Круз. О чем мечтают фантасты
“Мысль о том, что добро должно быть с кулаками, – демагогический перевертыш. Сила добра в самом добре, победа добра не в подавлении, не в уничтожении, не в захвате.
Тут иной способ победы, добро побеждает тогда, когда оно остается добром: в этом и есть его победа.
Парад победы добра невозможен. Добро – это солнце нашей духовной жизни, оно дает жизнь, оно согревает. Оно вовсе не борется со льдом – лед тает от солнечных лучей, ибо он есть холод и не существует в достаточных лучах солнца. Христос простил людям своё распятие (как моя Лена Бессольцева), Христос исцелял и учил жить”
Ролан Быков — о “Чучеле”
12 октября родился Ролан Быков.
СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.
***
Я Бога моего прошу
Простить меня за то,
Что радость я свою ношу
Отдельно, как пальто,
Ее приходится снимать
На время иногда,
Чтоб не испачкать и не смять,
Когда придет беда.
Но чтоб не стать мне дураком,
Пусть даже счастье, пусть,
Ношу под радостью тайком,
Как душегрейку – грусть
***
Ночной тоски ко мне приходит близость,
Тоска меня лелеет и хранит,
Она меня ласкает и пьянит,
Она не знает равнодушья низость.
Люби меня, тоска! Мне ль не любить тоски?
Она дала мне боль, и стыд, и эту ясность,
Она дала мне ненависть и страстность,
Она – моя до гробовой доски.
Пришла тоска – и я не одинок,
С ней входят в душу лица и обличья,
Мысль, обнаженная до неприличья,
Приходит мой соблазн и мой венок.
И боль, и мысль меня, как сестры любят,
Но лишь тоска мне верная жена,
Она одна мне истинно верна,
Души не унижает и не губит.
***
Я – сонный дом, скребутся мыши.
Часы стучат. Вокруг покой и тьма.
Я начал год, расслабив мышцы
И рук, и ног, и воли и ума.
Я к датам чувствую какое-то влеченье,
В них есть всегда мистический порог,
В них для меня есть тайное значенье,
Ничем не исчисляемый итог.
И пусть я твердо знаю, что задача
Подвластна лишь усильям и боям,
Я все равно зову тебя, Удача,
Возлюбленная милая моя!
***
Моя дорога вечная – тревога:
Я растревожен небом и землей,
Пахучей розой и вонючей тлей,
Цветеньем поля и покоем стога.
Меня тревожит всякий день и час,
Тревогу каждый миг все боле множит,
И угасанье каждого из нас
Меня загадкой мрачною тревожит.
Непостижима радость бытия,
Непостижима смерть, как ты и я.
Источники:
http://fantlab.ru/blogarticle53861
http://www.stihi.ru/2012/01/23/6279
http://vk.com/wall25025787_28040