Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми в доу. Декоративно-прикладное искусство в детском саду
Декоративно-прикладное искусство в детском саду
статья на тему
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир
Скачать:
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно – прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;
Ø В продумывании элементов узора;
Ø В расположении их на объемах
Ø В создании предметов декоративного характера;
Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;
Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Дикоротивно — прикладное искусство , включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей .
Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях :
-для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;
-специальное обучение детей росписи татарского орнамента;
-для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.
Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.
Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.) . Особое внимание уделять орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол,пиала…)
В месте с детьми можно собирать иллюстрации и оформлять папки, альбомы с открытками, вырезками из журналов, фотографии. Также подбирать предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещать детские индивидуальные и коллективные работы.
Одновременно готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создать вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки к их систематизировать.
Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.
Как же нужно знакомить детейс декоративно — прикладным искусством?
В первую очередь это, конечно рассматривание изделий, т. е.
1. внесение в группу, в мини-музей (калфака, тюбетейки, ичигов) ;
2. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи;
3. собирать материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке.
Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита.
Без специального обучения освоения детьми росписи татарского орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу.
На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Если проводим украшение ичигов, вносим ичиги, рассматриваем орнамент, из каких элементов составлен узор. В татарском орнаменте используется такие цветочно растительные мотивы (тюльпан,мак,гвоздика,колокольчик,ромашка,астра,пьен,трилистник,лотос), элементы листьев декоративно-прикладное искусство вводит в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм яркими орнаментальными построениями. Это вызывает у детей живой эмоциональный отклик, желание отобразить увиденное в рисунке, в аппликации, что способствует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа.
Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента определяется степенью художественной образованности воспитателя. В организацию работы народно прикладного искусства надо начать с ознакомления особенностями украшения различных изделия быта, народного костюма, понять специфику народной орнаментации, ее связь с образами природой и национальными традициями.
Красота татарских орнаментов достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Часто используются красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый. Надо подчеркивать, что в каждом случае мастера народного искусства продумывают какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Затем воспитатель показывает образец, рассматривает, предлагает детям самим составить такие узоры. Во время выполнения работ включаем спокойную народную татарскую мелодию. Для приобщения детей к народно-прикладному искусству татарского народа, у нас в группе создан уголок, где есть дидактические игры: «Мозаика», «Назови, что это», «Украсть так же», куклы национальных костюмах, красочный иллюстративный материал, виды орнаментов. На занятиях с детьми украшаем фартуки, тюбетейки, полотенца, посуду. В младших группах учим детей составлять из готовых растительных мотивов несложную композицию, а более старших группах вырезать сложные узоры путем складывания пополам, в несколько раз. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость — большая ценность.
Татарская народная культура существует издревле и сегодня тоже украшает нашу жизнь. Я верю, что наши народные искусства расцветёт и в будущим, а среди творческих людей этой области появятся и наши воспитанники.
МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан»
Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Статья просмотрена: 16299 раз
Библиографическое описание:
Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 27-29. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 16.02.2020).
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.
Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры страны планирую в соответствии с Образовательной программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В. И.и Бабаевой Т. И. рекомендуют уделять серьезное внимание приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей страны.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их творческих возможностей, я поставили основные задачи в работе по данной теме:
Формировать устойчивый интерес к искусству народа России и народов других стран;
Развивать художественно-творческие способности у детей;
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, оформила таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Чтение Художественной литературы», «Музыка», дает возможность интересно и доступно сформировать систему знаний и умений детей по данной теме.
В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия.
Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска, использования, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине
В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям:
оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.
ознакомление детей с народным искусством
развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление и применение
Формируя культура эстетического восприятия детей, подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры, украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую игровые формы обучения, посещение нашего “музея” — “Горницы” и выставок декоративно-прикладного искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”, “Масленичные гулянья”
Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, например, “Мастера из Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников.
Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир народной русской игрушки, познакомиться с её характерными образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках проектной деятельности познакомили детей с образами загорской, полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных, застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по его контуру, т. е. использую «жест рукой».
Познавательно-игровой проект «Традиции и обычаи русского народа» помог развить интерес у детей к устному народному творчеству, народным играм. В проекте использую элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи «Русского быта», «Русского костюма», «Московский кремль». В проект входят познавательный блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д. и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.
При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей пословицами и поговорками: «Терпение и труд — все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит».
Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.
Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов), стремилась формировать навыки творческой изобразительной деятельности, учила использовать цвета для русских росписей, применять разнообразные приемы, материалы и инструменты, стремиться к созданию выразительного образа.
Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают мастерством и вкусом.
Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора, отличать северный орнамент от орнаментов других народов.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь.
Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др. Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм». Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я — взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты», где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.
Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.
Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми в ДОУ
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности — как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.
В каждой группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная — такая, чтобы на неё хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна.
Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом.
Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Наилучшая — «художественная» гуашь, но можно использовать и плакатную. Желательно, чтобы она была разных цветов и оттенков. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определённый цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов — красного, жёлтого, синего для образования оранжевого, зелёного, фиолетового и других. Оттенки разных цветов получают, смешивая белую гуашь с нужным цветом. Так, розовый цвет получают, добавляя к белилам красной краски. Разводить гуашь надо в отдельном сосуде. Для этого её набирают маленькой ложкой или палочкой и, вливая понемногу воды, размешивают до получения однородной массы.
К занятиям по рисования надо подготовить банки с водой для промывания кисточек (лучше по две — для промывания и прополаскивания), салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, подкладки размером 25×35 см. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы.
В средней группе используется бумага прямоугольной формы (1/2 альбомного листа), полоска (1/4 листа), квадрат (со стороной 15 см), круг (диаметром 10 см), вырезанные из бумаги предметы.
Детям средней группы лучше всего рисовать кистью № 12 — круглым, с острым кончиком. Следует от него широкий, и благодаря этому можно быстро выполнить узор. К занятию надо подготовить не меньше как 4 краски, чтобы дети могли не копировать цвета, предложенные на образце, а самостоятельно подобрать их. В конце занятия демонстрируются те работы детей, на которые наиболее удачно объединены цветами.
К занятиям по декоративному рисованию в старшей группе следует подготовить не только кисти (лучше № 8), а и патычки, иногда даже по два патычки на одно занятие, если, например, в узоре должны быть пятнышки двух цветов или двух размеров.
Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розети, круга, плоских предметов. Многоугольник, розету, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат — со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, жёлтого, зелёного тонов.
В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон.
Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определённого вида искусства керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.
В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти — № 12 для рисования больших элементов в узоре №6 — для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на жёлтом. Хохломские и Жостовские узоры — на чёрной, красной или золотистой бумаге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.
Для демонстрирования детских работ, показа способа изображения лучше всего использовать мольберт или доску-стенд.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/08/30/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-detskom-sadu
http://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/
http://studwood.ru/1061969/pedagogika/ispolzovanie_dekorativno_prikladnogo_iskusstva_rabote_detmi