1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Как говорить с ребенком, чтобы он вас слышал и слушал. Как общаться с детьми, чтобы они слушали и слушались? Как завоевать доверие ребенка и помочь ему вырасти счастливым

КАК НЕ НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ, ЧТОБЫ ОН ВАС СЛУШАЛСЯ. И КАК НАДО

Вы давно говорили, что вот, дескать, эти психологи вечно говорят родителям, как не надо делать и как не надо разговаривать с детьми. А как надо — не говорят! Согласны с вами. Поэтому опросили знакомых психологов на предмет конкретных формул продуктивного общения с детьми в ситуациях, готовых выйти из-под контроля. Мы всё записали.

Ситуация 1. Ребенок не играет в игрушки, а швыряет их в разные стороны.

Обычно взрослый говорит в таком случае: «Прекрати все разбрасывать!». Но это не работает. Попробуйте альтернативный подход: «Солнышко, ты бросаешь эти игрушки, потому что они тебе не нравятся? Я правильно тебя понимаю?». Если ребенок подтверждает вашу догадку, кивает в ответ, продолжайте разговор: «Давай тогда их уберем в шкаф на верхнюю полку, игрушкам будет лучше, если никто не будет их ломать. А когда готов будешь поиграть — достанем». Если ребенок говорит, что игрушки нравятся, но он хочет их бросать просто так, переключите его внимание на то, что игрушки не подходят для этой цели. «Игрушки могут сломаться, и у тебя больше не будет этих игрушек, потому что мы не сможем купить точно такие же. К тому же ты можешь ранить кого-то, если попадешь в него игрушкой. Давай швыряться чистыми носками, словно снежками на улице!».

Ситуация 2. Ребенок на что-то сильно злится и крушит все вокруг.

Обычно взрослые хотят немедленно прекратить негативные реакции детей и злятся на них в ответ, приказывая: «Прекрати немедленно!», «Перестань злиться!». Но перестать злиться не просто! Попробуйте понять ребенка и помочь ему справиться со злостью: «Знаешь, я тоже злюсь, это нормально. Но я умею побеждать злость одним крутым приемом: я издаю крик воина. Давай вместе изо всех сил покричим, издадим крик воина — и злость вместе с ним из тебя выйдет». Маленьким детям такой игровой прием будет понятен и нагляден, а с подростками про умение выпускать негативную энергию можно говорить без таких метафор, разумеется, и подбирать свой способ контроля и успокоения.

Ситуация 3. Ребенок не хочет идти чистить зубы.

Обычно взрослые нетерпимы к ситуациям непослушания и реагируют топорно: «Сейчас же чисть зубы, я сказал(а)!». Но можно набрать воздуха полной грудью и спокойно спросить: «Кто пойдет первым чистить зубы — ты, папа или Таня/Света/Антон?». Если ребенок маленький, и вы сами чистите ему зубы, спрашивайте чуть иначе: «Кому сейчас первому чистить зубки будем — тебе или маленькой Ирочке?». Как правило, истерики прекращаются, как только малышу предлагается контроль над ситуацией, конкретный выбор, большая определенность. Для многих малышей срабатывает эффект соревновательности — они хотят быть первыми везде, даже в чистке зубов.

Ситуация 4. Ребенок не хочет кушать.

«Или ты ешь, или ты отправляешься спать голодным!» — подобные угрозы обычное дело в воспитании большинства детей. А попробуйте спросить у него: «Что придумать, сынок, чтобы эта еда стала вкуснее?». Ребенку снова предлагается частичный контроль над ситуацией и он начинает думать в другом ключе, не в ключе отказа от еды всеми правдами-неправдами. Можно добавить в кашу клубничное варенье. Или заменить варенье, или просто нарисовать смешную рожицу, достать из супа весь жареный лук, съесть только картошку, а бульон выпить через трубочку… Попробуйте уточнить, ребенок подскажет. Ну а если от еды объективно отказываются все члены семьи, включая голодного папу, то дело не в капризах, извините.

Ситуация 5. Ребенок не хочет убираться в комнате.

Ребенку трудно навести порядок в большой комнате, даже если непорядок навел именно он. Не кричите на него: «Не выйдешь из комнаты, пока не уберешься!», лучше предложите конкретную помощь: «Слушай, всю комнату за раз тяжело будет прибрать. Давай ты начнешь уборку вот в этом уголочке — сложишь все мягкие игрушки в красную корзину, а все машинки — в синюю, а я соберу пока все бумажки, которые ты нарвал». Маленькому ребенку и самому страшно от бардака, который он натворил, он не знает, с чего начать. А вы своим спокойным тоном и доброжелательностью как раз подсказываете — с чего именно. Задача становится не страшной, с каждой прибранной игрушкой комната становится чище и малыш увереннее расставляет остальные игрушки по местам.

Читать еще:  Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в мир сказок. Квест-игра "путешествие в мир сказок

Ситуация 6. Ребенок не может успокоиться и кричит.

Приказ «Прекрати орать!» тут не поможет. Вам нужно установить контакт с ребенком и переключить его внимание на контролируемое дыхание. Глубокое дыхание помогает быстрее прийти в себя. Маленьким детям можно предложить дышать так, словно свечки на торте задуваешь, детям чуть постарше — дышать как Дарт Вейдер или поиграть в игру «Чей вдох-выдох глубже»… Как только вы подключаете игровой момент в трудной ситуации с маленькими детьми, они воспринимают ее уже не как соперничество, а как сотрудничество.

Ситуация 7. Ребенок не слушается вас и вы готовы взорваться.

Ситуации, когда вы предупреждаете за секунду до взрыва: «Мое терпение лопнуло!», могут быть спровоцированы чем угодно. Если вы чувствуете, что с ребенком не удается договориться на ваших условиях, замедлитесь и сделайте для него ваши чувства наглядными. «Послушай, зайка, я сейчас как светофор предупреждаю тебя об опасности. Я вот-вот загорюсь красным цветом. Сейчас я на желтом. Но мне надо вернуться на зеленый, помоги мне это сделать, скажи, что нужно сделать, чтобы мама сейчас стала доброй, а не злой, зеленой, а не красной?». Вам может показаться странным такое обращение, но ребенку — нет. Он включается в эту эмоциональную игру и на удивление быстро понимает суть ситуации и предлагает конструктивные вещи. Не забывая при этом и о собственных интересах. «Я знаю, мамочка, надо сначала дождаться твоей очереди на почте, я тихо-тихо посижу на стульчике и не буду приставать к тебе, а ты мне потом купишь вот такое большое мороженое!».

Некоторые решения, предложенные детьми в ваших «непослушных» ситуациях, могут оказаться такими милыми или смешными, что вы захотите улыбнуться и как по волшебству перестанете злиться.

Советовалась с психологами Оля Иванова

Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал

Издатель

Входит в серию

Умный тренинг, меняющий жизнь

Отзывы на книгу « Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал »

Нет, это чтиво не для меня . Автор меня очень раздражал. Все его советы — это вроде советов мам-соседок во дворе: «А у меня так было. или а мой так не делает». Но схема выливания в семье друг на друга эмоциональный шлака- это просто . Дети нервируют маму и выговариваются ей, мама выговаривается папе, а папа (внимание) разгружается как умеет , без людей, и примером автор приводит нюханье цветочков и обнимание деревьев. После этого я вообще скептически отнеслась ко всей книге и к данному знатоку психологии. Вся эта книга показалась своеобразной разгрузочной для автора исповедью- здесь, он приводит в пример ругань между детьми и родителями, часто подсказывая нематерные ругательства. Особенно мне запомнились: «овца», «зануда ты этакий», » тупой» и т.д. Автор постоянно напоминает какой у него сын чудный , как им весело вдвоем и как они любят танки! В общем фигня! Но при этом прописываются вечные истины- не бить, не ругать, любить, слушать, играть с детьми.

Давно я тут ничего не писала, но сегодня не могу молчать. Возможно, мне стоило прекратить чтение, как только я увидела слово «Веды»
«Если чего-то там не делать, то ребенок вырастет атеистом!» Как будто что-то плохое, лол. Да я надеюсь искренне, что ребенка вырастет атеисткой. Так оно и должно быть в 21 веке!
Признаю, есть в книге есть здравые мысли, но они настолько неоригинальны и всем давно известны, что стоит ли упоминать их? Все эти «10 вещей, которые никогда нельзя говорить ребенку» — откройте любой диванно-психологический паблик вконтакте и черпайте большой ложкой.
Отдельно хочу упомянуть авторский слог. Читать очень неприятно, на каждую страницу по 1-2 раза упоминается слово «дебил». Уж молчу про «задницу» и «чмо». Также сильно бросается в глаза травмированность автора службой в армии и его боязнь дома престарелых.
Ваш ребенок сует гвоздь в розетку? а почему розетки ему доступны? — а я по опыту скажу, что ребенка ну очень привлекают эти самые заглушки для розеток, их же надо попытаться выдернуть. Следовательно, и интерес к розеткам как к объекту исследования. Короче говоря, практических советов ноль целых ноль десятых. Приводится пример с истерикой в магазине ребенка, который хочет, чтобы ему купили сникерс. И дается нам шикарный совет — нельзя ребенку потакать и попытаться купировать его истерику шоколадкой! Он дальше будет пытаться манипулировать вами! *то самое фото Николаса Кейджа* ДА ЛАДНО, ПРАВДА ШТОЛЕ. «просто переключите его внимание на что-то другое». Ну спасибо, объяснил. Говорить, что «не куплю, потому что вещь дорогая/не хватает денег» тоже нельзя. Просто переключите внимание, что тупите-то? (еще одно любимое авторское слово, кстати).
Дальше такая обширная тема, как гендерные стереотипы. Нет, я понимаю, что там веды-уеды, но е-мое. «Муж — эмоциональный унитаз для женщины.» Как вам такое, м?))
«У женщин такая природа, они всегда общаются с подтекстом» — кто тебе это сказал, милый?
«Я однажды ехал в общественном транспорте и слышал, как две девушки общались между собой. Я не врубался вообще, о чем идет речь, а они прекрасно понимали друг друга.» — у меня для тебя неприятная новость, чувак. Скорее всего ты просто «тупишь».
«Многословность — женская черта».
«Царевна-лягушка – это символ изменчивой женщины: она не может быть всегда царевной и иногда становится жабой, у нее бывают критические гормональные дни. раз в месяц надо терпеть, когда жена превращается в жабу, потому что женщины так устроены. В этот период из нее выходит грязь, выходят эмоции, ее надо оставить в покое и издалека за ней наблюдать.» — угу, можно еще в отдельную хижину запереть, как это делается в некоторых местах нашей замечательной планеты.
«Я недавно услышал, что в Нахимовское училище начали принимать девочек. Ужасная новость, потому что пострадают не только девочки, но и мальчики. » — конечно, девочкам ведь не может хотеться учиться в Нахимовском.
«Мальчика хвалить за то, что у него получается, а девочку хвалить просто так, потому что она девочка, умница и мы все ее любим. Но девочка портится только лишь тогда, когда ее не любят. Вот в этом случае она действительно портится, причем до такой степени, что становится не девочкой, а непонятным существом с мужскими качествами.» «в результате вырастает жестокая бизнесвумен» — дубль 2 — как будто что-то плохое, блин! — если ты умеешь делать что-то большее, чем просто быть нежной и красивой, то превращаешься в непонятное существо. Ясненько.
«Восьмилетний мальчик приходит из школы с синяком. Его надо жалеть? Нет, зовем папу: «Папа, смотри, какая красота». Выходит папа и говорит: – Оооо… Добро пожаловать в мужской клуб. Как все было? Рассказывай, мне интересно.»
«сына, ты должен понимать, что побеждает тот, кто первым ударил.»
«Или же он ловит этого хулигана, держит его за уши и прессует его по-всякому» — это вообще нуждается в каких-то комментариях?
«во всем мире мужчины деньги на своих женщин зарабатывают сами.» — ХА.ХА.ХА.
«если у вас муж — свинья, то это ваш муж, вы сами так захотели» — а вот и перекладывание ответственности подвезли.
Если у вас какие-то проблемы с ребенком — «а зачем вы на это медитировали?»

Читать еще:  Сказки в доу для средней группы. Игровые занятия "познавательные сказки" для детей средней группы

«я же маму терплю. мы сильные, а они нет». — психолог из вас так себе, прямо скажем. А еще у этого человека жена готовит отдельно себе, мужу и сыну. Ну а что? ведь Сатья говорит, что домашнее хозяйство всего пару часов в день занимает. И вообще, мультиварки и стиральные машины у всех есть, грех жаловаться.

«Если у вас нет мужчины, значит, где-то ходит одинокий бедолага и ищет вас. Он существует в мире, его просто рядом с вами нет» — вот пусть и дальше ходит, ахах) А то заявится такой и заставит бегать вокруг мультиварки и посудомойки.

«Мудрые люди, глядя на то, как человек умирает, могут понять, как он жил и что его ждет в будущем. Благочестивые люди и умирают благочестиво.» — расскажи это жертвам терактов и несчастных случаев. Наверное, просто они все не были благочестивыми. Я больше скажу — смерть вообще не может быть благочестивой. Поверьте мне, у меня высшее медицинское.

Кстати, про постоянные похвалы — есть отличные новые исследования, которые показывают, что не стоит постоянно хвалить детей и говорить «молодец!». Но зачем нам исследования колдунов-ученых, когда есть веды.
Про то, что не нужен детям секспросвет — посмотрите хотя бы видосы Трэшсмэша, что ли, ну. Уж молчу о чем-то большем.

А вы вот знаете, откуда берутся дети? думаете, все дело в сперматозоиде и яйцеклетке? нет, дети берутся от бога. — хмм, а вот я как докторка могу вам сказать иное. Фейспалм, фейспалм, фейспалм, сука! Простите. А, еще в книге упоминается материнский инстинкт. Приехали))) у хомо сапиенс НЕТ ИНСТИНКТОВ, запомните уже, психолухи, блин.
«Вы заметили, что 95 % полученной в школе информации совершенно не нужны? Мало что из школьных знаний имеет практическую ценность.» — да, но о нейронных связях не слышал, нет? О том, что ребенку нужно решать алгебраические уравнения не для того, чтобы во взрослой жизни их потом решать, в голову не приходило?

И наконец — как выбрать имя ребенку? Что, серьезно, есть люди, которые обращаются к ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ И ВООБЩЕ КРУТОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ с чисто украинским именем Сатья, чтобы он им дал совет? Остановите планету, пожалуйста. Не могу больше, правда.

Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы слушался?

С проблемой непослушания сталкиваются практически все родители. И если у вас есть дети, вы меня поймете. Даже если вы родитель успешный. Многие понимают, что слишком непослушные дети это тоже нехорошо. Что так ребенок проявляет себя как личность, особенно в кризисном возрасте и прочее. Но разве от этого легче? Порядок наводить нужно, и дисциплинировать свое любимое чадо все равно приходится.

И чтобы этот воспитательный процесс не превращался в кошмар для вас обоих, нужно изучить и применять следующие

Читать еще:  Изготовление снеговика из ватных дисков. Новогодние поделки из ватных дисков. Необходимые материалы для простого снеговика из ватных дисков своими руками для детского садика

1. Воспитательное мероприятие следует подготовить. Не отдавайте это важное дело случаю. Стихийность и спонтанность нам не помощник. То есть, выберите подходящий момент для разговора — когда вы спокойны, и ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Случай из практики:

— Как совладать с этим ребенком. – сил моих больше нет. Приходит со школы, вещи побросает, шапка в одну сторону, портфель в другую, ботинки посередине прихожей! Если бабушка не уберет, не п овесит, все это так и останется до вечера! Безобразие!

— Действительно, безобразие. Как же вы пытались решить эту проблему?

— Как пыталась?! Я ему говорю!! Раз сказала, два сказала! Ничего не помогает! Слов не понимает!

Итак. Эмоции — плохой помощник. Только спокойствие, как говорил Карлсон. «Вдохнули-выдохнули», — и прочие приемы.

2. Четко определите для себя, что вы от ребенка хотите. И сформулируйте свою цель позитивно. Не «чтобы вещи свои не разбрасывал», а «аккуратно вешал и раскладывал по местам ». То есть, ваша задача : «Приучить ребенка к порядку».

Начать разговор тоже нужно правильно, переходим к следующему пункту. «Налаживание контакта».

3. Сделайте так, чтобы ребенок обратил на вас внимание, чтобы он смотрел не в компьютер, а на вас. Можно даже присесть перед ним, если ребенок маленький. Глаза на одном уровне. «Есть контакт!».

Хорошо использовать касание, например, взять его за руку. А еще лучше положить руку на плечо. Этот покровительственный жест устанавливает правильную субординацию. Нужно это не всегда, но смотрите по обстоятельствам. Главное, установить контакт и убедиться, что вас слушают.

После чего говорите примерно так: «Зайка, у меня к тебе просьба». И пауза. Это очень важно, потому что пусть осознает важность момента. Что перед ним мама(папа), и мама обращается с просьбой.

Дальше вы спокойно описываете ситуацию. Старайтесь без оценок, просто констатируйте факты. И четко, глядя в глаза, в простой и понятной для ребенка форме излагаете свою просьбу.

Завершаете все чем-нибудь теплым – мягко похлопайте по плечу, поцелуйте. Пусть не забывает, что вы его не только воспитываете, но еще и любите.

Схема простая, и ее можно использовать , применяя на вашу конкретную ситуацию.

Как применять схему на практике?

Итак, как же сделать так, чтобы ребенок вещи свои убрал, а потом еще и посуду помыл, то есть маме помог, как делают это другие воспитанные дети? Примерно вот так.

— Зайка, иди ко мне, пожалуйста. ( Если он чем-то срочно занят, по возможности переждите. Не прерывайте игру на интересной середине. Но, когда часть игры закончилась, будьте решительны. В любом случае, если ребенок разговаривает с вами, он видит вас, а не компьютерный экран.)

— В ответ молчание. Или что-то вроде «…Ну, щас. »

— Я жду. (Ждите спокойно, но настойчиво, чтобы он понял, что если вы ждете, то это серьезно, и все же лучше поспешить)

— У меня к тебе просьба.

Дальше вы выдерживаете паузу. Для осознания важности момента.

— В прихожей на полу валяется твоя одежда, и портфель лежит не на месте. Ты забыл повесить их на вешалку. Бабушка хотела убрать, но я ее остановила. Потому что ты должен сделать это сам. Верно? Верно. И впредь, давай договоримся, что придя из школы, ты будешь вешать пальто на вешалку, как все. И портфель ставить на место. Договорились? ( Договоренность будет достигнута легко, потому что вы же не требуете чего-то несправедливого. И ваш ребенок, конечно, понимает, что правильно, а что нет.)

— И второе, что ты сделаешь до того, как сможешь вернуться к компьютеру, чтобы немного еще поиграть. ( здесь вы используете скрытое предупреждение – не послушаешься, компьютер не получишь) Я буду обед готовить, а тебя попрошу посуду помыть. ОК? – Вот и славненько, беги, вешай вещи и приходи ко мне на кухню.

Тут очень неплохо чмокнуть сына в щечку и потрепать вихры. Для улучшения общего эмоционального фона.

Использовать договоренности, как прием, очень рекомендую. Они эффективны не только с детьми. В целом повышают культуру отношений и способствуют воспитанию ответственности.

Кстати, про эпизод о разбросанных вещах. Приготовьтесь к тому, что завтра, возможно, портфель будет привычно валяться не на месте, а любимое чадо вы увидите за компьютером, хотя уроки еще не сделаны. Не волнуйтесь, потому что на этот раз разговор пойдет в другом ключе : «Ведь мы же договорились!» Привычка вообще формируется не сразу, так же как ее ликвидация требует несколько повторений.

И так, общий алгоритм действий следующий.

1. Завладеть вниманием ребенка и убедиться в том, что контакт есть.

2. Обратить внимание, что у вас просьба и убедиться, что вас услышали.

3. Изложите проблему и четко, в понятной для ребенка форме, сформулируйте требование (желательно как просьбу – для деликатности) . Убедитесь, что ребенок вашу просьбу понял.

4. Достигните договоренности, потому что очень важно, чтобы ребенок искренне согласился и добровольно взял на себя обязательство. Договоренность должна устраивать обе стороны.

5. Мягко подтолкните к выполнению и завершите все чем-то теплым и позитивным.

Общий фон всего мероприятия – спокойствие, твердость и эмоциональная теплота.

Удачи вам, дорогие родители! задавайте вопросы, отвечу с удовольствием.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5b68f4637f5fa100a9a9a4e4/5d1730a3d8d6bf00ade04e57
http://mybook.ru/author/satya-das/neskuchnaya-detskaya-psihologiya-kak-obshatsya-s-r/
http://www.b17.ru/article/5353/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×