2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Люди и нравы древней руси. Выдающиеся памятники древнерусской письменности (обзор с обсуждением отдельных фрагментов)

Содержание

Выдающиеся памятники древнерусской письменности (обзор с обсуждением отдельных фрагментов)

Цели: продолжить знакомство с произведениями древнерусской литературы; совершенствовать навыки анализа прочитанного текста и построения историко-литературных связей; помочь почувствовать нравственное, эстетическое воздействие культурного наследия на духовную жизнь человека.

Оборудование: тексты летописей «Житие протопопа аввакума», «Поучение Владимира Мономаха», репродукции картин В. Васнецова, М. Врубеля, а. Бубнова, П. Корина.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание 2-3 сообщений: «Литература Киевской руси как средневековое искусство слова», «Значение введения христианства на руси для развития образования, литературы и искусства» (см. Домашнее задание предыдущего урока).

III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

1. постановка проблемного вопроса «вспомним знакомое…» (работа в группах)

Учитель. В 7-8 классах вы прочитали отрывки из произведений древнерусской литературы (назовите какие), а также некоторые былины и сказки. Еще по начальным классам, очевидно, вы знаете произведения живописцев на тему русской истории — картины В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Микула Се-лянинович», П. Корина «александр невский», а. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Может быть, слышали, хотя бы в отрывках, оперу н. римского-Корсакова «Снегурочка». Какими вам — на основании прочитанного, увиденного и услышанного — представляются люди Древней руси, их идеалы и стремления?

2. презентация результатов творческих работ представителями групп

IV. Работа над темой урока

1. Сообщение учителя

(По ходу сообщения учащиеся составляют тезисы.)

— В XI–XII веках в Киеве переводились произведения древнегреческих, древнеримских, византийских авторов. Это были книги по истории, географии, естествознанию, а также повести, романы, сборники легенд и сказок. В этот же период создавались самобытные произведения. Многие литературные памятники Древней руси связаны с религией (церковные проповеди, «жития святых»). Выдающимся историческим трудом была летопись, создававшаяся в городах Древней руси и, прежде всего, в Киеве.

Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и стремились воссоздать общую картину прошлого русской земли. С этой целью они использовали византийские исторические хроники, а также народные предания, былины. Грандиозна по охвату исторических событий летопись, названная «Повестью временных (то есть минувших) лет». В течение ряда десятилетий она создавалась многими авторами. В начале XII века все записи были сведены в единое целое летописцем нестором. Летопись рассказывает о возникновении Древнерусского государства («откуда есть пошла русская земля») и первых князьях («кто в Киеве наче первее княжити»).

Монах-летописец нестор и его продолжатели были образованными людьми своего времени, не чуждыми «мирских» интересов. Широта умственного кругозора и патриотизм позволяли авторам «Повести временных лет» верно судить об истинных потребностях страны. С чувством глубокой горечи повествовали они о бедах родины, страдающей от княжеских раздоров, призывая князей объединиться для борьбы со степными кочевниками, разорявшими русь.

Летописные тексты нередко отличались высокой художественностью: картинностью зарисовок, лирической взволнованностью.

В летописных повестях воспроизводились интересные сюжеты, исторические или легендарные, сказочные; в повествование обильно вводилась прямая речь героев, наполненная яркими сравнениями, мудрыми изречениями.

Кроме летописи, на руси были распространены воинские исторические повести, рассказывающие о героической борьбе русского народа с иноземцами; «хождения» — повести о любознательных путешественниках; проповеди и поучения, авторы которых говорили, каким должен быть человек; послания — страстные публицистические сочинения, нередко обличительные; «слова», посвященные важным вопросам общественной жизни; «жития» — рассказы об образцовых («святых»), по представлениям того времени, людях.

С XIII века в стране растет число отшельников — людей, порывающих со своим окружением, уходящих в пустынные места, в горы, в леса, чтобы, отказавшись от материальных благ и телесных радостей, посвятить себя молитвам и обуздать свои прихоти и страсти. Постепенно создавались целые сообщества отшельников, возникали лесные монастыри. такой монастырь, получивший название троицкого, основал недалеко от Москвы Сергий радонежский.

Многие лесные старцы отличались трудолюбием, скромностью, чувством взаимного уважения, а в тяжелую для родины годину делали все, чтобы поднять и сплотить народ на борьбу с внешним врагом.

Наиболее прославившихся подвигами самопожертвования и веры церковь причисляла к лику святых. О них современники и потомки рассказывали в житиях, служивших основным видом чтения в эпоху средневековья. В житиях чудесно переплетались описания фактов действительности с легендами и фантазиями.

Именно таким произведением является житие известного религиозного деятеля Сергия радонежского, составленное Епифанием Премудрым (сам Епифаний провел более тридцати лет в троице-Сергиевом монастыре).

Зайцев Борис Константинович — автор рассказов, повестей, романов, очерков, пьес, переводов, произведений на религиозные темы.

Его исторический очерк «Преподобный Сергий радонежский» написан на основании древних источников — легенд, преданий, а также жития, составленного Епифанием Премудрым.

Мы с вами познакомимся с отрывками из этого очерка, поскольку текст Епифания Премудрого сложен для неподготовленного читателя.

2. Комментированное чтение отрывков из исторического очерка Б. Зайцева «преподобный Сергий радонежский»

3. работа с летописным текстом «житие протопопа аввакума»

А) Сообщение учителя

Посемъ у всякого правовернаго прощения прошу; иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить, да прочтохъ Деяния апостольская и Послания Павлова,— апостоли о себе возвещали же, еда что Богъ соделаетъ в нихъ: не намъ, Богу нашему слава.

Так обращался к своим читателям известный древнерусский писатель XVII века, видный деятель и духовный руководитель раскола, протопоп аввакум Петров. XVII столетие на руси — это время больших потрясений (Смута, раскол) и серьёзных перемен. В периодизации древнерусской словесности его принято считать переходным от литературы средневекового типа к литературе нового времени. Конечно, кому бы раньше пришло в голову писать житие про самого себя! Житие предполагало описание жизни святого, канонизированного церковью, писалось в соответствии со строгими канонами, изобиловало общими местами. но парадокс заключается в том, что аввакум именно и осознавал своё произведение как наиболее традиционное, хотя на самом деле сломал все возможные каноны и традиции.

Основная идея жития аввакума заключается в том, чтобы доказать своей жизнью правильность той точки зрения, которую он защищал, тех убеждений, ради которых он поплатился карьерой, свободой, а потом пошёл на костёр.

Б) Комментированное чтение отрывков

Из «Жития Протопопа Аввакума»

Y так в чём же заключались разногласия аввакума с официальной церковью и государственной властью?

Y Каково ваше мнение об аввакуме?

В) Заключительное слово учителя

— а закончить этот короткий рассказ об одном из самых известных памятников древнерусской литературы мне бы хотелось словами современного исследователя а. робинсона. Изучая не только житие аввакума, но и жизнеописание его друга и соратника Епифания, а. робинсон пришёл к выводу, что использование традиций и одновременно их нарушение служит тому, «чтобы воссоздавать в воображении своих читателей и последователей представление о себе как о живых современниках и в то же время как об апостолах «старой веры». Историко-литературное значение жития аввакума учёный видит в том, что оно стало «одним из самых ярких прояв лений начала общего перелома в развитии русского литературного процесса во второй половине XVII в.». 4. работа с летописью «поучение Владимира Мономаха»

А) Слушание 2-х сообщений учащихся о личности

Владимира Мономаха (см. Домашнее задание)

Б) Комментированное чтение с элементами беседы

Постановка проблемного вопроса:

— Каким хочет видеть правителя Владимир Мономах?

По мере знакомства с текстом «Поучения. » на доске (а по желанию учителя и в тетрадях) будет записываться перечень требований Мономаха к правителю.

Y найдите в начале «Поучения. » слова, в которых автор называет адресатов своего поучения.

Читать еще:  Что сальвадор дали поместил на телефонную трубку. Сюрреализм сальвадора дали в оригинальных восковых скульптурах, перевоплощенных в бронзу

Y Можем ли мы с вами отнести себя к ним?

Y Как вы понимаете выражение «сидя на санях»?

Y С чего начинает Мономах перечень требований к правителю?

Y Что, по-вашему, означает выражение «страх Божий»? Как понимал это выражение Мономах? Каким примером он подтверждает, что имеет его сам?

Y Какие слова из Псалтыря особенно полюбились Мономаху и почему?

Y Какие требования заимствует Мономах из поучения Василия Великого?

Y В чём, по мнению Мономаха, проявляется благочестие? Прочитайте соответствующий ответу отрывок из «Поучения. » и прокомментируйте его.

Y Как Мономах советует относиться к тем, кто причинил тебе зло?

Культура Древней Руси. (Конспект 14)

Церковь Спаса на Нередице, снимок 1900 года, Новгород

Статья состоит из двух частей: (1) литература, (2) архитектура и живопись. В разделе о литературе решил обозначить основные произведения изучаемой эпохи. В разделе архитектура и живопись — скачал из интернета и вставил изображения храмов и фресок. Мне кажется, картинки в данном случае позволяют добиться лучшего понимание вопроса, чем текст.

Как мы выяснили ранее, дружина — была господствующим социальном слоем Древнерусского государства, поэтому неудивительно, что многие произведения литературы тех времён посвящены дружинникам, их отношениям с князем, а также междоусобицам.

Одним из ключевых событий рассматриваемого периода является принятие христианства, что открыло Руси доступ к колоссальному культурному наследию Византии.

«Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» — уникальный в древнерусской литературе памятник, отражающий взгляды и интересы светских верхов древнерусского общества. Во взглядах и представлениях автора о прошлом и современности много общего со взглядами древнерусских летописцев, скорбевших о распаде Древнерусского государства и вспоминавших о былых временах расцвета в годы правления «старых князей», но его художественный язык основан на традициях народной героической поэзии, видоизменившихся в ходе длительного бытования в дружинной среде.

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Важнейшим источником, позволяющим судить о культуре светских верхов древнерусского общества, является «Поучение детям» Владимира Мономаха, написанное им в конце жизни, когда он занимал уже киевский стол, и обращенное к его сыновьям.

Мономах — приверженец христианских нравственных идеалов, он хочет жить в соответствии с ними, быть гуманным и справедливым, но вместе с тем в его сознании прочное место занимают представления об отношениях князя и дружины, когда князь должен быть храбрым и хорошо командовать войском.

«Поучение» начинается выписками из Псалтири, поучения Василия Великого и ряда других текстов, откуда хорошо знающий их князь выбирает то, что понадобится сыновьям, когда они станут править землей: они не должны завидовать творящим беззаконие и покушаться на чужое имущество, так как их покарает Бог, а праведных возвысит; не следует злоупотреблять едой и питьем, беседовать с «нелепыми» женами, а следует «премудрых слушати, старейшим покарятися»; уметь управлять своими чувствами, совершать добрые дела, защищать убогих и обиженных.

Дальше Мономах описывает деяния своей жизни как человека, стремившегося следовать этим началам. Советы, содержащиеся в «божественных» словах, он повторяет от себя, но присоединяет к ним многие наставления, отражающие не общие нормы христианской морали, а его личный опыт. И здесь уже речь идет о знаниях и понятиях, сложившихся в дружинной среде. Так, на войне всегда следует быть бдительным, самому проверять стражу, не снимать оружия, не убедившись в отсутствии опасности. При движении с дружиной по территории княжества нельзя давать «пакостить» «отрокам»-дружинникам. Гостей надо принимать хорошо (но не потому, что так надо поступать христианину): такие люди «мимоходячи, прославять человека по всем землям», создадут ему определенную репутацию. Князь должен, не полагаясь на подчиненных, устраивать «весь наряд в дому своемь» и даже заботиться о «наряде» церковном.

Народный героический эпос.

Другой вид источников, который должен быть назван в этой связи, это народный героический эпос, нашедший свое отражение в очень немногих и отрывочных средневековых текстах, а главным образом — в записях собирателей XVIII–XIX вв. В них традиция, истоки которой ведут в дружинную среду, подвергалась трансформации вследствие длительного бытования в низовой народной среде.

Главная тематика записанных текстов — рассказы о «богатырях» (в домонгольской Руси их звали «храбры»), которые совершают свои подвиги на службе князю, или добывая ему невесту, или защищая его страну от врага, или доказывают свое военное превосходство в спорах с другими богатырями, — указывает определенно на ту среду, в которой эта традиция сформировалась.

«Слово о Законе и Благодати» Илариона.

Самым ранним произведением древнерусской христианской литературы, показывающим мастерское освоение древнерусским книжником богатых традиций византийского богословия и искусства проповеди, является «Слово о Законе и Благодати» Илариона, прочитанное автором в Софийском соборе Киева в присутствии Ярослава Мудрого и членов его семьи. Противопоставление «Закона» (уходящего с исторической сцены иудейского учения) и «Благодати» (новой христианской веры), прославление новых ценностей христианского учения создается в проповеди по всем правилам византийской риторики благодаря постоянному противопоставлению и сопоставлению сложных символических образов. Раскрыв все значение того, что Русь приобщилась к христианскому учению, пришедшему на смену языческому многобожию и обветшавшему «Закону», Иларион закончил свою проповедь похвалой Владимиру, благодаря которому Русь приобщилась к истинной вере, и Ярославу, достойному продолжателю его дела.

Не все образцы древнерусской проповеди были на столь же высоком уровне. Многие из них достаточно просты по своему построению и словарному составу, в них неоднократно повторялись одни и те же положения, изложенные по возможности более просто, — они обращались к аудитории, которая нуждалась в самых начальных знаниях о христианском вероучении.

Другой литературный жанр, в котором уже во второй половине XI в. были созданы оригинальные произведения, ни в чем не уступающие византийским образцам, — это агиография, жития святых. Первые древнерусские жития святых были созданы выдающимся древнерусским книжником, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Им было написано житие Феодосия Печерского — игумена Киево-Печерского монастыря в Киеве. Используя в качестве образца житие Саввы Освященного, одного из основателей палестинского монашества, Нестор создает оригинальный образ человека, который сначала всеми силами стремится принять постриг, порвав ради этого даже с собственной матерью, а затем целеустремленно борется с пороками не только монашеской братии, но и окружающего общества. При этом его не останавливало и высокое положение носителей верховной власти.

Совсем далеки от византийских образцов произведения, посвященные первым русским святым — Борису и Глебу, сыновьям Владимира. Это «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора, написанное в 80-х гг. XII в., и «Сказание о Борисе и Глебе», созданное в среде клира посвященной этим святым церкви в Вышгороде под Киевом в связи с перенесением в 1072 г. их останков в новый храм. И сама проблема, которая находится в центре внимания авторов произведений — какими должны быть справедливые отношения между членами княжеского рода, и прославление героев произведения — князей за то, что они не подняли оружия против «брата старейшего», покушавшегося на их жизни, предпочли умереть, но не ввергнуть Русскую землю в ужасы междоусобной войны, — все это не имеет ни параллелей, ни образцов в памятниках византийской агиографии.

К числу книг, предназначенных для богослужения, относятся наиболее ранние древнерусские рукописи. Самая ранняя точно датированная древнерусская рукопись, так называемое Остромирово Евангелие, написанная в 1056–1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира — родственника киевского князя Изяслава Ярославича, представляет собой сборник текстов из Евангелий, расположенных в том порядке, в каком они читались во время службы. Рукопись украшена великолепными миниатюрами с изображениями евангелистов и богатым орнаментов заставок и инициалов, которые средствами живописи создают подобие драгоценных византийских эмалей. «Остромирово Евангелие» показывает, какие высокие требования предъявляли к оформлению рукописей лица, близкие к двору киевского князя.

Если рукописи XI в. в стиле и оформлении достаточно точно следовали византийским образцам, то в рукописях XII в. оформление заметно меняется, в нем все более заметно проявляется влияние местной среды. Уже в Юрьевском Евангелии, написанном в Новгороде начала XII в., появляются инициалы с изображениями реальных и чудовищных зверей, которые не имеют аналогий в византийских образцах.

Наиболее ранние известные нам памятники древнерусского летописания, так называемый Начальный свод 90-ых годов XI века (нашедший отражение в Новгородской первой летописи младшего извода) и «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, написанная в начале второго десятилетия XII века, представляли собой летописные своды, в которых были соединены в единое целое летописные записи из Киева и Новгорода с известиями византийских источников, в частности о русско-византинистах отношениях. Если о событиях IX — X веков сохранились лишь предания, а от правления Владимира и Ярослава краткие погодные записи, то со середины XI мы встречаем уже подробное погодное изложением событий.

Читать еще:  Раскрытие секретов классических фокусов. Исследовательская работа "фокусы и иллюзии

В летописях отражается общественное сознание той эпохи. Так например, из летописи становится понятно, что монахов, ее писавших, а также часть светской среды волновали такие проблемы, как княжеские усобицы, половецкие набеги, а также растущий произвол дружинников, стремящихся любой ценой умножать своё богатство. Летописание имело огромное значение: у восточных славян сохранилась историческая память об из общей родине — Русской земле.

В сфере общественного сознания древнерусских людей в XII—XIII вв. протекал еще один важный процесс — у представителей разных восточнославянских племен, объединенных киевскими князьями в одно Древнерусское государство, постепенно складывалось сознание принадлежности к единой этнической общности — древнерусской народности. Представление, что все восточные славяне, живущие на территории Древнерусского государства, образуют один народ, нашло яркое выражение уже в начале XII в. на страницах написанной Нестором «Повести временных лет». В то время такое представление разделяли по преимуществу социальные верхи древнерусского общества, связанные с киевским княжеским двором, но в дальнейшем такие представления получали все большее распространение. К концу XII в. определения населения отдельных территорий по их прежней племенной принадлежности перестали встречаться на страницах летописей. В XIII — первой половине XIV в. жители разных восточнославянских земель, ранее входивших в состав Древнерусского государства, повсеместно называли себя «русинами» или «русскими», а свою землю считали частью (волостью) Русской земли. Процесс формирования единой народности протекал в домонгольской Руси гораздо интенсивнее и быстрее, чем в современной ей Германии, где в общественном сознании долго сохранялись представления о серьезных различиях между отдельными областями, сформировавшимися на основе отдельных племенных союзов и сохранявшими сознание преемственной связи с ними.

Архитектура и изобразительное искусство.

С крещением Руси на древнерусскую почву пришла христианская архитектура и христианское изобразительное искусство.

Здесь необходимо упомянуть русское деревянное зодчество — одно из наиболее значительных и выдающихся проявлений художественной и строительной культуры России и русского народа, восходящее к народной архитектуре славянских племён. Вероятно, деревянными были первые православные храмы Руси. Существует версия, что ещё в 1-й половине X века в Киеве был построен упоминающийся в летописях храм Ильи Пророка. По мнению А. П. Толочко, в летописях идёт речь об Ильинской церкви в Константинополе. В 989 году из дуба был возведён 13-главый Софийский собор в Великом Новгороде. Он сгорел незадолго до открытия нового каменного собора. Первый Успенский собор в Ростове тоже был построен из дуба в XI веке и сгорел в 1160 году. В 1184 (или в 1185) году пожар уничтожил 32 церкви Владимира.

Земли Южной и Западной Руси.

Одним из первых каменных христианских храмов, построенных еще в конце X в., была двадцатипятиглавая церковь Богородицы в Киеве, так называемая Десятинная церковь, рухнувшая после взятия города татаро-монголами.

Десятинная церковь в XIX веке, Киев

Наиболее ранние сохранившиеся христианские храмы относятся к середине XI в. — храмы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке (сохранившийся в сильно перестроенном виде) и храм Св. Спаса в Чернигове. Особенностью первых древнерусских храмов было существование в западной части храма больших хор, на которых присутствовал во время богослужения князь со свитой. В ряде случаев храм соединялся с княжеским дворцом переходом, по которому князь прямо из дворца шел на хоры.

«Чего знаете, того не забывайте, чего не знаете, научайтесь». Памятники древнерусской письменности.

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. 🙂 Будем размышлять вместе!

Письменных памятников (книги, грамоты, какие-либо надписи на сосудах, печатях, камнях, дереве и пр.) на древнерусском языке сохранилось весьма приличное количество. Тем не менее, следует помнить, что чем дальше от нашего времени та или иная эпоха, чем она древнее, тем менее памятников письменности сохранено.

Расскажем об основных памятниках древнерусской письменности.

1. Остромирово евангелие. Это книга евангельских чтений, которые были предназначены для церковных служб и которые расположены в том порядке по дням недели, начиная от пасхи, в каком они читались в церкви в течение года. Остромирово евангелие было переписано в 1056 — 1057 гг. со старославянского оригинала для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием, который, стоит отметить, в конце рукописи написал свое имя, время начала и завершения работы. Однако Григорий не указал в каком городе было написано им данная работа — в Новгороде или же в Киеве.

Евангелие представляет собой 294 листа пергамента, в котором написание велось в два столбца. Рукопись богато украшена изображениями евангелистов, инициалами и заставками, которые, в свою очередь, раскрашены золотом, зеленой, голубой, красной и белой краской.

Остромирово евангелие, судя по всему, вначале принадлежало Новгородскому Софийскому собору. Однако с 1700 гг. евангелие находилось в Оружейной палате в Москве, а с 1720 года — в Петербурге. В начале XIX века евангелие было обнаружено в комнатах императрицы Екатерины Алексеевны (Екатерина II Великая), после чего работа была передана в Петербургскую публичную библиотеку.

2. Изборник Святослава 1073 г. Данная работа была составлена для киевского князя Святослава Ярославича (сын Ярослава Мудрого) дьяконом Иоанном.

Изборник представлен на 266 листах пергамента. Работа богато украшена заставками, концовками, инициалами и различными иллюстрациями (миниатюрами) (например, изображение семейства Святослава).

Памятник является сборником молитв, церковных текстов, нравоучений как религиозного, так и бытового толка. В нем можно обнаружить сведения по поэтике, грамматике, логике, зоологии, ботанике, медицине, астрономии, о месяцах у различных народов, а также в нем указывается какую пищу и в какое время следует употреблять и пр.

3. Изборник Святослава 1076 г. «Рукою грешного Иоанна» данная работа была написана все при том же князе киевском Святославе, как и Изборник Святослава 1073 г. Можно говорить о том, что Изборник 1076 г. представляет собой вторую редакцию изборника 1073 г.

Орнамент практически отсутствует. Поскольку данный изборник был предназначен для рядовых мирян, его состав содержит в себе дополнительные статьи религиозно-поучительного толка: «Слово некоего отца к сыну своему», «Наказание богатым» и иные, где говорится о пользе чтения книг, а также о почитании детьми родителей, вреде пьянства, о злых и добрых женах и пр.

4. Архангельское евангелие 1092 г. Интересно, что данная работа написана двумя подчерками. Судя по всему, Архангельское евангелие писалось где-то на юге, что подтверждают свидетельства в виде конкретных языковых особенностях.

Архангельское евангелие 1092 г. было обнаружено в середине XIX века в Архангельской губернии. Украшений не имеется. Присутствуют только лишь заставки и заглавные буквы, которые разрисованы красной краской.

5. Новгородские служебные четьи-минеи 1095 г. (сентябрь), 1096 г. (октябрь), 1097 г. (ноябрь) . Новгородские служебные четьи-минеи представляют собой сборники церковных песнопений, которые располагаются по дням и месяцам.

Авторы-переписчики, судя по всему, были новгородцами. Данное утверждение основывается на конкретных особенностях языка данной работы, а именно на наличии цоканья и чоканья.

В XI веке было написано несколько памятников древнерусской письменности, подлинники которых не сохранились. Они дошли до нас в более позднейших списках.

6. Слово о законе и благодати. Данная работа является выдающимся произведением проповеднической литературы первого русского митрополита Иллариона (отметим, что до митрополита Иллариона на данную должность назначались только лишь греки, которые приезжали на Русь благодаря распоряжению византийской церкви).

Митрополит Илларион обладал незаурядными способностями. Он был широко образованным человеком, имеющим писательский талант.

Слово о законе и благодати было написано между 1037 г. и 1050 гг. Известно, что в списках XIV — XV вв. «Слово о законе и благодати» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и государств мира.

7. Русская правда . Русская правда является древнейшим кодексом, сводом законов Древнерусского государства. Данный памятник письменности традиционным образом связывается с именем князя Ярослава Мудрого и его сыновьями.

Большое количество списков осталось нам в наследие от данной работы (порядка 300). Стоит заметить, что Русская правда представлена в двух редакциях:

Читать еще:  Какие лекарства можно принимать во время беременности. Принимать или не принимать: лекарства во время беременности – самый серьезный вопрос. Список лекарств для беременных

— полная (пространная) — древнейший список, написание которого относится к 1282 г.;

— краткая — список дати руется серединой XV в.

8. Сказание о князьях Борисе и Глебе. Около 1072 г. данный памятник является древнейшим произведением русской житийной литературы. Автор сказания резким образом критикует феодальные распри князе, а также попытки Византии подчинить своему влиянию Русь.

9. Недатированные письменные памятники. К недатированным письменным памятникам XI века относятся: Чудовская толковая псалтырь (толкование псалмов давида), Евгеньевская псалтырь, Туровское евангелие, некоторые новгородские берестяные грамоты, печати, перстни с княжескими знаками и надписями: «КЗВСЛВ ПЛТСК» и «КЗБРСЬ», которые, судя по всему, принадлежали князьям Полоцка — Всеславу Брячиславичу (1044 — 1101 гг.) и Борису Всеславичу (дата смерти — 1128 г.); подпись французской королевы Анны Ярославны, которая являлась дочерью князя Ярослава Мудрого и женой Генриха I, на латинской грамоте 1063 г. — «Ана ръина» (Анна королева) и пр.

Также к XI веку относится уникальная надпись на Тьмутараканском камне, в которой речь ведется об измерении Керченского пролива, произведенное при князе Глебе Святославиче в 1068 г. Тьмутараканский камень был обнаружен на Таманском п/о в конце XVIII в.

Целый спектр датированных памятников письменности относится к XII в.

10. Мстиславово евангелие . Данная работа представляет собой богато украшенную рукопись, которая была написана попом Алексою около 1117 г. Предназначалось данное евангелие для князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха.

11. Юрьевское евангелие . Оно было написано в г. Киеве для Новгородского Юрьевского монастыря. Датируется 1120 г. (приблизительно).

12. Галицкое евангелие . Является памятником западно-русского происхождения. Датируется 1144 г. Обнаружено около Галича.

В XII в. имеются и некоторые памятники письменности светского характера.

13. Мстиславова грамота. Около 1130 г . Данная грамота является самым ранним подлинным актовым памятником, которые дошел до нас. Содержание грамоты таково: акт передачи великим князем киевским Мстиславов Владимировичем, являющимся сыном Владимира Мономаха) и его сыном — князем новгородским Всеволодом — Юрьевскому монастырю под Новгородом общинной земли (село Буйцы) и связанных с владением этой землей прав на производство суда и сбора дани с крестьянского населения » съ данию и съ вирами (штрафы за убийство) и съ продажами (штрафы за иные нарушения феодального права)».

14. Вкладная грамота Варлаама Хутынского. Приблизительно 1192 г. Это дарственный акт боярина г.Новгорода олексы (в монашестве — Валлам) Хутынскому монастырю на землю, огород, рыбные и гоголиные ловли, а также на холопов.

Некоторые памятники письменности XII в. не сохранились в качестве подлинника. Они дошли до нас в более поздних списках.

15. Повесть временных лет . Это величайший как исторический, так и литературный памятник Древней Руси. Он был создан в первом десятилетии XII в. и дошел до нас в качестве летописных сборников более позднего времени: Лаврентьевского (1377 г.), Ипатьевского (20-е гг. XV в.) и Первого Новгородского (XIII — XIV вв.).

16. Слово о полку Игореве . Данное произведение древнерусской письменности можно охарактеризовать по праву великим. В нем говорится о походе новгород-северского князя Игоря Святославича против своих противников — половцев в апреле-мае 1185 г. К сожалению, подлинник «Слова о полку Игореве» не сохранился.

В 1795 г. в Ярославле любителям и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным был обнаружен один из списков «Слова», который относится к XVI в. Данная находка была опубликована с русским переводом и комментариями в 1804 г.

К сожалению, обнаруженная А.И.Мусиным-Пушкиным находка, сгорела при московском пожаре 1812 г.

17. Поучение Владимира Мономаха . Данная работа принадлежит руке выдающегося государственного деятеля Древней Руси Владимира Мономаха. Оно датируется началом XII в.

В поучении говорится, прежде всего, о задачах общегосударственного порядка. Оно адресуется Владимиром мономахом к своим детям. Забота о благе государства своего и его единства является священной обязанностью князя.

Мономах достаточно резко выступает за просвещение:

«Чего знаете, того не забывайте, чего не знаете, научайтесь» . Владимир Мономах в «Поучении Владимира Мономаха».

В качестве примера Владимир Мономах указывает на своего отца — Всеволода, который, несмотря на то, что сидел «дома» (т.е. в Киеве), в совершенстве знал пять языков, за что и был известен на чужбине.

К сожалению, оригинал Поучения Владимира Мономаха не сохранился. До нас он дошел в качестве списка, помещенного в Лаврентьевскую летопись.

18. Житие Евфросинии Полоцкой. Приблизительно между 1120 — 1173 гг. Является единственным источником сведений о религиозной и культурной жизни города Полоцка 20 — 40-х гг. XII в. Оригинал,к сожалению, не сохранился, но само житие дошло до нас в списках XIV в.

19. Особым образом отметим произведения Кирилла Туровского , чьи работы пользовались большой популярностью в Древней Руси. Кирилл Туровский был западнорусским церковным деятелем второй половины XII в. Его перу принадлежит 8 «слов» на разные церковные праздники. Также его писательский талант проявился в двух поучениях и целом спектре публицистики.

Церковная литература вдохновлялась произведениями Туровского, черпая из них художественные приемы и выражения. Русские же книжники переписывали произведения Туровского многие века.

20. Надписи . От XII в. сохранилось значительное количество надписей на камнях, сосудах, пряслицах и пр. Среди основных следует указывать следующие: надпись на чаре Володимира Давидовича 1151 г.,

» А се чара кна (князя) Володимерова Давыдовича кто из нее пь (пьет) тому на здоровье, а хвала бога и своего осподара великого кна «. Надпись на чаре Володимира Давидовича 1151 г.

надпись на кресте, принадлежащем Евфросинии Полоцкой, который был изготовлен ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г., надпись на «Рогволодовом камне», находившимся на пути между Друцком и Оршей.

Памятники древнерусской письменности периода феодальной раздробленности намного разнообразней, нежели чем памятники древнерусской письменности времен существования Древнерусского государства.

Новгород, Владимир, Псков, Переяславль, Москва, Полоцк, Туров и пр. Во всех этих городах стали появляться местные летописания. Возник даже целый ряд выдающихся по своему значению, оригинальных литературных произведений. Например, к ним относятся: «Моление Даниила Заточника», конец XII — начало XIII вв., «Повесть о разорении Рязани Батыем», XIII в., «Слово о погибели Русской земли», XIII в., «Житие Александра Невского», конец XIII в. и пр.

XIII — XIV вв. оставил нам в наследие значительное количество актовых памятников, которые были написаны на различных территориях Древней Руси. Это были жалованные, правовые и купчие грамоты, духовные или договорные грамоты великих и удельных князей, кормчие книги, новгородско-псковские акты и пр.

21. Также к периоду XIII — XIV вв. относится и старейший летописный свод — Первая Новгородская летопись (по Синодальному списку XIII — XIV вв.). Первая Новгородская летопись представляет собой выдающийся памятник уникальной древнерусской литературы, где (конечно, с позиций господствующего класса), озвучивается жизнь Новгородской боярской республики. Здесь можно обнаружить и бурные политические события тех лет, и ожесточенную борьбу.

Отметим, что памятник назван «Синодальным», поскольку ранее он принадлежал к Московской Синодальной библиотеке.

Лаврентьевская летопись.

Лаврентьевская летопись является одной из самых древних русских летописей. Она датируется XIV в. Данная летопись представляет собой важнейший источник для изучения истории Киевской и Северо-Восточно Руси (852 — 1305 гг.). Названа она в честь монаха Лаврентия, который переписал её в 1377 г. в г. Нижнем Новгороде с какой-то ветхой рукописи.

Летопись поделена на две части:

  • 1 часть летописи — это «Повесть временных лет» в редакции 1116 г. здесь излагаются события, относящиеся к истории Русского государства;
  • 2 часть летописи — «Суздальская летопись», в котором описаны события, относящиеся к периоду до 1305 г. и происходившие на территории Ростово-Суздальского княжества.

Лаврентьевская летопись была обнаружена в 1792 г. А.И.Мусиным-Пушкиным.

Памятники XV — XVI вв.

Письменность XV — XVI вв. весьма богата. Можно выделить Ипатьевский список летописи , который является особо ценным источником по истории Юго-Западной Руси до конца XIII в. Особо примечательны и другие работы тех лет: цикл сказаний о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и пр.), «Хождение за три моря» купцы из Твери Афанасия Никитина, сочинения Ивана Пересветова, переписка Андрея Боголюбского с Иваном IV Грозным, судебники Ивана III и Ивана IV Грозного, «Московский апостол» 1564 г. и пр.

Источники:

http://www.testsoch.com/vydayushhiesya-pamyatniki-drevnerusskoj-pismennosti-obzor-s-obsuzhdeniem-otdelnyx-fragmentov/
http://pikabu.ru/story/kultura_drevney_rusi_konspekt_14_6902345
http://zen.yandex.ru/media/id/5d385f9589a5de00ae1e497b/5d4d2d40b5e99200ae67205e

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×