Как определить проблему в предложенном тексте? Подготовка к егэ Многие современные авторы пробуют объяснить загадки.
Содержание
- 1 Как определить проблему в предложенном тексте? Подготовка к егэ Многие современные авторы пробуют объяснить загадки.
- 1.1 Как определить проблему текста ЕГЭ
- 1.2 Алгоритм как определить главную проблему текста
- 1.3 Выберите способ формулирования проблемы
- 1.4 Подберите типовые конструкции
- 1.5 Используйте слова-подсказки
- 1.6 «Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения подготовка к егэ задание 25»
- 1.7 Как определить проблему в предложенном тексте? Подготовка к егэ Многие современные авторы пробуют объяснить загадки.
Как определить проблему текста ЕГЭ
Предлагаем вам универсальный алгоритм определения проблемы текста ЕГЭ по русскому языку, а также конкретный пошаговый алгоритм её формулировки в своём сочинении. Раскрываем некоторые особенности и секреты формулировки проблем.
Алгоритм как определить главную проблему текста
- Посмотреть есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы.
- Подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются.
- Выбрать главную проблему из всех найденных.
- Если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям или утверждениям, в которых заключена главная мысль текста.
- Ответ на вышепоставленный вопрос и определяет главную проблему текста.
Важно помнить! Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.
Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая:
- Находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;
- Дает большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует вашим знаниям, жизненному и читательскому опыту.
Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах.
Выберите способ формулирования проблемы
- Проблему можно сформулировать своими словами: «Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути». Для этой цели можно использовать вопросительные предложения: «Что влияет на формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?».
- Можно использовать цитирование: «Чем должно быть в нашей жизни телевидение?» — на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий».
- Можно указать номера предложений из текста, если проблема уже сформулирована автором.
Подберите типовые конструкции
- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) — (какая?) проблема (чего?).
- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).
Используйте слова-подсказки
- Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая.
- Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.
- Автор (что делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает, выдвигает, подробно останавливается.
- Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к. по-иному посмотреть на. оценить собственную позицию, с горечью понять.
Теперь вставьте слова-подсказки в типовые конструкции.
«Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения подготовка к егэ задание 25»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Тема урока : Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Тип урока : урок-практикум.
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Оборудование : тексты для работы; памятки для учащихся; презентация
Вступительное слово учителя:
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и — о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!
Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»
— Как вы понимаете основную мысль этой притчи?
( Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении цели).
В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация.
Кроме того, мы познакомились с основными критериями оценки задания 25 .(раздать) С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема текста, научимся её определять и правильно формулировать, комментировать и аргументировать.
Определение понятия ‘проблема’.
Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.
Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор .
Слово учителя . Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем :
— философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);
— социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
— политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
— экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
— нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Работа с текстом.
Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.
Самостоятельное чтение текста.
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» — это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, — то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.
(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души.
(По А.И. Солженицыну)
Слово учителя . Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:
Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать права других людей)
Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)
Этот вопрос и является формулировкой проблемы.
Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.
Слово учителя . Возможны два способа. С первым мы с вами только что познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) ( Р.п .: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте. (ПАМЯТКА 1)
проблема (чего?) (родит. падеж):
интеллигентности и т.д.
Задание : Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.
Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:
1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.
2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.
Слово учителя . Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?
(часть памятки 1)
Основная проблема – это та,
что стала объектом раздумий автора;
над которой он в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается;
по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
Обратимся к ТЕКСТУ 2.
Задание : Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)
(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?
(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.
(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности», — был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность – то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.
(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.
(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.
(По С. Соловейчику)
Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывают его, корректируют свои записи. Обсуждение проходит при непосредственном участии учителя.
Проблемы, рассматриваемые в тексте:
Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор текста.
С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма между чувствами и разумом.
Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает автор.
В этом тексте автор затрагивает проблему определения понятия интеллигентности.
Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.
В этом тексте анализируется проблема необходимости интеллигентности в современном обществе.
Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.
Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция.
Слово учителя . На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?
тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).
А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.
Самостоятельное чтение текста.
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема воспитания молодого поколения.
Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? — Нет.
Как же она выражается? — через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.
Запишем выводы в виде таблицы:
-тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
-в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).
выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.
Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.
Как определить проблему в предложенном тексте? Подготовка к егэ Многие современные авторы пробуют объяснить загадки.
Человек – существо общественное. Нет ничего хуже одиночества… Нормальный человек смолоду стремится войти в компанию добрых приятелей, чьи мнения, вкусы, привычки, занятия, радости ему особенно близки и дороги. Он стремится среди приятелей найти двух-трех, а еще лучше одного, кто разделил бы с ним все горести жизни. Это большой труд и большая удача, не всякому дающаяся, – найти друга и не потерять его.
Дружба бывает разная. Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю жизнь свою кому-то. Но самая великая, настоящая дружба – это когда два самоотверженных человека живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, пусть даже рождающемся в бесконечных спорах. Не бывает и быть не может истинной дружбы только тогда, когда «друг» норовит использовать это счастье людское для своекорыстных интересов, когда, по поговорке, каждый тянет одеяло на себя. Тогда дружба, даже если родится, быстро чахнет и умирает.
Иногда раздаются жалобы, как трудно найти настоящего друга, обрести дружбу. Но дружба, как и любовь, – проблема не социальная, а сугубо личная, персональная. Если еще в вопросах содействия формированию и укреплению семьи государство, общество способны внести определенный конструктивный вклад – да и то в очень ограниченных пределах, – то в вопросах дружбы и любви ничем не может помочь ни самое могущественное государство мира, ни даже все человечество в целом. Здесь приходится полагаться только на самого себя. Но тем и дороги человеку обе эти высшие разновидности общения, что в них он, и только он, – кузнец своего собственного счастья.
Текст 2
Композитора Сергея Васильевича Рахманинова мало кто знал по-настоящему: он сближался с трудом, открывался немногим. В первый момент он даже пугал: слишком много было в нем достоинства, слишком значительно и трагично было его изможденное лицо с глазами, полуприкрытыми тяжелыми веками. Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что суровая внешность не соответствует его внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям – не только близким, но и чужим, готов им помочь. И делал он это всегда незаметно, так что о многих добрых делах Рахманинова никто не знал.
Да позволено мне будет нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и рассказать то, что обещал хранить в секрете.
Однажды в «Последних новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение. На следующий день пришел от Рахманинова чек на 3000 франков. Это были большие деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. Сергей Васильевич не знал имени женщины и единственным условием поставил мне, чтобы о его помощи я не сообщал в газете и чтобы никто – в особенности нуждавшаяся женщина – не узнал об этом.
Он делал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и Петербург множество посылок, устраивал концерты в Париже в пользу русских студентов.
Как-то, в начале 1942 года, в разгар Второй мировой войны, «Новое русское слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду. Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена, и я обратился к Рахманинову с просьбой написать несколько слов о том, что надо помочь военнопленным. Чтобы Сергей Васильевич не боялся, что обращение его может быть слишком коротким, я предложил напечатать его на первой странице, в рамке.
У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии:
«Многоуважаемый господин Седых! Я должен отказаться от Вашего предложения: не люблю появляться в прессе, даже если мое выступление будет «в рамке, как подобает». Да и что можно ответить на вопрос «Почему надо давать на русских пленных ?» Это то же самое, если спрашивать, почему надо питаться. Кстати, сообщаю, что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест. С уважением к Вам С. Рахманинов».
По тексту 1
1. Тема дружбы, затронутая И.В. Бестужевым-Ладой, всегда имела для людей важное значение. Нет на Земле человека, который не задумывался бы над тем, что такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая ценность и почему, если нет друга, так его не хватает.
2. На мой взгляд, тема, поднятая И.В. Бестужевым-Ладой, особенна важна в наше время, поскольку сейчас поистине вечные ценности: любовь, дружба, вера, верность – почему-то отходят на второй план и порой воспринимаются как проявление наивности и даже слабости человека. А на первый план выходят ценности материальные, и даже среди молодежи бытует мнение, что нет ничего важнее денег. А там, где деньги, нет места дружбе.
3. Можно ли назвать дружбой отношения, основанные на корыстных интересах или на подчинении одного человека другим? Что может сделать государство, общество, чтобы помочь одиноким людям? И нужно ли в наше время вообще иметь друзей? Такие вопросы возникают после чтения текста И.В. Бестужева-Лады.
4. Рассуждение И.В. Бестужева-Лады касается темы дружбы. Автор поднимает проблему обретения настоящих друзей.
5. В тексте И.В. Бестужева-Лады поставлена проблема подлинной и мнимой дружбы.
6. Текст, предложенный в качестве исходного материала для сочинения, написан И.В. Бестужевым-Ладой и читается с интересом. Автор раскрывает большое значение дружбы, описывает ее разновидности, говорит о том, как ее обрести.
7. И.В. Бестужев-Лада поднимает в тексте интересную и важную тему. Он пишет о дружбе, рассматривает проблему ее роли в жизни человека.
По тексту 2
1. В тексте А. Седых говорится о человеке, который часто оказывал материальную помощь нуждающимся. Это композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Рассказывать о таких людях очень важно, потому что в наше время многие бедствуют, и нужны меценаты, спонсоры и просто добрые люди, готовые помочь другим.
2. В тексте, написанном А. Седых, поднимается проблема благотворительности. Она сейчас актуальна, потому что наше общество неоднородно, в нем есть богатые и бедные. Бедные люди нуждаются в помощи.
3. Надо ли помогать чужим людям, если у тебя есть такая возможность? Наверное, этот вопрос встает перед каждым обеспеченным человеком. А. Седых наталкивает нас на правильный ответ, рассказывая о композиторе С.В. Рахманинове, который всегда помогал тем, кто в этом нуждался.
4. В любые времена были и есть люди, которые голодают, не могут прокормить детей, обеспечить им и себе нормальную жизнь. Есть и инвалиды. Поэтому проблема, поставленная А. Седых, всегда актуальна. Автор говорит о значении бескорыстной помощи.
5. Проблема, которую затрагивает А. Седых, не может не волновать всех, кто неравнодушен к чужому горю. Очень важно вовремя подбодрить человека добрым словом. Но иногда нужно помочь и деньгами.
6. А. Седых рассказывает о щедром и скромном человеке – С.В. Рахманинове.
7. В тексте А. Седых говорится о композиторе Сергее Васильевиче Рахманинове.
8. А. Седых на примере поступков композитора Сергея Васильевича Рахманинова показывает нам, как можно помогать людям и при этом оставаться скромным, не хвастаться своими делами. Тема помощи другим – это важная тема. Невозможно представить себе общество, где люди не помогают слабым, бедным, больным.
9. Каждый человек может оказаться в такой ситуации, когда он будет нуждаться в материальной помощи: в деньгах, продуктах, лекарствах. И как важно, чтобы рядом оказался кто-то готовый помочь! А. Седых хорошо знал одного такого замечательного человека и рассказал нам о нем. Это композитор Сергей Васильевич Рахманинов.
Основная часть
- сформулировать одну из проблем, поставленных в исходном тексте (если это не было сделано во вступлении),
- прокомментировать ее,
- изложить позицию автора исходного текста по данной проблеме,
- выразить и обосновать собственное отношение к позиции автора.
1. Я вполне могу согласиться с точкой зрения автора. Но поясню некоторые моменты. Во-первых, фраза «Нет ничего хуже одиночества» вызывает у меня некоторое смущение. Дело в том, что у любого человека, независимо от того, сколько у него друзей, возникает желание уединиться, скрыться от окружающей его суматохи. Сюда же я отношу иногда и излишнее общение. Во-вторых, мне кажется, что заниматься поиском друзей вовсе не стоит. Как правило, друзья сами тебя находят. В-третьих, по поводу разнообразия дружбы могу сказать, что я вообще не считаю дружбой отношения, когда один пытается подчинить себе другого.
2. Но я не совсем согласна с Бестужевым-Ладой. Он говорит только о горестях жизни, которые разделяют друзья, о сочувствии друг другу, но ведь дружба – это еще и огромное счастье уже оттого, что они вместе. Друзья делятся друг с другом не только печалями, но и радостями. И это очень важно!
1. Одна из главных проблем, которую ставит автор, заключается в том, что помогать людям надо незаметно. Именно так делал Рахманинов. А. Седых цитирует письмо, в котором композитор с иронией замечает: «…Не люблю появляться в прессе, даже если мое выступление будет в «в рамке, как подобает»». Когда Рахманинов передал чек на 3000 франков женщине, попавшей в тяжелое положение, главное условие было такое: никто не должен узнать, что помощь исходила от него. Эти примеры взаимосвязаны. Они объясняют, почему «о многих добрых делах Рахманинова никто не знал»: он сам не хотел этого. И Седых одобряет скромность Рахманинова.
Я разделяю позицию автора, потому что тоже считаю, что очень важно не заявлять громогласно о собственных добрых поступках. Обосную свое мнение. Во-первых, тот человек, кому мы помогаем, постесняется принять помощь, если мы будем о ней всем рассказывать. Во-вторых, хвастливые люди неприятны. Я вспоминаю рассказ М. Зощенко «Золотые слова», в котором один начальник, сидя за столом в гостях, долго занимал внимание всех историей о том, как он героически спас пожарного и как тот был ему благодарен (даже угорев, пожарный якобы сумел сказать «мерси»). Подобные хвастуны выглядят нелепо.
2. Автор поднимает в тексте несколько важных проблем. Я хочу выделить одну из них. Может ли человек оказать большую, ощутимую помощь другим людям? Ответ на этот вопрос можно проиллюстрировать примерами из текста. Автор перечисляет добрые дела Рахманинова. Композитор «делал крупные пожертвования на инвалидов», а также отправлял своим старым друзьям, которые бедствовали, множество посылок. Кроме непосредственной материальной помощи, композитор устраивал концерты, и сборы от них шли «в пользу студентов». Позиция автора такова: один человек может многое сделать для общества.
Я солидарен с автором, ведь есть немало примеров такой помощи. Некоторые богатые люди помогают больницам, детским домам, музеям. Певцы и актеры устраивают благотворительные концерты. Многие, независимо от рода деятельности и доходов, перечисляют деньги на восстановление памятников культуры.
3. Поднимая проблему оказания помощи нуждающимся, автор показывает, как эту проблему можно решать. Он приводит несколько примеров из жизни С.В. Рахманинова, который помогал «не только близким, но и чужим». Так, композитор послал чек на 3000 франков молодой женщине, имеющей двух детей и попавшей в тяжелое материальное положение. Он не раз «делал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России». Однажды Рахманинов отправил 200 посылок военнопленным. Позиция автора однозначна: людям нужно помогать, как и поступал Рахманинов.
Я согласна с автором. Действительно, такие поступки нужны. Нужны и в наше время. Хорошо, что сейчас есть люди, подобные Рахманинову. Например, есть родители, которые помогают школе, где учатся их дети. Благодаря этой помощи приобретаются компьютеры, учебные пособия и другие полезные вещи для всех школьников.
Своей помощью мы можем спасти человека от голода, от нужды, даже от смерти. Одной девочке нужна была операция за границей. Операция стоила больших денег. Об этом рассказали по телевидению, и многие незнакомые люди откликнулись. Девочка была спасена.
Источники:
http://ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/kak-opredelit-problemu-teksta-ege.html
http://infourok.ru/problema-teksta-viyavlenie-i-formulirovka-osnovnoy-problemi-teksta-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniya-podgotovka-k-661690.html
http://yandex.ru/tutor/subject/problem/?problem_id=T4694