2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как понять чему ребенка способности. Как понять, что у ребёнка есть склонности к рисованию и как развить в нём художественные способности? Какие бывают способности ребенка

Как определить талант ребенка

Психологи, педагоги, педиатры и руководители различных секций утверждают, что все дети гениальны, или по крайней мере, очень талантливы. Но каким же талантливым должны быть родители, чтобы не только вовремя заметить способности и задатки ребенка, но и ещё развить их!

Давайте попробуем разобраться для начала в таких понятиях как способности, задатки, склонности, талант.

Задатки – природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, служащие основой для формирования тех или иных способностей.

Способность — индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения той или иной деятельности. Способности не сводятся только к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, точности и простоте приемов овладения глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Различают общие способности, необходимые для осуществления многих видов деятельности, и специальные способности, необходимые для выполнения определенного вида деятельности.

Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.

Высший уровень развития способностей – это гениальность. Гении своим творчеством и деятельностью оказывают влияние на развитие всего человечества.

Таким образом, талант и гениальность – это высокий уровень развития тех или иных способностей. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?

Способности могут лежать в одной из восьми областей человеческой деятельности.

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

— обладает хорошей памятью;
— ясно мыслит, хорошо рассуждает, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
— легко и быстро схватывает новый материал;
— задает очень много продуманных вопросов;
— любит читать книги;

— обгоняет своих сверстников по учебе;
— обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам;
— гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
— очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

О наличии музыкальных способностей можно говорить, если ребенок:

— очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
— любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
— вкладывает в исполнение песен или мелодий много чувства и энергии, а также свое настроение;
— сочиняет свои собственные мелодии;
— научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

У вашего ребенка технические способности, если он:

— интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
— любит конструировать;
— сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
— может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
— любит и умеет рисовать;
— интересуется специальной технической литературой;

Способности к научной работе проявятся у вашего ребенка в том, что он:

— обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
— умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
— любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
— часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
— с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
— не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

У вашего ребенка совершенно очевиден артистический талант, если он:

— обладает выразительной мимикой, жестами и движениями;
— стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает
— может подражать человеку, о котором рассказывает, меняя тональность и выражение голоса
— с большим желанием выступает перед аудиторией

— с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения
— пластичен и открыт всему новому.

Если у ребенка выражены спортивные способности он:

— очень энергичен и все время хочет двигаться
— смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
— почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре
— ловко управляется с коньками и лыжами, мячами и клюшками
— лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко и пластично
— предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню
— кажется, что он никогда не устает
— у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

Читать еще:  О чем гадкие лебеди стругацких. Таинственность и человеческая противоестественность «Гадких лебедей» братьев Стругацких

Художественные способности могут проявиться в том, что ребенок:

— в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски
— рисует или лепит для того, чтобы выразить свои чувства или настроение
— серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж
— рисует разнообразные рисунки, а не изображает постоянно что-то вполне удавшееся
— стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение — украшение для дома, одежды и т.д.
— не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

И, наконец, у вашего ребенка литературное дарование, если он:

— рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль
— любит фантазировать на тему действительного события, причем раскрывает событие с необычной стороны;
— выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета
— изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными
— любит писать рассказы, стихи

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные, художественный и спортивные способности могут выявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Не будем торопиться объявлять ребенка неталантливым, если он не проявляет себя как юное дарование, ведь способности это как цветы. Одни — расцветают ранней весной, а другие — лишь в конце лета. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Но уже с раннего детства можно увидеть определенные задатки и склонности. Долг любящих родителей – их заметить и развивать. Как же это сделать? Путем наблюдения! В раннем возрасте процесс выявления способностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение, ведь никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. Наблюдая за малышом, родители могут составить общее представление о его возможностях. Склонности ребенка могут стать нужной подсказкой для родителей о зарождающемся таланте ребенка.

Склонность это избирательная направленность человека на определенную деятельность. В основе склонности – глубокая устойчивая потребность в какой-либо деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Уделяя основное внимание тому, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование ребенка.

Напоследок хотелось бы сказать, что не менее важен интерес родителей к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с непониманием или равнодушием, у ребенка может быстро пропасть интерес к любимому делу. И наоборот, если ближайшее окружение поддерживает и поощряет ребенка, то его способности будут быстро развиваться и возможно даже перерастут в талант!

Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед современными родителями — как определить способности ребенка. Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников.

Что такое способности?

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.

Все способности подразделяются на природные и специфические.

Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.

Специфические способности детей можно разделить на два вида: общие и специальные.

Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.

К ним относятся:

Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.

Читать еще:  Огранизатор преступной группы". «Отдаю себе отчет, что я там не нужен»

Интеллектуальные способности, в основе которых лежит принцип моделирования объектов.

Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.

Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии. Они подразделяются на несколько категорий:

Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.

Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.

Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.

Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.

Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.

Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.

Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.

Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться и влиять на других детей.

Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.

Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.

Существует четыре метода для определения способностей детей:

Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.

Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.

Совместная деятельность — помогает развить талант в разных областях.

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся.

Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать как их затем развивать и работать с ними.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.

Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей. Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.

Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками).

Выявить вовремя, какими способностями обладает ребенок, является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов. Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей? Какие способы выбрать? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.

Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам. Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.

Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.

Консультация «Как лепка влияет на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».Обучению дошкольников началам математики.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Математика всегда остается для учеников трудной работой»,- говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики.

Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Читать еще:  Как слепить богатыря из пластилина поэтапно. Рыцарь из пластилина. Как сделать из пластилина рыцаря

Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста» Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность.

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многим знаниями и умениями нужно обладать, чтобы жизнь ребят в детском саду была насыщенной,.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Сухомлинский В. А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой птицы!». «Чем раньше.

Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста. План: I. Музыка нужна детям. II. Музыкальные способности ребенка. III. С чего.

Как понять, что у ребёнка есть склонности к рисованию и как развить в нём художественные способности?

Трудно с рождения определить способности ребенка, но в дошкольном возрасте сделать это вполне реально. Если вовремя начать развивать художественные навыки, то можно достичь высоких результатов.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив и достиг успеха во взрослой жизни. Успех зависит в первую очередь от трудовой деятельности. Родители уже с самого раннего возраста их малыша пытаются понять к какой сфере у их ребенка лежит душа, к чему есть способности, чтобы оттачивать его мастерство сразу же в нужном направлении.

Каждый человек имеет свои способности, кто-то является творческой личностью, кто-то предпочитает точные науки, кто-то – естествознание и т.д.

Когда ребенок только родился, невозможно определить его способности, хотя и можно заметить врожденные особенности, т.е. задатки. Считается, что чем раньше получится определить способности ребенка, тем быстрее можно начать их развивать, а значит, тем больше вероятность достижения успеха.

Как выявить художественные способности у ребенка?

Художники – это творческие личности, следовательно, дети, имеющие именно способности к рисованию, уже с самого раннего возраста любят заниматься творчеством. Они могут часами лепить аппликации, лепить из пластилина, рисовать, слушать музыку. Нередко творческие дети способны гармонично сочетать цвета, они много придумывают.

Характеристикой детей, имеющих художественные навыки, является также неряшливость. Стремление к аккуратности – это в первую очередь отличительная черта математиков и любителей точных наук.

В каком же возрасте можно заметить наклонности ребенка к какой-то определенной сфере? До 4 – 5 лет мало кто из детей проявляет их. Раньше всего можно увидеть склонности к художественной и музыкальной сферам – в 2 – 3 года.

Чтобы определить наличие способностей малыша к какой-то сфере, нужно дать ему возможность попробовать разные занятия. При этом нужно наблюдать, к чему у ребенка лежит душа, чем он может спокойно заниматься часы и дни напролет. Полезно будет обратить внимание на то, какие игрушки и игры выбирает ребенок, какую профессию он хочет иметь.

Помочь выявить способности ребенка могут специалисты: воспитатели в детском саду или центре, психологи, педагоги. Для определения интеллектуального развития детей имеются специальные тесты.

Как развить художественные способности в ребенке?

Если вы заметили, что у вашего ребенка имеются яркие художественные способности и желание рисовать, то, конечно, их нужно развивать.

Развить способности и помочь ребенку добиться успеха возможно только при условии, что у него будет мотивация заниматься рисованием и возможности.

Не нужно сразу же ограничивать ребенка только рисованием. Творчество – это большая сфера, в нее входят и лепка из пластилина, и создание аппликаций, и разные техники рисования, и создание всевозможных поделок. Общее творческое развитие будет полезно в будущем и поспособствует развитию навыков рисования.

Необходимо ребенка обеспечить всем необходимым. У него должны иметься альбомы и бумага для рисования, краски, гуашь, карандаши, фломастеры и прочие необходимые вещи. Если малышам будет достаточно стандартных наборов из 6 цветов, то детям постарше лучше приобретать наборы побольше. Ведь чем больше цветов в комплекте, тем лучше ребенок учится их сочетать и тем больше своих идей он может выразить на бумаге.

Что-то у малыша будет получаться быстро и легко, а на что-то потребуется время, процесс развития всегда идет рывками. В моменты, когда у ребенка не получается создать то, что он хочет, важно, чтобы рядом были родители, которые помогли бы справиться с трудностями и быть терпеливым. Поддержка мам и пап играет огромную роль в жизни ребенка, поэтому нельзя ей пренебрегать.

Необходимо вырабатывать в ребенке усидчивость и упорство, в противном случае велика вероятность, что со временем он бросит свое увлечение.

Желательно отдавать своего ребенка на курсы. Сегодня предлагаются самые разные занятия для малышей, дошкольников и школьников. Конечно, профессиональные педагоги смогут научить ребенка рисовать гораздо лучше, чем родители. Учителя обучают детей различным техникам рисования, открывая перед ними мир творчества.

Если у вашего ребенка имеются художественные способности и желание рисовать, то всячески поощряйте его, возможно, в будущем он станет настоящим художником и создаст шедевры!

Источники:

http://www.b17.ru/article/14749/
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-vyjavlenie-i-razvitie-sposobnostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
http://dc-logos.ru/articles/2016/03/15/artchild.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector